Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Компьютерное моделирование»


ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГАЗПРОМ ТЕХНИКУМ НОВЫЙ УРЕНГОЙ»
Методические указания
по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
по учебной дисциплине
«Компьютерное моделирование»
«Математический и общий естественнонаучный цикл»
программы подготовки специалистов среднего звена
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Новый Уренгой 2016
Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Компьютерное моделирование» и содержат перечень рекомендаций для оказания методической помощи в организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности:
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы носят общий характер и адресованы студентам очной формы обучения.
Разработчики:
О.Б. Алгазина, преподаватель первой категории
Данные методические указания
являются собственностью
© ЧПОУ «Газпром техникум Новый Уренгой»
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u 1 Перечень самостоятельных работ по дисциплине PAGEREF _Toc463181899 \h 42 Инструкции по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентом PAGEREF _Toc463181900 \h 62.1 Работа с конспектами занятий, с учебной и специальной литературой PAGEREF _Toc463181901 \h 72.3 Подготовка доклада PAGEREF _Toc463181902 \h 102.4 Выполнение практического задания на компьютере PAGEREF _Toc463181903 \h 123 Контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов PAGEREF _Toc463181904 \h 134 Информационное обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы студентов PAGEREF _Toc463181905 \h 14
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемый студент!
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине «Компьютерное моделирование» созданы Вам в помощь для работы во внеаудиторное время.
Внеаудиторная самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений,
углубления и расширения теоретических знаний,
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений;
использования материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных практических занятий для эффективной подготовки к итоговому зачету.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Наличие положительной оценки (отметки о выполнении) каждого вида самостоятельной работы необходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае невыполнения работы по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за самостоятельную работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание! Если в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы возникают вопросы, разрешить которые Вам не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.
1 Перечень самостоятельных работ по дисциплинеМетодические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Компьютерное моделирование» состоят из перечня самостоятельных работ по дисциплине, инструкций по выполнению и критериев оценки внеаудиторной самостоятельной работы, а также списка рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
В перечне самостоятельных работ по дисциплине указаны наименования тем, которые вынесены на самостоятельное изучение, виды самостоятельной работы и примерные трудозатраты по видам самостоятельной работы.
Для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы необходимо пользоваться учебной литературой, Интернет-ресурсами, дополнительной литературой, которые предложены в разделе 4 «Информационное обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы» или другими источниками по Вашему усмотрению.
Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненные работы позволят приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.
При изучении дисциплины предусматриваются следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:
– работа с конспектом лекций;
– чтение основной и дополнительной литературы по дисциплине с конспектированием по разделам;
– подготовка к выполнению практических занятий;
– работа с электронными ресурсами в сети Интернет;
- работа с конспектами занятий, с учебной и специальной
литературой;
- подготовка доклада;
- подготовка презентаций.
Таблица 1 - Перечень самостоятельных работ по дисциплине
Наименование
темы Вид самостоятельной работы Кол-во
часов Форма контроля
Компьютерное моделирование физических процессов. Составление опорного конспекта. Выполнение практического задания. 4 Представление текста с кратким текстуальным конспектом. Представление тетради с оформленными практическими заданиями. Представление электронного носителя с выполненными студентом практическими заданиями.
Компьютерное моделирование в биологии и экологии. Составление доклада. 1,5 Представление доклада по теме, с сопровождением презентации.
Компьютерное моделирование в химии. Составление опорного конспекта. Выполнение практического задания. 3 Представление текста с кратким текстуальным конспектом. Представление тетради с оформленными практическими заданиями.
Компьютерное моделирование в астрономии. Составление опорного конспекта. Выполнение практического задания. 3 Представление текста с кратким текстуальным конспектом. Представление тетради с оформленными практическими заданиями.
Моделирование простых течений жидкости. Составление опорного конспекта. Выполнение практического задания. 3 Представление текста с кратким текстуальным конспектом. Представление тетради с оформленными практическими заданиями. Представление электронного носителя с выполненными студентом практическими заданиями.
Математическое моделирование процессов распространения загрязнений окружающей среды. Составление доклада. 1,5 Представление доклада по теме, с сопровождением презентации.
Математические методы моделирования в экономике. Составление доклада. 2 Представление доклада по теме, с сопровождением презентации.
Всего 18 часов
2 Инструкции по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентомВнеаудиторная самостоятельная работа— одна из важнейших форм работы студентов. Она призвана привить Вам навыки к поиску источников, анализу новой информации, к умению делать выводы, а также к умению выступать перед аудиторией с творческими работами, подготовленными в ходе выполнения самостоятельной работы. Организация внеаудиторной самостоятельной работы имеет теоретическую и практическую ценность, так как с одной стороны расширяет круг ваших знаний, а с другой стороны учит самостоятельно работать с документами и другой литературой в поисках ответов на интересующие их вопросы.
2.1 Работа с конспектами занятий, с учебной и специальной литературойПри всей своей важности теоретический лекционный курс аудиторный занятий не обеспечивает полного и глубокого усвоения изучаемой дисциплины.
Достигнуть этого можно лишь при выработке собственного понимания изучаемого предмета, что возможно только в процессе самостоятельной работы не только над конспектом, но главным образом над учебной и специальной литературы.
Конспект не должен превращаться в единственный источник информации, а должен подводить к самостоятельному обдумыванию материала, к работе с учебной и специальной литературой.
Этапы работы:
1. Прием информации: найти текст рекомендованного к изучению Документа
в любом доступном источнике;
2. Переработка информации с целью изменения ее формы: детально изучить
текст документа, обращая внимание на наличие новых редакций,
утвержденных дополнений и изменений в текст документа (на дату
изучения); проанализировать и обобщить информацию;
3. Фиксация информации: выполнить краткий текстуальный конспект
документа.
Принципы тезисного конспектирования:
Конспект - связное, сжатое изложение самого главного, основного в изучаемом материале (нормативном документе, литературном источнике; научной статье и т.п.). Конспект - итог логического анализа текста; внимание в нем сосредоточено на самом существенном, в кратких обобщенных формулировках приведены ключевые смысловые положения нормативного документа. Эти важнейшие смысловые положения представляют собой основные системообразующие мысли, идеи, пояснения, обоснования, требования и др., формирующие смысловое ядро нормативного документа, выраженные в виде кратких положений, - тезисов.
Тезисы формулируют в отвлеченных выражениях (в форме утверждения, умозаключения, отрицания), причем в каждом положении содержится одна
мысль. Каждое утверждение должно быть кратким, ёмким и обоснованным.
Правильно составленные тезисы вытекают один из другого. Не стремитесь
рассмотреть в тезисах решение проблемы: тезисы - это аналитический труд по выбранной теме.
Обоснование рациональности конспектирования.
Этот вид познавательной деятельности:
- способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала;
- помогает выработке умений и навыков правильного, грамотного изложения в письменной форме теоретических и практических вопросов;
- формирует умения ясно излагать чужие мысли своими словами;
- обучает перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип,
форму;
- формирует умение создавать модель (понятийную или структурную) объекта
изучения (проблемы, исследования, документального источника).
Критерии оценки:
При определении оценки необходимо исходить из следующих критериев:
Критерии оценки конспекта на оценку «отлично»: - соблюдена логика изложения вопроса темы; - материал изложен в полном объеме; - выделены ключевые моменты вопроса; - материал изложен понятным языком; - формулы написаны четко и с пояснениями; - схемы, таблицы, графики, рисунки снабжены пояснениями выполнены в соответствии с предъявляемыми требованиями; - к ним даны все необходимые пояснения; - приведены примеры, иллюстрирующие ключевые моменты темы. Критерии оценки принятого конспекта на оценку «хорошо»: - несоблюдение литературного стиля изложения;- иллюстрационные примеры приведены не в полном объеме.
Критерии оценки конспекта на оценку «удовлетворительно»:
- неясность и нечеткость изложения; 
- не все ключевые моменты темы выделены;
- примеры приведены не по всем основным разделам темы.Критерии оценки конспекта на оценку «неудовлетворительно»:
- конспект составлен небрежно и неграмотно;- имеются нарушения логики изложения материала темы;
- не приведены иллюстрационные примеры;- не выделены ключевые моменты темы. 2.2 Поиск информации в сети Интернет
Интернет сегодня - правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации, и использование его наряду с книгами давно уже стало нормой. Однако, несмотря на то, что ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации по следующим критериям:
-представляет ли она факты или является мнением?
-если информация является мнением, то, что возможно узнать
относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных
взглядах?
- имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?
- когда возник ее источник?
-подтверждают ли информацию другие источники?
В первую очередь нужно обращать внимание на собственно научные труды признанных авторов, которые посоветовал вам преподаватель. Нередко в Интернете выкладываются материалы конференций. Полезным будет поискать
специализированные Интернет-журналы и электронные библиотеки.
Оформление в тетради в виде опорного конспекта.
2.3 Подготовка докладаДоклад - это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме. Отличительными признаками
доклада являются:
- передача в устной форме информации;
- публичный характер выступления;
- стилевая однородность доклада;
- четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории;
- умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы.
Доклад должен быть оформлен произвольно в письменной форме, а выступление должно сопровождаться презентацией.
Критерии оценки:
При определении оценки необходимо исходить из следующих критериев:
Оценка доклада производится в баллах.
1. Качество доклада:
3б. - производит выдающееся впечатление, сопровождается
иллюстративным материалом;
2б. - четко выстроен;
1б. - рассказывается, но не объясняется суть работы;
0б.- зачитывается.
2. Использование демонстрационного материала:
2б. - автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем
ориентировался;
1б. - использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;
0б. - представленный демонстрационный материал не использовался
докладчиком или был оформлен неграмотно.
3. Качество ответов на вопросы:
3б. - отвечает на вопросы;
2б. - не может ответить на большинство вопросов;
1б. - не может четко ответить на вопросы.
4. Владение научным и специальным аппаратом:
3б. - показано владение специальным аппаратом;
2б. - использованы общенаучные и специальные термины;
1б. - показано владение базовым аппаратом.
5. Четкость выводов:
3б. - полностью характеризуют работу;
2б. - нечетки;
1б. - имеются, но не доказаны.
Итого: 14 баллов
Доклад оценивается по 14 балльной шкале, балы переводятся в оценки
успеваемости следующим образом:
12-14 баллов - оценка «отлично»;
10-11 баллов- оценка «хорошо»;
7-9 баллов - оценка «удовлетворительно»;
менее 7 баллов - оценка «неудовлетворительно».
2.4 Выполнение практического задания на компьютере
Практические занятия носят систематический характер, регулярно следуя за каждой лекцией или двумя-тремя лекциями.
При этом соблюдается принцип индивидуального выполнения работ.
Каждый студент ведет рабочую тетрадь, оформление которой должно отвечать требованиям, основные из которых следующие:
- на титульном листе указывают предмет, курс, группу, подгруппу, фамилию, имя, отчество студента; каждую работу нумеруют в соответствии с методическими указаниями, указывают дату выполнения работы;
- полностью записывают название работы, цель и принцип метода, кратко характеризуют ход эксперимента и объект исследования;
- при необходимости приводят рисунок установки; результаты опытов фиксируют в виде рисунков с обязательными подписями к ним, а также таблицы или описывают словесно (характер оформления работы обычно указан в методических указаниях к самостоятельным работам);
- в конце каждой работы делают вывод или заключение, которые
обсуждаются при подведении итогов занятия.
Каждый студент копирует все, выполненные на компьютере практические задания на внешний носитель для предоставления отчета в электронном виде преподавателю.
Проведение практических работ включает в себя следующие этапы:
- постановку темы занятий и определение задач практической работы;
- определение порядка практической работы или отдельных ее этапов;
- непосредственное выполнение практической работы студентами на компьютерах и контроль за соблюдением техники безопасности;
- подведение итогов практической работы и формулирование основных
выводов.
При подготовке к практическим занятиям необходимо заранее изучить методические рекомендации по его проведению. Обратить внимание на цель занятия, на основные вопросы для подготовки к занятию, на содержание темы.
Критерии оценки:
При определении оценки необходимо исходить из следующих критериев:
Практическая работа на ПК оценивается следующим образом:
Оценка «отлично» ставится, если:
- студент самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
Оценка «хорошо» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но студент владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
- работа показала полное отсутствие у студента обязательных знаний и навыков работы на ПК по проверяемой теме.
3 Контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентовКонтроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов проводится преподавателем в аудитории.
Результативность самостоятельной работы студентов оценивается посредством следующих форм контроля знаний и умений студентов:
собеседование по итогам выполненных заданий;
представление текста с кратким текстуальным конспектом;
представление тетради с оформленными практическими заданиями;
представление докладов по темам, с сопровождением презентаций;
представление электронного носителя с выполненными студентом практическими заданиями.
Результаты контроля используются для оценки текущей успеваемости студентов. Оценка текущей успеваемости студентов выставляется в учебный журнал.
4 Информационное обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы студентовОсновные источники (для студентов)
1. Афонин А.М., Царегородцев Ю.Н. Теоретические основы разработки и моделирования систем автоматизации: учеб. пособие для СПО. М.: Форум, 2011. 192с.
2. Гохберг Г.С., Зафиевский А.В., Кропоткин А.А. Информационные технологии: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 208с.
3. Кудрявцев Е.М. Основы автоматизированного проектирования: учебник. М.: Академия, 2011. 304 с.
Дополнительные источники (для студентов)
1. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. 400 с.
2. Введение в математическое моделирование: учеб. пособие / В.Н. Ашихмин [и др.];под ред. П.В. Трусова. М.: Интермет Инжиниринг, 2000. 336 с.
3. Ганин Н.Б. Современный самоучитель работы в Компас-3D V10(+CD)., 2009. 560с.
4. Максим Кидрук Компас 3D на 100% Изд.:Питер, 2009. 560 с.
5. Математическое моделирование: Методы, описания и исследования сложных систем / Под ред. А.А.Самарского. М.: Наука, 1989. 271 с.
6. Кудрявцев Е.М. Компас 3D V10. Максимально полное руководство Изд: ДМК Пресс, 2009. В двух томах.
7. Охорзин В.А. Компьютерное моделирование в системе Mathcad. Изд.: Финансы и статистика, 2006. 144 с.
8. Практическая работа в MathCad 14. Интерактивный курс Изд.: TeachPro, 2010. 1000 с.
9. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. М.: Высш. шк., 1998. 319 с.
Интернет-ресурсы
1. Электронный ресурс: Российское образование. Федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения: 06.06.2016)
2. Электронный ресурс: Социальная сеть работников образования. URL: http:// www.nsportal.ru/ (дата обращения: 06.06.2016)
3. Электронный ресурс: Электронная библиотека студента. URL: http:// www.bibliofond.ru (дата обращения: 06.06.2016).