Классный час Проблемы общения в подростковом возрасте
Классный час в 7 «Б» классе.
Дата проведения: 05.03.15.
Тема урока: Проблемы общения в подростковом возрасте.
Тип урока: урок-беседа.
Цели урока: 1) Улучшение психологического климата в классе;
2) Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся;
3) преодоление и предупреждение социально-эмоциональных
проблем у учащихся.
Ход урока:
Во все времена и родителям и учителям было важно разобраться в мотивах поведения и проблемах, возникающих у детей и подростков. Один из таких проблемных вопросов развития личности подростка – общение со сверстниками. Благодаря общению подросток может получить незаменимый положительный опыт и в то же время стать причиной негативного поведения.
Современный ребенок во многом представляет собой явление незнакомое и требующее изучения. Каждое новое поколение обладает своей особенностью, так как воспитывается в специфических социальных условиях. Кризисные явления в политике, экономике, в сфере отношений, в том числе в семье, большой поток негативной информации, разрушение детской субкультуры, игровых традиций, ограничение общения между людьми, напряженный ритм сегодняшней жизни снижают социальную активность детей, их стремление узнавать новое, пробовать себя в различных видах деятельности. Если мы заглянем в недалекое прошлое, лет 20-30 назад, в детство ваших родителей, мы увидим, насколько разнообразна и увлекательна была их жизнь. Существовали такие молодежные течения, как октябрята, пионеры, комсомольцы. Дети ходили в библиотеки, чаще выходили на улицу и общались со сверстниками вживую, играли в разные игры: прятки, ловитки, салки, чехарду, классики, казаки-разбойники и т.д. Сейчас общение детей ограничивается общением на интернет-сайтах. Библиотека – интернет. Возник какой-нибудь вопрос – интернет. То есть, неподвижное положение перед компьютером является сейчас самым излюбленным занятием детей и подростков, на сегодняшней день.
Если мы говорим о младших школьниках, то как правило, неоспоримым для них авторитетом является мнение взрослого (учителя, родителей). Авторитет ребенка среди товарищей определяется положительными оценками в учебе и поведении. Подростка отличает стремление к общению с друзьями. Этот возраст – время проб и ошибок, переоценки ценностей, признания сверстниками, завоевания авторитета, стремления обрести себя как личность. Он отвергает мнение взрослых. Коллектив предъявляет слишком высокие требования: завоевать авторитет и уважение друзей он сумеет лишь тогда, когда будет отвечать этим требованиям.
Именно в этот период ребенок нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя, и с переходом ребенка в среднюю школу он меняется на глазах. Начинает больше внимания уделять своей внешности, одежде и поведению. Именно в этом возрасте дети начинают стремиться к свободе, избавлению от опеки. Данные исследований, проведенных в нескольких странах, на вопрос, с кем бы вы хотели проводить свободное время , показали – всегда на первом месте оказываются сверстники, друзья, подруги. Родители в этом списке занимают последнее место, даже после учителей.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Дети 7-12 лет очень эмоциональны, бывают грубы и несдержанны друг с другом и взрослыми. Особенного внимания на занятиях требуют дети, как говорил Платон, «непригодные для совместной жизни»,т.е.:
чрезмерно опекаемые родителями, а отсюда, вспыльчивые и очень впечатлительные к мелочам;
Отверженные родителями и не получающие необходимой заботы и внимания дома, а отсюда «приниженные», ненавидящие людей.
Для детей этих групп характерно стремление компенсировать свое чувство неполноценности соответствующим поведением, а затем стилем жизни. Причем к началу школьной жизни эти качества уже закрепились, характер ребенка формируется к 3 годам.
Учителям и родителям придется сделать многое, чтобы сформировать из таких детей личность, с полезными качествами, с социальным интересом, направленным на учебу, работу, дружбу, заботу о других.
Учителя и родители по праву являются авторитетом для детей. Умело организуя воспитательную работу, учителя должны стремится к формированию в детском сознании таких понятий, как милосердие , право принимать и оказывать помощь.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Учащиеся школ с благодарностью относятся друг к другу, если в классе установлена доверительная нравственная атмосфера, если учителя и родители не поощряют проявления жестокости, агрессии. Ребенок должен осознавать, что каждый человек неприкосновенен.
Для каждого ребенка очень важно занять свое место в коллективе. Взрослые уже не помнят, как трудно пребывать без движения по 40 минут, подвергаясь постоянному давлению и испытывая страх перед учителем, перед одноклассниками, высмеивающими за ошибку в ответе. Это не просто ограничение свободы, это постоянный стресс.
Я думаю, дети должны решать эти проблемы, применяя золотое правило поведения: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».
Теперь я бы хотела поговорить с вами немного о правах и запретах. Свобода человека – это способность и возможность мыслить, говорить и жить в соответствии со своими убеждениями. Эта способность должна быть основана на человеколюбии и на ответственности за свои поступки. Жить в обществе и быть от него свободным нельзя.
Дети должны знать, что государство защищает их свободу, неприкосновенность, собственность и достоинство. Но существуют также обязанности граждан России, при нарушении которых человек несет определенную ответственность. И вы я думаю тоже должны знать возрастные рамки правоспособности людей: Учитель зачитывает Конституцию РФ.
Итак, ребята запомните:
Лучший способ выйти из конфликта - это разрешить его с позиции разумности и справедливости, считаясь с моралью, законами общества и помогая общему благополучию.
Если конфликт не разрешать, то он может привести к войне, драке, и даже преступлению, от которых могут пострадать многие люди.
Самый разумный способ разрешения конфликта – компромисс, т.е. выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
15