Рабочая программа по обществознанию 6 класс ФГОС к УМК Боголюбова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнеингашская средняя школа № 2»
2971800120650Утверждаю
Директор школы_________
Приказ № ______от «___» _____2016 г.
00Утверждаю
Директор школы_________
Приказ № ______от «___» _____2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
6 класс
Учитель Логинова Т. С.
Рассмотрена и принята на заседании школьного методического объединения
руководитель ШМО ________
протокол № ___ от «__» _______ 2016 г
п. Нижний Ингаш 2016 г
Пояснительная записка
Вклад учебного предмета в общее образование
Место и роль предмета «Обществознание» в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно- нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» дает возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином. Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические. Экономические, политические, правовые, этические. Социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире.
Особенности рабочей программы по предмету
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н.Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часа. (1 час в неделю)
Формы и методы работы с учащимися
Устные ответы, тестирование, творческие работы.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская.
HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/08/19/obshchestvoznanie-fgos-rabochaya-programma-i-ktp-na-5" HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/08/19/obshchestvoznanie-fgos-rabochaya-programma-i-ktp-na-5" Рабочая программа рассчитана на применение в шестом классе средней общеобразовательной школы в 2016-2017 учебном году.
Структура рабочей программы:
Рабочая программа состоит из Пояснительной записки, описания предметного курса, тематического планирования, поурочного планирования, методических рекомендаций..
Срок реализации рабочей программы 2015-2016 учебный год
Общая характеристика учебного предмета
Особенности содержания и методического аппарата УМК
1. Учебник «Обществознание» для 6 класса под ред. Боголюбова Л.Г., Ивановой Л.Ф., и др. полностью отвечает содержанию Примерной основной образовательной программы по предмету ОУ.
2.Поурочные разработки к учебнику Л.Н.Боголюбова.
Структура и специфика курса: Курс «Обществознание» в 6 классе состоит из трёх разделов, материал которых раскрывает тему «Человек». В первой главе учащиеся знакомятся с понятием «личность», знакомятся с потребностями человека, осознают труд как главную потребность человека, основу формирования личности, основу жизненного успеха человека. Во второй главе учащиеся знакомятся с понятием «межличностные отношения», местом человека в группе, нормами и видами общения, учатся вести себя в конфликтной ситуации. В третьей главе учащиеся знакомятся с нравственными качествами личности.
Целевые установки для класса
1.Способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, соблюдению законов и правопорядка, развитию политической и правовой культуры, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
2.Способствовать формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина.
3. Способствовать развитию:
- умения получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников,
- умения анализировать и систематизировать получаемые данные,
- освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
«Обществознание» изучается в основной школе с 6 по 9 класс. На изучение предмета в данных классах отводится по 1 часу. 35 часов в год на 35 рабочих недель.
Распределение учебного материала в 6 классе
№
Наименование главы Количество часов
Введение 1 ч
1. Человек в социальном измерении 13
2. Человек среди людей 11
3. Нравственные основы жизни 9
4. Итоговое обобщение по теме «Человек и общество» 1
Итого 35
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета1 Воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
2.Развитие личности, ее социализация, повышение уровня ее духовно нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка.
3.Ценность образования, труда.
4.Ценность семьи, здорового образа жизни
5.Толерантное отношение к людям другой национальности.
.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса, учебного предмета
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:
-в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
относительно целостное представление о человеке;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Основной инструментарий для оценивания результатов:
Предметные результаты: в организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах: анализ схем, таблиц, фронтальный устный опрос, мини-проекты
Система оценки достижений учащихся: Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная. Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует. Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Критерии оценки тестового задания:
90-100 % 5 «отлично»
70-89 % 4 «хорошо»
50-69 % 3 «удовлетворительно»
Менее 50 % 2 «неудовлетворительно»
Содержание учебного курса
№ Тема Кол-во часов, краткое содержание учебной темы1. Введение Что изучали в 5 классе. Знакомство с курсом обществознания в 6 классе 1 ч
2 Глава I. Человек в социальном измерении Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Самопознание. Самосознание. Потребности человека. Духовный мир человека. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. 13ч
3. Глава II. Человек среди людей Межличностные отношения, их особенности, виды. Общение, средства общения. Конфликты в межличностном общении и способы их разрешения. Посредничество при разрешении конфликтов. 11 ч
4 Глава III. Нравственные основы жизни Добро, смелость и страх. Человечность. 9 ч
5. Итоговое повторение Повторение и обобщение материала курса «Человек и общество» 1 ч
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 6 КЛАССЕ
№ и тема урока Кол-во час Элементы содержания урока Основные виды учебной деятельности обучающихся
Домашнее
заданиеДата
Введение (1 час)
1. Вводный урок
1 Урок повторения и актуализации знаний, полученных в 5 классе. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома Вспоминают основные итоги прошлого года обучения. Знакомятся с основным содержанием курса 6 класса, с перспективой совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определяют основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. введениеГлава 1.Человек в социальном измерении (13 час)
Предметные: Обучающиеся смогут характеризовать человека как биосоциальное существо, характеризовать особенности познания человеком мира, себя, раскрывать влияние самооценки на поведение человека, деятельность человека, смогут приводить примеры, сравнивать, раскрывать смысл изучаемых понятий.
Метапредметные: смогут определять цель и проблему урока, составлять синквейн, создавать устные и письменные тексты при описании, планировать деятельность,использовать ИКТ , находить самостоятельно в учебниках информацию, обрабатывать ее, исследовать практические ситуации.
Личностные: смогут оценивать собственные личностные качества, определять уровень развития собственной памяти, сравнивать себя с другими, определять мотив собственной учебной деятельности, вырабатывать уважительное отношение к людям, осознавать свои эмоции и чувства.
2. Человек – личность.
1 Личность. Личность. Индивидуальность человека Социальные параметры личности. Работают над понятием «индивидуальность», приводят конкретные примеры. Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.
Презентация «Человек, индивид, личность». Режим доступа:www.proshkolu.ru|user/rizingelena/file586150/ §1
3. Сильная личность – какая она? 1 Индивидуальность человека. Качества сильной личности. §1
4.Человек познаёт мир.
1 Познание человеком мира и самого себя. Характеризуют особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивают собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивают себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводят примеры проявления различных способностей людей §2
5. Самосознание и способности. 1 Самопознание и самооценка. Способности человека. Задание рубрики «В классе и дома» с 23-24 6. Человек и его деятельность. 1 Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности Характеризуют деятельность человека, её отдельные виды. Описывают и иллюстрируют примерами различные мотивы деятельности. Используют элементы причинно-следственного анализа для выяснения связи между деятельностью и формированием личности. Выявляют условия и оценивают качества собственной успешной деятельности. §3
Задание рубрики «В классе и дома», с 31-32 7. Формы деятельности человека 1 Деятельность человека, её основные формы(труд, игра, учение).
§3 вопросы на с 33
8. Потребности человека.
1 Потребности человека- биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Характеризуют и иллюстрируют примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывают особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследуют несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств. §4 читать
9. Мысли и чувства 1 Духовный мир человека. Мысли и чувства §4 вопросы на с 39
10. На пути к жизненному успеху.
1 Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Характеризуют и конкретизируют примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулируют свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывают на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. §5, вопросы рубрики «проверим себя»
11. Выбор жизненного пути 1 Важность взаимопонимания и взаимопомощи. §5 Задание рубрики «В классе и дома», с 47-48. 12. Практикум по теме «Человек - личность».
1 Человек –личность.
Учимся узнавать и оценивать себя.
Учимся правильно организовывать свою деятельность.
Учимся размышлять Систематизируют знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Совершенствуют умения характеризовать понятия «личность», «индивидуальность», «деятельность»; приводят конкретные примеры разнообразия видов деятельности человека, его потребностей. Работают в группах, формируют навык социального взаимодействия на уровне учебной группы. Стр.48,
сообщения13. Практикум по теме «Что человеку нужно?». 1 Учимся узнавать и оценивать себя.
Учимся правильно организовывать свою деятельность.
Учимся размышлять Стр.48,
сообщения14. Обобщение по теме «Человек в социальном измерении» 1 Стр.48,
сообщенияПодводят итоги первой главы. Глава 2.Человек среди людей (11 час)
Предметные: Смогут описывать межличностные отношения, их виды, уровни и стили, раскрывать значение чувств, описывать формальные и неформальные группы, выдвигать версии, характеризовать общение, нравственные принципы общения, варианты поведения в конфликтных ситуациях.
Метапредметные: Смогут определять цель и проблему урока,, излагать свое мнение, аргументировать, планировать работу, составлять таблицы, предоставлять найденную информацию,, работать со СМИ, исследовать практические ситуации, сравнивать, сопоставлять различные стили общения.
Личностные:смогут приводить примеры межличностных отношений из собственной жизни, описывать своего идеального друга, оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения, аргументировано оценивать свою деятельность.
15. Межличностные отношения 1 Человек и ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Описывают межличностные отношения и их отдельные виды. Описывают с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Показывают проявление сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Оценивают собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовают практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. §6, рубрика «путешествие в прошлое» 16. Виды межличностных отношений 1 Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. §6, вопросы к рубрике «в классе и дома» 17. Человек в группе 1 .Социальные группы: большие и малые. Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Описывают большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводят примеры таких групп. Характеризуют и иллюстрируют примерами групповые нормы. Описывают с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивают собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследуют практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследуют практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства. §7, вопросы 18. Можно и нельзя. О поощрениях и наказаниях 1 Лидеры. Групповые нормы. §7 вопросы к рубрике «в классе и дома» 19. Общение.
1 Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Характеризуют общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрируют с помощью примеров различные стили общения. Сравнивают и сопоставляют различные стили общения. Выявляют на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивают собственное умение общаться. §8, вопросы «проверь себя» 20. Особенности общения в разных возрастных группах 1 §8, вопросы к рубрике «в классе и дома» 21. Конфликты в межличностных отношениях.
1 Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими Межличностные конфликты и причины их возникновения. Описывают сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризуют варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объясняют, в чём заключается конструктивное решение конфликта. Иллюстрируют объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. §9, вопросы 22.Как не проиграть в конфликте. 1 Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. §9, вопросы к рубрике «в классе и дома» 23.Практикум по теме «Межличностные отношения»
2 Ролевая игра «Человек среди людей»
Я и мои знакомые, приятели, друзья.
Я и группы, в которые я вхожу.
Обобщают свои знания по умению общаться. Осмысливают личный опыт участия в различных видах межличностного общения со сверстниками, и людьми других возрастов. Примеряют на себя роль лидера, роль члена группы. Различают стадии конфликта и продумывать программу действий по конструктивному разрешению его. Стр. 84
задания24.Практикум по теме «Учимся общаться»
Как получить удовольствие от общения.
Как победить обиду Совершенствуют личностные, коммуникационные универсальные учебные действия. Убеждаются в необходимости толерантного поведения. Стр. 84
задания25. Обобщение по теме «Человек среди людей» 1 Обобщают свои знания о взаимоотношениях. Подводят итоги второй главы. Глава 3.Нравственные основы жизни (9 час)
Предметные: Смогут применить полученные теоретические знания и практические умения поисково- исследовательской деятельности на практике,Оперировать основными понятиями, приводить примеры проявления данных понятий в жизни, раскрывать роль смелости и страха в жизни человека, приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.
Метапредметные: смогут определять цель и проблему урока, излагать свое мнение, аргументируя его при определении понятий, сравнивать различные высказывания, формулировать вывод, предоставлять информацию в виде схем, строить логические обоснованные рассуждения.
Личностные: Смогут оценивать себя в моделях и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции, при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человек».
26. Человек славен добрыми делами.
1 Человек славен добрыми делами
Доброе – значит, хорошее. Характеризуют и иллюстрируют примерами проявления добра. Приводят примеры, иллюстрирующие «золотое правило нравственности».Оценивают модельные и реальные поступки людей с точки зрения «золотого правила нравственности». §10, ответить на вопросы 27.Мораль – правила доброго поведения. 1 Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. §10, вопросы к рубрике «в классе и дома» 28.Будь смелым.
1 Смелость. Смелость и отвага. Противодействие злу. Учатся побеждать страх. На конкретных примерах дают оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивают предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. §11, читать, ответить на вопросы 29.Как преодолеть страх 1 Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. §11, рубрика «в классе и дома» 30.Человек и человечность.
1 Человечность. Гуманизм– уважение и любовь к людям. Раскрывают на примерах смысл понятия человечность. Дают оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. §12, читать 31. Прояви внимание к слабым, пожилым людям. 1 Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. На примерах конкретных ситуаций оценивают проявление внимания к нуждающимся в нём. §12, рубрика «жил на свете человек» 32.Практикум по теме «Золотое правило морали» 1 Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке Отстаивают свои знания об объективной необходимости человечности, золотого правила нравственности, моральных заповедях для выживания человечества. Развивают умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. Стр.104
задания33.Практикум по теме «Учимся делать добро» 1 Мораль, золотое правило нравственности. Стр.104
задания34. Обобщение по теме «Нравственные основы жизни» 1 Обобщают знания о нравственности, человечности. Подводят итоги 3 главы. Уроки повторения (3 часа)
Предметные: Смогут применить полученные теоретические знания и практические умения поисково- исследовательской деятельности на практике,Оперировать основными понятиями, приводить примеры проявления данных понятий в жизни, раскрывать роль смелости и страха в жизни человека, приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.
Метапредметные: смогут определять цель и проблему урока, излагать свое мнение, аргументируя его при определении понятий, сравнивать различные высказывания, формулировать вывод, предоставлять информацию в виде схем, строить логические обоснованные рассуждения.
Личностные: Смогут оценивать себя в моделях и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции, при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человек
35. Обобщение по теме «Человек и общество» Нравственные основы жизни.
Получают навыки рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям. Проводят диагностику результатов обучения в 6 классе. Подводят итоги учебной работы за год. Защита Проектов Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.Обществознание. 6 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений (Л.Н.Боголюбов) и др. Издательство М: «Просвещение», 2016 г.
2.Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс, поурочные разработки к учебнику (пособие для учителей)
Дополнительная литература для учащихся:
- «Я взрослею», сборник материалов для практикумов по обществознанию 5-6 класс, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.
Медиаресурсы:
- Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
- Компьютерные презентации по темам курса обществознание.
Ресурсы Интернета:
- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
- http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Список литературы
- Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс.- М: Просвещение, 2012;
- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы;
- Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 6 класс, М.: Просвещение, 2012;
- Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012;