Практические работы по дисциплине Административное право (3 курс)
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы
Московский государственный техникум технологий и права
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
«Административное право»
Рекомендуется для направления подготовки по специальности
«Право и организация социального обеспечения»
Москва
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов составлены в соответствии с ФГОС СПО по направлению подготовки специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».
Разработчик:
Родионова Юлия Викторовна
Пояснительная записка
К основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены практические занятия, направленные на подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков, являющихся важной частью в профессиональной подготовки будущих специалистов.
Выполнение студентами практических занятий по дисциплине «Административное право» направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам данной дисциплины;
- формирование умений применять полученные знания по теории на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Практические работы по данной дисциплине для специальности «Право и организация социального обеспечения» составлены с учетом требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки студентов техникума по данной специальности. По дисциплине студенты должны иметь представление о правовых явлениях, представленных в следующих правовых институтах: сущность и основные черты административного права; субъекты административного права; формы и методы реализации исполнительной власти; административный процесс; и др. Современный специалист должен осознавать свою роль и место в современном обществе, быть способным к системной деятельности в профессиональной ситуации. Отрасль «Административное право» способствует формированию статуса будущих специалистов в управленческих отношениях.
Содержание практических работ способствует формированию профессионально значимых качеств. Задания практических работ направлены на единство интеллектуальной и практической деятельности и включают в себя следующие практические задания: анализ текста учебника, решение правовых задач, ответ на контрольные вопросы, анализ правовых явлений, характеристика и классификация правовых явлений.
В процессе выполнения практических работ обобщаются, систематизируются, углубляются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике.
Продолжительность практического занятия - 2 академических часа.
Практическая работа № 1 Административное право – отрасль Российской правовой системы.
Цель: обобщить полученные начальные знания по дисциплине «Административное право».
Задачи:
- закрепление и углубление полученных теоретических знаний по наиболее важным аспектам темы;
- реализация единства интеллектуальной и практической деятельности.
Ход работы:
Студенческая группа делится на две части, где каждая из групп анализирует термины своего варианта;
Проанализировать правовые термины, разделенные по вариантам, используя лекционный материал и материал учебника:
I вариант
управление, предмет правовых отраслей, метод административного права, принципы административного права;
II вариант
отрасль административное право, предмет административного права, исполнительная власть, система отрасли;
Расчертить и заполнить таблицу, характеризуя правовые термины варианта по предложенным основаниям: понятие, виды, элементы правового явления, полномочия, статус.
Пример таблицы для I варианта:
управление
предмет правовых отрас.
метод админ. права
принципы адм. права
1.понятие
2.виды
3.элементы прав. явления
4.полномочия
5.статус
4. Представить отчет преподавателю о проделанной работе в виде составленной таблицы.
Практическая работа № 2 Анализ и определение видовой принадлежности административно-правовых норм и отношений.
Цель: обобщение и закрепление полученных теоретических знаний, формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности.
Задачи:
- систематизация теоретических понятий по рассматриваемым темам на основании материала урока и учебника;
- выполнение заданий, направленных на выработку профессионально значимых качеств: ответственность, точность;
- рассмотрение правовых задач, направленных на формирование умения применять теоретические знания на практике.
Ход работы:
1. Анализ лекционного материала, анализ материала главы «Административно-правовые нормы», главы «Административно-правовые отношения»;
2. Решить правовые задачи на основе изученного теоретического материала:
1) Отвечая на семинаре на вопрос об источниках административного права, студент Медведев сказал, что основным источником административного права является Административный кодекс РФ. Прокомментируйте ответ Медведева.
2) Городская администрация приняла постановление «О мерах по охране санитарного состояния городской территории», в котором, в частности, определила обязанности должностных лиц и граждан по поддержанию чистоты во дворах домов. Этим же постановлением было установлено, что несоблюдение чистоты и порядка в городе влечет наложение на граждан административного штрафа в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда. Какие, на ваш взгляд нормы содержаться в этом постановлении: регулятивные или охранительные?
3) Инспектор Государственной инспекции безопасности дорожного движения лейтенант милиции Шустов составил протокол об административном правонарушении водителя Смирнова, который превысил более чем на 20 км/ч разрешенную скорость движения, и в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях наложил на Смирнова административный штраф. Какими нормами руководствовался инспектор Шустов: материальными или процессуальными?
4) Постановлением Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2003 году» в целях обеспечения благоприятных условий для производительности труда и отдыха несколько выходных дней были перенесены на другие числа, с тем, чтобы совместить их с праздничными днями. Приказами по многим организациям положения, содержащиеся в этом постановлении Правительства РФ, были продублированы. Являются ли нормы, содержащиеся в этом постановлении Правительства РФ, императивными или рекомендательными? Если бы по организациям не были изданы соответствующие приказы, были бы в этих организациях перенесены указанные в постановлении Правительства выходные дни?
5) На имя ректора государственного юридического колледжа г-на Абрамова поступили: заявление от студента Иванова о переводе его заочную форму обучения, приказ департамента образования администрации области об утверждении Положения о проведении смотра-конкурса учреждений среднего профессионального образования, заявлении преподавателя Герасимова о предоставлении ему отпуска, приказ департамента образования администрации о порядке проведения вступительных экзаменов и зачисления в учебные заведения, предписание инспектора Государственного пожарного надзора об устранении в здании колледжа нарушений правил пожарной безопасности, приказ Министра образования РФ о награждении Абрамова почетной грамотой министерства. В каких из этих документов содержаться административно-правовые нормы?
3. Представить отчет преподавателю о проделанной работе в виде решения представленных задач.
Практическая работа № 3 Решение практических ситуаций по определению правового статуса физического лица.
Цель: систематизация полученных теоретических знаний по теме «Административно-правовой статус физического лица». Формирование умений применять полученные знания на практике.
Задачи:
- обобщение и закрепление теоретических знаний по одной из тем отрасли - «Административно-правовой статус физического лица», где представлена специфика статуса физического лица;
- применение теоретических знаний на практике с помощью представленных правовых задач.
Ход работы:
1. Рассмотреть один из правовых институтов отрасли - «Физические лица как субъекты административного права», основываясь на материал лекций, учебника;
2. На основании закрепленного теоретического материала ответить на поставленные вопросы вариативных заданий:
I вариант
1. Сравнить правовые понятия «статус» и «правовой статус»;
2. Сравнить понятия «правоспособность» и «дееспособность»;
3. Определить субъектов административной опеки.
II вариант
1. Охарактеризовать правовой термин «деликтоспособность»;
2. Определить круг субъектов административно-правовых отношений;
3. Определить территории с особым административно-правовым режимом.
3. Решить правовые задачи на основе изученного теоретического материала:
1) Гражданин Украины Василенко проживал у своей жены в одном из городов Российской Федерации и работал столяром на мебельной фабрике. Однако сотрудник отдела фабрики предупредил Василенко. Что он скоро будет уволен, так как по закону иностранный гражданин не может работать на государственном предприятии. Сотрудник отдела кадров порекомендовал Василенко устроиться на работу на негосударственное предприятие. Проанализируйте этот случай.
2) Отвечая на семинаре по административному праву, Горелов сказал, что гражданство Российской Федерации приобретают с 14 лет по получении паспорта гражданина РФ. Какова ваша точка зрения по данному вопросу.
3) Гражданин РФ Петров, обучающийся в юридическом колледже, на летние каникулы собрался поехать к своему отцу, проживающему в Германии. Однако мать Петрова забеспокоилась, что ее сына не выпустят обратно в Россию, так как он неоднократно наказывался в административном порядке за мелкое хулиганство. Каково ваше мнение по этому вопросу?
4) У гражданина Узбекистана Икрамова в результате случившегося в области, где он проживал, землетрясения был полностью разрушен дом. Так как ему негде было жить, он заключил контракт с нефтегазовым объединением, находящимся в Ханты-Мансийском автономном округе РФ, о работе на предприятии объединения с предоставлением ему места в общежитии. По прошествии положенного времени Икрамов обратился с ходатайством о признании его беженцем, однако ему в этом было отказано. Чем мог быть вызван отказ в признании Икрамова беженцем?
4. Представить отчет преподавателю о проделанной работе в виде решения представленных задач.
Практическая работа № 4 Решение практических ситуаций по определению правового статуса органов исполнительной власти.
Цель: систематизация знаний по ключевому вопросу административного права - реализация исполнительной власти. Формирование практических навыков на основании представленных практических заданий.
Задачи:
- проанализировать деятельность исполнительной власти на основании представленного лекционного материала;
- сформировать аналитические способности с помощью решения правовых задач по теме «Исполнительная власть в административном праве».
Ход работы:
1. Рассмотреть материал учебника - глава «Органы исполнительной власти»;
2. Решить тематические правовые задачи:
1) В августе 1998 г. президент РФ Б.Н.Ельцин освободил от должности председателя Правительства РФ С.В. Кириенко и поручил исполнение обязанностей председателя Правительства В.С.Черномырдину, который в это период не входил в состав Правительства РФ. Законно ли было такое решение Президента РФ? На какой срок Президент РФ вправе поручить исполнение обязанностей освобожденного им от должности Председателя Правительства РФ другому лицу до назначения нового Председателя Правительства?
2) В контрольной работе по административному праву к коллегиальным органам исполнительной власти студент отнес: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, краевую, областную, местную администрации, департамент налоговой полиции, а к единоначальным – федеральные министерства и государственные комитеты РФ. Проанализируйте точку зрения студента.
3) Преподаватель административного права задал студенту следующий вопрос: - Какие из перечисленных организаций являются органами исполнительной власти?
Завод, районная прокуратура, администрация государственного предприятия, администрация негосударственного предприятия, школа, отделение полиции, областная администрация, ректорат университета, государственный комитет, местная администрация, областное управление юстиции, научно исследовательский институт.
Как бы вы ответили на этот вопрос?
4) Отвечая на семинаре на вопрос о характере федеральных органов исполнительной власти, студент Желтов отнес к органам общей компетенции Администрацию Президента РФ, Правительство РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, Федеральный горный и промышленный надзор России. Свой ответ Желтов аргументировал тем обстоятельством, что организации, деятельность которых регламентируется нормативными актами, издаваемыми этими органами, находятся во всех субъектах Российской Федерации. Какие ошибки допущены Желтовым? Перечислите известные вам органы исполнительной власти общей компетенции.
5) В августе 1999г. Президент РФ Б.Н.Ельцин освободил от должности Председателя Правительства РФ С.В.Степашина и поручил исполнять эти обязанности будущему Президенту РФ, а в то время директору ФСБ России В.В.Путину, предварительно назначив его первым заместителем Председателя РФ. Почему, по вашему мнению, перед назначением на должность исполняющего обязанности Председателя Правительства РФ Президент РФ счел необходимым назначить В.В.Путина первым заместителем Председателя Правительства РФ?
3. Представить отчет преподавателю о проделанной работе в виде решения представленных задач.
Практическая работа № 5 Организационно-правовая форма юридических лиц.
Цель: обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний.
Задачи:
- выработка профессионально значимого качества: самостоятельная работа с нормативно-правовыми актами;
- выработка профессионально значимых качеств: точность, ответственность при ответе на поставленные вопросы;
- формирование умения выделять основной и второстепенный материал.
Ход работы:
Проанализировать материал лекций;
Найти нормы, посвящённые коммерческим юридическим лицам, в нормативно-правовом акте ГК РФ часть 1;
Проанализировать нормы ГК РФ, посвящённые коммерческим юридическим лицам, составить таблицу, состоящую из следующих колонок:
Пример таблицы:
название юр.лица*
полное тов-во
другой вид
другой вид
другой вид
другой вид
другой вид
другой вид
другой вид
другой вид
характеристика
* Количество столбцов может быть больше или меньше, что зависит от указанных подвидов коммерческих юридических лиц
Представить отчет о проделанной работе преподавателю.
Практическая работа № 6 Решение практических ситуаций – формы и методы исполнительной власти.
Цель: систематизация знаний по вопросу форм и методов реализации исполнительной власти. Формирование практических навыков на основании представленных заданий.
Задачи:
- проанализировать деятельность исполнительной власти на основании представленного лекционного материала;
- сформировать аналитические способности с помощью решения правовых задач по теме.
Ход работы:
1. Рассмотреть материал учебника - глава «Административно-правовые формы реализации исполнительной власти», глава - «Административно-правовые методы реализации исполнительной власти»;
2. Решить тематические правовые задачи:
1) Ректор юридического колледжа издал приказ о принятии на работу преподавателя административного права. Этот приказ является нормативным или индивидуальным (ненормативным)?
2) Мэр города издал постановление, которым утвердил правила пользования городским общественным транспортом. Это постановление носит нормативный или индивидуальный ( ненормативный ) характер.
3) Директор столовой дал устное указание бухгалтеру не выдавать заработную плату двум работникам, которые не прошли обязательное медицинское освидетельствование. Бухгалтер отказался выполнить указание директора, объяснив свое решение отсутствием соответствующего правового акта управления. Как должен поступить директор столовой?
4) Государственный санитарный врач принял решение о временном отстранении от работы повара столовой, являющегося носителем возбудителей инфекционного заболевания. Правомерны ли действия государственного санитарного врача? Эту меру следует отнести к мерам административного предупреждения или административного пресечения?
5) Васильева постоянно ходила ко многим жильцам дома, жалуясь, что живущий в соседней с ней квартире Жданов систематически проникает к ней через пролом в стене и пытается ее убить. Через некоторое время, видя, что жильцы не реагируют на ее жалобы, оно стала писать обо всем этом в редакции газет, на радио. Два письма были направлены по месту работы Жданова. Устав терпеть такое положение, Жданов обратился к участковому уполномоченному милиции с просьбой помочь ему. Участковый уполномоченный, изучив ситуацию, доставил Васильеву в психиатрический диспансер, где было принято решение о ее принудительном лечении в стационаре. Законны ли действия участкового уполномоченного милиции и врачей-психиатров? К каким мерам административного принуждения вы относите принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих?
3. Представить отчет преподавателю о проделанной работе в виде решения представленных задач.
Практическая работа № 7 Система административного права.
Цель: систематизировать теоретические знания по общей части административного права.
Задачи:
- выявить основные элементы общей части административного права;
- систематизировать основные элементы административного права.
Ход работы:
Проанализировать элементы общей части административного права: предмет отрасли, метод отрасли, принципы отрасли, источники отрасли, система отрасли, нормы отрасли, правовые отношения отрасли, субъекты отрасли;
Проанализировать указанные элементы по следующим основаниям: понятие, виды, группы, признаки, иерархия, основания;
Расчертить таблицу и описать представленные элементы отрасли по указанным основаниям, где это возможно:
Пример таблицы:
предмет
метод
принципы
источники
система
нормы
правовые отношения
субъекты
понятие
виды
группы
признаки
иерархия
основания
Представить отчет преподавателю о проделанной работе.
Практическая работа № 8 Решение практических ситуаций по привлечению к административной ответственности.
Цель: рассмотреть сущность противоправных деяний и особенности административных наказаний.
Задачи:
- проанализировать правовые явления: правомерное поведение, правонарушение, преступление, ответственность, наказание;
- ориентир на формирование моральных качеств у будущих специалистов;
- выработать такое профессионально значимое качество как творческая инициатива;
- анализировать и решать ситуационные задачи.
Ход работы:
1. Составить таблицу сравнительного анализа противоправных деяний: правонарушения в правовых отраслях, например, в трудовом праве и административном праве по следующим основаниям: сущность противоправного деяния, социальный вред, субъекты противоправного деяния, объекты противоправного деяния, правовые последствия;
2. Расчертить таблицу и проанализировать представленные элементы:
Пример таблицы:
сущность противоп. деяния
социальный вред
субъекты противоп. деяния
объекты
противоп. деяния
правовые последствия
правонар. в админ.праве
правонар. в труд. праве
3. Решить следующие ситуационные задачи:
1) Зверев, отвечая на экзамене по административному праву, сказал, что административная ответственность назначается за деяния, которые менее опасны, чем преступления, поэтому административные наказания менее суровы, чем уголовные. Меньшую опасность административных правонарушений Зверев объяснил тем обстоятельством, что они совершаются только по неосторожности, в то время как преступления – не только по неосторожности, но и умышленно. Как вы оцениваете ответ Зверева?
2) Пятнадцатилетний школьник, выбежав на проезжу часть улицы, создал аварийную ситуацию, однако дорожно-транспортного происшествия удалось избежать. За это на него сотрудником ГИБДД наложен административный штраф. Правильно ли поступил сотрудник ГИБДД?
4. Представить отчет преподавателю о проделанной работе.
Практическая работа № 9 Решение практических ситуаций по производству по делам об административных правонарушениях.
Цель: обобщение и систематизация теоретических знаний одного из основных разделов правовой отрасли – «Административный процесс и производство по делам об административных правонарушениях».
Задачи:
- выработка при решении поставленных задач профессионально значимых качеств: самостоятельность, ответственность, точность, развитие аналитических, способностей;
- формирование умения применять полученные знания на практике.
Ход работы:
1. Рассмотреть правовой институт отрасли, используя материал учебника;
2. На основании закрепленного теоретического материала ответить на поставленные вопросы вариативных заданий:
I вариант
Охарактеризовать участников производства по делам об административных правонарушениях.
II вариант
Понятие административного процесса. Охарактеризовать стадии и части административного процесса.
3. Решить представленные правовые задачи:
1) Судья за нарушение правил охоты назначил нарушителю – профессиональному охотнику, живущему за счёт этого промысла, административное наказание в виде штрафа с конфискацией находящегося в его собственности ружья. Проанализируйте эту ситуацию.
2) Гражданин Яковлев, будучи в нетрезвом состоянии, открыл стрельбу из охотничьего ружья во дворе дома, где он проживал. Его сосед, военный лётчик, оказавшийся очевидцем этого правонарушения, составил прокол об административном правонарушении, который передал командиру своей войсковой части. Командир части, рассмотрев данное дело, вынес постановление о назначении Яковлеву административного наказания в виде административного штрафа. Дайте правовую оценку этому казусу.
4. Представить отчет преподавателю о проделанной работе.
Практическое задание № 10 Правовая связь законности и управления.
Цель: осветить приоритет принципа законности в реализации процесса управления.
Задачи:
- проанализировать связь принципа законности и процесса управления, а также рассмотреть указанные правовые понятия вне зависимости друг от друга;
- оценить значимость принципа управления для всех правовых явлений;
Ход работы:
1. Проанализировать представленные высказывания, отразив субъективное мнение:
«Социальный вред административных правонарушений меньше чем уголовных преступлений, поэтому можно совершить несколько административных правонарушений, чем одно уголовное преступление»;
«Отрасль административное право не является важной отраслью в Российской правовой системе, т.к. не рассматривает уголовные правоотношения и уголовные преступления»;
«Государственные служащие имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, т.к. заработная плата не обеспечивает достойный уровень жизни»;
«Юридические лица не являются субъектами административного права,
т.к. не вступают в административные правоотношения»;
«Субъектами административного права являются физические лица только в статусе граждан РФ»;
2. Привести свои высказывания, опираясь на пройденный материал по дисциплине и жизненный опыт;
3. Сделать вывод о значимости законности в правовой системе (привести примеры);
3. Представить отчёт преподавателю о проделанной работе.
Практическая работа № 11 Реализация процесса управления в сферах и отраслях.
Цель: Рассмотреть представленный материал раздела, состоящего из глав, демонстрирующих процесс управления в различных сферах общественной жизни. Провести сравнительную характеристику процесса управления в различных сферах.
Задачи:
- сформулировать общее понятие процесса управления;
- рассмотреть процесс управления в современных условиях, в экономической сфере, в социально-культурной сфере, в административно-политической сфере. Выделить основные задачи, формы, методы управления в этих сферах.
Ход работы:
Проанализировать материал раздела, рассматривающего темы, посвященные процессу управления в различных сферах общественной жизни;
Рассмотреть процесс управления в указанных сферах на основе следующих критериев: понятие процесса управления в рассматриваемой сфере, органы, осуществляющие процесс управления в рассматриваемой сфере, особенности процесса управления в рассматриваемой сфере:
Пример таблицы:
управление в современ. усл
управление в эконом. сфере
управл. в соц.-культ. сфере
управл. в ад.-пол. сфере
понятие процес. управ.
органы, осущ. проц. управл.
особенности проц. управл.
3. Представить отчет преподавателю о проделанной работе.
Практическая работа № 12 Административное право – отрасль Российской правовой системы.
Цель: Обобщение и закрепление полученных теоретических знаний, формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности.
Задачи:
- систематизация теоретических знаний по изученному материалу курса;
- выполнение заданий, направленных на выработку профессионально значимых качеств - ответственность, точность.
Ход работы:
1. Анализ материала лекций;
2. Составление терминологического словаря дисциплины;
3. Самостоятельное составление и решение правовых задач по следующим темам на выбор (не менее 5-ти задач): «Процесс управления – основа отрасли», «Понятие, предмет, метод, система, принципы, источники административного права», «Административно-правовые нормы», «Административно-правовой статус физического лица», «Исполнительная власть в административном праве», «Юридические лица как субъекты административного права», «Государственные служащие как субъекты административного права», «Социальный вред административных правонарушений».
4. Представить отчет преподавателю о проделанной работе.
13PAGE 15
13PAGE 141915
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 615