Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» (1-4 классы)


Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности «Природа и творчество»
Программа «Природа и творчество» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов лицея «Серпухов» во второй половине дня в соответствии с:
−Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России(2009г).-М.: Просвещение, 2010;
−Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. -М.: Просвещение, 2010;
−Примерной основной образовательной программой начального общего образования. –М.: «Просвещение», 2012.
−Примерными программами внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. –М.: «Просвещение», 2010.
−Приказом Министерства образования и науки РФ No 2357 от 22.09.2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. No 373».
−Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 No189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.
-Приложением к письму Министерства образования Московской области от 12.09. 2012 года No 9542-08о/07 «Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС начального общего образования».
-Основной образовательной программой начального общего образования МОУ лицей «Серпухов».
. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров - реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Актуальность
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Природа и творчество» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника.
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Природа и творчество» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Цель программы:
- Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства и осознанно-бережного отношения обучающихся к природе и предметам рукотворного мира
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания окружающего мира, искусства, истории, культуры, традиций.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
-Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, эстетическое отношение к окружающей действительности.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Общая характеристика курса
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика и окружающий мир.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Природа и творчество» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Описание места курса в учебном плане
На курс «Природа и творчество» отводится 135 ч, по 1 часу в неделю с 1-4 класс, 33 занятия в первом классе за учебный год и 34 занятия во 2-4 классах. Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2-4 классы – 45 минут. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - общекультурное.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
• патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Природа и творчество»
Освоение детьми программы «Природа и творчество» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательный интерес к природе и декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к окружающему миру и творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение ценить и любить природу, умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты
Младшие школьники научатся:
организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой;
с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом;
соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
при помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по используемому материалу, назначению;
различать виды природных материалов: крупы (просо, гречка и т.д.), желуди, скорлупа от орехов, каштаны, листики, ракушки;
сравнивать природные материалы по их свойствам и способам использования;
выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам;
выполнять разметку симметричных деталей;
оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств:
осваивают технологию выполнения орнамента, мозаики;
оформлять изделия из природных материалов при помощи: фломастеров, красок и цветной бумаги;
выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения;
изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;
изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.
Младшие школьники получат возможность научиться:
познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства, их особенностями, историей возникновения и развития, способом создания;
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
оформлять изделия по собственному замыслу;
выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия;
изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу;
понимать значение использования компьютера для получения информации;
осуществлять поиск информации на компьютере под наблюдением взрослого.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Содержание курса «Природа и творчество»
Первый класс (33 ч.)
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (природный материал, пластилин, бумага, картон и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Введение: правила техники безопасности
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
I. Природный материал.
1. Вводное занятие. Экскурсия на природу.
Разнообразие окружающего мира. Сбор материала. Экологическая беседа.
2. Аппликация из листьев.
Знакомство с понятием аппликация. Выбор листьев для изделия.
Практическая часть. Изготовление аппликации «Осенний букет».
3. Мозаика из семян и зёрен.
Знакомство с понятием мозаика. Подбор семян по размеру и форме..
Практическая часть. Изготовление мозаики «Коврик».
4. Поделка из веточек.
Знакомство с приёмом накалывания. Техника работы с веточками.
Практическая часть. Изготовление поделки «Ёжик».
5. Композиция «В лесу».
Создание сюжета в полуобъёме. Подбор материала. Соединение частей изделия.
Практическая часть. Изготовление композиции «В лесу».
6. Поделка из желудей. Животные.
Беседа о животных, сравнение животных. Соединение частей способом приглаживания.
Практическая часть. Показать приём приглаживание. Создание животного по выбору.
II. Пластилинография.
1.Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
2. Плоскостное изображение. «Подарки осени».
Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.
Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».
3.Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке».
Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.
Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
4. Плоскостное изображение. «Рыбка».
Особенности построения композиции подводного мира.
Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.
5.«Натюрморт из чайной посуды»
Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.
Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.
6-7.Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» .«Божьи коровки на ромашке.
Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.
Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.
8.Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы».
Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки.
Бумагопластика
1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки». Фрукты.
История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2.«Фрукты», «Чудо – дерево»
Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
3.«Снегирь»
Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
4.Новогодняя игрушка. Символ года
История возникновения символов. Последовательность выполнение работы. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
6.Открытка к Дню Победы.
Беседа о празднике. Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
». Цветовое решение.
Содержание программы «Природа и творчество» 2 класс (34ч.)
Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
I. Введение: правила техники безопасности
1.Чему будем учиться на занятиях.
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.
II. Природный материал.
1. Вводное занятие. Экскурсия на природу.
Разнообразие окружающего мира. Сбор материала. Экологическая беседа.
2. Аппликация из листьев.
Виды аппликаций. Выбор листьев для изделия.
Практическая часть. Изготовление аппликации «Осенний гербарий».
3. Полуобъёмное изображение на плоскости.
Повторение понятий: плоскость, плоскостная фигура, объём, объёмные фигуры. Подбор скорлупок от орехов и листьев одинаковой формы.
Практическая часть. Изготовление полуобъёмной поделки «Ромашка».
4. Аппликация из ткани.
Приёмы работы с ножницами и тканью. Техника работы по бумаге с тканью.
Практическая часть. Аппликация «Цветы».
5. Орнамент в квадрате.
Знакомство с понятием орнамент. Виды орнамента. Подбор материала для орнамента.
Практическая часть. Приём присоединения частей изделия при помощи пластилина.
6. Композиция «Парк».
Экскурсия на пришкольный участок. Беседа на тему «Парковая зона».
Практическая часть. Создание композиции «Парк» (коллективная работа).
III. Пластилинография
1.Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка».
Создание композиции в полуобъеме из пластилина.
Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.
2. Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»
Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
3.Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»
Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
4.Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка».
Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
IV. Бумагопластика
1.История бумаги. Технологии работы с бумагой
Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2.Цветы из бумаги.
Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.
Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.
3.Снежинки
Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.
Практическая часть. Плоскостные и объемные снежинки
4.Новогодняя открытка
Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.
Практическая часть. Новогодняя открытка.
Содержание программы «Природа и творчество» 3 класс (34ч.)
На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.
Введение: правила техники безопасности
1.Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.
Основные декоративные элементы интерьера. Экскурсия. Правила техники безопасности. ППБ.
Работа с природным материалом.
1. Вводное занятие. Экскурсия на природу.
Беседа о природе родного края. Экологическая беседа. Охрана природы. Сбор материала.
2. Поделки из ракушек.
Заготовка ракушек. Разнообразие ракушек. Выбор ракушек для изделия.
Практическая часть. Изготовление поделки «Животные».
3. Поделки из орехов и перьев.
Повторение понятий: объём, объёмные фигуры. Беседа о птицах. Повторение приёма пристыковки и притирания.
Практическая часть. Подбор ракушек для изготовление объёмной поделки «Птицы».
4. Аппликация из речного песка.
Приёмы работы с песком. Техника наклейки песка посыпкой.
Практическая часть. Аппликация «Морской пейзаж».
Пластилинография
1.Пластилинография – как способ декорирования.
Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.
2.Фоторамка.
Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.
Практическая часть. Рамка для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Работа с инструкцией. Определение порядка работы.
3.Подсвечник.
Анализ образцов подсвечников из разных материалов. Форма и цветовое решение. Композиция. Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника.
Практическая часть. Эскиз. Композиция. Выбор техники исполнения.
4.Ваза.
Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии миллефиори. Ваза как подарок или часть интерьера.
Практическая часть. Освоение изученных приемов создания пластин в технике миллефиори. Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами.
5.Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».
Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.
Практическая часть. Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется от центра к периферии.
Бумагопластика
1.Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги.
Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.
2.Конструирование из бумажных полос.
Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий.
Практическая часть. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Лебедь, цветок, сердце и т. д.
3.Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.
Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).
Практическая часть. Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на основе конусов и цилиндров создание разных конструкций, изменяя основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь,
Содержание программы «Природа и творчество» 4 класс (34ч.)
Четвертый год направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.
Введение: правила техники безопасности
1.Чему будем учиться на занятиях.
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Работа над проектом. Правила техники безопасности. ППБ.
Работа с природным материалом.
1. Ваза. Пластик.
История появления пластика. Беседа об использовании пластика в быту. Приём вырезания вазы из пластиковой бутылки. Использование приема завивки, закругления с целью получения заданного образа.
Практическая часть. Изготовление вазы из пластиковой бутылки.
2. Композиция цветы.
Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.
Практическая часть. Изготовление композиции «Цветы» (коллективная работа).
3. Панно из спичек.
Виды панно. Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Беседа о правилах пользования спичками.
Практическая часть. Изготовление панно из спичек
4. Поделки из шишек, веток и желудей.
Выбор техники исполнения. Совместное с учащимися определение последовательности действий для создания сказочных человечков. Наглядная демонстрация готовых изделий.
Практическая часть. Поделки «Сказочные человечки».
5. Композиция. Сказочный город.
Планирование этапов работы. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Активизировать воображение детей.
Практическая часть. Создание композиции «Сказочный город» (коллективная работа).
III. Пластилинография
1.Панно из пластилина.
Знакомство с принципами работы
Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной основе (с использованием бросового материала).
2.Этапы и способы нанесения рисунка на основу.
Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную основу.
Практическая часть. Проект. Подбор эскиза для работы. Рисунок под основой располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние. Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями.
3.Подбор цветовой гаммы.
Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов.
Практическая часть. Выполнение практической работы
4.Тематические композиции.
Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.
Практическая часть. Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.
Бумагопластика
1.Смешанные базовые формы в бумажном конструировании.
Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы.
Практическая часть. Кошка, собака.
2.Завивка, закругления
Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Использование приема завивки, закруглении с целью получения заданного образа.
Практическая часть. Эльф, фея, ангел.
3.Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность.
Планирование этапов работы
Практическая часть. Поэтапная работа. Демонстрация изделий. Составление композиций.
7. Тематическое планирование по программе внеурочной деятельности «Природа и творчество». 1класс (33 ч)
№ п/п Тема занятия Характеристика основных видов деятельности учащихся
1-2 Введение: правила техники безопасности.
Вводное занятие. Экскурсия на природу. Узнать правила техники безопасности.
Учиться различать средства познания окружающего мира
Формировать интерес к новым видам творчества, к новым способам самовыражения
3 Вводное занятие. Разнообразие природного материала. Техника безопасности Соблюдать правила безопасной работы.
Проявлять познавательную инициативу.
Учиться выражать свои мысли.
4-5 Аппликация из листьев. Осенний букет. Учиться подготавливать природные материалы к работе.
Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.
Формировать устойчивый интерес к новым способом исследования технологий.
6-7 Мозаика из зёрен и семян. Коврик. Различать виды природных материалов.
Определять или дополнять последовательность выполнения поделки под руководством учителя.
Задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи.
8 Поделка из веточек. Ёжик. 9 Композиция. В лесу. 10-11 Поделка из жёлудей. Животные. Осваивать приемы работы с природным материалом.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.
Овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
12 «Путешествие в Пластилинию». Осваивать приемы работы с пластилином.
Анализировать, сравнивать и обобщать реальные объекты и изделия.
Формировать внутреннюю позицию на уровне понимания необходимой творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни
13 Плоскостное изображение. «Подарки осени». 14-15 Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке». 16 Плоскостное изображение. «Рыбка» 17 «Натюрморт из чайной посуды» Учиться сервировать стол.
Учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия
Анализировать объекты и осуществлять синтез (целое из частей),
контролировать действия партнёра
18 Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» Осваивать технологию выполнения симметричных фигур.
Создавать композиции из пластилина.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
19 Божьи коровки на ромашке 20-21 Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы» 22-23 Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».
«Волшебные комочки». Изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану.
Осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в творчестве.
Задавать вопросы по существу.
24-25 Фрукты 26-27 «Снегирь» 28-29 Игрушка. Символ года Осваивать приемы работы с бумагой. Выбирать необходимый вид бумаги.
Учитывать выделенные в технологических картах этапы работы.
Формировать уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов
30-31 «Чудо – дерево» 32-33 Открытка ко Дню Победы.
Тематическое планирование по программе внеурочной деятельности «Природа и творчество». 2 класс (34 ч)
№ п/п Тема занятия Характеристика основных видов деятельности учащихся
1 Введение: правила техники безопасности.
Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг. Соблюдать правила безопасной работы.
Узнавать и называть основные свойства материалов, изученных в 1 классе.
Формировать потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия
2 Вводное занятие. Разнообразие природного материала. Техника безопасности 3 Аппликация. Осенний гербарий. Различать виды природных материалов.
Моделировать на основе выполнения аппликации из ткани.
Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий.
Формулировать собственное мнение.
4-5 Полуобъёмное изображение на плоскости. Ромашка. 6 Аппликация из ткани. Цветы. 7-8 Орнамент в квадрате. Семена. Осваивать технологию выполнения орнамента из семян.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.
Развивать фантазию, воображения, художественную интуицию
9-10 Композиция «Парк» 11-13 Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои» Осваивать технологию выполнения орнамента из семян.
Находить закономерности между реальными выдуманными объектами и явлениями под руководством учителя.
Воспринимать аргументы, приводимые собеседником.
14-16 Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт» Познакомиться с видами искусства, их особенностями, способом создания.
Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
Сотрудничать и оказывать взаимопомощь
17-19 Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун» 20-22 Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матреш-ка» Оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложен-ного образца.
Различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества.
23 История бумаги. Технологии работы с бумагой Находить нужную информацию в справочных пособиях.
Формировать ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека и культурно историческому наследию.
24-27 Цветы из бумаги. Практически применять различные виды бумаги.
Учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия.
Приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве.
28-31 Снежинки 32-34 Поздравительная открытка Оформлять изделия по собственному замыслу.
Доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.
Тематическое планирование по программе внеурочной деятельности «Природа и творчество». 3 класс (34 ч)№ п/п Тема занятия Характеристика основных видов деятельности учащихся
1 Введение: правила техники безопасности.
Вводное занятие. Экскурсия. Усваивать правила техники безопасности.
Соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия.
Учиться работать по предложенному педагогом плану.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

2-4 Поделки из ракушек. Животные.
Осваивать приемы работы с природными материалами, правилами безопасной работы с ними.
Овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Принимать и сохранять учебно-творческую задачу.
Развивать фантазию, воображения, художественную интуицию.
Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
5-6 Поделка из орехов и перьев. Птицы.
7-9 Аппликация из речного песка. Пейзаж. 10 Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере. Использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях при выполнении изделий интерьера. Формировать интерес к конструктивной деятельности.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.
11-13 Фоторамка
Учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия.
Оформлять изделия по собственному замыслу.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
14-15 Подсвечник 16-17 Ваза
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства
Соблюдать корректность в высказываниях.
18-22 Объемно – пространственная композиция «Сказочный город» 23 Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги
Выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения.
Учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.
Создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач.
24-28 Конструирование из бумажных полос
29-34 Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы Создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу
Тематическое планирование по программе внеурочной деятельности «Природа и творчество». 4 класс (34 ч)
№ п/п Тема занятия Характеристика основных видов деятельности учащихся
1 Введение: правила техники безопасности.
Чему будем учиться на занятиях Применять правила техники безопасности на занятиях.
Соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.
2-3 Ваза. Пластик. Осваивать приемы работы с пластиком.
Выполнять разметку симметричных деталей.
Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале.
Договариваться, приходить к общему решению.
4 Композиция. Цветы 5-7 Панно из спичек. Выполнять панно по собственному замыслу.
Учиться более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
8-10 Сказочные человечки. Поделки из шишек, веток и желудей. Использовать приобретённые знания и умения для творческого решения технологических и организационных задач.
Понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.
Формировать способность оценивать свою деятельность, (прекрасного и безобразного)
11-12 Композиция. Сказочный город. Коллективная работа. 13 Панно из пластилина. Знакомство с принципами работы Использовать прием смешивания пластилина для получения новых оттенков.
Использовать модели и схемы для решения творческих задач и представления их результата.
Стремиться к активному участию в, различных видах деятельности
14 Перенесение рисунка на прозрачную основу. 15-18 Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу. Оформлять изделия по собственному замыслу.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную; различать способ и результат действия.
Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; соблюдать корректность в высказываниях.
19-24 Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. Определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.
Учиться находить нужную информацию в Интернете и других справочных пособиях.
Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи; адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя.
25-27 Смешанные базовые формы в бумажном конструировании Комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия.
Развивать фантазию, воображения, художественную интуицию; проводить наблюдения, сравнения, высказывать суждения.
Владеть монологической и диалогической формой речи
28-31 Завивка, закругления Осваивать новую технологию выполнение изделия.
Овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
С учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
32-34 Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность Оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и цветной бумаги.
Развивать способности к рефлексивной самооценке собственных действий.
Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения творческой задачи.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Книгопечатная продукция.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
Основная литература для детей:
Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
Дополнительная литература для детей:
Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).
Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).
Технические средства обучения.
1. СССО ( интерактивная доска, проектор, персональный компьютер, нетбуки учащихся, цифровые микроскопы , документ-камера, Модульная система экспериментов PROLog, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass).
2. Телевизор.
3.Видеомагнитофон.
4.Аудиопроигрыватель.
Экранно - звуковые пособия
1.Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по природоведению, истории, обществоведению, этнографии народов России и мира. 2.Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)
Электронные образовательные ресурсы.
1. http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - Детские электронные презентации и клипы.
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
3.http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – Игры, презентации в начальной школе.
4.http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - Учительский портал.
Оборудование класса
1.Ученические столы.
2.Стол учительский.
3. Шкафы для хранения учебников, пособий и т. д.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
5.Подставки для книг, держатели для карт и т. п.
6.База для хранения, транспортировки и зарядки учебного оборудования