Рабочая программа элективного курса Математика в повседневной жизни


УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Новопокровская СОШ»
___________Н.И.Климачёва
Приказ №
от«_____»_____________20_ г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________________
«_____»______________20_ г. РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель
____________________
протокол №____от_______20__ г.
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по математике
«Математика в повседневной жизни»
для 9 класса
на 2012-2013 учебный год
Составила: учитель математики
Ерёмина Татьяна Васильевна
п. Новопокровка
2014-2015
Программа содержит:
Пояснительную записку;
Учебно-тематическое планирование;
Требования к уровню подготовки учащихся;
Календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка
Разработка программы данного элективного курса обусловлена тем, что в школах при решении математических задач не делается акцент на том, каким образом каждая изученная тема и набор навыков по решению математических задач могут быть использованы в жизненных ситуациях и применены к расчетам, совершаемым человеком каждый день. Большая часть в данном элективном курсе отводится задачам на проценты, так как на первом этапе основной школы эта тема изучается довольно мало и учащиеся в силу своих возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни.
Понимание и умение того, как производить разного вида расчеты, необходимы каждому человеку.
Предлагаемый курс «Математики в повседневной жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественнонаучному и социально-экономическому профилю.
Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков математических вычислений, но и формированию интереса учащихся к изучению математики в школе.
Цели курса:
– сформировать понимание необходимости знаний разного вида вычислений, в том числе и процентных для решения большого круга задач, показав широту применения математики в реальной жизни;
– способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
– сформировать умения заполнять некоторые документы, часто используемые в жизни каждой семьи, производить вычисления, необходимые для применения их в практической деятельности;
– решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
– привить учащимся основы экономической грамотности;
– помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Данный курс рассчитан на 11 занятий по различным темам, касающимся рассмотрению задач с практическим содержанием, а именно таких задач, которые связаны с математическими вычислениями в повседневной жизни, каждое из которых содержит подробный конспект урока.
Ко всем занятиям имеется либо небольшая историческая и теоретическая справка, либо краткое изложение того, как та или иная тема может быть применена к расчетам на каждый день. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на умение заполнять документы по оплате жилищно-коммунальных услуг и подсчитывать расход материалов и денежных средств на ремонт помещения до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации.
В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа и использование презентаций на уроке. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме.
Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Программа может быть эффективно использована в 8-9 классах с любой степенью подготовленности учащихся, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.
Структура этого курса такова, что на каждом уроке, любой из учеников может полностью понять, воспринять материал и адаптировать его к большому количеству случаемых в жизни ситуаций. На занятиях используются различные виды подачи одного и того же материала, что позволяет активизировать все виды памяти. Материал воспринимается легко, так как изучается путем постановки проблемы, опираясь на уже имеющиеся знания, умения и навыки учеников.
Данный элективный курс может стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике.
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Введение в элективный курс. (1 час)
Сообщение цели и задачи курса. С помощью презентации демонстрация его актуальность. Составляется задание в виде таблицы, которую необходимо заполнять на протяжении всего курса.
Тема 2. Коммунальные платежи. (2 часа)
Показ широты применения в жизни математических расчетов. Заполнение квитанций по оплате коммунальных услуг за свет, за квартиру, за телефон. Введение основных понятий в коммунальных платежах: «пеня», «доплата». Отработка навыков ориентирования в тарифах. Решение задач, связанных с заполнением квитанций на оплату. Выполнение тренировочных упражнений.
Тема 3. Ремонт кабинета. (2 часа)
Демонстрация разного вида таблиц, для усвоения учащимися навыков работы с таблицей предлагаемых бытовых услуг. Решение задач по подсчетам расходных средств на ремонт помещения и прикидка оптимального вида ремонта.
Тема 4. Проценты в прошлом и настоящем.(1 час)
Сообщение об истории появления процентов; устранение пробелов в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализация знаний об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
Тема 5. Проценты в современной жизни. (1 час)
Закрепление полученных знаний о процентах в ходе игры и показа презентаций учениками.
Тема 6. Банковские операции. (2 часа)
Актуализация знаний о сложном проценте для отработки навыков использования формулы при вычислении банковской ставки, суммы вклада, срока вклада. Самостоятельное выполнение заданий.
Тема 7. Распродажа, тарифы, штрафы. Бюджет, зарплата. (2 часа)
Введение основных понятий для решения математических задач по данной теме, а именно: скидка, распродажа, тарифы, штрафы, бюджет. Демонстрация примеров повседневного использования процентных вычислений в настоящее время.
Тема 8. Повторение. Защита проектов по теме: «Математика в повседневной жизни»
Учащиеся (индивидуально или по группам) определяют тему своей творческой работы. Распределяются в группы и определяют цели и задачи своего проекта. Составляют план дальнейших действий. Собирают материалы для проекта.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п Наименование курса Всего часов В том числе
Теор.ч Практ.ч Контрольных работ
1 Введение в элективный курс 1 0,5 0,5 0
2 Коммунальные платежи 2 1 1 0
3 Ремонт кабинета 2 1 1 0
4 Проценты в прошлом и настоящем 1 0,5 0,5 0
5 Проценты в современной жизни 2 1 1 0
6 Банковские операции 3 1 2 0
7 Распродажа, тарифы, штрафы. Бюджет, зарплата 4 1 1 0
7 Повторение. Защита проектов по теме: «Математика в повседневной жизни» 2 1 1 0
Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:
уметь заполнять квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг, и производить для этого все необходимые математические расчеты;
– знать сферы применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
– производить прикидку и оценку результатов вычислений;
– при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на первое полугодие 2014 - 2015 учебного года
по элективному курсу «Математика в повседневной жизни»
 Класс : 9
 Учитель: Ерёмина Татьяна Васильевна
 Количество часов: всего 17 час.; в неделю: 1 час.
 Плановых контрольных работ 0 зачетов 0, лабораторных
работ 0 , проектных работ 1
№ п/п Тема урока Кол-во
часов Дата проведения урока Виды и формы
контроля Требования к уровню усвоения программы
планируемая фактическая 1 Введение в элективный курс 1 04.09.2014 Проверка конспекта лекции -знать цели и задачи курса
2 Коммунальные платежи 1 11.09.2014 проверка конспекта и самостоятельно решенных задач -знать понятия «тариф» и «пеня»
-уметь заполнять квитанции об оплате коммунальных услуг
3 Коммунальные платежи 1 18.09.2014 проверка самостоятельно решенных задач -уметь заполнять квитанции об оплате коммунальных услуг
4 Ремонт кабинета 1 25.09.2014 проверка конспекта лекции -уметь решать задачи по подсчетам расходных средств на ремонт помещения
5 Ремонт кабинета 1 02.10.2014 проверка самостоятельно решенных задач -уметь решать задачи по подсчетам расходных средств на ремонт помещения
6 Проценты в прошлом и настоящем 1 09.10.2014 проверка конспекта и самостоятельно решенных задач -знать историю происхождения процента
-уметь находить процент от числа ;
-уметь находить число по его проценту
7 Проценты в современной жизни
1 16.10.2014 проверка самостоятельно решенных задач -уметь находить процент одного числа от другого
8 Банковские операции 1 23.10.2014 Проверка конспекта и самостоятельная работа -знать формулы при вычислении банковской ставки, суммы вклада, срока вклада
9 Банковские операции. Сложные проценты
1 30.10.2014 самостоятельная работа, работа над проектом -знать формулы при вычислении банковской ставки, суммы вклада, срока вклада
10 Вычисление сложных процентов. Банковские операции
1 13.11.2014 самостоятельная работа, работа над проектом -знать формулы при вычислении банковской ставки, суммы вклада, срока вклада
№ п/п Тема урока Кол-во
часов Виды и формы
контроля Требования к уровню усвоения программы
фактическая 11 Урок-игра по теме «Проценты» 1 20.11.2014 Самостоятельное решение задач -уметь находить процент от числа
-уметь находить число по его проценту
-уметь находить процент одного числа от другого
-знать формулы при вычислении банковской ставки, суммы вклада, срока вклада
12 Распродажа, тарифы, штрафы. 1 27.11.2014 самостоятельная работа, работа над проектом - знать понятия: «скидка», «распродажа», «штраф»
15 Распродажа, тарифы, штрафы. 1 04.12.2014 проверка конспекта и самостоятельно решенных задач - знать понятия: «скидка», «распродажа», «штраф»
-уметь решать задачи по данной теме
13 Семейный бюджет, зарплата. 1 11.12.2014 проверка самостоятельно решенных задач -уметь планировать собственный бюджет;
-уметь рассчитывать заработную плату
14 Семейный бюджет, зарплата 1 18.12.2014 проверка самостоятельно решенных задач -уметь планировать собственный бюджет;
-уметь рассчитывать заработную плату
16 Решение задач по всему курсу. Работа над проектом по теме: «Математика в повседневной жизни» 1
25.12.2014 работа над проектом
-уметь решать задачи по пройденному курсу
-уметь формулировать цели и задачи, составить план подготовки проекта, определить способы его оформления
17 Заключительное занятие. Защита проектов по теме: «Математика в повседневной жизни» 1 проект -уметь высказывать свои мнения о выполненной работе, её актуальности