Урок русской литературы. Тема «бесовщины» в повести А.С.Пушкина «Метель»
6 класс Урок___ Русская литература
Тема: Тема «бесовщины» в повести А.С.Пушкина «Метель»
Цели:1)формирование аналитических навыков при работе с текстом; ассоциативного мышления : связь судеб героев с природным явлением2)развитие навыков анализа художественного произведения; развитие образного и критического мышления 3) формирование интереса к творчеству А.С Пушкина, воспитание верностидолгу, слову, чести - основные качества главных героев повести.
Наглядность: учебное пособие, повесть А.С.Пушкина "Метель"; портреты А.С.Пушкина, Г.Свиридова; иллюстрации к повести, рисунки учащихся; музыкальная запись к фильму по произведению.
Словарная работа: метель, бесы, судьба, доля,
Ход урока:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
А.С. Пушкин. «Бесы».
I.Организационный момент:
1) Деление учащихся на группы
2)Психологический настрой учащихся на работу
3) Показать фрагменты фильма по повести «Метель»
II.Проверка домашнего задания:
Проиллюстрировать сцены повести
2.« Мозговой штурм» - работа по вопросам (вопросы раздать по группам)
1) Назовите главных героев повести .
2) Описать жизнь героев.
1 группа(Марья Гавриловна)
- В каком доме воспитывалась Марья Гавриловна?
- Почему автор говорит, что она «следственно была влюблена»? В кого
влюблена и почему?
- Почему родители были против встреч Марьи Гавриловны с Владимиром?
- К чему привели эти запреты?
- Как готовилась Маша к побегу?
- Как она изменилась после этой поездки в церковь?
2 группа(Владимир)
- Что вы можете рассказать о Владимире? Какой он?
- Как готовился Владимир к венчанию с любимой?
- Опишите состояние Владимира после того, как он заблудился.
- Как он отреагировал на письмо родителей Маши? Что написал в ответ?
- Какие исторические события заслоняют историю Владимира и Марьи
Гавриловны?(Куда уехал Владимир после этого? Какая это была война?)
- Что с ним произошло?
3 группа(о Бурмине)
- Расскажите о Бурмине. Как оценить поведение Бурмина в церкви?
- Почему Бурмин назвал свой поступок «непонятной, непростительной
ветреностью»? Вы согласны с ним?
- Каким был Бурмин до случая венчания в церкви, до войны?
- Как люди относились к солдатам и офицерам после войны?
- Изменился ли Бурмин, встретив Марью Гавриловну после войны? Каким
мы его видим?
В: - Кто вмешался в судьбу всех 3-х главных героев повести?
IV. Постановка цели урока.
Пока мы с вами говорили о других героях повести, не упоминая о наиболее скромном, но значимом герое – метели.
- О чем мы будем говорить на уроке? (по теме) – Просто о метели?
Не просто о метели, а о её бесовской сути, о её роли в судьбах наших героев.
V.Основная часть.
1. Работа со словарем: метель, бесы, судьба (1 ученик)
2.Чтение сообщения о бесах - опережающее задание (1 ученик)
3. Чтение учителем стихотворения А.С. Пушкина «Бесы» (под музыку Г. Свиридова к повести ).
4. Работа по стихотворению
Группа «Бесы»
- О чём стихотворение Пушкина «Бесы»,
- Какая картина возникает перед вашими глазами после прочтения этого стихотворения?
- Каков общий фон этой картины? (Мутный, белый, бледно-жёлтый)
- Какие чувства возникают после такой картины? (Безысходности, тревоги, тоски)
- В народе говорят «бес водит». Докажите текстом стихотворения.
Бесы в стихотворении – это не только страшные природные духи – это чёрные мысли, страх, хандра, отчаяние, овладевшие человеком.
- Неужели встреча с бесами заканчивается всегда печально?
(Удаляющиеся бесы – это исчезающий из души страх)
5. Работа по отрывкам из текста- описанию метели.
- Давайте теперь найдём слова, сочетания слов, с помощью которых автор так красочно и живо обрисовал нам метель (записать в тетради)
Марья Гавриловна
Владимир
«Бесы»
ветер выл, ставни тряслись и стучали, метель не утихала; ветер дул навстречу, насилу дошли до конца сада;
Поднялся ветер; сделалась такая метель; ничего не взвидел; дорогу занесло; окрестность исчезла; во мгле мутной и желтоватой; летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею; сани опрокидывались; метель не утихала, небо не прояснялось.)
Нет мочи
Сбились мы
Бес нас водит, видно, да кружит по сторонам
Сил нет нам кружится доле
Колокольчик вдруг умолк..
Кони стали
- Какую роль сыграла метель в жизни героев?
( Метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила их пройти через страдания и вознаградила за пережитое.
Метель пытается ее остановить.Потом позволяет отправиться ей в путь, добраться до церкви. - Стихия кружит, запутывает Владимира. - Он безнадежно опаздывает. - Какая-то сила выталкивает ехать его в самую бурю. - Приводит в ту же самую церковь.
- А вы заметили, что и Марья Гавриловна и Владимир отправились в путь, когда метель уже началась? Почему же Марья Гавриловна добралась вовремя до церкви, а Владимир заблудился?
(Может быть Владимир отнесся ко всему как-то легкомысленно, все отложил на последний день, совершенно не думал о своей ответственности перед любимой и нравственном преступлении перед ее родителями. Голос совести в нем молчал. И судьба в виде метели наказывает его.)
- А какую роль играет метель в повести?(Главную)
- Какую?-- Какие, скажем, «заслуги» у метели?
(Метель развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым. Она «помогла» раскрыться характеру каждого из них. И она пропала, утихла, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, «устланную белым волнистым ковром».)
6. Какой вывод мы можем сделать?
Вывод:Стихия распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила их пройти через страдания и вознаградила за все пережитое.
7. Составление синквейна
1 группа – Бесы (черти-существа)
2 группа – Метель (в повести, в стихотворении)
3 группа – повесть «Метель» (художественное произведение)
8. Вернемся к нашим героям.
- Как относились люди к возвращающимся войскам? Чем эти чувства были вызваны?
- Как изменились после войны офицеры? Солдаты? Женщины? Почему?
- В чём отличие Бурмина от других претендентов в женихи? (Ранен на войне 1812 г., гусар, Георгий в петлице, молчаливый, задумчивый, "тайна в глазах").
- Как ведут себя герои друг с другом? Похожи ли их отношения на отношения Маши и Владимира? (Нет, не похожи. Отличие в том, что это искреннее чувство, не скрываемое ото всех, как преступление).
- Найдите в тексте, на что в первую очередь обратила Маша в Бурмине?
(1812г, стр.178, раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностию)
- Почему счастье оказалось возможным для Маши и Бурмина?
(Они прошли через метель. И Маша, и Бурмин оказались способными услышать голос судьбы. Судьба именно их привела в храм Божий, соединила их. «Суженого конем не объедешь».
- Какие достоинства Маши Пушкин отмечает повести?
(Умение преданно любить, её благородство, верность долгу).
- Главные достоинства Владимира, Бурмина.
( Верность слову, чести,долгу)
- Так о чём же повесть "Метель"? Можно ли противостоять «бесовским» силам?
(О заповеди - преступать которую нельзя. Таинство брака соединяет их навеки. Браки совершаются на небесах)
Они оба не нарушали обета верности, который не был для них пустой формальностью. Он-то и свёл их в конце концов в настоящей любви. История закончилась так счастливо потому, что в ней участвовали
Человеческая воля и верность.
Никакие бесы не могут победить любовь и долг.
- Почему же повесть называется "Метель"?
Метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила их пройти через страдания и вознаградила за пережитое.
- Почему повесть А.С. Пушкина «Метель» мы изучаем в разделе «Славянская мифология и литература»?
(Присутствуют образы низшей славянской мифологии)
- Назовите представителей низшей славянской мифологии, высшей славянской мифологии.
VI.Домашнее задание
Написать мини-сочинение : «Как я понял образ метели в повести?»
VII. Итоговое взаимооценивание.
Группы отмечают наиболее понравившиеся ответы. Каждый рассказывает, достиг ли он своей цели: чему научился, что узнал, что осталось в душе?
(на горе отметить свое достижение, приклеив стикер на уровень)
VIII. Рефлексия урока.
– Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами плакат с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже.
Бесы.
Бесы -Враждебные человеку злые духи. Следы верований в бесов уходят корнями в глубокую древность. В то время их представляли себе существами, покрытыми шерстью, с крыльями и хвостами, окутанными тяжелым смрадом или дымом. По представлениям, бесы могли легко менять свой облик, превращаясь в любых "нечистых" животных или прикидываться человеком. Само слово бес является общеприменимым ко всей нечистой силе. По мере распространения христианства языческие представления о враждебном духе соединились с представлениями о христианских демонах. По преданиям, бесами стали ангелы, выступившие против Господа Бога. В наказание они были низвергнуты с небес на землю, утратили ангельские черты и превратились в многочисленных бесов. Так же рассказывается о том, что бесы являются слугами Дьявола. Языческое происхождение бесов обусловило их власть над стихиями: способность закручивать вихри, поднимать метели, насылать дождь, бурю. Вместе с тем бесы сохранили некоторые свойства ангелов: сверхчеловеческое могущество, умение летать, читать человеческие мысли и внушать человеку свои желания. Основная функция бесов связана с причинением разнообразного, чаще всего мелкого, вреда людям. Известны многочисленные сказки, в которых бес принимает образ человека и обольщает доверчивых людей. Считалось также, что бес может наслать болезнь, лишить человека силы или просто обмануть. Поскольку бес всегда находился где-то рядом, поблизости от человека, как бы ожидая его промахов, с ним обычно связывали повседневные неудачи. Отсюда и происходят поговорки типа: "Бес попутал" и т. п. Чтобы уберечься от бесов, следовало носить на шее крест или амулет и каждое дело начинать с молитвы.