Конспект урока по литературному чтению на тему Великие путешественники (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению.
Тема:М. Зощенко «Великие путешественники»
Цели:продолжить знакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя М.М. Зощенко; учить детей анализировать юмористический текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к близким людям.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; наблюдать за особенностями речи героев; придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.
Ход урока.
№
п/п этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I
II
III
IV
V
VI
VII
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Работа по теме урока.
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока.
Рефлексия. Подведение итогов.
Домашнее задание.
- Здравствуйте,ребята. Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.- Проверьте порядок на партах, уберите все лишнее.
Краткий пересказ рассказа «Золотые слова» .(3 чел) Кому из ребят удалось составить краткий пересказ? -Понравилось ли вам читать рассказы Зощенко? Чем они вам понравились? Кто оказывается смешным?
Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением этого же автора.Откройтерассказ.Прочитайте название.
(Посмотрите на экран,прочтите слова по слогам,прочтите целыми словами)
-Как вы понимаете значение слова «кругосветное путешествие» ?
1.Словарная работа
кру-го-свет-но-е путе-шес-тви-е
пу-те-шес-тво-вать
пе-ро-чин-ныйно-жик
у-ве-ли-чи-тель-но-е
дья-воль-скитя-же-лый — очень тяжелый
при-спо-со-бить
со-про-тив-ля-ют-ся
в ак-ку-ратпо-хо-жа
ге-о-гра-фи-я
выс-ше-е об-ра-зо-ва-ни-е
кос-мо-гра-фи-я — наука о космосе.
2.2. Знакомство с рассказом «Великие путешественники»
- - Прочитайте название рассказа, Рассмотрите иллюстрацию ,предположите, о чем он? (совмещенное чтение) (Читают учитель и учащиеся до слов на с. 160 «Степка торжественно лег ногами вперед...».)
- Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения детей.)
-Прежде чем узнать это,давайте поиграем.
Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья (Повороты туловища.) Делаем мы упражненья. Руки верх и руки вниз, На носочки поднялись.
1.Беседа после прочтения- Сейчас мы дочитаем рассказ до конца и узнаем, чем он закончился (совмещенное чтение) - Понравился ли вам рассказ? Чем?- Почему автор назвал детей великими путешественниками? Как вы произнесете эти слова: с восхищением, удивлением, гордостью, иронией, разочарованием? (Ответы детей.) - Как дети решили отправиться в путешествие? Кто был инициатором? (Инициатором был Степка, который узнал, что Земля круглая.И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.)- Расскажите, как каждый из героев проявил себя в путешествии. - Кто из ребят вам понравился? Чем? - Какая поговорка встретилась в тексте? - Как вы ее поняли? (Куда Макар телят не гонял, т. е. очень далеко.)2.Пересказ текста- По каким признакам можно назвать этот рассказ юмористическим?- Восстановите порядок событий (задание 7, с. 164). Подумайте, что произойдет, если их порядок в рассказе нарушится. Составьте план и перескажите эту историю.(План записывают в рабочую тетрадь.Если времени осталось мало, то можно составить план, а подготовку пересказа на дом.)
- В каком предложении заключена главная мысль рассказа? («А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам».)
- Зачем Зощенко написал это произведение? (Чтобы мы поняли, что, прежде чем что-то делать, надо обязательно все хорошо обдумать.)
Приготовить иллюстрации к рассказу (по желанию). Подготовить краткий пересказ без прямой речи. Воспринимают на слух,визуально контролируют свою готовность к уроку.
Воспринимают на слух.
Выполняют физминутку.
Отвечают на вопросы. Воспринимают на слух.
Рассуждают и отвечают на вопросы.
Пересказывают рассказ по плану.
Записывают домашнее задание.
Личностые: настроить на работу; организация рабочего места.
Коммуникативные: Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем,предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
Коммуникативные: Выражение своих мыслей.