Урок по литературе на тему А.С.Пушкин Погружаясь в вальс метели по произведению Метель.
Урок по произведению А.С.Пушкина «Метель».
«Погружаясь в вальс метели».
Цели урока:
Обучающая: познакомить с произведением А.С.Пушкина «Метель», выяснить, в чем заключается судьбоносное значение метели в жизни главных героев повести.
Развивающая: включить в учебный процесс каждого ученика, развивать творческие способности каждого ученика, речь, мышление учащихся.
Воспитывающая: воспитывать ответственность за свои поступки, прививать интерес к классической литературе.
Оборудование: Портрет А.С.Пушкина, музыка Г.Свиридова, презентация на компьютере, тексты произведений.
Этапы урока:
1. Вступительное слово учителя-1 мин.
2. Музыкальная композиция-2 мин + работа по ней 5 мин.
3.Постановка проблемного вопроса, первичное восприятие-5 мин.
4. Работа с текстами- 15 мин.
5. Итог восприятия-5 мин.
6. Домашнее задание. Оценки-5 мин.
7. Рефлексия- 2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. (слайд № 1)
В каждом времени года есть свое очарование! Прекрасна и зима. А сколько природных явлений можно наблюдать зимой: мороз, снег, иней, метель.
Давайте послушаем с вами небольшую музыкальную композицию Г.Свиридова.
(Прослушивание песни Г.Свиридова «Поет зима, аукает»).
- О чем это произведение? Что изображает эта музыка? (о зиме, о метели, о вьюге).
- А как вы думаете, почему я выбрала именно эту музыкальную композицию? Как она связана с нашим уроком? (Ответы детей).
- Правильно. О метели мы и поговорим сегодня.
- Какова цель нашего урока? (Ответы учащихся). (слайд № 2)
Наш урок так и называется «Погружаясь в вальс метели». (слайд № 3)
А поможет нам в этом А.С.Пушкин и ваши произведения, которые вы создадите на уроке.
(Запись числа и темы урока в тетради).
3. Постановка проблемного вопроса. (слайд № 4)
Результатом нашей работы будет ответ на проблемный вопрос: Можно ли предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека?
- Запишите слово МЕТЕЛЬ любой цветной ручкой. (слайд № 5)
- Какого цвета ваше слово? Почему?
- Дайте толкование слову МЕТЕЛЬ. (Метель- это сильный ветер со снегом).
-Что такое метель? (ответы учащихся).
(слайд № 6)
- А теперь к слову МЕТЕЛЬ подберем смысловые ассоциации. Вспомните метель, всмотритесь внимательно в это слово еще раз. Закройте глаза, представьте это явление. Запишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями о метели. Можно записать вокруг слова метель. (снег, ветер, метет, вихрь, холодно, замерз, неуютно).
(Учащиеся обмениваются словами вслух).
Во многих произведениях А.С.Пушкина можно найти описание метели. Вспомните такие произведения. (Зимнее утро, Зимний вечер, Зимняя дорога).
(слайд № 7)
-На столах у вас тексты этих произведений.
- Давайте дополним свои ассоциации пушкинскими.
- Произнесите вслух слова, которые вам больше всего понравились и запомнились из стихотворения. Допишите их к своим ассоциациям.
(учащиеся работают в тетрадях).
4. Новый материал.
- А теперь вернемся к повести. Назовите главных героев.
(Маша, Владимир, Бурмин). (слайд № 8)
- Прочитав произведение, мы узнаем, все они попали в метель. Маша, Владимир, Бурмин становятся жертвами метели. (слайд № 9)
- Давайте поговорим о роли метели в повести. Почему повесть называется Метель? Каково значение этого образа в повести? (слайд № 10)
(Метель можно считать полноправным героем. Все события в повести происходят во время метели. Кому-то она мешает, кого-то направляет).
- Все верно. Повесть названа «Метель», т.к. метель есть та сила, что изменила жизнь героев повести. Метель играет роль судьбы, случая, от которого, по мысли Пушкина, может зависеть жизнь человека. Метель заметает жизненную дорогу, человек не видит перед собой ясного пути, не знает, что его ждет. (слайд № 11)
5. Работа с текстом. Анализ
Зачитайте описание метели из повести А.С.Пушкина «Метель».
ПЗ. № 1. Задание: разделите лист на 3 части для характеристики персонажей. (слайд № 12)
Постарайтесь найти в тексте и выписать слова и словосочетания, помогающие передать взаимоотношения каждого из героев с метелью. Считайте метель полноправным героем.
(слайд № 13)
Маша
Владимир
Бурмин
Метель пытается остановить, не пускает, дует сильный ветер, ставни стучат; затем разрешает.
Метель кружит, путает.
Метель толкает, ведет, направляет.
«неведомая сила толкала меня».
-Какой вывод можно сделать? (метель определила судьбу героев).
- Что такое судьба? Как вы понимаете это слово? (это то, что происходит у нас в жизни. Это то, что не зависит от нас, от нашей воли).
-Запишите слово судьба. Дайте толкование этого слова.
- Как судьба распорядилась судьбами героев пушкинской «Метели»?
- За что наказаны молодые люди? (Маша и Владимир не слушают своих родителей).
(слайд № 15)
Поэтому Пушкин называет Машу «молодой преступницей». Пушкин утверждает, что без благословения родителей нельзя совершать такой важный шаг как вступление в брак. За такой поступок судьба карает Машу и Владимира. Маша преступила закон христианский, нравственный, гласящий о почитании своих родителей.
- Чем закончилась повесть? (ответы ребят). (слайд № 16)
И.В.
О чем эта повесть? (о любви, о метели, о судьбе, о почитании старших).
Какую роль в повести играет метель?
(метель не просто плохая погода, она- живое существо со своим характером и какими-то не совсем ясными целями).
Домашнее задание. (слайд № 17)
Оценки.
8. Рефлексия.
Проводится устно.
- Опишите свое состояние во время работы: (запись на доске).
Было трудно
Было легко
Я удивился
Какое открытие сделал..
Я узнал
Урок окончен.