Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Республики Коми.



Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35
с углубленным изучением отдельных предметов»
(МАОУ «СОШ № 35»)
«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 35 №-a
шöр школа» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение
(«35 – а ШШ МАВУ»)
Конспект урока по внеклассному чтению (2 класс)
Тема: Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Республики Коми.
Разработала: Потолицына Ольга Васильевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 35 с углубленным
изучением отдельных предметов.
Сыктывкар 2015
Цель: через художественное своеобразие произведений коми авторов раскрыть красоту зимней природы родного края. , развивать национальную гордость, любовь к родному краю, обычаям, языку, культуре народов Коми;
Задачи:
Совершенствовать навыки работы с текстом, учить словесному рисованию;
воспитывать чувство прекрасного, интерес к живописи, поэзии коми народа
развивать творческое воображение,
развивать способность внимательного отношения к авторскому слову.
Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать.
Способствовать развитию воображения учащихся.
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине, к родной природе.
Учебные материалы: тема урока «Зимушка-зима»; рисунки к загадкам: снеговик, дом, дерево, снегирь, сугроб, сосульки, снежная туча, снег; иллюстрации учащихся о зиме; хрестоматия по коми литературе для 2 класса"Север мой неповторимый",2 снеговика для рефлексии, репродукции картин коми художников.
Оборудование: учительский ноутбук, экран, мультимедиапроектор.
1.Организационный момент.
– Сегодня на уроке мы будем мыслить, сочинять, слушать, творить, рисовать. Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на плодотворную работу.
2. Актуализация опорных знаний.
– Ребята, посмотрите на этот рисунок. На мой взгляд, на нём очень пусто, и поэтому сложно понять, что хотел рассказать нам художник. (На доске изображены дом и дерево) Давайте дополним этот рисунок. Я буду загадывать вам загадки, а отгадками мы будем дополнять наш рисунок.
1. Его слепили в декабре у катка во дворе.
Он на ветру стоит с метлой, неуклюжий и смешной. (Снеговик)
2. На снегу сидит, блистая,Красногрудых птичек стая.Бросим крошек поскорейДля красавцев - …(Снегирей)
3. Выпал снег чистейшей пробы, Из него везде ...  (Сугробы)
4. Свисает с крыши длинный гвоздь –Холодный, крепкий, словно кость,Но если солнце припечёт,Он весь слезами истечёт (сосулька)
5. Как по небу, с севера,Плыла лебедь серая,Плыла лебедь сытая,Вниз кидала, сыпалаНа поля, озёрышкиБелый пух да пёрышки. (Снежная туча)
6. Вился, вился белый рой,
лег на землю - стал горой. (Снег)
(Учитель дополняет рисунок изображением снеговика, снегиря, сугроба, сосулек, тучи.)
– Какая красивая картина у нас получилась. Давайте подберём название для неё. Как бы вы её назвали? ( Предложения детей)
– Что указывает именно на зимнее время года?
Тема урока.
- Значит, какова тема сегодняшнего урока по литературному чтению? Слайд2
(Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Республики Коми)
3.Постановка учебной задачи.
- Мы сегодня будем говорить не просто о зиме , а о зиме в произведениях наших коми поэтов, писателей, художников. Нас приглашает в свои покои удивительная красавица - северная коми зима.
4. Беседа.
– Ребята, а вы любите зиму? Почему? Ответы детей.
5. Рассматривание рисунков детей о зиме.
Учитель открывает иллюстрации, приготовленные на доске.
- Расскажите, что вы изобразили на ваших рисунках? Какой образ зимы вы создали в своих творениях? Какая она зимушка зима?
6. Учащиеся выходят к доске и рассказывают, что они изобразили на своих рисунках. 2-3 чел.
7. Ознакомление с художниками Республики Коми.
- А теперь посмотрим, какой видят зиму наши коми художники . 
ВИТАЛИЙ ФЕДОРЧУК
На первый взгляд может показаться, что пейзажи Виталия Федорчук однообразны Но приглядевшись, понимаешь ,сколько душевного тепла вложено в каждую картину.(На первый взгляд такую простую и обыденную).
Слайд 3 Слайд 4

"Без названия" "Зима на даче",
художник В. Федорчук художник В. И. Федорчук
- Каким настроением проникнута картина?
-Какое название Вы бы дали этой картине?
СЕРГЕЙ КИСЕЛЁВ
Белый мягкий снег преображает природу – пушистыми шапками ложится на ветви деревьев, широким ковром покрывает лесные поляны, холмы и долины. Это хорошо видно на картине С. Киселёва.

Слайд5

Киселёв Сергей. На лыжне вдоль р.Кия-Ю
"Зимой люблю прокатиться на лыжах. У нашего села вдоль небольшой лесной речушки проходит лыжня, и заметив яркий солнечный просвет меж деревьев, решил зафиксировать это на холсте. Почти весеннее солнце, радость движения и аромат хвои - вот из чего эта картина."
НИКОЛАЙ ЖИЛИН
Слайд 6

"Зима" Ф. Сметанин
Народный художник Республики Коми
С детских лет, наделенный обостренным чувством понимания красоты окружающего мира, он вдохновенно воспевает ее в живописных полотнах.
ФЁДОР СМЕТАНИН
А вот как видит наш Коми край другой известный коми художник Фёдор Сметанин.
left358140Слайд 7 Слайд 8

Ф.Сметанин "Димка""Кожва", художник Ф. Д. Сметанин
8. С какими художниками мы сейчас познакомились?
Скажите, какая из картин передает образ суровой , холодной зимы? Почему?
Чьи картины Вам больше запомнились?
9. Физкультминутка.
Вечер зимний в небе синем
(встать из-за стола)
Звезды синие зажег
(встать на носки, потянуться)
Ветви сыплют синий иней
(потряхивая руками, потихоньку сесть)
На приснеженный снежок
10. Работа с хрестоматией.
- Давайте откроем хрестоматию стр. 13 , как называется раздел? (Картины природы)
- Какие поэты и писатели писали о зиме?
(Учащиеся отвечают: П.Образцов, И. Коданёв).
11. Ознакомление с коми поэтами .
Слайд 9

Пантелеймон Образцов. Стихотворения Пантелеймона Образцова о самом разнообразном, что происходит в нашей жизни. Это и морозная северная зима, жаркое лето, золотая осень и журчанье весенних ручьев. Герои его стихов - и дети и взрослые. Он рассказывает о разных профессиях: монтера, маляра, кузнеца… Маленькие герои книг Пантелеймона Образцова очень трудолюбивы, они всегда стараются помогать старшим. Малыши вместе с мамой делают уборку, ходят за водой, моют посуду. 
- Работать будем группами.
Учащиеся объединяются в группы по 6 человек. Учитель выдает карточки с заданием, дети выполняют.
ПАНТЕЛЕЙМОН ОБРАЗЦОВ СЕВЕР МОЙВот он, север мой суровый! Полюбуйся. Посмотри: На лугу ковер пуховый, На деревьях снегири. Шапки белые на крышах, Горы снега во дворе. Дед – Мороз узоры пишет На потеху * детворе. Но и он бывает лютым, Добродушный Дед – Мороз. И себя ты как не кутай, Прошибет порой до слез. Слышен в воздухе морозном Скрип полозьев за версту. И трещат от стужи сосны, Птицы мерзнут на лету... Задания к тексту: Прочитайте выразительно.
Какие картины зимы нарисовал поэт в стихотворении? Какие слова и выражения помогают вам представить эти картины? Похоже ли это стихотворение на сказку? Докажите. Докажите, что автору удалось изобразить особенности северной зимы.Какие приметы зимы выделил поэт? С каким чувством он пишет о зиме? Почему вы так думаете? Что воспевает автор в стихотворении?Почему автор озаглавил стихотворение «Север мой», а не «Север мой суровый»?П .Образцов. (стр.14)
Затейница-зима.
Весёлая,
Морозная
Затейница-зима
Одела в платье звёздное
Деревья и дома.
Всё в серебре,
Всё в инее,
И голубой дымок
Восходит к небу синему
Прозрачен и легок.
Задания к тексту.
Прочитай выразительно.
Какие чувства вызвало у Вас это стихотворение?
Какие приметы зимы выделил поэт?
Что бы Вы нарисовали на рисунке к этому стихотворению?
Какова главная мысль стихотворений П. Образцова?
Почему поэт так назвал своё стихотворение?
Придумайте своё заглавие к стихотворению.
13. Выступления учащихся от каждой группы.
- С какими стихотворениями П. Образцова мы познакомились?
14. Физкультминутка для глаз. Слайд
15.  Создание своего стихотворения о зиме (синквейна).    
- Сейчас мы попробуем создать свое стихотворение о зиме - синквейн. Вспомним, как оно строится?
( синквейн создается следующим образом: первая строчка — существительное, вторая строчка — три прилагательных, третья строчка — три глагола, четвертая строчка — предложение о предмете, последняя строчка — существительное или словосочетание, отражающее главную мысль всего произведения.)
- Я Вам предлагаю зимнее слово ЗИМА(МОРОЗ )… (Учащиеся совместно с учителем составляют синквейн, учитель записывает на доске.)Со вторым словом составляют сам-но.
Зима!Мороз!
Снежная, холодная, красивая — Лютый ,безжалостный ,обжигающий
Наступила, прилетела, запорошила,Трещит,замораживает,леденит
Покрыла земллю снежным одеялом!Сковывает реки льдом
Волшебница.Хозяин
Чтение получившихся синквейнов.
16. Ознакомление с писателями коми края. Слайд 10
- Наше путешествие по зимней сказке продолжается.
- Кому из животных всего труднее в зимние морозы?
- Конечно птицам. Мы сейчас прочитаем рассказ нашего земляка, писателя, Ивана Коданёва.
Вся его жизнь была связана с нашей суровой коми землёй. Он родился и жил на земле Коми, которая стала для писателя его малой и большой родиной.  Иван Коданёв родился в старинном коми селе Слобода, что на левом берегу красавицы- Эжвы, Наблюдая за природой, он с детства учился понимать язык леса, познавать жизнь его обитателей. В нём от рождения были заложены навыки его предков, веками жившиих средь густых лесов и хрустальных рек. Его произведения учат добру, бережному отношению к окружающей нас природе.
ИВАН КОДАНЕВ  УТКИ - ЗИМОВЩИЦЫ (текст читает учитель или заранее подготовленный ученик) С приходом зимы многие птицы покидают наши края. В сентябре улетают кулики, кряквы, чирки. Следом за ними с насиженных мест тянутся чайки, гуси, лебеди, журавли.  Дольше всех задерживаются черные утки; или синьги, как их у нас прозывают.Гнездятся они в тундре. Еще в конце октября их можно встретить на Вычегде, на реках Сысола, Вымь. Уже идет шуга, вот-вот реки станут, а черные утки еще облетывают берега в поисках корма, будоражат тишину своим криком. Бывают случаи, когда подранок (раненая утка), отбившись от стаи, зимует. Но редко выживает в суровую зиму…  Километрах в двадцати от Сыктывкара есть озеро Койты. Заядлые рыбаки ездят туда на лов.  Как – то в марте и я поехал на озеро. В это время еще стоят морозы, дуют северные ветры. Мне сказали, что почти на середине озера есть полынья* – по всей видимости, к этому месту просачиваются родниковые воды, не дают сковать льдом. Я шел берегом, выглядывая эту полынью. Потом решил бурить лунку здесь же, у берега. Свернул и неожиданно вышел к полынье. Не успел ступить на лед, как с воды с громким криком поднялись три черные утки и полетели в густой кустарник. Я так и замер. Утки?! В начале марта? Да как же они перенесли сорокоградусные морозы, где скрывались, коротали длинные северные ночи, чем питались, когда кругом – сплошной лед?! Ну и дела…  На обратном пути повстречал на санях двух колхозниц из деревни Койтобыж, они Ехали за сеном. Я начал расспрашивать, женщины оживились: - Как же, знаем, - отвечали. – Этих утей почти каждый день видим! А живут под стогами, под сеном, кормятся в полынье… Так и зимуют. Теперь уж весна скоро… Мы и сено – то из – за них не брали. На ночь забьются в него и спят, а днем – к воде… Вот ведь как!  Я поехал с женщинами к стогам, чтобы посмотреть на чудесных «зимовщиков». Но уток там не оказалось – наверное, улетели на озеро. Я долго их ждал, но так и не дождался. Они не покидали полынью… Задания к тексту: Какую интересную историю о черных утках рассказал нам автор? Что еще о жизни птиц осенью вы узнали из этого рассказа? Почему после некоторых предложений автор поставил не точку, а многоточие? Какие чувства он пытался передать в этом произведении? Попробуйте передать это при чтении. Кто является рассказчиком в произведении? Что вы можете сказать о его отношении к природе?
17. Итог урока.
–Вот и подошёл к концу наш урок. Каких коми художников запомнили?
- Рассказы какого коми автора мы сегодня читали?
- Стихи какого поэта слушали?
- Какое из заданий на уроке вы выполняли с удовольствием? - Какое задание вам пришлось выполнить с затруднениями? 18. Рефлексия.- Оцените своё настроение с помощью снеговиков :они у нас тоже необычные, сказочные- если настроение радостное, бодрое -снеговик с улыбкой, если печальное, грустное -унылый снеговик.

- Молодцы! Спасибо за урок.