Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ



Широва Ленира Сагидуловна мастер производственного обучения ГАПОУ «Камский политехнический колледж имени Л.Б. Васильева» г. Набережные Челны, Республика Татарстан

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Современный работодатель предъявляет к качеству профессиональной подготовки молодых специалистов все более высокие требования. Выпускник, по мнению работодателей должен обладать не только определенным набором знаний, умений и навыков, но и быть психически устойчивым, а самое главное – он должен быть здоровым. Такая взаимосвязь открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья и предполагает повышение физической и умственной работоспособности студентов, формирование у студентов потребности и культуры здорового образа жизни и личной ответственности за свое здоровье, формирование у будущих специалистов компетенций для достижения полной профессиональной самореализации и развитие творческого потенциала студентов.
Подготовка высококвалифицированных специалистов подразумевает использование в системе образования принципов здоровьесбережения, которые активно внедряются и используются в Камском политехническом колледже имени Л.Б.Васильева. Наша администрация и педагогический коллектив колледжа, совместно с ОАО «КамАЗ» направляют свое внимание на создание образовательной среды, способствующей развитию и сохранению здоровья студентов и сотрудников.






Формирование у студентов здоровьесберегающего мировоззрения способствует воспитанию здоровой личности, ответственного не только за свое здоровье, но и способного сохранять здоровье других.
Здоровьесберегающая технология внедряется и используется на уроках, с применением материально-технического обеспечения, физкультурных пауз и минут релаксации, с введением модульной и инновационной технологии. Уроки ведутся в откровенном диалоге со студентами, где продумываются и высказываются проблемные вопросы и задания, с привлечением студентов к сотрудничеству, творчеству и самоанализу, желанию трудиться и совершенствоваться. Уроки проводятся в игровом и соревновательном виде, с применением тестовых заданий или ролевых игр, где нет однообразия и монотонности, в связи с чем возрастает активность студентов и ни о каком переутомлении не может быть и речи. Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к студенту по имени. Такие паузы, как упражнения для глаз, кистей рук и опорно- двигательного аппарата, с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности обеспечивают студенту возможность сохранения здоровья за весь период обучения в колледже, сформировывает у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учит использовать полученные знания в повседневной жизни и в профилактических мероприятиях по профилактике профзаболеваний.
Мною было проведено анкетирование студентов и обзор газеты «Вести КамАЗа» в рамках мероприятий по профилактике и пропаганде здорового образа жизни среди студентов 1-курса. Обидно, что среди опрошенных студентов КПК подавляющее большинство подвержено этой вредной привычке.



42% студентов употребляют сигареты, причем только 15% табакозависимых выкуривают в день более пачки. Огорчает то, что 10% курящих пристрастились к этой вредной привычке менее года назад. В связи с этим особенно важной становится задача формировании негативного отношения к курению в студенческой среде, тем более, что 32% курящих при анкетировании выразили желание отказаться от этой пагубной привычки. Важной профилактикой многих проблем со здоровьем является занятие спортом или оздоровлением. Отрадно то, что 55% студентов КПК, ставших участниками данного опроса, уделяют внимание и время спортивным или оздоровительным мероприятиям, большинство опрошенных студентов считают, что здоровый образ жизни способствует успеху в других сферах человеческой деятельности.
Подводя итог проведенному опросу, можно отметить, что большинство студентов КПК не подвержены вредным привычкам и заботятся о своем здоровье, уделяя внимание не только учебе, но и физическим нагрузкам, здоровому питанию. В этих условиях главная задача разных структур колледжа - способствовать укреплению интереса к здоровому образу жизни в студенческой среде, формировать негативное отношение к вредным привычкам.
Наша анкета включала в себя вопрос о значений ценностей. По результатам анкетирования мы получили: на первом месте по значимости у студентов – «здоровье», на втором - «иметь понимание в семье», на третьем – «любовь», на четвертом - «хорошо учиться и получить хорошее образование», на пятом месте - « иметь материальный достаток», на шестом
- «иметь надежного друга», на седьмом «жить без конфликтов», на восьмом





- «внешняя привлекательность (хорошо одеваться), на девятом – «занятия спортом и возможность путешествовать» ( одинаковое количество баллов).
На вопрос: «Что ухудшает ваше здоровье?» мы получили ответы: плохой сон (32 %), плохое питание (25 %),стрессы (15 %), конфликты (25 %), усталость (15 %), экология. На вопрос: «Какие факторы положительно влияют на ваше здоровье?» мы получили такие ответы: нормальное питание, (80 %), спорт (35 %), прогулки (30 %), положительные эмоции (30 %), занятия физической культурой (20 %), личная гигиена, любовь близких, закаливание, удачи в учебе.
На вопрос «Что вы вкладываете в понятие здоровье?» ответы следующие: отсутствие болезней (50 %), физическое и психическое благополучие (50 %), хорошее самочувствие, хорошее настроение, ЗОЖ, бодрость тела и духа.
Охрану здоровья студентов можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые студенты в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Студенчество – часть молодежи, которая является интеллектуальным потенциалом страны. Следовательно, от того насколько она здорова и квалифицированна, зависит будущее страны.







15