Культура устной и письменной речи
Культура устной и письменной речи
Культура устной и письменной речи на занятиях по литературе - большая и самостоятельная проблема, требующая специального рассмотрения. Эта проблема-проблема каждого преподавателя, так как нет ни одной дисциплины , в которой студенты в той или иной степени не пользовались бы устным и письменным словом. Каждый преподаватель должен заботиться о том, чтобы студенты во всех своих устных ответах и во всех своих письменных работах по его предмету говорили правильным русским языком. Планомерные ,согласованные и настойчивые усилия в этом направлении всего преподавательского коллектива составляют одно из наиболее существенных условии для успеха культуры речи. Но словеснику в этой общей работе принадлежит особая и очень ответственная роль. На занятиях по языку и литературе, больше чем в какой-нибудь другой дисциплине, делается установка на слово как выражение мысли.
Воспитание языковых навыков идет двумя параллельными путями: средствами устной и письменной речи. В чём сходство и своеобразие этих двух путей? Существуют требования, в одинаковой степени применимые и к письменной, и к устной речи. От любого высказывания обучающегося, в какой бы форме оно ни было выражено, преподаватель должен добиваться содержательности, ясности, точности, убедительности, благозвучия. Ввиду этого устная и письменная речь тесно между собой связаны: письменные работы обучающихся содействуют развитию навыка устной речи, и обратно: правильно поставленная устная речь помогает письменному изложению мыслей.
Культура письменной речи должна дать учащемуся навыки внимательной, углубленной работы над словом, предложением и всей структурой сочинения, должна приучить вдумываться в способ и порядок передачи мыслей, выбирать и уточнять слова.
Культура устной речи ставит иные задачи: она должна дать навыки словесной находчивости, уменье подыскивать слова и строить план на ходу, в процессе изложения. В устной речи надо уметь со всей энергией мобилизовать все свои ресурсы, чтобы говорить, если понадобится, экспромтом, но говорить убедительно, не отступать от темы, и сразу находить те слова, которые нужны.
Основное и определяющее условие правильно организованной устной, так же как и письменной речи,- содержательность, обилие мыслей, наличие основательных знаний. Поэтому главное, чего должен требовать преподаватель от устной речи учащегося, это глубокого знания предмета, о котором он говорит.
Чаще всего неясность, неточность, запутанность речи объясняются тем, что учащийся невнимательно читал, не вдумался в прочитанное, не знает материала. Поэтому первейшая забота преподавателя – чтобы учебный материал был хорошо прочитан и основательно разобран.
Расширение и уточнение лексики как орудия мышления – второе условие культуры устной речи.
Необходимо иметь в виду, что расширение запаса слов у обучающихся неразрывно связано со всем процессом учебно-воспитательной работы и идёт непрерывным потоком в преподавании всех учебных дисциплин, причем каждый учебный предмет вносит в лексикон учащихся свой материал.
Литература, отражая самые различные явления жизни, соответственно этому и языком пользуется широко и неограниченно, но всё же основное её внимание направлено к человеку, к человеческой психике, проявляющейся в отношениях к обществу и к природе. Лексика литературного произведения больше всего прямо или косвенно относится к изображению человеческой жизни.
Специфика занятий по литературе в отношении развития речи проявляется в том, что эти занятия, обогащая язык учащихся в самых различных областях жизни, в обилии дают им те слова, которые обозначают многообразие свойств человеческого характера.
Культура устной речи достигается тем, что обучающийся на предлагаемых ему образцах усваивает нормы литературного языка, а вместе с тем одновременно учится применять эти нормы, овладевает ими настолько, что они становятся нормами его собственного языка.