План-конспект по музыке Что роднит музы с изобразительным искусством
Ливинцова М.В. - Урок музыки в 5 классе (Критская)
«Что роднит музыку с изобразительным искусством?».
«Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
Содержание: Жизнь – единственный источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.
Цель: выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства.
Задачи:
- раскрыть особенности понятий «живописная музыка» и «музыкальная живопись»;
- показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;
- размышлять о музыкальном и художественном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве.
Музыкальный материал: пьеса «Баба Яга» П.И. Чайковского, пьеса «Прогулка» М. Мусоргского, песня «Птица-музыка» М. Пляцковского, В. Синенко.
Оборудование: портреты П. Чайковского и М. Мусоргского, магнитофон, CD-диск, репродукция картин В. Гартмана, наглядный материал (термины, понятия).
ХОД УРОКА
I этап. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, прочитав эпиграф к уроку:
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? (ответы детей)
Совершенно верно. Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве. Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить.
Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.
2этап. Повторение пройденного материала.
И предлагаю я вам начать с самого простого – определить, существует ли переложение цвета в звуки.
Для этого возьмем листы с радугой. Под радугой пишем цвета, а напротив каждого подбираем слова из словаря эстетических эмоций и подбираем каждому цвету звук. Раскрашиваем радугу. Работать будем со стихотворением Е. Новичихина «Цвета радуги»:
Сколько цветов у радуги.
Радуга устроена, как пирог слоенный:
Красный слой, оранжевый.
Желтый и зеленый,
Голубой и синий,
Рядом с фиолетовым…
Семь цветов у радуги –
Надо знать про это вам!
Цвета радуги Стихи Синонимы из словаря эстетических эмоций Звук (нота)
КРАСНЫЙ В огороде, как костёр,
Вспыхнул красный помидор.
Вслед за ним пример беря,
Стала красной и заря.
Цвет свой радуге отдали
И гвоздика, и пион.
Красный цвет – в её начале:
Самый-самый первый он.
ОРАНЖЕВЫЙ В руке у меня – апельсин,
Оранжевой Африки сын.
Всегда он считает за честь,
Что цвет его в радуге есть.
ЖЁЛТЫЙ Желтое солнце и желтый песок.
Жадно я пью апельсиновый сок.
В знойном дыхании летней поры
Желтые даже глаза у жары!
ЗЕЛЁНЫЙ Смотри: на лугу зеленеет трава.
В лесу зеленеет опушка.
В зелёном болоте –
«Ква-ква» да «Ква-ква» -
Зелёная очень лягушка…
ГОЛУБОЙ Голубое небо, голубое море,
Ветерок играет голубой волною,
А на горизонте в голубом просторе
Целый день маячит
Парус голубой.
СИНИЙ Смотрит в небо синий василек,
Радости не пряча, не тая:
- В этом мире я не одинок!
В радуге есть синева моя!
ФИОЛЕТОВЫЙ Фиолетовыми тучами тяжелыми
Дождь пролился на луга и на поля.
Он прошел. И вдруг фиалками веселыми
Засветилась, как улыбками земля.
Это радуга прислала нам привет –
Свой седьмой, свой фиолетовый букет.
Работая над «волшебной музыкальной радугой» вы заметили сходство изобразительного искусства и музыки? (цветовой спектр составляет 7 основных цветов, музыкальная грамота построена на 7 нотах).
- Какого цвета получились ваши ноты? (обучающиеся озвучивают результаты своей работы в таблице)
Давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного видения со «Стихотворением о нотах»:
Какого цвета нота до?Ей больше всех идет бордо.В бордовом платьице онаВсем больше во сто крат слышна.
У нотки Ре наряд речной,Он синевато-голубой.Журчит она как ручеек,То низок тон, а то высок.
У ноты ми вуаль полей,Зеленый цвет сверкает в ней.Ми как волшебная волна,Несет всем людям мир она.
Фа обожает фиолет,Заката солнечного цвет.Жаль только, Фа слегка грустна,Но любит погрустить она.
Соль, словно солнца яркий луч,Который светит из-за туч.В наряде желто-золотомПриносит нотка радость в дом.
А нотка ласковая Ля,Как разноцветная земля.В ней красочный букет полей,Нет нотки этой красивей.
Си – неба синего краса,В ее наряде небеса,В ее звучании полет,В высь нотка эта нас зовет.
Все нотки – жители страны,Где звуки с красками дружны.В стране неповторимой этойЛюбого встретит море света.
ВЫВОД: существует переложение цвета в звуки.
3этап. Изучение нового материала.
Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет. Давайте поиграем и в этом убедимся.
Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет… А вот чей, вам нужно узнать. Кто это обычные люди, наши современники, или персонаж сказки?
СЛУШАНИЕ: пьеса «Баба-Яга» П. Чайковского
Наводящие вопросы:
В каком характере звучит музыка?
О ком она рассказывает?
Какой характер у этого незнакомца?
Давайте ещё раз обратимся к словарю эстетических эмоций и подберём подходящие слова для определения характера музыки:
ТАИНСТВЕННО ЗЛО РЕЗКО ЛАСКОВО ГРОЗНО МЯГКО СТРЕМИТЕЛЬНО
ВЫВОД: Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину. ЭТО живописная музыка.
И есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими или музыкальными. В подтверждение этому мы воспользуемся компьютером. Перед вами зимний пейзаж художника В. Гартмана.
- Какое настроение передал в нем художник?
- Какие краски он использовал?
- Какая, по вашему мнению, должна звучать музыка, когда вы смотрите на эту картину?
Ответы детей.
Предлагаю послушать вам именно ту музыку, которую сочинил М. Мусоргский, когда увидел эту картину, а заодно и проверим ваши предположения.
СЛУШАНИЕ: пьеса «Прогулка» М. Мусоргского
- Созвучна ли пьеса с пейзажем и верны ли ваши предположения? (Ответы детей)
ВЫВОД: Есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими. ЭТО музыкальная живопись.
Художники так же как и композиторы тонко чувствуют, и свои размышления о жизни человека и величии природы передают художественным полотнам.
(см. приложение 1 - таблица "Средства музыки и живописи, определяющие созвучие ОБРАЗОВ")
Проанализируем созвучие картины В. Гартмана и произведения М. Мусоргского по знакомой вам схеме.
Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.
Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.
С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.
4этап. Домашнее задание.
Закрепить полученные знания: заполнить сравнительную таблицу «Волшебная радуга».
5этап. Подведение итогов урока.
Музыка и изобразительное искусство очень связаны друг с другом.
Музыка может вызывать в воображении слушателей какие-либо зрительные образы, даже определённые картины. Всматриваясь в картины, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку.
Завершим наш урок мы знакомством с песней «Птица-музыка» Владимира Синенко на слова Михаила Пляцковского.
Обучающимся раздаются тексты песни.
СЛУШАНИЕ: песня «Птица-музыка» муз. В. Синенко, сл. М. ПляцковскогоПЕНИЕ: песня «Птица-музыка» муз. В. Синенко, сл. М. ПляцковскогоМолодцы! Сегодня на уроке хорошо работали ____________! (выставление оценок)
Спасибо за урок!