«А.С. Пушкин «Метель». Герои повести, мотивы их поступков»
Северо-Казахстанская область
район имени Габита Мусрепова
КГУ «Целинная средняя школа»
Открытый урок по русской литературе в 6 классе
«А.С. Пушкин «Метель». Герои повести, мотивы их поступков»
УМК любой
Используемая литература:
1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – 4-е изд.,
перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 416 с.
2. Рыгалова Л.С. и др. Русская словесность: миф и литература. Методическое
руководство: Для учит. 6 кл. общеобразоват. шк. / Рыгалова Л.С.,
Берденова Д.А., Туниянц Л.Ф. – 3-е изд., перераб. – Алматы: Атамура,
2011. – 168 с.
Подготовила: учитель русского языка
и литературы
Максина Галина Николаевна
2014-2015 учебный год
Тема урока. А.С. Пушкин «Метель». Герои повести, мотивы их поступков
Цель урока: знакомство с идейно-художественным содержанием повести,
героями, выявление основный черт характера героев и мотивов
их поступков
Цель учащихся: знать сюжет и героев повести «Метель», уметь определять
мотивы их поступков
Задачи: формировать знания о содержании повести, о её героях и мотивах их
поступков; раскрыть особенности композиции, языка, образа
рассказчика в «Повестях Белкина»;
развивать навык чтения, аналитического пересказа повести;
развивать читательскую культуру учащихся, словарный запас
учащихся, умение грамотно владеть устной и письменной речью с
учётом соблюдения авторской манеры повествования;
способствовать развитию интереса к пушкинской прозе.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный, проблемный
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации учащихся к повести,
презентация, шесть шляп, музыкальные иллюстрации
Г.Свиридова к повести «Метель», фрагмент фильма
«Повести И.П.Белкина»(1964г.)
Ход урока
I. Вводно-мотивационный.
1. Знакомство с автором. Вступительное слово учителя.
- Кто написал поэму «Руслан и Людмила»?
стихотворение «Зимнее утро»?
«Сказку о царе Салтане»?
2. Сообщение темы, цели урока. Целеполагание.
Сегодня мы продолжим изучать творчество А.С. Пушкина. Познакомимся с его повестью «Метель».
- Что такое повесть?
Повесть - это жанр прозаического произведения, занимает промежуточное место между романом и рассказом.
- Что вы знаете по данной теме?
- Какие задачи мы сегодня поставим перед собой на уроке?
1) изучить историю создания повести: цикл произведений «Повести Белкина»; 2) раскрыть смысл эпиграфа к повести А.С. Пушкина «Метель»; 3) выявить основные черты характера главных героев и мотивы их поступков; 4) увидеть отношение автора к героям; 5) показать влияние метели на судьбы главных героев.
3. Слово учителя.
Повесть А.С. Пушкина «Метель» входит в цикл произведений, объединённых названием «Повести Белкина».
Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение А.С. Пушкина, созданное в знаменитую Болдинскую осень 1830 года, в очень короткий срок: с 9 сентября по 20 октября. Александр Сергеевич приехал в Болдино, родовое имение своего отца, осенью 1830 года. Он предполагал пробыть там не более месяца, но из-за холерного карантина поэт был вынужден в течение трех месяцев оставаться в имении своего отца.
«Повести Белкина» включают в себя 5 произведений: «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», «Гробовщик». Пушкин взял на себя роль издателя, авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину.
4. Демонстрация иллюстраций «Болдинская осень».
- Как вы думаете, почему Пушкин вымышляет какого-то несуществующего Белкина? (придать произведению достоверность)
- Какую роль выполняет Иван Петрович Белкин? (Дискуссия)
5. Работа с эпиграфом к повести «Метель».
1. - Давайте вспомним, что такое эпиграф?
Эпиграф - это небольшой текст, предваряющий произведение, в нём может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема. - Строки из какого произведения были взяты Пушкиным к повести «Метель»?
В качестве эпиграфа к повести Пушкин взял строки из баллады Василия Андреевича Жуковского «Светлана».
2. Чтение эпиграфа наизусть.
5. Анализ эпиграфа:
1. Сколько фрагментов включает в себя эпиграф?
2 фрагмента, которые относятся к разным героям повести.
2. Какое слово является главным, ключевым?
Божий храм.
3. Выделите ключевые слова – предвестники печальных событий в повести.
II. Операционно-познавательный.
1. Беседа с учащимися: - Рассмотрим повесть с точки зрения композиции.
- Что называется композицией произведения?
Композиция - построение художественного произведения.
1. Назовите главных героев повести «Метель».
Марья Гавриловна – богатая невеста, стройная бледная семнадцатилетняя девица, Владимир Николаевич - бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне.
2. Как родители Марьи Гавриловны относились к молодому человеку?
«Запретили дочери о нём и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя».3. Почему родители Марьи Гавриловны были против её встреч с Владимиром Николаевичем? К чему привели эти запреты?
Мать Марьи Гавриловны не одобрила выбор дочери.
4. Любят ли друг друга Марья Гавриловна и Владимир Николаевич?
Молодые люди ведут себя так же, как герои далёких от жизни выдуманных французских романов. Их любовь названа «романтической».
5. Как автор относится к Марье Гавриловне? Найдите в тексте ироническое рассуждение героев.
Пушкин по-доброму иронизирует над героями. Например, фраза «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена» говорит о том, что героиня жила в выдуманном, романтическом мире.
Пушкин приводит ироническое рассуждение юных героев: «если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?» «
Разумеется, что эта счастливая мысль сперва пришла в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романтическому воображению Марьи Гавриловны».
2. Просмотр фрагмента фильма «наши любовники были в переписке. придите в наши объятия».
- Как развивается сюжет повести? Определите её завязку.
Завязка - решение тайно обвенчаться. Влюблённые готовятся к побегу.
3. Групповая работа.
Сравнительная характеристика образов Марьи Гавриловны и Владимира Николаевича во время побега (метели). Выделить из повести.
I группа:
1. Как чувства испытывает Маша накануне побега? Как это её характеризует?
2. Как Маша готовилась к побегу?
3. Как изменилась жизнь Маши после побега? Проследите звучание темы судьбы в повести (метель – нетерпеливые кони – стремительный бег в неведомое – божий храм)?
II группа:
1. Как готовился Владимир к побегу?
2. Как он ведёт себя в неожиданных обстоятельствах?
3. Как изменилась жизнь Владимира? Почему он ехал в армию?
Таблица «Сравнительная характеристика образов Марьи Гавриловны и Владимира Николаевича во время побега (метели)»
Марья Гавриловна
Владимир Николаевич
«Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь».
2. Маша сошла в сад. «Метель не
утихала; ветер дул навстречу».
Лошади «не стояли на месте», едва
же барышня уселась, «лошади
понесли».
4. «в ночь Маша занемогла».
«для себя велел заложить
маленькие сани в одну лошадь и
отправился в Жадрино, куда через
два часа должна была приехать
Марья Гавриловна».
«езды было всего 20 минут», но
«поднялся ветер и сделалась такая
метель, что он ничего не взвидел».
Лошадь « ступала наудачу и
поминутно проваливалась в яму»,
потом «начала уставать», потом
«чуть ступала».
4. «Какое известие ожидало его!»
4. Работа в парах.
- Найдите описание метели в тексте. Как она сопровождает героев?
- Какое эмоциональное состояние испытывали герои, нам подскажет музыка композитора Г.Свиридова «Тройка» (прослушивание музыки – группы готовятся к ответу).
I пара – в жизни Маши;II пара – в жизни Владимира; III пара – в жизни Бурмина.
В жизни Маши: На дворе была метель. Ветер выл, ставни тряслись и стучали все казалось угрозой и печальным предзнаменованием. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу.
В жизни Владимира: В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу
В жизни Бурмина: Непонятное беспокойство овладело мною, казалось, кто-то меня так и толкал. Метель не унималась. Я не вытерпел, поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать, буря не утихала. Я увидел огонёк и велел туда ехать.
ВЫВОД:
Одна и та же сила в одном случае подхватывает и мчит навстречу желаемому, в другом – мешает, преграждает путь.
Реакция Марьи Гавриловны на случившееся была столь острой, что едва не стоила ей жизни. Владимир Николаевич в письме отказывается от столь желаемого счастья, взывает к смерти, и голос его звучит пророчески.
5. Проблемный вопрос: Почему Пушкин назвал Марью Гавриловну
«молодой преступницей»?
Марья Гавриловна преступила нравственный закон, обязывающий чтить волю родителей.
- Какое композиционное место занимает метель и опоздание жениха?
Кульминация. Метель-судьба наказывает Владимира за то, что он плохо осуществил свой план: слишком много времени провёл за обедом у соседа; не сам поехал за невестой, а поручил её кучеру Тришке; выбрал таких свидетелей венчания, которые позвали в церковь другого.
- Какие исторические события описаны в повести?
Окончание войны 1812 года. Русские солдаты с победой возвращаются из-за границы.
- Как судьба наказывает Владимира? Какие перемены произошли в душе Марьи Гавриловны?
Владимир погибает на войне. « В ее замке появился раненый гусарский полковник Бурмин». Герои тянутся друг к другу. И более всего – их связывает тайна.
12. Закончилась ли метель в произведении и в душе героев? (слайд 30, 31).
6. Проблемный вопрос: Возможно ли счастье Бурмина и Марьи
Гавриловны?
III. Контрольно-оценочный.
1. Приём «шести шляп мышления».
Работа в группах. Изготовление постеров по данной теме.
Учащиеся делятся на 6 мини-групп. Прослушивание музыки композитора Г. Свиридова ««Романс» (прослушивание музыки – группы готовятся к ответу).
1. Белая - расскажите, как сложились судьбы героев: Владимира Николаевича, Марьи Гавриловны, Бурмина.
2. Чёрная - выявите негативные стороны влияния метели на судьбы героев повести.
Жёлтая – выявите положительные стороны влияния метели на судьбы
героев повести.
4. Красная – какие чувства вызывает образ метели?
5. Зелёная – что бы вы хотели изменить в повести? Почему? 6. Синяя – какая тайна была сохранена после венчания? Почему после описания блужданий Владимира описание прерывается, что-то остаётся недосказанным?
2. Ответы групп. Защита постеров.
IV. Итог урока.
1. Вопрос – ответ.
Каждая группа готовит вопросы для другой группы.
Учащиеся каждой группы отвечают на вопросы остальных групп.
2. Слово учителя.
В повести «Метель» стихия - метель сыграла главную роль в судьбе трех героев. Метель развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым. На первый взгляд, она развела героев в разные стороны, заставила их страдать, но на самом деле метель-судьба вернула их к реальной жизни.
V. Рефлексия.
1. Лист оценивания на протяжении всего урока: в начале урока, в середине урока, в конце урока.
- Что запомнилось на уроке?
- Какое задание было трудным?
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось на уроке?
VI. Задание на дом: написать сочинение-миниатюру на тему: «Метель – жестокое испытание или счастливая судьба?»