Урок по следам Христофора Колумба «Великие географические открытия — открытие Америки»
Интегрированый урок: математика и окружающий мир
Подготовили и провели: Юдкало И.В., учитель математики,
Владимирова Ж.В., учитель природоведения
Тема: «Повторение умножения и деление десятичных дробей. Великие географические открытия открытие Америки»
Цель урока:
повторить правила действий над десятичными дробями, их применение при вычислениях, решении задач, уравнений;
способствовать развитию вычислительных навыков, мышления, внимания, памяти, чувства ответственности;
познакомить учащихся с историей открытия Америки, способствовать развитию интереса к истории великих географических открытий.
Тип урока:
урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Форма проведения:
урок-путешествие
Оформление:
Плакат с темой и девизом: “Знания имей отличные по теме “Дроби десятичные”.
Наглядность с примерами на применение правил.
Задания для самостоятельной работы.
Карта мира, с маршрутом 1 экспедиции Христофора Колумба, глобус
Портрет Христофора Колумба
Ход урока
Организационный момент (5 мин)
- Ребята, нам сегодня предстоит увлекательное путешествие по следам одного из величайших путешественников мира, мореплавателя, испанского адмирала, вице-короля «Индий», первооткрывателя Саргассова и Карибского морей, Багамских и Антильских островов, части северного побережья Южной Америки и карибской береговой черты Центральной Америки.
Кто же это? Христофор Колумб.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие по следам Христофора Колумба и узнаем много интересных фактов из истории одного из величайших географических открытий. Познакомимся с морскими мерами длины и скорости
А поможет нам в этом математика.
Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать.
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессий
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Математика!
Итак, Христофор Колумб известнейший путешественник. Именно благодаря ему мир узнал о существовании американского континента. А куда плыл Христофор Колумб? В Индию...
Из исторических документов известно, что Колумб составил проект западного, по его мнению, кратчайшего морского пути из Европы в Индию и в 1483 году предложил его королю Жуану II, но после долгого изучения «чрезмерный» проект Колумба отвергается. В 1485 Колумб перебирается в Кастилию, где с помощью купцов и банкиров добивается организации под своей командой правительственной морской экспедиции.
II. Подготовка к дальнему плаванию (Актуализация опорных знаний)
Отважные мореплаватели во главе с Христофором Колумбом организовали экспедицию снарядили корабли для дальнего плавания. Христофор Колумб возглавил корабль «Санта-Мария» - трёхмачтовый флагманский корабль длиной 25 м, водоизмещением 120 т. Но на одном корабле плыть в такое путешествие очень опасно, поэтому было решено снарядить еще 2 каравеллы.
Узнать названия двух других кораблей вы сможете, если правильно решите примеры на умножение и деление десятичных дробей.
Но прежде проверим правила действий над десятичными дробями.
Примеры записаны на доске, правильные ответы и соответствующие им буквы закрыты. По мере решения примеров, учитель открывает правильные ответы.154*0,2 = 30,8 - А
17,1:100 = 0,171 - И
9,396:58 = 0,162 - П
0,27:0,3 = 0,9 - Н
0,307*100 = 30,7 - Т
2,7*0,3 = 0,81 H
17,1*0,01 = 0,171 Ь
30,18*2 = 60,36 Н
0,036:0,6 = 0,06 Я
0,063:0,07 = 0,9 И Расположите ответы 1-го столбца в порядке возрастания, а ответы второго в порядке убывания, и вы узнаете названия двух других кораблей, отправившихся в составе 1 экспедиции Христофора Колумба на поиски сказочно богатой страны Индии.
Что нужно знать, чтобы выполнить это задание? - Правило сравнения десятичных дробей.
Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей (объясните правило по схеме)
В результате выполнения задания учащиеся получают слова: "Пинта" и "Нинья"
Итак, "Нинья", "Пинта", "Санта-Мария" - легендарные корабли первой экспедиции Христофора Колумба 3 августа 1492 года отправились на поиски нового пути к сказочной Индии.
Дополнительная информация
Первоначально каравеллой называли небольшое рыболовецкое однопалубное судно с косыми парусами, очень маневренное, с малой осадкой и в то же время вместительное. Оно прекрасно подходило для лавирования вдоль побережья, могло двигаться под крутым углом к ветру и позволяло принять на борт относительно много груза.
А Как же тогда Колумб открыл Америку? По ошибке: он не знал о существовании еще одного материка, который в последствии назвали Америкой.
Давайте узнаем маршрут следования 1 экспедиции Колумба. Для этого предлагаю вам в каждом из предложенных числовых рядов определить закономерность расположения чисел и записать следующее число. Если число записано верно, то на обратной стороне карточки с этим числом вы найдете географическое название того места, куда приплыла экспедиция
Какие мыслительные операции необходимо совершить, чтобы выполнить задание? (Анализ, синтез, сравнение)
0,5; 1; 1,5; (2) /+0,5
1,2; 2,4; 4,8...(9,6) / *2
125,5; 25,1; 5,02; ...(1,004)/:5
0,1234; 1,234; 12,34;... (123,4)/*10
534,3; 53,43; 5,343; (0,5343) / :10 или *0,1
2,5; 3; 0,3; 0,8; 0,08, (0,8
·5)/+0,5 :10
Карточки с ответами:
2 - Канарские острова
9,6 - Атлантический океан
1,004 - Саргассово море
123,4 - остров в Багамском архипелаге
12 октября 1492 года). Колумб высадился на берег, который местные жители называют Гуанахани, водрузил на нём знамя, объявил открытую землю собственностью испанского короля и формально вступил во владение островом. Остров им назван Сан-Сальвадором.
0,85 - Большие Антильские острова
0,5343 – часть северо-восточного побережья Кубы
0,85 - острова Гаити и двинулся вдоль северного берега.
Молодцы вы успешно справились с заданием и теперь на карте можете увидеть маршрут 1 экспедиции Христофора Колумба.
В наш ХХI век высоких скоростей конечно же хотелось бы узнать, а с какую скорость развивали каравеллы Колумба?
Единицей измерения расстояний на море является морская миля, равная 1852 м = 1,852 км
Скорость морского судна измеряют узлами , т. е. количеством морских миль, которое оно проходит за 1 ч. Говорят, например, что судно имеет скорость 12 узлов, т. е. оно проходит 12 морских миль в час.
При плавании по внутренним водным путям часто применяют метрические единицы измерения расстояния и скорости. Перевод морских миль в километры и обратно осуществляется по следующим формулам: 1 морская миля= 1,852 км; 1 км примерно = 0,54 мили. По аналогичным формулам делают перевод узлов в км/ч, в м/сек и обратно: 1 узел =.1 миля/ч = 0,5400 км/ч;
Какую скорость развивали каравеллы
Каравеллы позволяли развивать максимальную скорость до 12-14 узлов или приблизительно до 20 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было преодолеть 200-300 км.
Задача
Расстояние от Канарских до Багамских островов составляет чуть больше шести тысяч километров. Пройдено Колумбом за 36 суток. Какое расстояние в среднем за сутки преодолевали каравеллы Колумба? ~ (167,36 км.)
6025:36=167,3611111
С какой средней скоростью шли каравеллы? 6,97 км/ч =3,7638 миль/ч=3,8 узла
Округлите до сотых (Вспоминают правило округления)
Назовите числа, большие числа 2,1; меньшие числа 1,5.
Расположите все числа в порядке возрастания. Это задание (задание 2) учащиеся выполняют письменно, один ученик работает у доски.
а) Если после округляемого разряда стоят цифры 0; 1; 2; 3; 4, то разряд не ; а увеличиваем на единицу, если после округляемого разряда стоят цифры .
б) Округлите до указанного разряда следующие числа: 3,61 (до десятых), 0,728 (до сотых), 11,791 (до единиц), 845,98 (до сотен).
IV. Чтение стихотворения Ю. Яковлева
Давайте, ребята, учиться считать,Делить, умножать, прибавлять, вычитать.Запомните все, что без точного счётаНе сдвинется с места любая работа. Без счёта не будет на улице света.Без счёта не сможет подняться ракета.Без счёта письмо не найдёт адресатаИ в прятки сыграть не сумеют ребята.Летит выше звёзд математика наша,Уходит в моря, строит здания, пашет,Сажает деревья, турбины куёт,До самого неба рукой достаёт.Считайте, ребята, точнее считайте,Хорошее дело смелей прибавляйте,Плохие дела поскорей вычитайте,Учебник научит вас точному счёту,Скорей за работу, скорей за работу!
VI. Думай и соображай
Однажды юнга «Санта-Марии» помогал штурману переносил судовой журнал, но на мокрой палубе поскользнулся и упал, из журнала выпали листки с расчетами, на которых были записаны верные равенства, намокли. При этом некоторые запятые в числах исчезли. Помогите бедному юнге восстановить эти записи:Испорченные равенства:
73 – 27 = 703;
42 + 17 = 212;
57 – 4 = 17;
9x0,4 = 36;
0,121 : 0,01 = 121;
32 + 18 = 5.
Ответы:
73 – 2,7 = 70,3;
4,2 + 17 = 21,2;
5,7 – 4 = 1,7;
9x0,4 = 3,6;
0,121 : 0,01 = 12,1;
3,2 + 1,8 = 5.Учащиеся выполняют задание письменно, один человек у доски.
Х. Колесо фортуны
Дифференцированное задание учащиеся выполняют самостоятельно:
1 пример на 7 действий или 7 примеров на различные действия.
Ответы к действиям и примерам – одинаковые (но не обязательно в одинаковом порядке), “закодированы” соответствующей буквой. После окончания решения составляется слово МОЛОДЕЦ.
Задания: 1) 4,36 : (3,15 + 2,3) + (0,792 – 0,78)
·
· 350 + 1,09 х 5.
Буквы появляются в таком порядке: о,д,ц,м,о,е,л.
а) 54,5x0,1;
б) 4,956 – 4,944;
в) 3,2 : 4;
г) 1,09x5;
д) 7,902 – 3,702;
е) 20,9x0,5;
ж) 3,92 + 1,08.
Буквы появляются в таком порядке: о,ц,д,о,м,л,е.
XI. Итог
а) Подводятся итоги урока, выставляются оценки
в) Эстафета (по рядам, задания различные).
Один из вариантов:
2,6
+
0,4
=
-
2,8
=
*
1,8
=
:
12
=
+
0,97
=
-
0,1
=
*
0,5
=
:
0,09
=
Ответы
2,6
+
0,4
=
3
3
-
2,8
=
0,2
0,2
*
1,8
=
0,36
0,36
:
12
=
0,03
0,03
+
0,97
=
1
1
-
0,1
=
0,9
0,9
*
0,5
=
0,45
0,45
:
0,09
=
5
15