Выступление Профориентационная работа в Чебаркульском профессиональном техникуме
Профориентационная работа в Чебаркульском профессиональном техникуме
Менщиков В.А., материалы выступления на педагогическом Совете
Основной целью профориентационной работы ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» является привлечение преподавательского состава, а также учащихся и студентов техникума к активному участию в научно – обоснованной системе мер по профессиональной ориентации молодежи города и района.
Задачи профориентационной работы:
- изучение и прогнозирование перспектив формирования контингента техникума;
- комплектование групп 1 курса;
- конструирование системы профориентационной работы;
- пропаганда уровня образовательной деятельности техникума;
- повышение качества контингента обучающихся (более высокий образовательный уровень, увеличение количества «отличников» и «хорошистов»);
- создание привлекательного образа техникума в городе, районе, крае возможностей трудоустройства на предприятия города и муниципальные предприятия района;
- установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ, а также работодателями.
В процессе реализации программы профориентационной работы коллектив техникума стремится:
- к тому, чтобы перед школьниками города и района приоткрылись возможности нашего учебного заведения, которых по каким-то причинам они не видели или не ясно видели до сих пор;
- к тому, чтобы выпускники школ города и района сделали обоснованный выбор между альтернативами средних и высших учебных заведений;
- к тому, чтобы в процессе профориентационной работы они получили обратную связь;
- к тому, чтобы они совершили конструктивные изменения в своей жизни.
Профессиональная ориентация ЧПТ как система деятельности включает в себя следующие компоненты:
- профессиональное просвещение (профинформация);
- профессиональная консультация;
По реализации данных компонентов педагогический коллектив техникума проводит работу в средних общеобразовательных школах города.
Профессиональное просвещение проводится во время встреч педагогического коллектива техникума с учащимися 9-х и 11-х классов и их родителями. Профессиональное просвещение предусматривает овладение учащимися общеобразовательной школы определенной совокупности знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях получения профессий и специальностей в ЧПТ, информацию о наиболее общих признаках профессий и специальностей, о требованиях к ним и о процедуре поступления в техникум.
Профессиональная консультация предполагает установление соответствия индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей школьника специфическим требованиям той или иной профессии или специальности. Специалисты техникума оказывают консультацию абитуриентам, поступающим на ту или иную профессию и специальность.
Система профориентационной работы техникума включает как традиционные, так и инновационные формы работы.
- проведение информационной, агитационной, разъяснительной работы среди школьников о модели формирования контингента учащихся и студентов техникума;
- привлечение преподавателей и студентов техникума к пропаганде уровня образовательной деятельности техникума;
- проведение аналитической и исследовательской работы по изучению перспектив формирования контингента, формирование плана набора учащихся и студентов на 1 курс;
- развитие деятельностных форм взаимодействия со школьниками, организация нетрадиционных форм внеклассных занятий.
Содержание деятельности.
В работе по профориентации мы выделяем несколько необходимых этапов:
- организационный;
- информационно-аналитический;
- непосредственная работа с обучающимися, выпускниками школ города, района их родителями;
- создание привлекательного образа техникума;
- работа приемной комиссии.
На организационном этапе происходит утверждение перечня профессий и специальностей, по которому будет проводиться подготовка в текущем году, определяются школы, производится закрепление инженерно-педагогических работников за каждой конкретной школой, а также создаются группы учащихся и студентов, которые будут проводить агитационную работу.
На втором этапе происходит сбор информации о количестве выпускников в 9-х и 11-х классах школ района, их распределении по половому признаку, определяется для каждой школы количество выпускников, которые должны поступить в техникум (т.е. закладываются плановые цифровые ориентиры). Поступающая информация анализируется, изучается количество учащихся, успевающих на «хорошо» и «отлично», на «удовлетворительно». В ходе бесед с классными руководителями школ, преподавателями выясняются планы выпускников относительно выбора будущей профессии и учебного заведения, где они хотели бы обучаться.
На третьем этапе происходит непосредственные выходы и выезды инженерно-педагогических работников в школы.
Мастера и преподаватели встречаются с учащимися, в ходе бесед дают им необходимую информацию о профессиях и специальностях, условиях обучения, возможных перспективах после окончания техникума. На таких беседах очень важно донести до сознания школьников основное содержание деятельности по интересующим их профессиям и специальностям, требованиям к работникам, где и как эти профессии и специальности можно освоить. Особое внимание уделяется работе не только с «нашим» контингентом, но и с «хорошистами». Ведь не секрет, что у ребят, имеющих отличные оценки и лишь 1-3 «четвёрки» в дипломе об окончании учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования есть реальная льгота при поступлении в высшее учебное заведение. На этом этапе необходимо дать не только устную информация о плане приёма на текущей год, хорошо поможет и листовка, информационный листок, бюллетень и т.п.
Важным звеном в профориентационной работе техникума является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которого лежат трудности семейного воспитания – непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности, и главное – мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей.
Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий и специальностей. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии или специальности. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха.
Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся. Данная работа реализуется через родительские собрания, где родителям дается информация о новых профессиях и специальностях нашего техникума, об условиях обучения, возможных перспективах после окончания техникума.
С целью знакомства с техникумом ежегодно проводятся «Дни открытых дверей», где учащиеся встречаются с преподавателями и мастерами производственного обучения различных специальностей и профессий. Организовываются мастер – классы и экскурсии по техникуму и по мастерским. Такие экскурсии эффективно влияют на профессиональный интерес школьников, если хорошо продумана и организована цель такой встречи – подробное знакомство с профессией.
Во время таких экскурсий школьники получают следующую информацию:
- общие сведения о профессии;
- психофизиологические требования профессий к человеку;
- характеристика процесса обучения и процесса прохождения практики на предприятиях Чебаркульского района;
- получение специальной подготовки, экономическая и правовая стороны профессиональной деятельности.
Этап создания привлекательного образа техникума реализуется на протяжении всего учебного года и включает в себя участие и выступление учащихся во всех городских, зональных и областных мероприятиях, будь то спортивные соревнования, конкурсы технического мастерства, ярмарка вакансий, различные акции, работа в городском молодежном клубе, выступление в местной прессе.
На этапе работы приемной комиссии организовывается целенаправленная деятельность с поступающим контингентом.