Учебно-тематическое планирование курса География материков и океанов 7 класс


Учебно-тематическое планирование по курсу «География материков и океанов» 7 класс.
№ Тема урока Кол. часов Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки учащихся Практические работы Промежуточный контроль Дата проведения
Введение (4 часа)
1 Что изучают в курсе «География материков и океанов. 1 Представления о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и мире. Современные научные исследования космического пространства. Знать: предмет изучения географии; части света; карты материков. Уметь: читать и анализировать географические карты Обозначение на контурной карте материков, океанов и крупных островов. Фронтальный опрос, работа с контурными картами. 2 Основные этапы накопления знаний о Земле. 1 Знать: основные пути получения географической информации в прошлом; основные этапы накопления географических знаний; имена путешественников и учёных. Уметь: показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий. Составление сводной таблицы Выборочный контроль 3 Современные географические исследования. 1 4 Карты материков и океанов. История создания карт. 1 История создания карт. Основные группы карт, их свойства; способы изображения, применяемые на картах. Роль карт в науке и жизни людей. Знать: историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах. Уметь называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану, объяснять построение градусной сетки на картах и измерительные возможности в сравнении с глобусом.
Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Характеристика карт по плану. Выборочный контроль. Анализ карт атласа. Раздел 1 «Главные особенности природы Земли» (13 часов)
Литосфера и рельеф Земли.
5 Состав и строение литосферы. Гипотеза дрейфа материков. Теория литосферных плит. 1 Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и океанов. Соотношение суши и океанов на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и океанах. Тектоническая карта. Размещение крупных форм рельефа на материках и океанах. Знать: строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую кору, теорию литосферных плит, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.
Уметь: показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; объяснять признаки понятий: «платформа», «рельеф». Установление закономерностей размещения крупных равнин и горных систем в зависимости от возраста и строения земной коры. Составление таблицы, отражающей взаимодействие внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Работа с картами атласа. 6 Сейсмические пояса Земли. Особенности рельефа Земли. 1 Работа с картами атласа. Атмосфера и климаты Земли
7 Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле. 1 Пространственные различия процессов формирования климата. Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Климатообразующие факторы. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы. Знать: гипотезу о происхождения атмосферы, пояса освещённости и тепловые пояса, климатообразующие факторы, типы климатических поясов. Уметь: объяснять циркуляцию воздушных масс; определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику. Работа, анализ карт. Работа с картами атласа 8 Распределение осадков на Земле 1 Анализ климатических карт. Работа с картами атласа 9 Роль воздушных течений в формировании климата. 1 Составление таблицы «Характеристика типов воздушных масс».
Анализ климатических карт.
Работа с картами атласа 10 Климатические пояса Земли. 1 Анализ карты климатических поясов и областей мира. Работа с картами атласа. Опрос. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы.
11 Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. 1 Состав гидросферы. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и солёность вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Знать: Мировой океан, свойства водных масс, различия в природе частей Мирового океана. Уметь: описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений. Обозначение на контурных картах частей Мирового океана. Фронтальный опрос. 12 Жизнь в океане 1 Защита презентаций . 13 Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Антропогенное влияние на Мировой океан. 1 Фронтальный опрос. Биосфера Земли. Географическая оболочка.
14 Строение и свойства географической оболочки. 1 Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособление живых организмов к среде обитания. Знать: гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений; животных и человека; природные комплексы и географическую зональность. Уметь: анализировать карту природных зон. 15 Природные комплексы суши и океана 1 Составление прогноза «Изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности» Фронтальный опрос. 16 Природная зональность. 1 Анализ карты природных зон. Работа с картами Земля – планета людей.
17 Освоение Земли человеком. Страны мира. 1 Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие страны мира и их столицы. Знать: крупнейшие народы и мировые религии. Уметь: показывать крупнейшие народы Земли; крупные страны и их столицы. Работа с картами атласа. Раздел 2 «Материки и океаны» (49 часов)
Мировой океан
18 Тихий океан 1 Географические особенности природы океанов, различия в хозяйственном освоении разных акваторий; связь между географическим положением и природными условиями океанов Знать: особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов. Уметь показывать океаны и их части на карте. Беседа по результатам анализа карт. 19 Индийский океан 1 Беседа по результатам анализа карт. 20 Атлантический океан 1 Беседа по результатам анализа карт. 21 Северный Ледовитый океан 1 Работа с картами атласа. Тестирование Южные материки. Африка.
22 Африка. Географическое положение. История исследования. 1 Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.
Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распределении рас. Народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде(одежда, жилище, питание). География основных типов хозяйственной деятельности.
Знать: приёмы определения географического положения материка; имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять географическое положение материка; крайние точки; протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Работа с картами атласа. 23 Рельеф и полезные ископаемые Африки. 1 Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Работа с картами атласа. Заполнение таблицы. 24 Климат Африки. 1 Знать особенности климата материка. Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Чтение климатических диаграмм. Работа с картами атласа. 25 Внутренние воды Африки. 1 Знать: основные речные системы, озёра материка. Уметь показывать внутренние воды на карте. Характеристика речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат.
Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр.
Работа с карами атласа. 26 Природные зоны Африки. 1 Знать: особенности природных зон материка. Уметь объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Описание одной из природных зон по учебным картам по типовому плану. Обозначение на контурной карте природных зон.
Работа с картами атласа. 27 Влияние человека на природу материка. Заповедники и национальные парки.
1 Называть и показывать заповедники и национальные парки материка. Объяснять изменения природы континента под влиянием хозяйственной деятельности человека. Защита презентаций. 28 Население Африки 1 Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту. Уметь определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы. Описание географического положения страны по политической карте. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из стран. 29 Страны Африки 1 Знать: состав территории и её регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы; религия; крупные города. Работа с картами атласа. Защита презентаций. 30 Урок обобщающего повторения по теме «Африка». 1 Закрепление знаний и умений по разделу. Тестирование. Австралия и Океания.
31 Австралия. Особенности географического положения и история исследования. 1 Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.
Знать: приёмы определения географического положения материка; имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять географическое положение материка; крайние точки; протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах Работа с картами атласа.
32 Рельеф и полезные ископаемые Австралии. 1 Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка; особенности климата и органического мира Австралии. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте. Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Работа с картами атласа.
33 Климат и внутренние воды Австралии. 1 Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр. Работа с картами атласа.
34 Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии. 1 Работа с картами атласа.
Защита презентаций. 35 Население и хозяйство Австралии. 1 Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Австралии. Определение географических различий в плотности населения, распределении рас. Народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде(одежда, жилище, питание). География основных типов хозяйственной деятельности Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту. Уметь определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы. Описание географического положения страны по политической карте. Работа с картами атласа. 36 Океания.
1 Особенности географического положения. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Знать особенности природы, населения Океании. Работа с картами атласа.
Защита презентаций Южная Америка
37 Южная Америка. Географическое положение и история исследования. 1 Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы
Знать: приёмы определения географического положения материка; имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять географическое положение материка; крайние точки; протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах Работа с картами атласа. 38 Рельеф и полезные ископаемые. 1 Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Работа с картами атласа. 39 Климат. 1 Знать особенности климата материка. Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Чтение климатических диаграмм. Работа с карами атласа. 40 Внутренние воды Южной Америки. 1 Знать: основные речные системы, озёра материка. Уметь показывать внутренние воды на карте Характеристика речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат.
Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр. Работа с картами атласа. Защита презентаций. 41 Природные зоны. 1 Знать: особенности природных зон материка. Уметь объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Описание одной из природных зон по учебным картам по типовому плану. Обозначение на контурной карте природных зон. Работа с картами атласа. Защита презентаций. 42 Население Южной Америки 1 Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распределении рас. Народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде (одежда, жилище, питание). География основных типов хозяйственной деятельности. Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту. Уметь определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы. Описание географического положения страны по политической карте. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из стран. Работа с картами атласа. Защита презентаций. 43 Страны Южной Америки 1 Знать: состав территории и её регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы; религия; крупные город 44 Урок обобщающего повторения по теме «Южная Америка» 1 Закрепление знаний и умений по разделу. Тестирование. Антарктида
45 Антарктида. Особенности географического положения. История исследования. 1 Особенности географического положения Антарктиды. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории.
Знать: приёмы определения географического положения материка; имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять географическое положение материка; Уметь: определять географическое положение материка; Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах Работа с карами атласа.
46 Природа Антарктиды. 1 Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка; особенности климата и органического мира. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Работа с картами атласа. Защита презентаций 47 Урок обобщающего повторения по теме «Южные материки» 1 Закрепление знаний и умений. Тестирование. Северные материки. Северная Америка.
48 Северная Америка. Географическое положение и история исследования. 1 Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Северной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы
Знать: приёмы определения географического положения материка; имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять географическое положение материка; крайние точки; протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах Фронтальный опрос, работа с картами атласа. 49 Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки. 1 Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Работа с контурной картой. 50 Климат Северной Америки. 1 Знать особенности климата материка. Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Чтение климатических диаграмм. Работа с картами атласа. 51 Внутренние воды Северной Америки. 1 Знать: основные речные системы, озёра материка. Уметь показывать внутренние воды на карте. Характеристика речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат.
Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр. Работа с контурной картой. 52 Природные зоны Северной Америки. 1 Знать: особенности природных зон материка. Уметь объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану. Обозначение на контурной карте природных зон. Составление таблицы. 53 Население Северной Америки.
1 Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распределении рас. Народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде (одежда, жилище, питание). География основных типов хозяйственной деятельности Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту. Состав территории и её регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы; религия; крупные города.
Уметь определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.
Описание географического положения страны по политической карте. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из стран. Работа с картами атласа.
54 Страны Северной Америки.
1 55 Урок обобщающего повторения по теме «Северные материки». 1 Закрепление знаний и умений. Тестирование. Евразия
56 Евразия. Географическое положение и история исследования. 1 Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы
Знать: приёмы определения географического положения материка; имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять географическое положение материка; крайние точки; протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах Работа с картами атласа. 57 Рельеф и полезные ископаемые. 1 Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Работа с картами атласа. 58 Клима Евразии. 1 Знать особенности климата материка. Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Чтение климатических диаграмм. Работа с картами атласа. 59 Внутренние воды Евразии. 1 Знать: основные речные системы, озёра материка. Уметь показывать внутренние воды на карте. Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр. Характеристика речной системы. Работа с картами атласа.. 60 Природные зоны Евразии. 1 Знать: особенности природных зон материка. Уметь объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану. Обозначение на контурной карте природных зон Работа с картами атласа. Заполнение таблицы. 61 Население и страны Евразии. 1 Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распределении рас. Народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде (одежда, жилище, питание). География основных типов хозяйственной деятельности Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту. Уметь определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы. Описание географического положения страны по политической карте. Работа с картами атласа, защита презентаций. 62
63 Страны Зарубежной Европы. 2 Знать: состав территории и её регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы; религия; крупные города. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из стран. Работа с картами атласа, защита презентаций. 64
65 Страны Зарубежной Азии. 2 66 Урок обобщающего повторения по теме «Северные материки». 1 Раздел 3. Взаимодействие природы и общества» (2 часа)
67 Закономерности развития географической оболочки. 1 Этапы развития географической оболочки; состав географической оболочки; связи между её компонентами. Знать: этапы развития географической оболочки. Уметь: называть состав географической оболочки и объяснять связи между её компонентами. Составление таблицы, отражающей основные свойства географической оболочки и их проявления. 68 Взаимодействие природы и общества. 1 Изменение природы под воздействием хозяйственной деятельности; заповедники и национальные парки; выдающиеся географические объекты; необходимость международного сотрудничества. Знать: как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу. Уметь объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу. Фронтальный опрос. Резерв времени – 2 часа