План-конспект урока истории по теме: «Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты (7 класс)


План-конспект урока (история 7 класс)
Тема: «Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты».
Цель: сформировать у учащихся целостное представление об эпохе Великих географических событий как о культурно-историческом значении.
Задачи:
Образовательные: формировать у учащихся представление об основных факторах, повлиявших на Великие географические открытия, знания о социальных и экономических последствиях и значении эпохи в мировой истории для дальнейшего развития европейской цивилизации.
Развивающие: формировать у учащихся умения работы с исторической картой, документом, хронологической и сравнительной таблицами, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую последовательность событий.Воспитательные: формирование интереса к предмету, уважения к культуре и достижениям науки других народов, формирование и аргументация своей точки зрения на изученный материал, высказывание оценочных суждений.
Тип урока: лабораторно-практическое занятие с элементами групповой работы.
Оборудование:
Всеобщая история. 7 класс. В.В.Носков, Т.П. Андреевская -М.:Вентана-Граф, 2015, §1-2.
История средних веков. Хрестоматия. ч.2 / Сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко. -М.: Просвещение, 1988
Персональный компьютер, мультимедиа, белая доска, интернет, ЭОР (электронные образовательные ресурсы):
Интерактивная карта «Географические открытия XV-XVI веков»(file:///E:/Maps/Medieval_Geography+.html);интерактивные задания и схемы (http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C2%E5%EB%E8%EA%E8%E5+%E3%E5%EE%E3%F0%E0%F4%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5+%EE%F2%EA%F0%FB%F2%E8%FF&submit=%CD%E0%E9%F2%E8)
видеоролик « Эпоха Великих географических открытий 15 -17 вв.»
(http://www.youtube.com/watch?v=LBwlE9pNeNk)
Ход урока.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
Мотивацион-ныйАктивизация познавательной деятельности -приёмы «Удивляй» и «Отсроченная отгадка»
На берегу Атлантического океана учёные нашли выброшенную волной бутылку с таинственным текстом внутри:
«…Высокие договаривающиеся стороны …условились и согласились во избежание сомнений и споров относительно островов и земель, уже открытых или те, которые будут открыты в море-океане, чтобы проведена была прямая линия от …полюса арктического до полюса антарктического с севера на юг, в 370 лигах к Западу от острова Зелёного мыса…» (с.123 История средних веков. Хрестоматия. ч.2 / Сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко. -М.: Просвещение, 1988)
Это пока всё, что удалось дешифровать учёным. Внизу документа сохранилась расплывчатая дата: 7 июня 199…
Ребята! Давайте поможем учёным и проведём собственное расследование.
Позитивный настрой на восприятие материала
выдвижение гипотез:
Документ подписали страны, чьи территории выходили на берег Атлантического океана;
Документ подписали страны, открывшие новые острова и земли;
2-3 мину-тыЦелеполага-ниеПодведение учащихся к формулировке темы урока и постановки цели, задач и проблемного вопроса:
Как мы сформулируем с вами тему урока? (обращает внимание учащихся на карту)
Что станет предметом нашего исследования? На какие вопросы мы должны будем найти ответы?
Подведение учащихся к формулировке вопросов по решению проблемы - приём «Мозговой штурм»
Определение темы и цели урока,
постановка проблемного вопроса: Открытие или завоевание новых земель?
Определяют вопросы, на которые им нужно найти ответ:
Когда и почему началось открытие новых земель?
Какие страны снаряжали экспедиции, и какие территории ими были открыты?
Почему эти страны заключили такой договор?
К каким последствиям привело открытие новых земель?
Определяют алгоритм действий (работа в группах) 2-3 минуты
Изучение-исследование Координация работы учащихся по группам, распределение заданий между группами в соответствии с поставленными ими вопросами - стратегия РАФТ- (Роль-Аудитория-Форма –Тема)
1группа. Проблемная ситуация:
Вы-участники конференции, где обсуждается проблема, к какой эпохе относятся Великие географические открытия — к Средневековью или Новому времени. Выскажите свою точку зрения и аргументируйте ее.
Выявление предпосылок и причин Великих географических открытий при работе с учебником с.6-8 и просмотре видеоролика.
2и 3 группы. Создание проблемной ситуации:
За всю историю своего существования человечество совершило много открытий, но только открытия конца XV- начала XVI вв. получили название Великих.
Пользуясь материалами учебника с.8-11, и предложенными документами хрестоматии, интерактивную карту,
1) проложите маршруты мореплавателей на Востоке (2 группа) и на Западе (3 группа) от Атлантики, отметьте открытые земли - данные занесите в хронологическую таблицу;
2) почему именно эти страны первыми встали на путь первооткрывателей?
4 группа. Создание проблемной ситуации:
Существует мнение: «Каждое историческое событие, явление имеет неоднозначные последствия; за новые достижения на пути своего развития человечеству приходится платить высокую цену».
Анализируя карту и используя материалы учебника с.11-12 и с.18 и предложенные отрывки документов Хрестоматии, выявите последствия и определите значения Великих географических открытий.
Свои аргументы представьте в виде схемы или кластера.
5 группа. Создание проблемной ситуации:
Вы участники пресс-конференции, вам предстоит высказать своё мнение по обсуждаемой проблеме: «Эпоха Великих географических открытий – это «Встреча двух миров» или эпоха завоеваний»?
Анализируя материалы учебника с.15, 17 и документы Хрестоматии, сравните колониальную политику на Востоке и Западе от Атлантики. Полученные данные занесите в сравнительную таблицу. Изучение материалов учебника§1-2, работа с документами (Хрестоматия), работа с картой.

Просмотр видеоролика http://www.youtube.com/watch?v=LBwlE9pNeNkСоставление кластера (Кластер («гроздь»)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди. Применяется при систематизации информации) - выделяют технические предпосылки: кормовой руль, каравелла, косой парус, навигационные приборы, компас, астролябия, навигационные картыи причины:
отсутствие прямого пути на восток, препятствия со стороны Османской империи, нехватка денег в Европе, дух предпринимательства, стремление к роскоши, заинтересованность всех слоёв населения
выдвигают гипотезы:
Эти открытия в корне изменили представления человечества об окружающем мире;
Эти открытия стали рубежом начала новой истории человечества.
Прослеживают по карте маршруты экспедиций, изучают материал учебника, документы хрестоматии: Записки участника первой экспедиции Васко да Гама (с130), Из письма в Испанию (с.124), Из дневника Пигаффеты, спутника Магеллана.(с.135)- составляют хронологическую таблицу.
Открытия на Востоке (2 группа)
Дата мореплаватель открытие
Открытия на Западе (3 группа)
Дата мореплаватель открытие
Гипотезы:
Очевидно, это связано с завершением Реконкисты;
Желание достичь «Страны сказочных богатств» было сильнее возможных опасностей;
Подбирают аргументы для подтверждения или опровержения своей гипотезы.
Анализируя карту, используя материал учебника и документы хрестоматии: Из письма Колумба испанским королям. (с.124-125)
Определяют последствия и значение этих открытий (в форме кластера или схемы)
1.Появление новых представлений о мире: Земля – по форме шар2. Открытие Нового Света3. Развитие науки: география, астрономия, история4. Формирование единого мирового рынка5. Появление новых морских торговых путей и новых портов: Лиссабон, Лондон, Амстердам6. Появление новых продуктов питания 7. « Революция цен»
Анализируют материалы учебника и документы хрестоматии: Тордесильясский договор (с.123-124), Из дневника первого путешествия (с.124)- составляют сравнительную таблицу
Испания Португалия
Различие
общее
Анализируют полученные данные, делают вывод и отвечают на проблемный вопрос.
10 минут
Усвоение нового материала Подведение учащихся к пониманию предпосылок, причин, последствий, значений Великих географических открытий- приём Фишбоун (установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора).

Приём направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме Представление итогов своего исследования по группам – стратегия РАФТ- (Роль-Аудитория-Форма –Тема)
Демонстрируют свои умения в поиске и анализе полученной информации, умении составлять кластеры и таблицы, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы, умение общаться с аудиторией и взаимодействовать друг с другом.
15 минут
Рефлексив-ный Предлагает дать ответ на «Отсроченную загадку» и на проблемный вопрос:
Открытие или завоевание новых земель?
Проводит работу по закреплению материала, используя интерактивные задания: 1) Соотнесите имена мореплавателей и названия открытых ими земель или морей.
2)работа с контурной интерактивной картой на доске. file:///E:/Maps/Medieval_Geography+.htmlИгра «Поймай слово» по новым понятиям Текст в бутылке - это отрывок из Тордесильясского договора между Испанией и Португалией, дата- 1994 год.
Открытие новых земель, которое привело к дальнейшим завоеваниям.
Работа с интерактивными заданиями: Карта « Географические открытия XV-XVI веков» (ответы на тренажёрные задания с подсказкой)
Учащиеся на названный учителем или любым учеником термин, должны дать определение понятия или объяснить его своими словами 7 минут
Подведение итогов урока выставление оценок в журнал самооценивание работы в группе 1
минута
Домашнее задание Определение домашнего задания: §1-2, выучить термины, отметить на контурной карте маршруты мореплавателей на Западе и Востоке от Атлантики. Индивидуальные задания - подготовить презентации мореплавателях-первооткрывателях Уточняющие вопросы, запись задания 1-2 минуты
Приложение.
Материалы для работы в группе:
Записки участника первой экспедиции Васко да Гама (История средних веков. Хрестоматия. ч.2 / Сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко. -М.: Просвещение, 1988, с130)
«В 1497 г. король Мануил Португальский послал 4 корабля для открытий и нахождения пряностей. Командором сих кораблей был Васко да Гама… В воскресенье 8 июля 1497 г . мы снялись с якоря… 1 марта 1498 г . к вечеру мы увидели острова и материк (берег Мозамбика), но отложили обследование до другого дня…
Люди здесь коричневые, хорошего сложения… говорят по-маврски. Платье их изо льна и хлопка, тонкое, многоцветное; все носят тюрбаны с шелковой каймой и золотой пронитью. Занимаются они торговлей и дела ведут с белыми маврами (арабами). Из расспросов выяснилось, что все доставляют им вышеуказанные мавры и все – золото, серебро, гвоздика, перец, жемчуга, рубины, самоцветы просто собирают в корзины там, куда мы направляемся дальше. Далее, рассказывали мавры, будет множество мест, прибрежных городов…»
Из письма в Испанию. (История средних веков. Хрестоматия. ч.2 / Сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко. -М.: Просвещение, 1988, с124)
«Таким образом, из одного лишь того, что было выполнено во время первого путешествия, их высочества могут убедиться, что я дам им столько золота, сколько им нужно, если их высочества окажут мне самую малую помощь; кроме того, пряностей и хлопка – сколько соизволят их высочества повелеть, равно как благовонную смолу… я дам также алоэ и рабов. Сколько будет угодно и сколько мне повелят отправить…».
Из дневника Пигаффеты, спутника Магеллана (История средних веков. Хрестоматия. ч.2 / Сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко. -М.: Просвещение, 1988, с135)
«В среду 28 ноября 1520 г. мы выбрались из этого пролива и вступили в обширное море, названное нами «Тихим». В продолжение трёх месяцев и двадцати дней мы были совершенно лишены свежей пищи. Сухари, которыми мы питались, представляли собой не хлеб, а пыль, смешанную с червями, загаженную мышами и, издававшую поэтому, невыносимое зловоние».
Из письма Колумба испанским королям. (История средних веков. Хрестоматия. ч.2 / Сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко. -М.: Просвещение, 1988, с124-125
«Отсюда можно… отправлять всех рабов, которых окажется возможным продать, и красящее дерево. И если сведения, которыми я располагаю, справедливы, то … можно продать 4000 рабов… В Кастилии, Португалии, Арагоне, Италии и Сицилии, на островах, принадлежащих Португалии и Арагону, и на Канарских островах велик спрос на рабов; и я думаю, что они поступают в недостаточном количестве из Гвинеи. А рабы из этих земель, если их привезут будут стоить втрое дороже гвинейских.
Итак, есть здесь рабы и красящее дерево, которое кажется вещью доходной, и, кроме того, золото.… А плата за перевозку рабов взимается из 1-х же денег, вырученных от их продажи. И пусть даже умирают рабы в пути – все не всем им грозит такая участь…».)Тордессильясский договор. (История средних веков. Хрестоматия. ч.2 / Сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко. -М.: Просвещение, 1988, с122-125)
«…для того, чтобы названная разделительная линия была проведена правильно и в возможно короткий срок в 370 лигах к западу от островов Зелёного Мыса, высокие договаривающиеся стороны прикажут в течение 10 месяцев, следующих за подписанием этого договора и соглашения, снарядить 2 или 4 каравеллы по одной или по две от каждой сторон, каковы…должны прибыть на остров Гран Канария с пилотами, астрологами и иными лицами…дабы установить румбы, ветры и градусы юга и севера и наметить названные 370 лиг…»
«…ни одна из сторон не будет совершать открытий и завоеваний и будет вести торговлю за разделительной линией, намеченной согласно вышесказанному…»
Из дневника первого путешествия. (История средних веков. Хрестоматия. ч.2 / Сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко. -М.: Просвещение, 1988, с124)
«Впрочем, вашим высочествам, быть может, угодно будет повелеть отправить всех индейцев в Кастилию или оставить их на этом острове пленниками, ибо достаточно пятидесяти человек, чтобы держать их всех в покорности и заставлять делать всё, что угодно».