Методическая разработка внеклассного мероприятия Гражданский диалог

Реутова А. Б.
учитель истории и обществознания МБОУ города Абакан «СОШ № 1»

Гражданский диалог (методическая разработка внеклассного мероприятия)

Актуальность работы. В настоящее время очень часто говорят о необходимости построения гражданского общества, развития правовой культуры молодежи. Для реализации названых задач предпринимаются организации различных экспериментальных площадок направленных на изучение, применение правовых знаний молодого поколения. Но необходимо помнить, что формирование активной гражданской позиции, гражданского общества и правового государства невозможно без чувства гордости каждого члена общества к своему государству, к его истории. В свою очередь, последнее должно основываться на обращении к историческому прошлому России. Немаловажным фактором построения гражданского общества и правового государства является осознание современного состояния Российской Федерации, перспектив развития. Осознание существующих проблем, необходимости активного участия в жизни страны требует определенный минимум правовых знаний. Сказанное делает необходимым проведение внеклассных мероприятий основанных на междисциплинарном синтезе. Данная методическая разработка представляет собой междисциплинарный блок занятий на основе обращения к таким дисциплинам как история и обществознание (включая право).
Целью мероприятий является создание условий для формирования и применения гражданских компетентностей учащихся. Разработанный блок внеклассных мероприятий основывается на применении интерактивных методик и состоит из трех занятий, включающих в себя проведение: «круглого стола», элементов «исторического моделирования» и метода case-study, технологии «парламентские дебаты».
Новизна внеклассного мероприятия:
а) позволяет внести новые формы внеурочной деятельности по предметам: интеграция на основе активных деятельностных форм и способов изучения отечественного и мирового и культурного наследия (классификация форм по Степанищеву А.Т.).
б) используются инновационные образовательные технологии: личностно-деятельностный подход (Лавлинский С.П.), проектирование, критическое мышление, case-study (З.Ю. Юлдашев)
в) реализуются современные образовательные подходы в обучении и воспитании: личностно-ориентированный, проектно-деятельностный, компетентностный.
Предполагаемые результаты
Представленный блок «Гражданский диалог» основан на междисциплинарном синтезе, что позволяет говорить о возможности решения следующих задач:
Образовательных:
- Углубленное изучение Новейшей истории России (социально-экономическое и общественно-политическое развитие во второй половине 1980-х – 2000-е гг; истории Российского парламентаризма);
- Изучение обществоведческих тем «Государство», «Политическая система», «Политические режимы»; избирательное право, избирательная система РФ.
Воспитательных:
- Осознание проблем и перспектив развития современного Российского государства.
- Формирование чувства патриотизма, активной гражданской позиции.
Развивающих:
- Формирование умений работать с источниками информации; формирование собственного мнения.
- Овладение критическим мышлением; умение проводить мыслительные операции: анализа, синтеза, обобщения.
- Способности использования имеющихся знаний из различных областей для решения поставленных проблем.
- Овладение «искусством спора», навыками исторического моделирования, исследовательской деятельности.
План реализации внеклассного мероприятия «Гражданский диалог»

Этап мероприятия

Форма проведения

Цели


Планируемые результаты

Россия в XXI веке: проблемы и перспективы развития


«Круглый стол»*
Создать условия для осознания учащимися современного состояния и перспектив развития Российского государства

В ходе занятия планируется показать противоречивость современного состояния Российской Федерации, на основе чего подвести учащихся к выводу о важности выполнения гражданских прав и обязанностей каждым гражданином.



«Идеальный президент и идеальное государство».





Элементы исторического моделирования;
«case -study»**


Способствовать выявлению учащимися необходимого минимума гражданских компетенций политика для разработки и реализации перспективных проектов развития государства.

- Выявление перечня гражданских компетентностей политика и гражданина;
- осознание приоритетных направлений развития России.





«Зачем идти на выборы?»
«парламентские дебаты»***



Создать условия для осознания роли каждого гражданина в процессе развития государства.
- Констатация тезиса «выборы – проявление народовластия»
- Осознание важности участия в выборах.




Тема 1: Россия в XXI веке: проблемы и перспективы развития

Форма проведения: «круглый стол»*
Цель: Создать условия для осознания учащимися современного состояния и перспектив развития Российского государства
Образовательные задачи:
Способствовать усвоению знаний о сущности политического развития современной РФ, национальные проблемы, международные отношения в XXI в. Место России в мире.
Воспитательные задачи:
Способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма к собственной Родине, формирование активной гражданской позиции.
Развивающие задачи:
Формировать умения работать с историческими источниками (критический анализ), находить причинно-следственные связи, делать выводы.
Формировать умение выстраивать собственную точку зрения по узловым проблемам современного мира.

План подготовительной работы:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Оборудование и оформление: политическая карта мира (при рассмотрении международных отношений необходимо опираться на карту); классная доска, мультимедиа технологии. В аудитории парты расстановлены по кругу, для создания обстановки равноправия участников, для большего удобства обсуждения.


План проведения мероприятия, его основные этапы и их деятельность:


Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся



1. Оргмомент

1.Взаимное приветствие.
2. Знакомство с присутствующими.
3. Ознакомление с принципами «круглого стола» (равноправие всех участников).

Организация внимания


2. Актуализация опорных знаний
Выступление с вводным словом.
Обосновывается переходный этап развития современного Российского государства. Делается вывод о необходимости тщательного анализа происходящих в обществе процессов; необходимости выработки стратегии перспективного развития государства.
Постановка проблемных вопросов.
1. Формирование рабочих групп для обсуждения поставленных вопросов.


3. Выступление участников «круглого стола»
Координация выступлений:
- приглашенных специалистов
- учащихся
- направление хода обсуждения
Планируется обсуждение следующих проблем:
- Гражданское общество в России: проблемы построения;
-Демократия, ее сущность и значение в России: история и современность;
- Россия и вызовы XXI века.
Выступление с докладами
На подготовительном этапе привлекается группа учащихся, с целью подготовки докладов (предполагается, подготовка эссе с опорой на различные источники информации).
Участие в обсуждении

4. Подведение итогов занятия.
-Напоминание целей и задач круглого стола.
-Показ итоговой расстановки участников встречи по точкам зрения на проблему.
-Слова благодарности.
-Организация внимания.
-Формулировка выводов
(предполагается, что прозвучит вывод о необходимости осознания сопричастности к современным процессам в обществе; важности повсеместного соблюдения прав и обязанностей гражданина)



Тема 2: «Идеальный президент – идеальное государство».

Форма проведения: семинар-исследование
Цель: Создать условия для выявления учащимися гражданских компетенций политика необходимых для разработки и реализации перспективных проектов развития государства.
Образовательные задачи:
- Ознакомление с понятиями Гражданин, гражданство, гражданственность.
- Рассмотрение сущности политических режимов; политических систем, через обращение к историческому опыту развития государства в России и зарубежных странах.
Воспитательные задачи:
- Способствовать формированию у учащихся чувства гражданской ответственности по отношению к собственной Родине.
Развивающие задачи:
- Формировать умения работать по технологии «case-study».
- Формировать умение выстраивать собственную точку зрения по проблемам общественно-политического развития современной России.
- Овладение навыками «исторического моделирования»
Оборудование и оформление: классная доска; доступ к сети Интернет; компьютерное обеспечение; парты расстановлены по 2 шт., для работы в группах по 4-5 человек.

Ход занятия.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося


1. Подготовительный этап

Разработка «кейсов» затрагивающие темы политического лидерства, политической культуры; механизмов государственного управления; проблем государственного строительства.


2. Ознакомительный этап.
Введение учащихся в сущность поставленной проблемы.
Усвоение понятия


3. Аналитический этап.
Координация деятельности учащихся: распределение по группам
-Анализ, обсуждение в группах, поиск аргументов и решений поставленных проблем.
- Представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия.
- Усвоение перечня необходимых качеств политика; модели идеального государства.

4. Подведение итогов.
Обобщающее выступление – анализ ситуации; слова благодарности.
Графическое представление (защита) работы (схемы, таблицы, презентации)



Тема 3: «Зачем идти на выборы?»

Форма проведения: «парламентские дебаты»
Цель: Способствовать осознанию учащимися необходимости участия в политических выборах.
Образовательные задачи:
- Ознакомление с основными положениями избирательной системы Российской Федерации.
- Обращение к историческому опыту развития парламентаризма в Российской империи- РСФСР-СССР-РФ.
Воспитательные задачи:
- Способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции.
Развивающие задачи:
- Формировать умение выстраивать собственную точку зрения по проблемам общественно-политического развития современной России.
- Овладение навыками «искусства спора»
Оборудование и оформление: классная доска; мультимедиа технологии; парты расставлены в два ряда по разные стороны аудиторного помещения.

Ход занятия.
Специфика формы проведения занятия подразумевает деятельность учителя в качестве модератора:
Формулировка цели и задач занятия.
Формирование двух команд, состав судий.
Регулирование выступлений.
Подведение итогов.
Алгоритм проведения дебатов изображен на схеме 1.***
Схема 1.














Примечания
______________________________
*круглый стол – согласно классификации А.Т. Степанищева, одна из разновидностей семинарского занятия. Междисциплинарный синтез позволяет отнести подобную форму проведения внеклассного мероприятия к интерактивным методикам. Апробация данного вида занятий позволяет констатировать о значительном образовательном потенциале проведение подобного рода занятий (наличие самостоятельной познавательной деятельности учащегося; возможность выразить собственную точку зрения).
** В переводе с английского case-study – обучающий случай. Данный перевод достаточно полно отражает суть образовательной технологии. Частичный синтез case-study и элементов моделирования позволяют провести операции систематизации, умозаключения.
***по материалам Интернет-страницы: http://klass.resobr.ru/archive/year/articles/253/




«круглый стол» подготовительный этап

4. Консультирование учащихся

3. Приглашение специалистов

2. Выработка целей занятия

5. Разработка плана занятия

6. Подготовка помещения

1. Выбор темы обсуждения



15