Презентация к занятию по философии по теме Философская концепция человека — основа наук о человеке
Тема занятия: «Философская концепция человека – основа наук о человеке» Разработка преподавателя Плисенко Е.А.
Цели занятия:дидактические: рассмотреть философские взгляды разных эпох относительно проблематики человека, его сущности и природы; продолжить формирование понятийно-категориального аппарата философских знаний; развивать у студентов умение самостоятельно мыслить, критически анализировать разные точки зрения на проблему; развивать познавательную активность, умение строить диалог.воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию, толерантное отношение к мнению других, умение грамотно общаться.
Эпиграф «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время». Ф.М.Достоевский
ПРОБЛЕМА ЗАНЯТИЯ: «Что такое человек?» И. Кант
1.1Тесты по теме «Научная, философская и религиозная картины мира».Выбрать правильный вариант ответа:1.Мы воспринимаем мир как совокупность убегающих вдаль горизонтов, и границы «мира как целого» всегда теряются в тумане. Эту особенность показал философ:1) Карл Поппер2)Эдмунд Гуссерль3) Огюст Конт4) Бертран Рассел
1.1Тесты по теме «Научная, философская и религиозная картины мира».Выбрать правильный вариант ответа:1.Мы воспринимаем мир как совокупность убегающих вдаль горизонтов, и границы «мира как целого» всегда теряются в тумане. Эту особенность показал философ:1) Карл Поппер2)Эдмунд Гуссерль3) Огюст Конт4) Бертран Рассел
2. Ньютоновско-картезианская парадигма господствовала в науке с Нового времени до начала ХХ в. Да Нет
2. Ньютоновско-картезианская парадигма господствовала в науке с Нового времени до начала ХХ в. Да Нет
3.Переход от классической к неклассической картине мира начался на рубеже … 1)XIV-XV вв.2) XIX-XX вв.3) XVI-XVII вв.4) XII-ХШ вв.
3.Переход от классической к неклассической картине мира начался на рубеже … 1)XIV-XV вв.2) XIX-XX вв.3) XVI-XVII вв.4) XII-ХІІІ вв.
4.В основе философских систем французских просветителей лежит ………………………. картина мира. 1) механистическая2) мифологическая3) релятивистская4) религиозная
4.В основе философских систем французских просветителей лежит ………………………. картина мира. 1) механистическая2) мифологическая3) релятивистская4) религиозная
5. Представление об окружающем мире, полученное человеком на основе его опыта жизнедеятельности и образования это: 1) групповая картина мира; 2) индивидуальная картина мира; 3) естественнонаучная картина мира; 4) научная картина мира; 5) общественная картина мира.
5. Представление об окружающем мире, полученное человеком на основе его опыта жизнедеятельности и образования это: 1) групповая картина мира; 2) индивидуальная картина мира; 3) естественнонаучная картина мира; 4) научная картина мира; 5) общественная картина мира.
6. Глобальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем, присущее определенной исторической эпохе: 1) знание; 2) картина мира; 3) мировоззрение; 4) представление; 5) абсолютная истина.
6. Глобальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем, присущее определенной исторической эпохе: 1) знание; 2) картина мира; 3) мировоззрение; 4) представление; 5) абсолютная истина.
7. Какой подход к осмыслению мира и человека включает в себя вопрос: является ли мир (или Универсум) человекоразмерным? 1) теологический; 2) личностный; 3) естественнонаучный; 4) философский.
7. Какой подход к осмыслению мира и человека включает в себя вопрос: является ли мир (или Универсум) человекоразмерным? 1) теологический; 2) личностный; 3) естественнонаучный; 4) философский.
8.Какой вариант неуместен, когда речь идет о структуре и процессе получения научной картины мира? 1)гипотезы 2)теории 3)эмоции и чувства 4)факты и их систематизация
8.Какой вариант неуместен, когда речь идет о структуре и процессе получения научной картины мира? 1)гипотезы 2)теории 3)эмоции и чувства 4)факты и их систематизация
Выбрать правильные варианты ответа:9. Для научной картины мира характерны... 1) безоговорочное влияние идей ведущих ученых; 2) истинное знание причин; 3) отождествление веры и знания; 4) эксперимент как основа получения картины мира.
Выбрать правильные варианты ответа:9. Для научной картины мира характерны... 1) безоговорочное влияние идей ведущих ученых; 2) истинное знание причин; 3) отождествление веры и знания; 4) эксперимент как основа получения картины мира.
Вставить пропущенный термин:10. Признание существования множественности миров определяется термином …………….. .
Вставить пропущенный термин:10. Признание существования множественности миров определяется термином Универсум .
11.Термины ЛОГОС, разум, гуманистический антропоцентризм раскрывают сущность ………………. картины мира.
11.Термины ЛОГОС, разум, гуманистический антропоцентризм раскрывают сущность философской картины мира.
12.Соотнесите картину мира с ее смысловым центром: 1)Обыденная а) сфера человеческого и сфера божественного; 2)Научная б) соотношение человека и мира; 3)Религиозная в) обесчеловеченная реальность; 4)Философская г) человек.
12.Соотнесите картину мира с ее смысловым центром: 1)Обыденная -- г) человек. 2)Научная -- в) обесчеловеченная реальность; 3)Религиозная -- а) сфера человеческого и сфера божественного; 4)Философская -- б) соотношение человека и мира;
13.Распределите предложенные характеристики между (А) религиоз - ной и (Б)философской картинами мира: 1) исходит из удвоения мира на земной и небесный; 2) является теоретическим способом освоения мира; 3) знание имеет всеобщий и общий, универсальный характер; 4) абсолютное бытие не может быть познано рациональным путем; 5) человеческий разум способен подчинить себя вере в существование Абсолюта.
13.Распределите предложенные характеристики между (А) религиоз - ной и (Б)философской картинами мира: А - 1) исходит из удвоения мира на земной и небесный; 4) абсолютное бытие не может быть познано рациональным путем; 5) человеческий разум способен подчинить себя вере в существование Абсолюта. Б - 2) является теоретическим способом освоения мира; 3) знание имеет всеобщий и общий, универсальный характер;
1.2 Терминологическая разминка.Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, отношение к окружающей действительности и самому себе -- …………………
Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, отношение к окружающей действительности и самому себе -- мировоззрение
Мировоззрение, мироощущение и поведение, определяемое верой в существование Бога …………..
Мировоззрение, мироощущение и поведение, определяемое верой в существование Бога -- религия
Деятельность, связанная с выработкой теоретических знаний о действительности ………………
Деятельность, связанная с выработкой теоретических знаний о действительности -- наука
Принятие чего–либо за истину без подтверждения, не могущее претендовать на объективную реальность ………….
Принятие чего–либо за истину без подтверждения, не могущее претендовать на объективную реальность -- вера
Особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания …………
Особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания -- конфессия
Система знаний о всеобщих закономерностях, которым подчинены природа, общество, мышление (сознание) человека, а так же процесс познания ………………
Система знаний о всеобщих закономерностях, которым подчинены природа, общество, мышление (сознание) человека, а так же процесс познания -- философия.
ПРОБЛЕМА ЗАНЯТИЯ: «Что такое человек?» И. Кант
Изучение нового материала План 1. Философская антропология. 2. Концепции человека о его природе и сущности. 3.Биологическое, социальное и духовное в человеке. 4.Человек: индивид, индивидуальность, личность.
1.Философская антропология. Философская антропология (antropos - человек, logos - учение)– философское учение о природе и сущности человека. «Что собой представляет человек?» «Каково предназначение человека?» «Зачем человек живет?» «Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». А.Ф. Лосев
Макс Шелер (1874—1928)«Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека».Человек — вне мира, он способен возвышаться над ним, превосходить его. Дом человека - не окружающий мир, а бесконечность. Важное отличие человека от животного – это способность к самосознанию, целостной оценке самого себя.
Гельмут Плеснер (1892—1985) Человек в отличие от животных способен взглянуть на себя со стороны. Место человека — не в себе, а вне себя вне центра своих переживаний, - эксцентрично. Только философия, способная размышлять над невыразимым, может «ухватить» это «ничто» — вечно ускользающее месторасположение человека.
Арнольд Гелен (1904— 1976)Считал человека «недостаточным существом». Его удел — вечная деятельность, преодоление себя, и остановка на этом пути равнозначна гибели человечества.
2.Концепции человека о его природе и сущности. Природа человека происхождение человека врожденная сущность человека Какие гипотезы о происхождении человека вам известны?К какой гипотезе склоняетесь вы? Почему?Главные, ведущие, определяющие характеристики человека, отличающие его от других форм бытия
ТРИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДА К ЧЕЛОВЕКУ
ПРОБЛЕМА ЗАНЯТИЯ: «Что такое человек?» И. Кант
3. Биологическое, социальное и духовное в человеке.Биологические начала – те признаки, что присущи человеку как части животного мира, то, что роднит его с животнымиСоциальные начала – те признаки, которые отличают человека от любого животного, что дало ему взаимодействие с другими людьми.{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Биологические свойства человекаСоциокультурные качества человекаособенности организма, типа нервной системы, мозга, органов чувств;инстинкты; строение тела;гены (наследственность);половая дифференциация;конечность жизни и др.труд и коллективная деятельность;сознание; язык, речь, общение;нравственность;способность к духовному творчеству и фантазиям;проектирование своей жизнедеятельности;ответственное отношение к своим действиям и поведению;осознание своей смертности
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Подходы к определению соотношения природного и социального в человеке Биологизаторский СоциологизаторскийБиосоциальныйЗ.Фрейд, Ф.Гальтон, Т. МальтусТ. Мор, Т. Кампанелла, К.МарксЧ. Дарвин, Г.Спенсер Все, что есть в поведении и действии людей, - все это обусловлено их наследственными генетическими данными. Ф. Гальтон является основателем евгеники – учения о том, что селекция применима к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Акцент переносится на анализ общественных отношений и на выявление той роли, которую играет общество в становлении индивида, личности. В итоге общественное доминирует над индивидуальным, подавляя и растворяя его в себе, что является наиболее характерным для тотальных социальных систем и обосновывающих их философских концепций. Избегает крайностей присущих первым двум подходам. Он основан на идее диалектического единства биологического и социального начал в человеке. человек, чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как основу существования. В рамках данного подхода развиваются большинство современных философских, социологических и психологических концепций личности.
Справедлива ли альтернатива, согласно которой человек есть животное, поскольку происходит от животного, либо человек с самого начала отличается от животного, а поэтому у него нет ничего общего с животным? Можно ли сделать односторонний вывод в определении сущности человека? Обоснуйте ответ.
Определите, о какой из сущностей человека идет речь в каждом высказывании: Человек без ног остаётся человеком, а петух без перьев человеком не станет. Блез Паскаль Человеком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведет дух. Апулей Человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о различной степени животности или человечности. Фридрих Энгельс Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше. Уильям Шекспир Человек становится человеком только среди людей. Иоганнес Роберт Бехер Человек – это единственное животное, которое должно работать. Иммануил Кант Человек – это двуногое животное без перьев и с плоскими когтями. Платон
4. Человек: индивид, индивидуальность, личность. Мультидиалог:Кто человек: субъект или продукт человеческой деятельности? Что именно в человеке делает его человеком?
Проблемный вопрос: «Что такое Человек?» Синквейн - это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1) ключевое слово, определяющее содержание синквейна2)прилагательное, характеризующее ключевое словоприлагательное, характеризующее ключевое слово3)глагол, показывающий действия понятияглагол, показывающий действия понятияглагол, показывающий действия понятия 4) короткое предложение, в котором отражено отношение автора к понятию5)резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием
Домашнее задание1.Повторить материал урока по опорному конспекту.2.Знать философские понятия по теме.3.Разгадать кроссворд «Проблема человека».4.Подготовиться к семинару № 4 по теме: «Круг основных проблем философской антропологии» согласно методическим рекомендациям.Литература:1.Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 4-е изд., исправ. и доп. - М., 2009. - с. 294-314.2.Основы философии: учебник для студ. учреждений СПО/ A.A. Горелов. -15-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2014. - с. 171-184.