Конспект урока по истории на тему Великие географические открытия (7 класс)
1
§ 1. Великие географические открытия.
Цели урока:
Картина мира в фактах и понятиях. Учить выделять цели, основные события, значение Великих географических открытий.
Историческое мышление.
Умение определять последствия Великих географических открытий, а также цели их участников.
Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Дать возможность учащимся оценить личные качества первооткрывателей и их действия. Создать условия для осознания значения Великих географических открытий для современников и потомков.
Обязательный минимум:
Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб – 1492 г., 1498 г., 1519–1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).
В данном уроке возможно использование разных вариантов проблемных ситуаций. 1. Что заставляло европейцев отправляться в рискованные путешествия? 2. Почему географические открытия, сделанные на рубеже XV–XVI веков, назвали Великими?
В конспекте использован первый вариант проблемы.
План урока.
I. Проблема урока: Что заставляло европейцев отправляться в рискованные путешествия?
II. Поиск решения проблемы:
1. Португальцы в поисках пути на Восток
Примерный вывод по проблеме: португальцы отправлялись на Восток в поисках прибыли.
2. Открытие Нового Света – Америки
Примерный вывод по проблеме: господство португальцев на морских путях заставляло другие страны искать новые морские пути в богатые страны Востока.
3. Первое кругосветное плавание
Примерный вывод по проблеме:
Примерный вывод по проблеме урока:
По данной теме предлагается два разных варианта проведения урока, отличающихся поставленной вначале проблемой (ключевым вопросом).
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Формирование УУД, технология оценивания
1. Актуализация знаний по истории.
Вопросы:
1. Как назывался период истории, который мы изучали в прошлом году? Что для него характерно в области экономики, политики, социальных отношений и культуры?
2. Вспомним, на какие периоды принято делить историю (РАБОТА С ЛЕНТОЙ ВРЕМЕНИ).
Учитель объясняет понятие «НОВОЕ ВРЕМЯ».
Отвечают на вопросы (фронтальная беседа).
Работают с лентой времени на странице 5 учебника. Перерисовывают ленту времени в тетрадь.
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
2. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Пожалуйста, внимательно прочитайте пункт 2 параграф 1. Назовите предпосылки Великих географических открытий?
– Какой возникает вопрос?
Ученики перечисляют предпосылки Вго.
Почему эпоху Великих географических открытий считают началом Нового времени?
3. Версии.
– Какие будут предположения, гипотезы по решению проблемы?
Принимаются любые версии и гипотезы.
4. Планирование деятельности.
– Что мы должны сделать, чтобы ответить на проблему урока?
– Что нам теперь нужно узнать, чтобы найти ответ на наш главный вопрос:
Что изменилось после Великих географических открытий?
5. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Открытие морского пути в Индию.
– Как вы думаете, что необходимо для морского путешествия и что необходимо, чтобы вернуться из него?
– Было ли всё это у европейцев?
В тетрадь необходимо выписать предпосылки морских путешествий. Учитель может также указать, что большую роль сыграла и политическая ситуация (территориальные захваты Османской империи).
– Каковы были итоги первых путешествий, имена каких мореплавателей мы должны указать? Какие путешествия совершили эти люди?
Ученики могут указать, что для путешествия нужны корабль, экипаж, карты, специальные приборы, продовольствие, запасы воды и т.д.
На основе текста учебника (§ 1, п. 1) ученики должны фактами подтвердить, что европейцы были готовы к дальним морским странствиям.
Должны быть указаны имена, выделенные в тексте учебника, названы открытые территории.
При работе с п. 2-4 можно использовать таблицу:
Цели
Дата
Имя путешественника
Что было открыто
Значение открытия
– Представьте себя на месте европейских путешественников, рисковавших жизнью и достигших заветной цели. Вы и только вы смогли добраться до этих берегов. Наконец-то удалось преодолеть все невзгоды и тяготы пути, перед вами неизвестные земли, таящие богатства. Захотите ли вы оставить их?
– Чтобы не допустить этого, европейцы начинают создавать на новых землях свои торговые поселения и крепости. Сами земли они объявляют своими колониями, т.е. зависимыми территориями.
– Как мы можем ответить на основной вопрос урока?
- Как изменилось мировоззрение европейцев после кругосветного путешествия Магеллана?
– Нет, если покинуть новые земли, то они могут стать добычей других путешественников.
Все участники искали морской путь в Индию. Европейцы искали богатства, которых было много в Индии (золото, перец, пряности, которые высоко ценились в Европе).
6. Выражение решения проблемы.
– Как теперь мы можем ответить на проблему урока?
СВОЙ ОТВЕТ СРАВНИТЬ С ПУНКТОМ 5 ПАРАГРАФА 1.
– Благодаря Великим географическим открытиям полностью изменились
представления европейцев о пространстве и жителях Земли. В Америке, Азии и Африке возникли европейские колонии.
VII. Применение нового знания.
Вопросы и задания на странице 12 учебника.
Любой ответ должен быть аргументирован.
VIII. Домашнее задание.
Параграф 1, в тетради написать сообщение об одном выдающемся мореплаватели (задание 8 страница 12).
Высказывают предположения.
15