Разработка урока внеклассного чтения по литературе по роману Джона Бойна Мальчик в полосатой пижаме


Урок внеклассного чтения 8-9 класс
Задание 3.
Роман современного ирландского писателя Джона Бойна, безусловно, заслуживает внимательного и пристального изучения на уроках внеклассного чтения. К сожалению, в современном мире надвигается угроза повторения ужаса 30 – 40 годов XX века. Роман «Мальчик в полосатой пижаме» – своеобразная вакцина от страшного и смертельного инфекционного заболевания. Необходимо усилить в сознании подростков сопротивляемость этому вирусу. Привлечение документального материала, кадров кинохроники, а также просмотр (после анализа романа) одноимённого художественного фильма, снятого Марком Херманом, заставят ребят глубоко задуматься над бесчеловечной сущностью фашизма, осудить геноцид любого народа и увидеть, что любая античеловеческая идея в итоге оборачивается против её создателей. Роман поможет каждому понять, что преграды, возводимые между людьми, – искусственны, и в наших силах преодолеть их.
Тезисный план урока по роману Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». 8 – класс.
Цели урока:
Знакомство с автором и его романом.
Словарная работа: концентрационный лагерь, звезда Давида.
Работа с понятиями-определениями: фашизм, геноцид, холокост.
Анализ произведения и его жанровых особенностей ( роман-притча).
Ход урока.
Эпиграф урока: « Иногда среди потока книг появляется та, что пробуждает чувства, тревожит ум и надолго застревает в памяти. «Мальчик в полосатой пижаме» – именно такая книга». The Yorkshire Evening Post.1. Слово учителя о Джоне Бойне и его романе. Обращение к эпиграфу урока. Анализ высказывания. Показ слайдов (фотография Джона Бойна, обложка книги, афиша кинофильма). Подвести к мысли о том, что понять роман и разобраться в том, что хотел сказать своим произведением автор, о чём предупредить современное общество, нам поможет путешествие в прошлое. А точнее в 30 – 40 годы XX века, когда Европу охватила страшная эпидемия – идеология фашизма.
2. Сообщения подготовленных учеников с определениями таких понятий как фашизм, геноцид, холокост, объяснение символа еврейской веры – звезды Давида.
Рассказ о концентрационных лагерях, разбросанных по всей территории Западной Европы. Показ слайдов.
3. Анализ романа.
Сюжет – история глазами девятилетнего немецкого мальчика Бруно ( краткий пересказ).
Анализ системы персонажей (второй столбик таблицы заполняют дети, работа в группах).
1.
Взрослые Их характеристика (глазами Бруно)
Ральф – отец Бруно, военный офицер, убеждён в правоте своего дела, считает себя настоящим патриотом, стремится сделать карьеру, поэтому с радостью соглашается на переезд, несмотря на мнение остальных членов семьи. Эльза – мать Бруно. Натали – бабушка Бруно, которая смело и открыто говорила «то, что думает», осуждала происходящее и не могла смириться с выбором сына (Ральфа). Матиас – дедушка Бруно. Гордится сыном, поддерживает его, считает истинным патриотом.
Эльза – мать Бруно. Мария – служанка в семье Бруно. Фурор – начальник Ральфа, который и направляет его на службу в отдалённый лагерь. Ева – супруга Фурора. Курт Котлер – лейтенант, живущий в доме Бруно. Павел – человек из лагеря, прислуживающий в доме Бруно. Вывод: кто из взрослых особенно близок Бруно и почему?
2.Дети (заполняют дети)
Гретель – сестра Бруно. Общее Характеристика
Бруно Шмуэль Различия Выводы:
на первый взгляд, не так уж и много того, что их объединяет. Но нравственная чистота маленьких героев определяет их поведение. Для наивного и доброго Бруно совсем не важно, что его новый друг – еврей. А Шмуэль, несмотря на перенесённые испытания, не озлобился .Он великодушно прощает нового друга. Оба мальчика очень любят своих родителей, хотят дружить и абсолютно не понимают, что происходит вокруг. Они протянули друг другу руки и преодолели преграду, разделяющую их. Преграду, возведённую взрослыми. Они уходят в вечность, крепко взявшись за руки. И «посреди наступившей неразберихи и страшного шума Бруно вдруг обнаружил, что до сих пор сжимает руку Шмуэля в своей руке, и теперь ничто на свете не заставит его разжать пальцы».
4. Возвращение к эпиграфу урока.
Обсуждение ключевых слов, говорим о том, какие чувства пробудила в наших сердцах история двух мальчиков, почему растревожила наш ум и навсегда вошла в нашу память. Тут же говорим о жанровых особенностях романа-притчи. Выделяем их и отмечаем, что благодаря этому роман не ограничивается временными и географическими рамками, а становится романом-предостережением, романом-предупреждением о том, что «настоящий ужас всегда прячется в обыденном», и события, происходящие в современном мире, заставляют с тревогой думать о будущем.
Список литературы, используемый при подготовке контрольной работы.
Н.М.Свирина. Способы построения и содержание интересного урока литературы. Лекции 1 – 4. Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2010.
Н.М.Свирина. Способы построения и содержание интересного урока литературы. Лекции 5 – 8. Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2010.
Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме». Электронная версия.
Интернет-ресурсы при подготовке презентации.