Урок по окружающему миру во 2 классе Для чего люди выращивают культурные растения? (Четвёртое заседание клуба)
Тема урока: «Для чего люди выращивают культурные растения?»
(Четвёртое заседание клуба).
Задачи урока:
назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих;
познакомить учащихся с культурными растениями разных групп (овощными, зерновыми, плодовыми, декоративными, лекарственными, прядильными);
продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации,
коммуникативных умений и навыков (работа в парах, группах, в парах сменного состава)
Ход урока:
Сегодня мы собрались на четвёртое заседание клуба «Мы и окружающий мир». Тема нашего заседания: «Для чего люди выращивают культурные растения».
Как председатель, я хочу представить своих ассистентов, которые помогут мне провести это заседание. Это
Задание для всех присутствующих: составить доклад на тему «Культурные растения нашего края».
Кто из вас помнит, что такое доклад? (Высказывания детей.)
Мой ассистент напомнит вам, как звучит определение этого слова в Толковом словаре. (Учебник «Русский язык», 2 класс, часть 2, с.104)
ДОКЛАД, -а. Выступление перед группой людей с рассказом о чём-либо. Например: научный доклад; доклад ученика.
Кто помнит, что надо сделать, чтобы составить доклад?
(Определить тему, составить план доклада.)
В селе Мирном, где живут Маша и Миша Ивановы, недавно прошло заседание на эту же тему. Открывая заседание, Костя Погодин предложил вспомнить, чем отличаются дикорастущие растения от культурных.
Как бы вы дали определение культурным и дикорастущим растениям?
Давайте уточним определения этих понятий по Толковому словарю. Обратимся за помощью к ассистенту.
Дикорастущий – растущий в диком состоянии, некультивируемый. Д. кустарник.
Культурный – разведённый, обработанный человеком, не дикий. Культурные растения. Культурный слой земли (со следами деятельности человека)
Маша рассказала, что люди специально сажают культурные растения в поле, в огороде, в саду. А рядом с ними прорастают одуванчики, осот, лебеда, которые никто не сажал. Миша удивился: откуда они берутся?
Давайте поможем Мише разобраться, кто в саду рядом с яблоней репейник посадил.
Рассмотрите рисунок. Какие дикорастущие растения вы здесь видите? (берёза, репейник, одуванчик, ромашка, подорожник, шиповник). Какие культурные растения вы наблюдаете на рисунке? (роза, яблоня, смородина, клубника).
Чем же отличаются культурные растения от дикорастущих? Какие следы деятельности людей мы можем видеть на этом рисунке? (Яблонька огорожена, у смородины – поддерживающие деревянные клинья).
Отличается ли внешний вид культурных и дикорастущих растений? Чем?
На заседании в селе Мирное впервые прозвучало устное сообщение Миши Иванова о культурных растениях. К своему выступлению Миша нарисовал иллюстрации, которые мы видим на стр. 89-90.
Мой ассистент подготовил сообщение на туже тему, что и Миша. Давайте послушаем.
Групповая работа.
А сейчас я прошу вас разбиться на группы и внимательно послушать задание. Используя материал учебника на стр. 89-90, составьте в группах план доклада на тему: «Для чего люди выращивают культурные растения?».
Договоритесь, кто от вашей группы зачитает план доклада.
(Представители от каждой группы зачитывают свой план доклада).
На том же заседании прозвучал доклад Маши Ивановой о культурных растениях. Доклад на ту же тему подготовил мой ассистент.
Чем похожи доклады Миши и Маши? (говорится о культурных растениях).
Чем они отличаются? (Маша разбила культурные растения на группы, у Миши есть иллюстрации, а у Маши получилась схема).
Работа в парах постоянного состава.
Перед вами на каждой парте лежит схема, похожая на ту, которую начала составлять Маша Иванова.
Сейчас вы в паре со своим соседом по парте дополните эту схему своими примерами.
Какие растения вы добавили в каждую группу?
Какие растения попали в группу вместе со льном?
Как можно назвать эту группу растений? (текстильные, прядильные)
На стр. 87 найдите и зачитайте ещё раз тему доклада, который вы будите готовить дома. («Культурные растения нашего края»).\
Давайте посмотрим, есть ли дополнительный материал для подготовки доклада в хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный».
Откройте содержание.
О чём мы будем искать материал? (о культурных ратсениях).
Определите по названию, какие тексты нам будут интересны при подготовке доклада?
Как размножаются растения..51
Картофель.56
Зерновые растения..57
Откуда хлеб на столе?.................................57
Как сеют хлеб?.............................................59
Как хлеб убирают?.......................................61
А теперь заглянем в список рекомендуемой литературы в конце хрестоматии на стр. 146.
Какие из предлагаемых произведений подходят к теме нашего доклада?
Если у вас дома есть выход в Интернет, то вы можете воспользоваться электронными адресами дополнительного материала по нужной нам теме на стр. 148. Откройте эту страницу и посмотрите, в какой теме мы будем искать материал для доклада?
Мои ассистенты специально к заседанию подготовили выставку книг, которые вы также можете использовать для подготовки своего доклада.
Закрепление.
А сейчас давайте посмотрим, готовы ли вы к составлению своего собственного доклада, хорошо ли вы поняли тему урока.
Работа в т.п.о. на с 36 №51.
Дети выполняют задание индивидуально, а затем проверяют его в парах сменного состава.
Один ученик выполняет это задание на компьютере, выделяя красным шрифтом названия культурных растений, синим – названия дикорастущих растений, а красно-синим – названия тех растений, которые могут быть как культурными, так и дикорастущими.
После проверки в парах, дети сверяют правильность выполненного товарищем задания по образцу на экране.
Какие растения вы подчеркнули красным цветом?
Какие растения подчеркнули синим?
Почему некоторые растения вы подчеркнули дважды?
Если у вашего товарища всё правильно, вы можете взять из конверта одну из подготовленных нами фигурок белого аиста и наклеить её в верхний левый угол страницы.
Д.З. Дома вы выполните в Тетради для самостоятельных работ №50 и подготовите свой доклад на тему: «Культурные растения нашего края».
Желаю вам успеха! Урок окончен.
13PAGE 15
13PAGE 14415