Рабочая программа по предмету «Химия» для 9 класса, автор Габриелян О.С.

02.05
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Верхнекарышево
муниципального района Балтачевский район
Республики Башкортостан


РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей естествознания
Протокол от 30. 08.2014 № 1


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УBP
__________Мавлютова Р.М.
30.08. 2014
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы _____________Кашфуллина Р.М.
Приказ от 01. 09. 2014г.№120









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Химия» для 9 класса
на 2014-2015 учебный год
Ступень обучения: основное общее образование,
Уровень: базовый
Количество часов в год – 68, в неделю - 2
УМК «Химия», автор Габриелян О.С. для общеобразовательных
учреждений издательство – «Дрофа»,2013г.










Муниров Фанус Хадисович




2014


Пояснительная записка
Часов всего 68, в неделю 2
Рабочая программа составлена на основе:
– Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии.
– Примерной программы основного общего образования по химии.
– Программы «Курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений» ( авт. О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2007)
Учебник: О.С.Габриелян. Химия. 9 класс, М. «Дрофа», 2013г


Цели курса:
усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Исходными документами для составления учебной рабочей программы послужили:
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004,№ 1089;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011/2012учебный год,
- авторская программа курса химии для 10 класса общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007.)
-Обязательный минимум практических и лабораторных работ в основной и старшей школе Ульяновский ИПК ПРО 2008г




Методический блок

В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология.
В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:
- технологии развития критического мышления через чтение и письмо
- компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT по некоторым темам курса ,использование CD-дисков по предмету;
- технологии проектной деятельности (создание информационных проектов).
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
индивидуальная (консультации);
групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
Данная программа предусматривает установление межпредметных связей с некоторыми предметами, изучаемыми в 9 класссе: устанавливаются межпредметные связи при изучении физических свойств неорганических соединений соединений, при изучении строения атома – с физикой; при изучении вопросов применения неорганических соединений и их физиологического действия на организм – с биологией; при решении расчетных задач – с математикой. На втором году обучения (9 класс) введение дополнительных химических понятий чередуется с рассмотрением строения и свойств неорганических веществ. В специальном разделе кратко рассматриваются элементы органической химии и биохимии в объеме, предусмотренном обязательным минимумомПри реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:
- лекции с использованием презентаций по теме или материалов CD-дисков по неорганической химии;
- домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение расчетных задач разной сложности по индивидуальным карточкам).
Система контроля по курсу 9 класса включает защиту практических работ, проведение самостоятельных работ и 4 контрольных работ Итоговую контрольную работу. Для отработки навыков составления формул неорганических веществ, названия веществ по систематической номенклатуре, а также составлении уравнений химических реакций с участием неорганических веществ применяются дидактические карточки, которые также могут использоваться для оперативного контроля.

Учебно-тематический план



п\п

Раздел, тема
Всего,
час.
В том числе





Форма
контроля
практ.
работы

1
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
6
Входной контроль


2
Тема 1. Металлы
15
К.р.№1


3
Тема 2. Свойства металлов и их соединений. Химический практикум
3

Пр.р.,№1,2,3

4
Тема 3.Неметаллы
23
К.р.№2


5
Тема 4. Практикум по теме «Неметаллы»
3

Пр.р.,№ 4,5,6,

6
Тема 5. Органические соединения
10
К.р.№3


7
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы
8
К.р.№ 4



Итого
68
4
6


Учебно-методический комплект и дополнительная литература
1.Габриелян О. С Химия 9 класс М.: Дрофа, 2008
Э2.Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс: методическое пособие.
· М.: Дрофа, 2002.
3.Габриелян О. С. и др. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы.
· М.: Дрофа, 2003.
4.Ким Е. П. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна.
· Саратов: Лицей, 2005.
5. Р.А.Лидин и др. Химия. 8-9 классы. Дидактические материалы - 192 с. (задачи и вопросы с пояснениями)
Дополнительная литература для учителя
Некрасова Л. И. Химия. 9 класс: карточки заданий к учебнику О. С. Габриеляна.
· Саратов: Лицей, 2004.
Химия: поурочные планы по учебнику О. С. Габриеляна / авт.-сост. В. Г. Денисова. – Волгоград, 2007
3.Денисова, В. Г. Материалы для подготовки к ЕГЭ по химии за курс основной школы. – Волгоград: Учитель, 2004.
4. Ширшина, Н. В. Химия. 9 класс: тестовые задания для подготовки к итоговой аттестации. – Волгоград: Учитель, 2004.
Степин, Б. Д., Аликберова, Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.
5.Назарова Т.С. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. Б-ка учителя химии. 96 с.: ил.
6.CD-ROM диски
1С:репетитор – химия
Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл
Электронный учебник для подготовки к ЕГЭ
неорганическая химия 8-9кл
Мультимедийный курс на CD-ROM Химия 7-11 класс
6.Химические Интернет-ресурсы (химоза, занимательная химия ,ЕГЭ сеть творческих учителей, открытый класс , сайт М.А.Ахметова)

Литература для учащихся
- основная:
Габриелян О. С.,Химия учебник для 9 класса М.: Дрофа 2013г
Габриелян О. С., Яшу нова А. В. Рабочаmira-munera@yandex.ruя тетрадь. 9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». М.: Дрофа, 2009.
Химия. Сборник задач 8-9 класс. – М.: Просвещение, 2001.
Пак М. Алгоритмы в обучении химии
- дополнительная:
Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург: Трион, 1998.
2.Химические Интернет-ресурсы (Химия для школьников, химоза, занимательная химия ЕГЭ
Тематическое планирование уроков химии в 9 классе
(всего 68 ч., из них 8ч.- резервное время на обобщение знаний по курсу основной школы)

№ пп
Номер и тема урока
Эксперимент (Д.-демонстрационный; Л.-лабораторный)
Задания
на дом
по
учебнику
Сроки проведения

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6ч.)

1
1. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева
Д. Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов; основания и кислоты (СаО и SO2; Ca(OH)2 и H2SO4)
П.1,
упр. 1-10
3.09

2
2. Амфотерные оксиды и гидроксиды
Л.о.1 Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

П.2,
упр.1-4
5.09

3.
3. Урок-упражнение по описанию свойств элементов на основании их положения в Периодической системе Д. И. Менделеева

П.2,
упр. 7-10
10.09

4
4. Периодический закон и Периодическая система элементов Д. И. Менделеева
Л.о.2. Моделирование построения Периодической системы Д.И.Менделеева
П.3,
упр. 1-11
12.09

5
5Химическая организация природы

П.4,
упр. 1-6
17.09

6
6.Повторение свойств классов соединений в свете ТЭД и ОВР
Д. получение и свойства NaOH, NaCl.


19.09

Тема 1. Металлы (15ч.)

7
1. Века медный, бронзовый, железный
Д. 1. Образцы изделий из металлов, коллекции монет.
2. Иллюстрации семи чудес света, Царь пушки и царь колокола, «кружев чугунных», Санкт-Петербурга и т.д.
П.7,
упр. 1-6
24.09

8
2. Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов

П.8
упр.1-3

26.09

9
3. Физические свойства металлов
Д. ознакомление с образцом коллекции металлов
П.9,
упр. 1-5
1.10

10
4. Сплавы
Д. Ознакомление с коллекцией сплавов
П.10,
упр.1-4
3.10

11
5 .Общие химические свойства металлов
Л.о.12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами
П.11, упр. 1-4
8.10

12
6. Металлы в природе. Общие способы получения металлов
Л.о.13. Ознакомление с рудами железа
П.12, упр. 1-6
10.10


13
7. Коррозия металлов
Д. Коррозия металлов (демонстрация результатов заблаговременно заложенных опытов) и способы защиты их от коррозии
П.13, упр. 1-6
15. 10

14
8. Щелочные металлы
Л.о.14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов
Д.1. Взаимодействие Li и Na с водой.
2. Взаимодействие Li и Na с Cl2, серой
П.14
упр.1.2
17.10

15
9. Бериллий, магний и щелочноземельные металлы
Л.о.15. Получение гидроксида кальция и исследование его свойств
Д.1. Горение магния.
2. Взаимодействие Ca c Cl2, S, водой
П.15,
упр. 1, 6
22.10

16
10. Алюминий
Л.о.16. Получение и свойства Al(OH)3
Д.1. Ознакомление с коллекцией изделий из алюминия.
2. Коллекция сплавов из алюминия.
3. Взаимодействие Al с растворами кислот, солей и щелочей
П.16
упр. 3,4,7
24.10

17
11. Соединения алюминия
Д. Рассмотрение образцов природных соеденений алюминия
П.16-«соединения алюминия»
упр.8-по желанию,
упр. 6
29.10


18
12. Железо
Д.1. Горение железа в хлоре.
2. Опыты показывающие отношение железа к концентр. H2SO4 и HNO3.
Л.о.17. Взаимодействие железа с соляной кислотой
П. 17 до соединений железа,
упр. 4 - 6
5.11 7.11

19
13. Соединения железа
Л.о.18. Получение Fe(OH)2 и Fe(OH)3 и изучение их свойств
П. упр. 2,7
12.11

20
14. Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»



14.11

21

15. Контрольная работа по теме «Металлы»



19.11

Тема 2. Свойства металлов и их соединений. Химический практикум (3 ч.)

22
23
24
Осуществление цепочки химических превращений 21.11
Получение и свойства соединений металлов 26.11
Решение экспериментальных задач. 28.11

Тема 3. Неметаллы (23 ч.)

25
1. Общая характеристика неметаллов
Д.1. Образцы неметаллов различных агрегатных состояний.
2. Аллотропные модификации O, S, P.
3. Получение озона
П. 18,
упр. 1-6
3.12

26
2.Водород
Л.о.19.Получение и распознование водорода
П.19,упр. 1-5
5.12

27
3.Вода
Л.о.20.Исследование поверхностного натяжения воды
Л.о.21.Растворение медного купороса в воде
Л.о.22.Гидротация обезвоженного сульфата меди
Л.о.23.Изготовление гипсового отпечатка
П.20, упр.1-8
10.12

28
4. Вода в жизни человека
Л.о.24.Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров
Л.о.25.Ознакомление составом минеральной воды
П. 21,
упр. 1-9
12.12

29
5. Общая характеристика галогенов
Д.1. образцы галогенов – простых веществ.
П. 22,
упр. 1-7
17.12

30
6. Соединения галогенов
Л.о.26. Качественные реакции на галогенид - ионы
П.23,
упр. 1-4
19.12

31
7. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений
Д. Образцы зубной пасты и изделий из тефлона; веществ на основе хлора (пластмас, лекарств, ядохимикатов и пр.); образцы фотобумаги и кинопленки; препаратов иода
П. 24,
упр.1-6, 7
24.12

32
8. Кислород
Л.о.27. Получение и распознавание кислорода
П. 25,
упр. 1-8
26.12

33
9. Сера
Л.о.28. Горение серы на воздухе и вкислороде
П. 26 до серы в природе,
упр. 2,6
16.01

34
10. Оксиды серы (IV) и (VI)
Д.1. получение SO2 горением серы и взаимодействием меди с H2 SO4(конц.).
2. Взаимодействие SO2 с водой и щелочью.
3. Обесцвечивание красок с помощью SO2.
П. 27 Оксиды серы (IV и VI)
упр. 1,2,5,6
21.01

35
11. Серная кислота. Получение и применение серной кислоты
Л.о.29. Свойства H2SO4(разб.).
П. 27 до солей серной кислоты,
упр. 3,4,8
23.01

36
12. Производство серной кислоты
Д. Образцы сульфатов применяемых в народном хозяйстве, в том числе и в сельском хозяйстве.
П. 27 до конца,
упр. 7
28.01

37
13. Азот
Д. Корни бобобых растений с клубеньками
П. 28,
упр. 1-5
30.01

38
14. Аммиак
Л.о.30.Изучение свойств аммиака
П. 29,
упр. 1-7
4.02

39
15. Соли аммония
Л.о.31.Распознование солей аммония
П. 30
упр. 1-5
6.02

40
16. Кислородные соединения азота
Л.о.32.Свойства разбавленной азотной кислоты
Л.о.33. Взаимодействие конц. Азотной кислоты с медью
П. 31до солей азотной кислоты,
упр. 1-5
11.02

41
17. Фосфор
Л.о.34. Горение фосфора на воздухе и в кислороде
П. 32 до кислородных соединений фосфора,
упр. 1-3
13.02

42
18. Соединения фосфора
Л.о.35. Распознование фосфатов
Д. Знакомство с образцами природных соединений фосфора и коллекций фосфорных удобрений
П. 32 до конца,
упр.6,7
18.02

43
19. Углерод
Д 1. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.
2. адсорбция активированным углем растворенных или газообразных веществ.
Л.о.36. Горение угля в кислороде.
П. 33,
упр. 1-8
20.02

44
20. Кислородные соединения углерода
Л.о.37. Получение угольной кислоты и изучение её свойств Л.о.38. Переход карбонатов в гидрокарбонаты
Л.о.39. Разложение гидрокарбоната натрия
П.34
упр. 1-7
25.02

45
21. Кремний
Л.о.40. получение кремниевой кислоты и изучение её свойств
П. 35 до применения кремния,
упр. 1-2
27.02

46

22. Обобщение по теме «Неметаллы»

Повторить П.18-35
4.03

47

23. Контрольная работа по теме «Неметаллы»


6.03

Тема 4. Практикум по теме «Неметаллы» (3 ч.)

48
49
50
4.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 11.03
5.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». 13.03
6.Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов 18.03

Тема 5. Органические вещества (10 ч.)

51
1. Предмет органической химии. Теория строения А. М. Бутлерова
Д. Образцы природных и синтетических органических веществ
П. 32,Учебник 2005г.
упр. 1-6
20.03

52
2. Предельные углеводороды
Д.1. Шаростержневые и масштабные модели молекул алканов.

П. 33,
упр. 1-3
1.04

53
3. Алкены. Строение молекул зтилена. Химические свойства этилена
Д.1. Модели молекул этилена
2. Получение этилена.
3. Горение этилена.
4. Взаимодействие его с бромной водой и раствором перманганата калия
П. 34,
упр. 1
3.04

54
4. Спирты
Д.1. Образцы этанола, этиленгликоля, глицерина.
2. Качественная реакция на многоатомные спирты.
3. Окисление спиртов в альдегиды
П. 35,
упр. 1-3
8.04

55
5. Предельные одноосновные карбоновые кислоты
Д. Типичные кислотные свойства уксусной кислоты: взаимодействие её с металлом, оксидом металла, основанием и солью (карбонатом)
П. 36
упр. 1,2
10.04

56
6. Жиры
Д.1. Образцы твердых и жидких жиров.
2. Ратворимость жиров
П. 37,
упр. 1-4
15.04

57
7. Аминокислоты и белки
Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот
П. 38,
упр. 1-2
17.04

58
8. Углеводы.
Д.1. Образцы углеводов.
2. Взаимодействие крахмала с йодом.

П. 39,
упр. 3,5,6
22.04

59
9. Полимеры
Д. Коллекция пластмасс и волокон, каучуков и биополимеров
П. 40,
упр. 1-5
24.04

60
10. Контрольная работа по теме « Органические вещества»


29.04

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8ч.)

61
1. Периодический закон и Периодическая система элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома

П.36, Учебник 2013г.
6.05

62
2. Степень окисления

П.37
8.05

63
3. Химические реакции

П.38
8.05

64
4. Ионные уравнения реакций

П.39
13.05

65
5. Окислительно- восстановительные реакции

П.40
15.05

66
6. Неорганические вещества

П.41
20.05

67
7.Характерные химические свойства неорганических веществ

П.42
20.05

68
8. Контрольная работа по теме «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»


22.05


Составил: /Ф. Муниров/








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115






15