Методическая разработка по литературному чтению. Тема урока: М.М.Зощенко «Великие путешественники».
Тема урока: М.М.Зощенко «Великие путешественники».
Данный урок занимает второе место в системе уроков образовательной программы по теме : «Нас зовут неведомые дали». В основу урока легло наблюдение за произведением литературы. Планируемый объем учебного материала и сложность информации учтены с возрастными особенностями 9-летних школьников и учебными возможностями данного класса.
С целью осознания учащимися материала проводилась работа на основе зрительно-слухового восприятия с использованием словаря, учебника.
Самостоятельность учащихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о вдумчивой, заинтересованной работе учащихся на уроке. На уроке имело место формирование положительных социально-значимых качеств личности.
Учитель использует технологию Вассермана Ф.Я. Задания урока позволят ученику вдумчиво читать, осознанно воспринимать информацию. Положительным моментом урока является и то, как и за что выставляются отметки на уроке, по сумме которых ученик получает оценку за урок.
Урок литературного чтения по произведению
М.М.Зощенко «Великие путешественники» в 3 классе по Технологии «БиС».
Учитель Сапожникова Н.В.
Тема урока: «Рассказ М. М. Зощенко «Великие путешественники»
Тип урока: комбинированный по технологической карте «Устный урок -1»
Вид урока: урок анализа литературного произведения, включающего
следующие методические приёмы:
вступительное слово учителя;
чтение произведения;
выяснение значения незнакомых слов;
постановка проблемных вопросов;
беседы с учащимися;
обращение к нравственным понятиям.
Цель: Познакомить учащихся с произведением писателя М.М. Зощенко «Великие
путешественники».
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания учащихся по теме, развивать умение анализировать текст
художественного произведения.
Учить школьников делать обобщения на основе имеющихся фактов, выделять главное и
существенное по итогам дискуссии.
Способствовать развитию познавательной активности учащихся.
Развивающие:
Способствовать развитию устной и письменной речи детей.
Развивать у школьников умение выступать перед аудиторией, владеть вниманием
слушателей.
Развивать творческое воображение, умение работать в мини-группах.
Воспитательные:
Прививать учащимся любовь к вдумчивому чтению, умение получать радость от общения
с книгой.
Способствовать обогащению жизненного опыта учащихся, развитию интереса к вопросам
общения и взаимодействия людей друг с другом.
Формировать интерес к дальнейшему изучению жизни и творчества М.М. Зощенко.
Оборудование и наглядность к уроку:
портрет М. М. Зощенко;
выставка книг писателя;
текст произведения - учебник «Литературное чтение» для 3 кл. под редакцией
В.К.Павленко, Т.К.Абеновой;
картинки к рассказу;
таблички со словами;
толковый словарь С. И. Ожегова;
пословицы, поговорки, афоризмы о путешествиях;
матрица посадочных мест:
А В
1 2 3 4 5 C D
1 2 3 4 5 E F
1 2 3 4 5 Ход урока :I. Организационный момент.(2 минуты)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорите
И тихонечко сидите.
Психологический настрой.
Пожелайте успехов своему соседу, молча улыбнитесь, настройтесь на работу. Я желаю вам успехов, удачи.
Я вижу, что у вас настроение хорошее. За окном – весна! Скоро лето, каникулы, вы
будете отдыхать, путешествовать, веселиться, а пока нас ждет работа.
Сообщение темы и целей урока.
Ребята, сегодня у нас урок – знакомство с новым произведением замечательного писателя
М. М. Зощенко. С творчеством этого необыкновенно талантливого автора мы
знакомились с вами во 2 классе, читая рассказ «Ёлка».
II. Актуализация накопленного опыта учащихся.(5 минут)
Конкурс «Сам себе писатель». Вы дома должны были придумать свой рассказ на тему
«Когда я вырасту большой» о путешествии. Сейчас вы читаете работы друг другу и
оцениваете выполнение: соответствие содержания выбранной теме, правильность
построения предложений, аккуратность. Если работа отвечает всем этим критериям, вы
можете предложить прочитать ее на уроке. / отметка №1 за выполнение домашнего
задания учителем вносится в МПМ - + /
Презентация 2 - 3 рассказов.
III. Организация восприятия. (3 минуты)
Высказывания учащихся.
- Вы дома мечтали о будущих путешествиях. И сейчас мы воплотим эту мечту.
Отправимся в путешествие. А что такое путешествие? (высказывания учащихся)
- У нас получилось свое определение. Давайте узнаем, какое определение дается в
словаре Даля: «Путешествие – это странствование, ходьба или езда по чужим местам.» Работа с МПМ /○/ - отметка №2
Работа с опорными словами – слова-ассоциации к слову «путешествие» :путешествие
приключения
находки
открытия
поход
снаряжение
подготовка
Детям дается 30 секунд на запоминание 7 слов
Столько же времени на воспроизведение этих слов в тетради.
Работа с МПМ /○/ - отметка №2
IV. Организация осмысления (5 минуты)
Инструкция учителя:
Вам предстоит прочитать 1 часть рассказа М. Зощенко «Великие путешественники».
Читать вы должны очень внимательно, чтобы после чтения вы смогли ответить на вопрос.
Работа с текстом. Норматив скорости чтения: 3 минуты на страницу.
Чтение про себя. (Пока дети читают, учитель может проверить домашнюю работу - на партах открыты тетради )Чтение 1 части рассказа (с. 172, 173 учебника - 5 минут)
V. Первичная проверка понимания. Анализ рассказа. Работа с МПМ /×/ - отметка №3
Перекрестный опрос . По МПМ опрашивается каждый ученик. /отметка №3/
1. Что узнал Минька из слов Степки? Земля есть круг. И если пойти всё прямо, то
можно обогнуть всю землю, и всё равно придёшь в то самое место, откуда вышел.
2. С кем Степка хотел пойти в кругосветное путешествие? Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестрёнкой Лелей.
3. Почему он не хотел брать с собой Миньку? Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать
4. А почему все-таки Степка взял его? Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Стёпке перочинный ножик. Стёпке понравился ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.
5. Найти и прочитать: О чем Степка сказал на собрании путешественников? Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдёт на речку стирать, мы сделаем, что задумали. Мы пойдём всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернёмся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушёл целый год.
6. Чего опасалась Леля во время путешествия? Встречи с индейцами.
7. И как эти слова характеризуют Лельку? Боязливая и любопытная девочка.
8. Сколько денег взяли с собой путешественники ? Три рубля
9. На покупку каких продуктов нужны были деньги путешественникам? … на покупку семечек и конфет
10.Что взяли с собой в кругосветное путешествие дети? Три рубля … на покупку семечек и конфет …большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи… хлеб, и сахар, и кусочек сала, разную посуду — тарелки, стаканы, вилки и ножи, цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник , увеличительное стёклышко для зажигания костров, два одеяла и подушку от тахты, три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.
12.Что они взяли лишнее, а полезное?
13. Какой сделаем вывод: дети имеют представление о путешествии?
VI. Организация первичного закрепления. Критический опрос на внимание работы с текстом. По МПМ отмечаются те, кто справился с заданием. /отметка№4/
Установите соответствие героев «Кто есть кто»? /отметка№4 в МПМ/
Стёпка сестра автора
Лёля автор рассказа
Минька хозяйский сын
Проверка:
4692651289050060896512890500Стёпка сестра автора
72326515875000Лёля автор рассказа
Минька хозяйский сын
От чьего имени написан рассказ? (от имени Миньки)
VII. Оценивание каждого ученика. По сумме отметок в МПМ каждый ученик видит свою оценку за урок. Оценку учитель доверяет поставить в дневник самому ученику.
VIII. Вывод:
- Почему рассказ называется “Великие путешественники”?
- Что означает слово «великие»? (знаменитые, известные)
- В прямом ли значении употреблено слово ВЕЛИКИЕ?
Это вы сможете понять, если дочитаете рассказ до конца.
IX. Запись домашнего задания.
С. 172 – 178, внимательное чтение рассказа М. М. Зощенко «Великие путешественники»;
каждой группе (ряду) необходимо составить устный рассказ о том, как
каждый герой проявил себя в путешествии:
1 ряд – Степа
2 ряд – Лелька
3 ряд – Минька
Ребята, наш урок подходит к концу. Что не понравилось вам на уроке? Что не получилось? Что удалось? Что запомнилось?
- Мне очень понравилось как вы отвечали на уроке, давая полные ответы на вопросы. Вы, ребята, были внимательны во время чтения текста. Мне понравилось ваше сотрудничество на уроке. Вы мне очень сегодня помогли. Я довольна! Спасибо за урок!