Рабочая программа элективного учебного предмета по химии «Химия в задачах» (10 класс)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа "Земля родная"
"Рассмотрена на заседании МО"
Руководитель МО естественнонаучного
Цикла ______________ /Кузнецова С.Л./
Протокол №7 от 28.05.2014 г.
"Рекомендовано к утверждению НМС"
Заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ "Земля родная"
____________ /Дубоневич В.Н./
Протокол №1 от 30.08.2014 г. "Утверждена"
Директор МАОУ СОШ "Земля родная"
______________ /Татаринов М.Н./
Приказ №___ от _______ 2014 г.

Рабочая программа элективного учебного предмета по химии
«Химия в задачах»
Учитель Кузнецова Светлана Леонтьевна
Год реализации программы: 2014/2015 учебный год
Класс: 10
Общее количество часов по плану: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Данный курс составлен на основе программы элективного курса «Решение задач по химии» для учащихся 9-11 классов (составитель А.С.Гордеев, опубликована в газете «Первое сентября. Химия», № 13, 2004 г, с.5).
28 мая 2014 г.___________________________
подпись учителя
г. Новый Уренгой
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного учебного предмета «Химия в задачах» составлена на основе программы элективного курса «Решение задач по химии» для учащихся 9-11 классов (составитель А.С.Гордеев, опубликована в газете «Первое сентября. Химия», № 13, 2004 г, с.5 и на сайте http://www.5322s16.edusite.ru/p70aa1.html#top).Элективный учебный предмет «Решение задач по курсу органической химии» предназначен для учащихся 10 класса и носит предметный характер. Рассчитан на 1 год обучения, 1 час в неделю, 35 часов в год.
Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к. это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний. Тесное взаимодействие знаний и действий является основой формирования различных приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.
У учащихся в процессе решения задач воспитывается трудолюбие, целеустремленность, упорство в достижении цели. В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, что позволяет развивать мировоззрение учащихся. Однако в школьной программе уделяется недостаточное внимание наработке системных навыков решения задач.
Программа данного курса предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по химии, развитие их познавательных интересов.
Для успешной работы по этому курсу необходимо, чтобы учащиеся владели прочными знаниями в рамках программы химического образования, важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых задач. Кроме того, требуются химическая интуиция и наблюдательность.
Цель курса. Научить учащихся основным подходам к решению химических задач и упражнений по органической химии.
Задачи курса: 1. Повысить теоретический уровень знаний учащихся по химии. 2. Привить навыки решения типовых химических задач. 3. Способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении предметов естественно-математического профиля. 4. Развивать мышление учащихся. Ожидаемые результаты изучения курса – учащиеся должны уметь решать типовые задачи по органической химии.
Формами отчётности по изучению данного курса: зачёт по решению задач.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
Решение задач по химии необходимо использовать как предлог
- для побуждения к самостоятельному поиску  информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета)
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве
- для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий
- для критической оценки химической информации, поступающей из различных источников.
В процессе обучения решению задач по химии необходимо проверять степень усвоения материала по свойствам веществ, т.к. без полного овладения данными знаниями работа будет бесполезной.
Кроме знакомства с алгоритмами решения задач необходимо познакомить учеников с приемами, которые облегчают понимание условия задачи, произведение расчетов и поверку решения. К ним относятся рисунок-схема задачи, оформление в виде таблицы, самопроверка и составление условия задачи как способ отработки навыка решения задач.
Самостоятельная деятельность по составлению условий задач учащимися как один из методов обучения решает несколько проблем, одной из которых является индивидуальный подход. Это позволяет уделить внимание слабоуспевающим ученикам и не затормозить развитие сильных учащихся.  Кроме этого решая задачу в прямом и обратном порядке, учащиеся лучше отрабатывают навык решения и самопроверки задач.
Содержание
Повторение типов задач за курс 8 и 9 класса (5 ч.)
Основные понятия и законы химии. Количественные характеристики вещества Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », «постоянная Авогадро». Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Природные источники углеводородов (9 ч.)
Упражнения по составлению структурных формул изомеров углеводородов С7–С10 разветвленного строения. Алгоритм решения задач на определение молекулярных формул органических веществ известного гомологического ряда на основе реакций с их участием (на примере гомологического ряда алкенов). Вычисление массы (объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке (задачи на избыток и недостаток). Решение задач по теме «Алканы». Решение задач по теме «Алкены». Решение задач по теме «Алкадиены». Решение задач по теме «Алкины». Решение задач по теме «Арены». Расчеты по термохимическим уравнениям. Вычисления, связанные с использованием понятия «выход продукта реакции».
Живые организмы как природные источники органических соединений (12 ч.)
Решение задач по теме «Спирты». Решение задач по теме «Альдегиды и кетоны». Решение задач по теме «Карбоновые кислоты». Решение задач по теме «Сложные эфиры. Жиры. Мыла». Решение задач по теме «Углеводы». Задачи на смеси веществ. Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по данным о поглощении продуктов их сгорания. Задачи на генетическую связь кислородсодержащих органических веществ и углеводородов. Решение задач по теме «Амины. Анилин».
Повторение (9 ч.)
Качественные реакции на отдельные классы органических соединений. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты теплового эффекта реакции. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества из участвующих в реакции. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Задачи на нахождение молекулярной формулы вещества.
Итоговое занятие
Учебно-тематический план учебно-элективного предмета для 10 класса Химия в задачах»
№ Тема Всего часов
1 Повторение типов задач за курс 8 и 9 класса 5
2 Природные источники углеводородов 9
3 Живые организмы как природные источники органических соединений 12
4 Повторение, обобщение и систематизация знаний за курс «Химия в задачах» 9
итого 35
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен знать/понимать
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, ион, радикал, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, механизм реакции, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии;основные теории химии: строения органических соединений (включая стереохимию),
классификацию и номенклатуру органических соединений;
природные источники углеводородов и способы их переработки;
вещества и материалы, широко используемые в практике: минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;уметь
называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;
характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);объяснять: реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить: расчеты по уравнениям реакций;
осуществлять: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Литература и другие информационные источники
Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В.Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. М., Дрофа. 1999.
Тренировочные тетради по органической, неорганической и общей химии под редакцией Доронькина.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. М., Высшая школа, 1993.
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ruАлхимик: сайт Л.Ю.Аликберовой http://www.alhimik.ruОсновы химии: образовательный сайт для школьников и студентов http://www.hemi.nsu.ruХимия в открытом колледже http://www.chemistry.ruОрганическая химия: электронный учебник для средней школы http://www.chemistry.ssu.samara.ruХимия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии http://school-sektor.relarn.ru/nsm/
Школьная химия http://schoolchemistry.by.ruЖарикова Е.А., Рыбкина Т.И. Вступительный экзамен по химии РХТУ-98, -99, -2000. Новомосковск: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 1998, 60 с.; 1999, 90 с.; 2000, 108 с.
Казеннова Н.Б. Справочник школьника по органической химии. М.: Аквариум, 1997, 272 с.
Конкурсный экзамен по химии. Руководство для абитуриентов. под ред. Н.Е.Кузьменко. в 6 ч. м.: Изд-во МГУ, 1993.
Короленко М.В. Задачи по органической химии с методическими рекомендациями и примерами решений. М.: ИМА-принт, 1993, 48 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. М.: Дрофа, 1997, 528 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я федеративная книготорговая компания,1998, 512 с.
Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. М.: Школа-пресс, 1999, 160 с.

календарно-тематическое планирование занятий
№ Содержание Кол-во часов Тип занятия Характеристика деятельности учащихся Вид контроля, измерители Планируемые результаты Дом.
задание Дата
план Дата
факт
Повторение типов задач за курс 8 и 9 класса 5 ч. 1 Основные понятия и законы химии. Количественные характеристики вещества
1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи на вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле, на расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », «постоянная Авогадро». На расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. Задание в тетради 1 четверть
01-06.09. 2014 2 Решение задач с понятием «доля» 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя, на вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.Задание в тетради 08-13.09
2014 3 Вычисление по химическим уравнениям 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. Задание в тетради 15-20.09
2014 4-5 Решение задач на смеси 2 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи на вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества. Задание в тетради 22-27.09
2014
29.09-
04.10
2014 Природные источники углеводородов 9 ч. 6 Упражнения по составлению структурных формул изомеров углеводородов С7–С10 разветвленного строения. Алканы. Алкены1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи на составление структурных формул изомеров углеводородов С7–С10 разветвленного строения. Задание в тетради 06-12.10
2014 7
8 Алгоритм решения задач на определение молекулярных формул органических веществ известного гомологического ряда на основе реакций с их участием 2 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи на определение молекулярных формул органических веществ известного гомологического ряда на основе реакций с их участием Задание в тетради 13-18.10
2014
20-25.10
2014 9 Вычисление массы (объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке (задачи на избыток и недостаток). 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи на Вычисление массы (объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке (задачи на избыток и недостаток). Задание в тетради 2 четверть
03-08.11
2014 10 Решение задач по теме «Алкадиены» 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 10-15.11
2014 11 Решение задач по теме «Алкины» 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 17-22.11
2014 12 Решение задач по теме «Арены» 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 24-29.11
2014 13 Расчеты по термохимическим уравнениям. 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи на расчеты по термохимическим уравнениям. Задание в тетради 01-06.12
2014 14 Вычисления, связанные с использованием понятия «выход продукта реакции». 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи на вычисления, связанные с использованием понятия «выход продукта реакции Задание в тетради 08-13.12
2014 Живые организмы как природные источники органических соединений 12 ч. 15 Спирты одноатомные. 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 15-20.12.
2014 16 Спирты многоатомные. 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 22-27.12
2014 17 Фенол. 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 3 четверть
12-17.01.
2015 18 Альдегиды и кетоны. 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 19-24.01
2015 19 Карбоновые кислоты. 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 26-31.01
2015 20 Сложные эфиры. Жиры. Мыла. 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 02-07.02
2015 21 Углеводы. Моносахариды. 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 09-14.02
2015 22 Задачи на смеси веществ. 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 16-21.02
2015 23 Дисахариды. Полисахариды. 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 23-28.02
2015 24 Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по данным о поглощении продуктов их сгорания. 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по данным о поглощении продуктов их сгорания. Задание в тетради 02-07.03
2015 25 Задачи на генетическую связь кислородсодержащих органических веществ и углеводородов. 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Уметь: решать задачи на генетическую связь кислородсодержащих органических веществ и углеводородов. Задание в тетради 09-14.03
2015 26 Амины. Анилин. 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 16-21.03
2015 Повторение 9 ч. 27 Качественные реакции на отдельные классы органических соединений 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 4 четверть
30.03-
04.04
2015 28 Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты теплового эффекта реакции. 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 06-11.04.
2014 29 Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 13-18.04
2015 30 Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества из участвующих в реакции. 1 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 20-25.04
2015 31-32 Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. 2 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 27.04-
02.05
2015
04-09.05
2015 33-34 Задачи на нахождение молекулярной формулы вещества. 2 Комбинированное занятие Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке Вид контроля текущий
Форма контроля – УО, решение задач
Измерители алгоритмы решения задач разного типа Знать: основные алгоритмы решения задач
Уметь: решать задачи разных типов Задание в тетради 11-16.05
2015
18-23.05
2015 35 Итоговое занятие 1 Занятие проверки и контроля знаний Познавательная деятельность:
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке См. занятие №1-34 См. занятие №1-34 25-30.05
2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа Элективного учебного предмета «Химия в задачах» составлена на основании программы А.М. Колесниковой «Углубленное изучение органической химии через систему расчетных задач» (Программы элективных курсов по химии 10-11 классы. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2006).Курс рассчитан на 1 год обучения (10 класс), 1 час в неделю, 35 часов в год
Основная цель курса - сформировать необходимые умения и навыки для решения задач по органической химии.
В программе учтено, что с некоторыми опорными знаниями учащиеся уже познакомились в курсе химии 8-9 класса. Содержание  курса отбиралось с целью дальнейшего углубления и расширения знаний по химии, и дополняет материал, получаемый на уроках химии в 10-м классе.
Задачи элективного учебного предмета:
1.     обеспечить удовлетворение индивидуального запроса учащегося на образовательные услуги
2.     освоение выбранного предмета на повышенном уровне с ориентацией на профессию
3.     подготовка к экзамену по выбору
4.     реализация интереса к предмету.
 Программа элективного учебного предмета включают углубление отдельных тем базового общеобразовательного уровня химии, а также расширение за счет тем, выходящих за их рамки.
Начиная с задач, химическое содержание которых простое и доступное и математический аппарат несложен, в процессе изучения данного УЭП формируются базовые умения и навыки решения задач, а затем ожидается переход к решению сложных задач (конкурсных и олимпиадных).
 На основе полученных знаний учащиеся должны приобрести умения:
·        решать задачи на определение направления протекания химической реакции с участием органических веществ
·        уметь устанавливать генетические связи между классами органических веществ
·        объяснять механизмы протекания химических реакций
Данный ЭУП дополняет и углубляет материал уроков по химии. Подобная работа в условиях дифференцированного подхода к обучению формирует устойчивый интерес школьников к химии, развивает творческие способности.
В данном ЭУП  используются инновационные педагогические технологии (коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия), развивающие самостоятельность и творческую инициативу учащихся, способность принятия решений.
Формами отчетности по изучению данного элективного курса: зачет по решению задач.
Содержание
Тема № 1 Механизмы органических реакций (10 ч)
Классификация органических реакций.
Реакции свободнорадикального замещения SR на примере алканов. Представления о механизме цепных реакций с участием свободных радикалов. Источники свободных радикалов и методы генерирования радикалов: термолиз, фотолиз соединений.
Общие сведения о реакциях присоединения к кратным связям: электрофильные, нуклеофильные, радикальные реакции.
Механизм присоединения галогенов, галогенводородов, воды, карбоновых кислот. Ориентация присоединения, реакционная способность. Нуклеофильное присоединение, радикальное присоединение.
Присоединение к сопряженным системам. Ориентация и реакционная способность. Механизм присоединения к циклопропановым кольцам.
Реакции электрофильного присоединения AdE на примере алкенов. Этиленовые углеводороды (алкены), их электронное и пространственное строение (sp2-гибридизация, s-  и  p-связи). Сопряженные диеновые углеводороды, особенности их химических свойств.
Теоретическое обоснование правила Марковникова.  Карбокатион, его устойчивость.
Реакции электрофильного замещения на примере бензола и аренов (реакции ароматической системы и углеводородного радикала). Характеристика реакционной способности электрофильных частиц и методы их генерирования, доказательство их существования.
Аренониевый механизм электрофильного замещения. Доказательство реализации механизма с участием аренониевых ионов: изотопные эффекты, выделение промежуточно образующихся аренониевых ионов. Фактор распределения, фактор селективности. Ориентация в бензольном кольце. Влияние уходящей группы.
Механизм ароматического нуклеофильного замещения. Доказательство промежуточного образования карбаниона, его строение. Стадия, определяющая скорость реакции. Влияние активирующих групп и природы уходящей группы на скорость реакции.
Реакции нуклеофильного замещения на примере спиртов. Смещение электронной плотности связи в гидроксильной группе под вилянием заместителей в углеводородном радикале
Реакции нуклеофильного присоединения на примере альдегидов.
Механизм реакции этерификации. Изотопный анализ.
Катализ в органической химии.
Понятие переходного состояния, активированного комплекса
Прочность связи С-Н в активированном комплексе.
Изотопная метка и применение её для установления механизма реакции.
Механизмы, протекающие через промежуточное образование карбокатионов.
Строение и устойчивость карбокатионов.
Тема № 2 Структура органических веществ (12 ч)
Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах. Свойство атомов углерода образовывать прямые, разветвленные и замкнутые цепи, одинарные и кратные связи. Гомология, изомерия, функциональные группы в органических соединениях.  Зависимость свойств веществ от химического строения. Классификация органических соединений. Основные направления развития теории химического строения.
Образование одинарных, двойных и тройных углерод-углеродных связей в свете представлений о гибридизации электронных облаков.
Свойства и параметры ковалентной связи. Природа химической связи в молекулах органических соединений, гомо- и гетеролитические способы разрыва связей. Понятие о свободных радикалах. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая, водородная. Механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорно-акцепторный. Ионный и свободно-радикальный разрыв ковалентных связей.
Энергия связи. Потенциал ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность. Полярность связи, индуктивный эффект. Кратные связи. Модель гибридизации орбиталей. Связь электронной структуры молекул с их геометрическим строением (на примере соединений элементов 2-го периода). Делокализация электронов в сопряженных системах, мезомерный эффект. Понятие о молекулярных орбиталях.
Алканы и циклоалканы. Конформеры. Зигзагообразное строение углеродной цепи, возможность вращения звеньев вокруг углерод-углеродных связей.
Алкены и циклоалкены. Сопряженные диены.
Алкины. Кислотные свойства алкинов.
Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Стирол. Реакции ароматической системы и углеводородного радикала. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце (ориентанты I и II рода). Понятие о конденсированных ароматических углеводородах.
Тема №3  Решение олимпиадных и конкурсных задач  (13 ч)
Решение задач повышенного уровня сложности.
Учебно-тематический план
№ Тема Кол-во часов
1 Механизмы органических реакций 10
2 Структура органических веществ 12
3 Решение олимпиадных задач 13
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
Решение задач по химии необходимо использовать как предлог
- для побуждения к самостоятельному поиску  информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета)
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве
- для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий
- для критической оценки химической информации, поступающей из различных источников.
В процессе обучения решению задач по химии необходимо проверять степень усвоения материала по свойствам веществ, т.к. без полного овладения данными знаниями работа будет бесполезной.
Кроме знакомства с алгоритмами решения задач необходимо познакомить учеников с приемами, которые облегчают понимание условия задачи, произведение расчетов и поверку решения.
К ним относятся рисунок-схема задачи, оформление в виде таблицы, самопроверка и составление условия задачи как способ отработки навыка решения задач.
Самостоятельная деятельность по составлению условий задач учащимися как один из методов обучения решает несколько проблем, одной из которых является индивидуальный подход. Это позволяет уделить внимание слабоуспевающим ученикам и не затормозить развитие сильных учащихся.  Кроме этого решая задачу в прямом и обратном порядке, учащиеся лучше отрабатывают навык решения и самопроверки задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА.
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, механизм реакции, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии;
основные теории химии: строения органических соединений (включая стереохимию),
классификацию и номенклатуру органических соединений;
природные источники углеводородов и способы их переработки;
вещества и материалы, широко используемые в практике: минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;уметь
называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;
характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);объяснять: реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить: расчеты по уравнениям реакций;
осуществлять: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Литература
Для учителя
1.Габриелян О.С. Орган. химия : Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова. –М.: Просвещение, 2004.
2.Кузьменко Н.Е. Химия. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» : ООО «Издательство « Мир и Образование», 2002.
3.Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школа-Пресс, 1999.
4.Содержание и технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения. Часть 6. Методические рекомендации по химии / Авт.-сост. М.А.Ахметов; Под ред. Т.Ф.Есенковой, В.В.Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО,2005.
5.Химия для гуманитариев / Сост. Н.В.Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2005.
6.Шамова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения.— М.: Школа-Пресс, 1999.
7.Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие/ Отв. ред. Т.Б.Качкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
Для учеников
1.Габриелян О.С. Орган. химия : Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова. – М.: Просвещение, 2004.
2.Кузьменко Н.Е. Химия. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство « Мир и Образование», 2002.
3.Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школа-Пресс, 1999.
4.Шамова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения.— М.: Школа-Пресс, 1999.

Календарно-тематическое планирование (1 час в неделю, всего 35 часов)
№ Тема Кол-во часов Тип урока Характеристика деятельности учащихся
Элемент содержания Вид контроля, измерители
Практическая часть Планируемые результаты Задание на дом Дата
план Дата факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Тема 1. Механизмы органических реакций (10 часов)
1 Классификация органических реакций. 1 Комбинированный урок Познавательная деятельность:
исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.
Классификация органических реакций. Вид контроля -
входной
Форма контроля – УО
Знать/понимать
типы химических реакций Записи в тетради 2 Радикальные реакции 2 Комбинированный урок Познавательная деятельность:
исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.
Реакции свободнорадикального замещения SR на примере алканов. Представления о механизме цепных реакций с участием свободных радикалов. Источники свободных радикалов и методы генерирования радикалов: термолиз, фотолиз соединений. Вид контроля -
входной
Форма контроля – УО, тест
Измерители: алгоритмы решения задач
Знать/понимать
- механизмы протекания реакций в органической химии Записи в тетради 3 Ионные реакции 3 Комбинированный урок Познавательная деятельность:
исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности
Общие сведения о реакциях присоединения к кратным связям: электрофильные, нуклеофильные, радикальные реакции. Механизм присоединения галогенов, галогенводородов, воды, карбоновых кислот. Ориентация присоединения, реакционная способность. Нуклеофильное присоединение, радикальное присоединение. Присоединение к сопряженным системам. Ориентация и реакционная способность. Механизм присоединения к циклопропановым кольцам. Теоретическое обоснование правила Марковникова. Карбокатион, его устойчивость. Реакции электрофильного замещения на примере бензола и аренов (реакции ароматической системы и углеводородного радикала). Характеристика реакционной способности электрофильных частиц и методы их генерирования, доказательство их существования. Аренониевый механизм электрофильного замещения. Доказательство реализации механизма с участием аренониевых ионов: изотопные эффекты, выделение промежуточно образующихся аренониевых ионов. Фактор распределения, фактор селективности. Ориентация в бензольном кольце. Влияние уходящей группы. Механизм ароматического нуклеофильного замещения. Доказательство промежуточного образования карбаниона, его строение. Стадия, определяющая скорость реакции. Влияние активирующих групп и природы уходящей группы на скорость реакции. Вид контроля -
текущий
Форма контроля – УО, тест
Измерители: алгоритмы решения задач
Знать/понимать
- механизмы протекания реакций в органической химии Записи в тетради 4 Ионные реакции 3 Комбинированный урок Познавательная деятельность:
исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности
Реакции нуклеофильного замещения на примере спиртов. Смещение электронной плотности связи в гидроксильной группе под вилянием заместителей в углеводородном радикале Реакции нуклеофильного присоединения на примере альдегидов. Механизм реакции этерификации. Изотопный анализ. Катализ в органической химии. Понятие переходного состояния, активированного комплекса Прочность связи С-Н в активированном комплексе. Изотопная метка и применение её для установления механизма реакции. Механизмы, протекающие через промежуточное образование карбокатионов.
Строение и устойчивость карбокатионовВид контроля -
текущий
Форма контроля – УО, тест
Измерители: алгоритмы решения задач
Знать/понимать
- механизмы протекания реакций в органической химии Записи в тетради Тема 2. Структура органических веществ (12 часов)
5 Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах. 1 Комбинированный урок Познавательная деятельность:
исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования
Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах. Свойство атомов углерода образовывать прямые, разветвленные и замкнутые цепи, одинарные и кратные связи. Гомология, изомерия, функциональные группы в органических соединениях.  Зависимость свойств веществ от химического строения. Классификация органических соединений. Основные направления развития теории химического строения. Вид контроля -
текущий
Форма контроля – УО, тест
Знать/понимать
-химические понятия: индуктивный и мезомерный эффекты
Уметь
-определять: характер взаимного влияния атомов в молекулах Записи в тетради 6 Электронные эффекты 1 Комбинированный урок Познавательная деятельность:
исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования
Образование одинарных, двойных и тройных углерод-углеродных связей в свете представлений о гибридизации электронных облаков.
Свойства и параметры ковалентной связи. Природа химической связи в молекулах органических соединений, гомо- и гетеролитические способы разрыва связей. Понятие о свободных радикалах. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая, водородная. Механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорно-акцепторный. Ионный и свободно-радикальный разрыв ковалентных связей. Вид контроля -
текущий
Форма контроля – УО, тест
Измерители: алгоритмы решения задач
Знать/понимать
-химические понятия: индуктивный и мезомерный эффекты
Уметь
-определять: характер взаимного влияния атомов в молекулах Записи в тетради 7 Взаимное влияние атомов в алифатических соединениях 1 Комбинированный урок Познавательная деятельность:
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Информационно-коммуникативная деятельность: Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность: Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.
Энергия связи. Потенциал ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность. Полярность связи, индуктивный эффект. Кратные связи. Модель гибридизации орбиталей. Связь электронной структуры молекул с их геометрическим строением (на примере соединений элементов 2-го периода). Делокализация электронов в сопряженных системах, мезомерный эффект. Понятие о молекулярных орбиталях. Вид контроля -
текущий
Форма контроля – УО, тест
Измерители: алгоритмы решения задач
Знать/понимать
-химические понятия: индуктивный и мезомерный эффекты
Уметь
-определять: характер взаимного влияния атомов в молекулах Записи в тетради 8 Правила ориентации в бензольном кольце 1 Комбинированный урок Познавательная деятельность:
исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности Вид контроля -
текущий
Форма контроля – УО, тест
Измерители: алгоритмы решения задач
Знать/понимать
-химические понятия: индуктивный и мезомерный эффекты
Уметь
-определять: характер взаимного влияния атомов в молекулах Записи в тетради 9 Взаимное влияние атомов в ароматических соединениях 1 Комбинированный урок Познавательная деятельность:
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Информационно-коммуникативная деятельность: Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность: Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Вид контроля -
текущий
Форма контроля – УО, тест
Измерители: алгоритмы решения задач
Знать/понимать
-химические понятия: индуктивный и мезомерный эффекты
Уметь
-определять: характер взаимного влияния атомов в молекулах Записи в тетради 10 Предельные углеводороды 1 Комбинированный урок Познавательная деятельность:
исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности
Алканы и циклоалканы. Конформеры. Зигзагообразное строение углеродной цепи, возможность вращения звеньев вокруг углерод-углеродных связей. Вид контроля -
текущий
Форма контроля – УО, тест
Измерители: алгоритмы решения задач
Знать/понимать
-важнейшие вещества:
алканыУметь
-называть: алканы по «тривиальной» и международной номенклатуре;
-определять: принадлежность органических веществ к классу алкановЗаписи в тетради 11 Алкены. Алкины. Алкадиены. Арены 2 Комбинированный урок Познавательная деятельность:
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Информационно-коммуникативная деятельность: Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность: Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.
Реакции электрофильного присоединения AdE на примере алкенов. Этиленовые углеводороды (алкены), их электронное и пространственное строение (sp2-гибридизация, s-  и  p-связи).
Алкены и циклоалкены. Сопряженные диены. Сопряженные диеновые углеводороды, особенности их химических свойств.
Алкины. Кислотные свойства алкинов.
Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Стирол. Реакции ароматической системы и углеводородного радикала. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце (ориентанты I и II рода). Понятие о конденсированных ароматических углеводородах. Вид контроля -
текущий
Форма контроля – УО, тест
Измерители: алгоритмы решения задач
Знать/понимать
-важнейшие вещества:
Алкены, алкины, алкадиены, арены
Уметь
-называть: алкены, алкины, алкадиены, арены по «тривиальной» и международной номенклатуре;
-определять: принадлежность органических веществ к классу алкенов, алкинов, алкадиенов, ареновУметь
-характеризовать: строение свойства алкенов, алкинов, алкадиенов, аренов-объяснять: зависимость реакционной способности алкенов. Алкинов, алкадиенов, аренов от строения их молекул
-выполнять химический эксперимент по распознаванию алкенов, алкинов, алкадиенов, аренов получению веществ Записи в тетради 12 Спирты. Фенолы. Альдегиды. Кетоны 2 Комбинированный урок Познавательная деятельность:
исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности Вид контроля -
текущий
Форма контроля – УО, тест
Измерители: алгоритмы решения задач
Знать/понимать
-химические понятия: функциональная группа спиртов
-вещества: метанол, этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола;
Уметь
-называть спирты по «тривиальной» и международной номенклатуре
-определять принадлежность веществ к классу спиртовЗнать/понимать
-химические понятия: функциональная группа альдегидов;
-вещества: формальдегид, ацетальдегид, ацетон
Уметь
-называть альдегиды по «тривиальной» и международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к классу альдегидов и кетонов Записи в тетради 13 Карбоновые кислоты. Жиры.
Сложные эфиры 2 Комбинированный урок Познавательная деятельность:
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Информационно-коммуникативная деятельность: Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность: Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Вид контроля -
текущий
Форма контроля – УО, тест
Измерители: алгоритмы решения задач
Знать/понимать
-химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот
Уметь
-называть карбоновые кислоты по международной номенклатуре и «тривиальной» номенклатуре
-определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот
Уметь
-характеризовать строение и химические свойства карбоновых кислот
-объяснять зависимость свойств карбоновых кислот от состава и строения Записи в тетради 14 Азотсодержащие соединения 1 Комбинированный урок Познавательная деятельность:
исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности Вид контроля -
текущий
Форма контроля – УО, тест
Измерители: алгоритмы решения задач
Знать/понимать
-химические понятия: функциональная аминогруппа
-вещества: амины, анилин
Уметь
-называть: амины по международной и «тривиальной» номенклатуре
-определять принадлежность веществ к классу аминов Записи в тетради Тема 3.Решение олимпиадных задач (12 часов)
15 Решение задач 12 Комбинированный урок Познавательная деятельность:
Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.
Информационно-коммуникативная деятельность: Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).
Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Вид контроля -
текущий
Форма контроля – самостоятельная работа
Измерители: алгоритм решения задач Уметь
-проводить
-расчеты по химическим формулам, уравнениям, решать комбинированные задачи Записи в тетради