Рабочая программа по русскому языку. 3 класс система Занкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3 КЛАСС

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе Основной образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №15 города Кузнецка начального общего образования, используя программу для общеобразовательных учреждений «Русский язык» Н.В. Нечаевой Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.
Личностно – ориентированный и деятельностный подходы к обучению, составляющие основу ФГОС нового поколения, предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.
Язык – универсальное средство общения, речь – функция языка, его индивидуальное воплощение в конкретной практике.
Система языка проявляет себя в речевой деятельности, которая невозможна для человека без знания законов языка. Курс характеризует его практическая направленность на пользование системой языка, что, в свою очередь возможно только при реализации системно – деятельностного и индивидуального подхода в обучении.
Основными целями курса русский язык, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются:
- когниктивно - познавательная, ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
- социокультурная, формирование коммуникативной компетенции обучающихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачами данного курса являются:
1) развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
2) обеспечивать освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
3) обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты описания и тексты повествования небольшого объема;
4) воспитывать у учеников позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою реч
Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: развитие речи (фонетика и орфоэпия, графика, лексика, морфемика, грамматика: морфология и синтаксис), орфография и пунктуация.
Наряду с лингвистическими знаниями включены сведения из области речи. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений работать с учебной книгой, лингвистическими словарями и справочниками. Языковой материал представлен в
Стержневая тема курса русского языка  лексическая, грамматическая сочетаемость слов и средства, которые осуществляют эту связь: формы слов, порядок слов в предложении, служебные слова, местоимения, интонационные средства. Наиболее продуктивно это направление реализуется на уровне словосочетаний, предложений и текстов при постоянном сравнении смысла разных вариантов высказываний в устной и письменной речи, в разных речевых ситуациях: реальных, литературных и воображаемых. Правильность выбора слов и установление правильных связей между ними требует знания законов словообразования и словоизменения, правил выбора буквы, если звук находится в слабой позиции.
Таким образом, стержневая тема определяет тот круг связей между речью и языком и между разделами языка, без которых она не может быть раскрыта. В этот круг входит и обязательный образовательный стандарт, предусмотренный нормативными документами.
Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел  «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются линии работы по развитию связной устной и письменной речи, освоение правил поведения и вежливого общения. Второй раздел составляет собственно система языка

I. Развитие речевой деятельности
Особое значение в развитии речевой деятельности учащихся придается сочинениям. Они рассматриваются как уникальное средство развития личности, как средство усвоения содержания образования и осмысления своего социального опыта.
 На первых этапах особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего на основе его собственных наблюдений, впечатлений, на основе разворачивающегося содержания образования. Предоставляется полная свобода самовыражения ребенка в слове, поэтому перед написанием сочинений отсутствует обычно принятая подготовка.
Логика работы над сочинениями: от работ, написанных самостоятельно, спонтанно, без непосредственной подготовки, к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинений разных стилей и жанров. Это движение становится возможным за счет активизации косвенных путей развития письменной речи учащихся: нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей, на умение работать с текстом, на их языковое развитие; сочетание сочинений на творческие и репродуктивные темы, серьезная работа над сочинением после его написания (устное обсуждение, редактирование, использование детских работ на уроках).
На протяжении всего начального обучения систематически проводится лексическая работа. Учащиеся на практике знакомятся с многозначностью слов, омонимией, расширяется их словарь синонимов, антонимов. Лексическое значение слов сопоставляется с грамматическим значением.
Основной способ освоения устной и письменной речи самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

II. Система языка
Структурирование системы русского языка осуществляется с учетом объективно существующих связей между его разделами. Так, формирование понятия «безударная гласная» и ее правописание проходит за годы обучения в школе множество этапов: от редуцированных гласных в корне слова до их редукции в частицах. Чтобы обеспечить прочность навыка написания проверяемой безударной гласной в корне, в течение всего 1 класса дети сравнивают звуковой и буквенный образ слов, учатся различать звуки: гласные и согласные, ударные и безударные, находить в ряду слов однокоренные слова, выделять корень слова, наблюдают случаи чередования согласных в однокоренных словах, знакомятся с грамматическими группами слов по их значению. Вводится орфограмма «Проверяемая безударная гласная в корне» во 2 классе, после ознакомления детей с составом слова, при сравнении способов ее проверки с другими корневыми орфограммами: непроверяемыми гласными (тема идет с 1 класса), оглушением звонких согласных и непроизносимыми согласными. Тогда же ученики знакомятся с частями речи (имя существительное, прилагательное, глагол) и их грамматическими признаками (род, число). Теперь дети готовы к орфографической теме 3 и 4 классов «Безударная гласная в окончаниях слов», правила проверки которой сравнивается с уже известными правилами проверки безударных гласных в других частях слова. Для этого есть необходимые фонетические знания (дифференциация гласные - согласные, ударные - безударные гласные), знание состава слова, частей речи и их грамматических признаков, опыт установления связей слов в предложении. В 3-4классах дети, кроме того, узнают о правилах правописания приставок с гласными –о-,- а- и суффиксов –ик-, -ек-.Во всех случаях новое правило написания безударной гласной выводится при сравнении с уже известными правилами. Прямо или косвенно широкая орфографическая тема «Правописание безударной гласной» рассматривается в теснейшей связи с лексическим, грамматическим значением слова, со смыслом высказывания. Так правописание приобретает смысловую, понятную детям мотивацию. Примерно так же рассматриваются другие темы. Их развитие от класса к классу осуществляется во взаимодействиях с другими, объективно связанными с изучаемой темой. Понятия в курсе русского языка определяются терминами, принятыми в науке, или по их существенным признакам. При отборе материала учитывалась его актуальность, практическая значимости.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Личностные УУД
у обучающегося будут сформированы:
-ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
- интерес к познанию русского языка;
-ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
-представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
-ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- понимание чувств одноклассников, учителей;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения,
-выраженных учебно-познавательных мотивов;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-сопереживания другим людям;
-следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
-чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку

Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
-отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:
-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
-на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
-осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
-воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
–обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
-записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
-создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
-ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
- контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:
-строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
-оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
-использовать речь для планирования своей деятельности.


Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
-осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
-выражать собственное мнение, обосновывать его; – владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
-строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
-применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
-определять последовательность частей текста, составлять план.

Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
-сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
- составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
- создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
-подробно или выборочно пересказывать текст;
–выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
-пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.

Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
-актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;
– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ
(вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;
– использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика
Обучающийся научится:
воспринимать слово как единство
звучания, значения и грамматических признаков;
– выявлять слова, значение которых требует уточнения;
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
– оценивать уместность использования слов в тексте;
– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
– различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
– понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
– ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.

Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
– находить главные (подлежащее,
сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
– выделять предложения с однородными членами.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА 3 КЛАССА
(170 часов)
I. Развитие речевой деятельности
Устная речь
Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики. Монолог, диалог - расширение опыта на новом содержании. Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.
Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий).
Письменная речь
Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах.
Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста.
Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора (в течение 3-4 классов).
Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.
Реклама, афиша, различные виды объявлений.
Сочинения (репродуктивные и творческие) - в течение 3-4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ.
Оформление диалога: реплики, слова автора.
Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении. Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы.
Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами.
Работа со словарями. Их выбор (по возможностям): орфографический, словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический, эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.

II. Система языка
Предложение. Предложения утвердительные и отрицательные.
Грамматическая основа предложения. Подлежащее, выраженное именем существительным и местоимением. Сказуемое, выраженное глаголом.
Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Интонация при перечислении, запятые при однородных членах предложения.
Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.
Части речи. Глагол. Употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по числам и по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Раздельное написание частицы не с глаголами.
Имя существительное. Употребление в речи. Начальная форма.
Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных в форме единственного числа. Первичное освоение правописания безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения (кроме существительных на -мя ,-ий, -ья, -ье ,-ия, -ов,-ин). Правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Мягкий знак и его отсутствие после шипящих на конце имен существительных. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова. Правописание суффиксов -ик, -ек. Склонение существительных во множественном числе. Представление о словосочетании типа управления.
Имя прилагательное. Употребление в речи. Начальная форма.
Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Ознакомление со склонением имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов,-ин. Представление о словосочетании типа согласования.
Предлоги и союзы. Их роль в речи. Раздельное написание предлогов с именами существительными и местоимениями при сравнении с написанием приставок.
Слово. Анализ слов по их роли в предложении, по принадлежности к определенной части речи, по составу. Одно слово с разными окончаниями. Одно окончание у разных слов.
Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: основы, корня, окончания, приставки, суффикса, постфикса -ся (-сь). Образование слов способом сложения основ (сложныеслова). Правописание соединительных гласных о, е в сложных словах. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с двойными согласными (в соответствии с изученным). Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова. Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках, в том числе в приставках с гласными о, а. Практическое ознакомление с приставками на з и с.
Звуки, буквы. Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные, согласные звонкие, глухие, шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков.

III. Орфография и пунктуация
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:
– непроизносимые согласные;
– непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень слов см. в «Справочнике правописания» учебника);
– гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
– разделительные ъ и ь;
– ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
– не с глаголами;
– раздельное написание предлогов с другими словами.
Практическое ознакомление с написанием приставок на зи с, гласных в суффиксах ик, ек.
Первичное освоение правописания безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных
на мя, ий, ья, ье, ия, ие, ов, ин); о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова, соединительных гласных о, е в сложных словах. Объяснение постановки запятых при однородных членах предложения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОЛИ-ЧЕСТВО ЧАСОВ

Что нужно для общения

Урок 1.
Роль общения в жизни человека. Лексическое и грамматическое значение слова.

Анализ речевых ситуаций. Упражнение в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Инсценирование речевых ситуаций. Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых средств в различных ситуациях общения. Нахождение в тексте форм слов, определение их грамматических признаков, работа с учебником как источником справочного материала.


Урок 2-3.
Окончание как способ
образования форм имен
существительных. Эпитеты.
Определение начальной формы существительных, способов ее выражения. Работа со словарной статьей, подбор синонимичных эпитетов; синонимов к данному слову, определение значения выражения. Различение в предложении имен существительных, определение начальной формы, маркировка окончания.
Наблюдение роли интонации в передаче смысла текста.
Решение орфографических задач.


Урок 4.
Однокоренные слова и формы слова. Проект «Банк заданий». Пунктирование текста.
Различение форм слов и однокоренных слов, разбор по составу, определение частей речи. Обсуждение проекта «Банк заданий» и подготовка к его выполнению. Восстановление текста.


Урок 5.
Работа с толковым словарем русского языка. Знакомство с обратным словарем.
Алфавитный порядок слов.
Лексическое значение слова. Орфографическая
работа.
Работа со словарной статьей, наблюдение взаимосвязи значений слова и его сочетаемости.
Фонетический анализ, подбор однокоренных слов. Упражнение в определении лексического значения слова, самопроверка с помощью толкового словаря, выстраивание слов
в алфавитном порядке.


Урок 6.
Средства устного и письменного общения. Лексическое значение слова, синонимы.
Инсценирование.
Нахождение и подбор слов по заданным грамматическим признакам, маркировка орфограмм в них. Лексическая работа: классификация слов по значению, различение синонимов, антонимов, многозначных слов.
Инсценирование, объяснение значения слов с помощью внеязыковых средств


Урок 7.
Работа с текстом.

Определение цели текста как признака стилистической принадлежности текста, придумывание заголовка, определение грамматических признаков слова. Характеристика предложения.
Решение лингвистических задач.


Урок 8-9.
Чередование. Виды чередований. Однокоренные слова. Орфографическая работа. Работа с текстом.
Пунктуационное оформление прямой речи. Значение частицы не.

Определение предложений по цели высказывания. Выделение грамматической основы, наблюдение основ сложного предложения. Маркировка окончаний существительных.
Объяснение лексического значения
синонимов, нахождение общего и
различного в них.
Орфографическая работа, группировка слов в зависимости от типа орфограммы, подбор проверочных слов. Характеристика предложений по цели высказывания и интонации. Наблюдение смысловой роли в предложении частицы не.


Урок 10.
Работа с текстом. Описание героя текста. Синонимы и антонимы. Удвоенные согласные в корне.
Составление характеристики героя, лексический анализ данных слов, орфографическая работа с омонимами. Выделение грамматической основы. Подбор родственных слов, определение частей речи, наблюдение чередований звуков. Орфографическая работа со словами с удвоенными согласными.


Урок 11.
Орфографическая работа. Различные виды разбора.
Лексическая сочетаемость.

Решение орфографических задач, работа с таблицей, поиск необходимой информации в учебнике.
Характеристика предложения, наблюдение смысловых различий предложений повествовательных восклицательных и вопросительных невосклицательных. Установление словосочетаний сущ.+прил., маркировка окончаний.
Разбор слов по составу, фонетический и морфологический анализ слов. Наблюдение лексической сочетаемости слов, явления синонимии, использование слов в прямом и переносном значении.


Урок 12-13.
Определение в поэтическом тексте. Обобщение изученного. Оформление реплик в диалоге.

Написание стихотворного текста по памяти. Анализ односоставного предложения, фонетический разбор. Обсуждение данных в учебнике теоретических вопросов и обобщение знаний о средствах устного и письменного общения, работа с научным текстом – правилом.
Наблюдение пунктуационного оформления диалогов. Решение лингвистических задач.
Объяснение смысла пословицы, выделение грамматической основы предложения.


Секреты появления слов в русском языке

Заимствованные слова

Урок 14.
Происхождение слов в русском языке. Исконная и заимствованная лексика. Способы образования
новых слов. Работа с текстом.
Работа с научным текстом о происхождении лексического фонда русского языка. Образование родственных слов от данных, наблюдение способов их образования. Чтение рисунка-схемы.
Определение цели и темы текста, подбор заголовка. Составление плана текста, пересказ текста по плану. Орфографическая работа с заимствованными словами


Урок 15.
Заимствованные слова, их значение, произношение,
написание.

Знакомство с лексическим значением и происхождением частотных иноязычных компонентов слов (аква_, _бол). Лексико-фонетико-орфографическая работа с заимствованными словами тематической группы «спорт». Подбор однокоренных слов. Составление текста-описания (участники и необходимые предметы для игры.)


Урок 16.
Лингвистические задачи (фонетика). Старославянский язык. Полногласие и
неполногласие.

Работа с научно-популярным текстом: определение его типа, темы, структуры. Звукобуквенный и морфемный разборы слов.
Знакомство со старославянским языком, неполногласием как одним из основных признаков заимствований из этого языка.
Лексическое и орфографическое сопоставление пар слов с полногласием и неполногласием.


Основа слова

Урок 17.
Состав слова. Способы
образования слов. Формы слова и родственные
слова. Основа слова.
Обобщение изученного материала о приставке и суффиксе.
Работа со статьей словообразовательного словаря русского языка, наблюдение основных способов образования слов, решение орфографических задач.


Урок 18.
Порядок разбора слова
по составу. Суффикс и его словообразовательная роль. Орфограммы в суффиксах. Определение суффикса и приставки.
Анализ алгоритма и предложенного в учебнике разбора слов по составу, нахождение орфограмм в суффиксах, оформление справочника суффиксов.
Образование существительных мужского и женского рода со значением лица, определение значения суффиксов, с помощью которых образованы эти слова.
Морфемный разбор слов.


Урок 19.
Контрольный диктант
Письмо под диктовку с соблюдение орфографических норм.


Урок 20.
Работа над ошибками.
Основа слова. Орфографическая работа. Употребление приставок и суффиксов.
Знакомство с основой слова, анализ основ родственных слов, определение их лексического и грамматического значения.
Орфографическая работа, составление таблицы орфограмм, упражнение в подборе подходящих по смыслу приставок и суффиксов, установлении грамматических связей слов в предложении.


Урок 21-22.
Правила переноса. Приставки и суффиксы как средство выразительности. Значение и правописание суффиксов –оньк-, -еньк-. Суффиксы омонимы (-к-).
Морфологический разбор омонимов. Разделение слов для переноса. Решение фонетических задач.
Анализ морфемного состава однокоренных слов Морфологический и орфографический разбор заданных слов.
Формулировка правила написания суффиксов –оньк-, -еньк-


Урок 23.
Слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Суффиксы –ок-. -ат-. Суффиксы и лексическое и грамматическое значение слова. Языковые особенности небылицы.
Работа с однокоренными словами, маркировка частей речи, основы и окончания. Определение значений суффикса –ат- (-ят-), подбор своих примеров. Наблюдение языковых особенностей небылицы, роли каждой морфемы для понимания слова и предложения, ее значение.
Определение происхождения и значения слов в опоре на состав слова и значение морфем. Подбор слова под данную схему.


Урок 24-25.
Правописание предлогов. Способы словообразования. Словообразование и формоизменение. Правописание букв парных согласных в корне и суффиксе.
Упражнение в правописании предлогов и парных согласных. Маркировка форм слова, разбор по составу.
Решение ребусов. Словообразовательный анализ отгаданных слов.
Обсуждение значения понятий «формоизменение» и «словообразование».
Морфологический анализ слов, образование от них слов других частей речи.


Урок 26.
Правописание букв парных согласных в корне и суффиксе. Выбор буквы безударного гласного в словах-омонимах. УНТ: присказка. Разбор слова по составу. Решение орфографических задач.
Работа с текстом правила. Пересказ, правила правописания буквы парного согласного в корне.
Различение фонетических омонимов, наблюдение зависимости орфографии от смысла высказывания и отдельного слова.
Решение орфографических задач.


Урок 27.
Контрольное списывание



Урок 28-29.
Речевая характеристика
персонажа. Суффикс как средство художественной выразительности.
Стили литературного языка. Архаизмы. Создание собственного текста – описания животного.

Исследование речевой характеристики персонажей басни, выявление ее стилистических особенностей, подбор необходимых средств устной речи для воспроизведения реплик
Лисицы, обсуждение инсценировки, маркировка архаизмов.
Выделение в словах текста суффиксов-синонимов. Установление связи существительного и прилагательного, обозначение окончания.
Анализ значения определений-синонимов, образование от них существительных с суффиксом -ост(ь)-.
Сравнение текстов по стилю и типу.
Создание собственного текста – описания животного


Урок 30.
Значение суффикса в создании художественного образа. Обращение. Паронимы.
Лексическая сочетаемость.
Анализ образа, возникающего при чтении стихотворения, и языковых средств – суффиксов, которые его создают, определение их значения.
Разбор слов по составу, определение грамматических признаков слов.
Упражнение в различении паронимов: стилистическая правка предложений, морфемный разбор, составление предложений.
Упражнение в использовании однокоренных слов, составление карточки с подобным заданием.


Какую работу выполняет в слове приставка

Урок 31..
Предлог и приставка.
Орфограммы в приставках.

Восстановление предложения, установление грамматической основы и связей между словами. Орфографическая работа, определение роли предлога в предложении. Нахождение в тексте приставок, маркировка орфограмм, фонетический разбор. Выполнение взаимопроверки


Урок 32.
Предлог и приставка.
Словарные слова.
Глагол, время глагола.

Упражнение в определении времени и других грамматических признаков глагола, маркировать приставки. Различение предлогов и приставок, решение орфографических задач. Составление предложений со словарными словами, объяснение их значений. Работа со статьями этимологического словаря.


Урок 33.
Приставка как средство
Художественной выразительности. Обращение. Словообразование.
Приставочный
способ. Орфограммы в корне и приставке.
Приставки и их варианты.
Орфографическая работа, анализ языковых средств, создающих художественный образ, наблюдение средств обособления обращений в устной и письменной речи, способов оформления диалога Упражнение в образовании слов с помощью приставок и их вариантов, маркировка орфограмм, поиск способа проверки. Подбор зависимых от глагола слов в соответствии с вопросом.


Урок 34.
Многообразие приставок с орфограммами. Приставки-синонимы.

Орфографическая работа с приставками, обобщение знаний о наборе приставок с орфограммами, правилах написания приставок. Фонетический разбор согласных звуков слов-рифм.
Взаимопроверка сделанных заданий.


Урок 35.
Текст рассуждение.
Написание своего текста.
Приставка как средство художественной выразительности. Синтаксический разбор. Правописание приставок. Время глагола.
Написание слов с приставками, сравнение предложно-падежных форм и слов с омонимичными приставками. Определение цели текста, анализ средств языка, использованных в тексте, значения слов и приставок и суффиксов. Орфографическая работа.
Синтаксический разбор предложения: выделение грамматической основы, установление связей слов.


Урок 36.
Контрольный диктант
Письмо под диктовку с соблюдение орфографических норм.


Урок 37-38.
Работа над ошибками. Предлог и приставка.
Знакомство с написанием приставок на -з/-с.
Правописание букв парных согласных в корне, суффиксе, приставке.
Упражнение в слитном /раздельном написании приставок /предлогов. Сопоставление приставок и предлогов на -з /с. Решение ребусов, подбор прилагательныххарактеристик к отгаданным словам, нахождение синонимов, фонетический разбор. Исследование слов с приставками на
-з /с, поиск принципа, который лежит в основе написания этих приставок.
Разбор слов по составу.


Сложные слова

Урок 39.
Стилистическая принадлежность слова. Текст повествование. Изложение. Словесный портрет – описание животного.
Работа над ошибками
Упр. 140–143
Анализ текста с точки зрения его типа: элементы повествования и описания. Орфографическая работа с приставками, стилистический разбор слов. Написание изложения.
Составление задания на данную орфограмму.
Подбор заголовка к тексту, создание
словесного образа персонажа текста –животного.


Урок 40.
Определение способа образования слов. Сложение. Сложные слова. Сложные слова и формы слов. Соединительная буква.
Разбор слова по составу, определение
способа словообразования, соотнесение слова с его схемой.
Знакомство со сложением основ как способом словообразования.


Урок 41.
Образование сложных слов. Правописание соединительной буквы.

Подбор сложных слов, маркировка соединительной буквы, формулировка правила ее выбора.
Орфографическая работа со сложными словами. Взаимопроверка выполненной работы, редактирование.
Образование сложных слов от данных, определение частей речи исходных слов и получившихся в результате сложения, наблюдение чередований звуков.


Урок 42.
Правописание сложных слов. Лексическое значение сложных слов.

Словообразовательный и орфографический анализ сложных слов.
Характеристика предложения, выделение главных членов, установление связей слов в предложении.
Решение орфографических задач.
Определение лексического значения сложных слов


Урок 43.
Образование сложных слов. Несклоняемые существительные. Морфемный состав несклоняемых существительных и сложных слов, образованных от них.
Образование сложных слов, определение части речи, обсуждение функции сложных слов.
Склонение иноязычных слов, наблюдение отсутствия изменения, вывод об отсутствии окончания у несклоняемых существительных и соединительной буквы у сложного слова, образованного от них.


Урок 44-45.
Правописание сложных слов. Создание текста рассуждения. Повторение изученных орфограмм.

Разделение слов на группы по значению, разбор по составу, соотнесение со схемой.
Знакомство со словарной статьей словаря иностранных слов.
Работа со справочником слов с удвоенными согласными.
Выписывание из текста сложных слов – существительных и прилагательных – в начальной форме, их орфографический разбор. Объяснение написания безударных гласных в корне.


Урок 46.
Стилистическое разнообразие лексики русского языка. Сложные слова в авторском тексте и скороговорке. Орфографическая работа.
Орфографическая работа. Морфологический разбор. Лексический и морфемный анализ новых слов, придуманных автором.
Произнесение скороговорок, нахождение в них наиболее часто повторяющихся звуков, сложных слов.


Урок 47.
Обобщение изученного в теме «Секреты появления слов в русском языке».



Как из слов образуются предложения

Средства связи слов в предложении

Урок 48.
Предложение. Связи слов в предложении. Роль служебных частей речи. Грамматическая основа. Словарная работа.
Составление предложения из данных слов, определение необходимых для этого действий, выделение грамматической основы, характеристика предложения.
Выписывание словосочетаний по схеме, обозначение грамматических признаков. Восстановление предложений, выделение главных членов.


Урок 49.
Признаки предложения.
Смыслоразличительные средства устной и письменной речи. Составление заданий. Лексическая работа.
Нахождение грамматической основы по заданному подлежащему, установление связей слов в предложении, наблюдение координации подлежащего и сказуемого. Нахождение предложений, выделение грамматической основы, восстановление предложений.
Анализ средств языка, влияющих на смысл предложения.


Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы
Роль предлогов в предложении

Урок 50.
Самостоятельные
и служебные части
речи, их признаки. Роль
предлогов в предложении.

Наблюдение свойств самостоятельных частей речи, сравнение со служебными. Составление на основе прочитанного своего научного текста – правила. Составление предложений с использованием пространственных предлогов (без употребления термина), наблюдение их роли в предложении. Упражнение в правильном употреблении предлогов с пространственным значением


Урок 51.
Анализ текста, составление плана. Синтаксическая работа. Создание собственного текста – описания в опоре на алгоритм.
Подбор необходимых по контексту
предлогов, наблюдение их грамматических связей. Определение описательных и повествовательных элементов в тексте, составление плана, участие в его редактировании.
Синтаксическая работа по тексту: определение главных членов, установление связей, обозначение способов выражения подлежащего и сказуемого, их грамматических признаков.


Урок 52.
Правописание предлога и приставки. Время глагола.
Роль предлога в предложении и словосочетании.
Составление определения предлога.
Упражнение в различении и правописании предлога и приставки, нахождение словосочетания по указанной схеме, выполнение различных видов разбора слова.
Наблюдение смыслоразличительной функции предлогов, временных значений глагольных форм.


Урок 53.
Предлоги –синонимы
и антонимы Значение
частицы не. Раздельное написание предлогов.
Личные местоимения –
заместители существительных.
Наблюдение изменения значения формы слова в зависимости от используемого предлога, синонимии и антонимии предлогов, Упражнение в образовании предложно-падежных форм существительных и заменяющих их личных местоимений. Наблюдение роли частицы не в предложении.



Урок 54.
Правописание предлогов,
оканчивающихся на парные согласные. Составление собственного задания. Решение лингвистических задач.
Определение грамматических связей предлогов с другими частями речи.
Анализ группировки данных предлогов. Орфографическая работа с предлогами, оканчивающимися на буквы парных согласных.
Составление задания, аналогичного данному.
Решение лингвистических задач


Роль союзов в предложении

Урок 55.
Союз как часть речи. Его роль в предложении и значение. Стиль и тип текста.

Нахождение в тексте союзов.
Подбор подходящих по смыслу предлогов и союзов, выделение сказуемых, звукобуквенный разбор, лексическая работа.
Знакомство с этимологией слова «союз».
Наблюдение значений, привносимых союзами, составление окончания предложения по заданному началу.


Урок 56.
Значение союзов. Соединительные и противительные союзы. Частица не. Однородные члены.
Нахождение в тексте служебных слов, выделение соединительных и противительных союзов.
Наблюдение зависимости смысла предложения от использованного союза.


Урок 57-58.
Лексические особенности загадок. Тема, микротемы, стиль и тип текста.


Отгадывание загадок, их лексический анализ, выделение в тексте соединительных и противительных союзов, фонетический разбор. Создание своего текста – информации о животном на основе сведений из текста загадок. Определение темы текста и микротем. Объяснение значения слов, разбор по составу сложных слов.
Наблюдение морфологических особенностей текста.


Урок 59.
Контрольный диктант
Письмо под диктовку с соблюдение орфографических норм.


Роль частиц в предложении

Урок 60.
Работа над ошибками. Частицы, их роль в языке и речи.
Наблюдение смысловой роли частиц в предложении, их стилистической функции. Работа с лингвистическим текстом – правилом и его содержанием. Орфографическая работа, фонетический разбор.


Урок 61.
Частица не, ее значение.
Раздельное написание
не с глаголами.
Наблюдение значения в предложении частицы не. Знакомство с правилом написания не с глаголами.
Анализ роли частицы не в зависимости от части речи, с которой она употребляется.


Урок 62.
Правописание не с глаголами. Глаголы, которые не употребляются без не_. Время глагола.
Лексическая и орфографическая работа с глаголами, которые не употребляются без не_. Нахождение в тексте глаголов прошедшего и настоящего времени.
Упражнение в написании не с глаголами, определение главных членов предложения и способов их выражения.


Урок 63.
Контрольное списывание



Урок 64.
Написание текста по памяти. Обобщение изученного по теме «Служебные части речи».
Написание текста по памяти. Определение значения частицы не Выстраивание слов по алфавиту, составление предложений с использованием различных служебных частей речи и словарных слов.


Изменение форм глагола: формы времени, числа, рода

Урок 65.
Глагол как часть речи.
Глагол и тип текста. Значение приставок. Изменение глаголов по временам.
Наблюдение зависимости использования слов разных частей речи в зависимости от типа текста.
Работа с лингвистическим текстом о глаголе, составление по этому тексту характеристики глагола как части речи. Определение грамматических основ, работа с временем глагола


Урок 66.
Грамматические признаки глагола –время, число, лицо (без использования понятия), род.
Упражнение в различении глаголов по временам, изменении по родам и лицам.
Составление словосочетаний с главным словом – глаголом.
Определение грамматических признаков глаголов.
Работа с лингвистическим текстом правилам.


Урок 67.
Время глагола, вид (без
Употребления термина). Изменение глаголов по числам, в прошедшем времени – по родам.
Анализ изменения глаголов по временам, смысловых и грамматических различий глаголов совершенного и несовершенного вида.
Выделение среди данных слов глаголов, классификация их по форме времени.
Решение орфографических задач.
Наблюдение изменения глаголов по родам и числам в трех временах


Урок 68.
Прошедшее время глагола. Формообразующий
суффикс. Законченное и незаконченное действие.
Упражнение в образовании форм
прошедшего времени глаголов, знакомство с формообразующим суффиксом –л-.
Различение глаголов и вопросов к ним по виду на уровне значения законченностинезаконченности действия. Изменение глаголов прошедшего времени по родам


Урок 69.
Морфемный состав глагольных форм. Грамматические признаки подлежащего и сказуемого и связь между ними. Текст и нетекст.
Восстановление границ предложений, оформление текста по правилам письменной речи, изменение глаголов по временам, наблюдение различий в смысле предложений в зависимости от формы времени. Нахождение орфограмм в окончаниях. Определение типа текста, подбор синонимов к данному слову. Маркировка подлежащего и сказуемого, их грамматических признаков. Наблюдение связи между главными членами предложения.


Урок 70.
Лексическая работа. Формулы вежливости. Написание текста о звуках природы.
Разгадывание ребусов, маркировка орфограмм, составление словосочетаний с данными словами Моделирование речевой ситуации, выбор формул вежливости для вопроса о времени.
Лексическая работа с глаголами, обозначающими звуки, издаваемые животными.
Создание своего текста о звуках живой и неживой природы


Урок 71.
Грамматические признаки глаголов. Совершенный и несовершенный вид. Обращение.
Определение границ предложения, грамматических признаков глагола, орфографическая работа.
Деление глаголов на группы по форме времени, маркировка формообразующих морфем. Обсуждение грамматических различий глаголов совершенного и несовершенного вида.


Урок 72.
Прямое и переносное
значение слов. Грамматические признаки глагола.
Существительные, не употребляемые в единственном числе.
Различение прямого и переносного значения слов, обозначение грамматических признаков глаголов. Составление предложения с заданными характеристиками на материале упражнения.
Определение времени глагола, грамматической основы, работа с существительными, имеющими только формы множественного числа. Нахождение орфограмм.


Урок 73.
Неопределенная форма глагола. Суффиксы начальной формы. Правописание
глаголов на -чь.
Знакомство с неопределенной формой глагола.
Определение начальной формы глаголов, образование от инфинитива форм прошедшего и настоящего времени.
Знакомство с суффиксами неопределенной формы глагола, правописанием и морфемным членением инфинитивов на -чь


Урок 74.
Контрольный диктант за I полугодиие
Письмо под диктовку с соблюдение орфографических норм.


Урок 75.
Работа над ошибками



Урок 76.
Начальная форма глагола как часть сказуемого. Изменение глаголов по временам.
Упр. 266–269
Наблюдение инфинитива в предложении в функции части сказуемого.
Определение грамматических признаков глагола, составление карточки
«Употребление ь на конце существительных после шипящих».


Урок 77.
Простое и сложное будущее время. Грамматические
признаки подлежащего
и сказуемого.
Упр. 270–274
Нахождение предложений с заданными глагольными формами, определение грамматических признаков глаголов. Знакомство с формами простого и сложного будущего времени, упражнение в их различении.


Урок 78.
Грамматические признаки подлежащего и сказуемого.
Наблюдение грамматической связи подлежащего и сказуемого, маркировка
служебных частей речи.



Урок 79-80.
Обобщение изученного в теме «Грамматические
признаки глагола».



Грамматические признаки имени существительного

Урок 83.
Предмет – значение имени существительного как части речи. Окончание в начальной форме и род существительных.
Постоянные и непостоянные признаки.
Обсуждение значений слова «предмет», понятия «предмет» как термина науки о языке. Различение существительных по принадлежности к семантическим группам (предметы, лица, явления природы). Определение начальной формы существительного. Работа с планом морфологического разбора Словообразовательный анализ слов,
постоянных и непостоянных признаков существительных.
Звукобуквенный разбор слов с ь


Урок 82.
Объявление как жанр текста. Орфограмма в окончании существительных. Слова с ь.

Работа с текстом объявления, его составными частями, содержанием.
Составление словесного портрета героя по прочитанному тексту. Разделение для переноса слов с ь, подбор материала и оформление карточки по теме «Разделительные ь и ъ».
Установление связей слов в словосочетании, маркировка орфограмм в окончаниях существительных


Урок 83.
Изменение существительных по падежам. Родственные слова и формы слов. Группы существительных по значению.
Работа со словарными словами: определение значения, выяснение происхождения, обращение к толковому и
этимологическому словарям, образование множественного числа, сравнение написания и произношения, описание грамматических признаков, нахождение родственных слов,
словообразовательный анализ.


Урок 84.
Группы существительных по значению. Определение значений слов.
Работа со словами, называющими профессии, их написанием и значением. Написание своего текста о будущей профессии, определение типа получившегося текста.


Урок 85.
Группы существительных по значению. Определение значений слов.
Непреднамеренное освоение падежных вопросов, нахождение орфограмм в окончаниях существительных Начальная форма. Грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные).


Урок 86.
Существительные, имеющие формы только единственного или множественного числа. Решение орфографических задач.
Лексическая работа: многозначность. Подбор родственных слов, их разбор по составу. Маркировка сильной и слабой позиции рапных согласных.


Урок 87.
Синонимы и антонимы.
Написание текста рассуждения. Лексическое значение слова.
Определение лексического значения слова в контексте. Лексическая сочетаемость


Урок 88.
Грамматические признаки существительных. Группировка слов. Значение приставок.
Непреднамеренное освоение падежных вопросов, нахождение орфограмм в окончаниях существительных. Окончание как грамматический показатель рода существительного.


Урок 82.
Обращение. Род и окончание существительных.
Многозначность слова, его реализации в контексте. Словосочетание. Окончание как грамматический показатель рода существительного


Урок 89.
Род и окончание существительного. Твердая и мягкая основа. Варианты образования форм множественного числа.
Окончательный вариант таблицы «Соотношение рода и окончания у имен существительных».


Правописание Ь после букв шипящих согласных на конце
имен существительных

Урок 90.
Знакомство с орфограммой «Ь после шипящих на конце существительных». Изменение существительных по падежам.
Самостоятельное составление правила написания Ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных на основе разных опорных форм.


Урок 91.
Составление правила.
Составление правила. Составление обобщающей таблицы или схемы: роль Ь в словах. Лексическое значение слова. Обращение к ранее изученному: орфоэпические и орфографические нормы


Урок 92.
Составление карточки на правописание ь после шипящих на конце существительных, схемы о ролях ь.
Составление обобщающей таблицы: роль Ь в словах. Лексическое значение слова. Орфоэпические и орфографические нормы


Урок 93.
Контрольный диктант
Письмо под диктовку с соблюдение орфографических норм.


Словосочетание

Урок 94.
Словосочетание. Главное и зависимое слово. Оформление словосочетания.
Разбор словосочетаний. Начальная форма прилагат. Грамматические признаки прилагательного. Непреднаме-ренное освоение падежных вопросов, нахождение орфограмм в окончаниях прил.


Урок 95.
Словосочетание. Форма зависимого слова при согласовании и управлении
Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания. Грамматические признаки прилагательного. Начальная форма прилагательного.


Урок 97.
Краткое изложение лингвистического текста. Работа со словосочетанием.
Развитие орфографической зоркости путем решения орфографических задач


Урок 98.
Стиль текста. Установление и оформление словосочетаний.
Работа с текстом: сжатый текст, стиль, тема, микротема. Разбор словосочетаний. Анализ предложений.


Правописание гласных Ы, И после Ц

Урок 99.
Орфограмма «Правописание гласных ы, и после ц». Наблюдение правил написания ы, и после ц.
Анализ языкового материала: обозначение звука Ы после Ц. Разбор словосочетаний. Орфоэпические и орфографические нормы


Урок 100.
Работа с текстом. Роль существительного в предложении.
Орфографическая работа Редактирование текста.


Урок 101.
Составление правила. Орфографическая работа.
Грамматические признаки существительного, начальная форма. Изменение существительного по падежам. Нахождение орфограмм в окончаниях слов


Урок 102.
Контрольное списывание
Проверка усвоения изученного материала.


Урок 103.
Беглый гласный в суффиксе (без введения понятия). Изменение существительного по падежам.



Урок 104.
Обобщение изученного в темах: «Грамматические признаки имени существительного», «Словосочетание».



Изменение имен существительных по падежам

Урок 105.
Падеж, начальная форма существительного, склонение, косвенные падежи.
Определение падежей имени существительного. Анализ ранее изученных орфограмм. Стиль текста. Тема, микротема.


Урок 106.
Определение падежа существительных, составление алгоритма. Функции падежей.
Составление таблицы «Склонение имен существительных». Разбор словосочетаний. Нахождение орфограммы в окончаниях


Урок 107.
Склонение существительных, определение падежа. Орфографическая работа. Составление таблицы.
Правописание безударных падежных окончаний имени существительного.


Урок 108.
Прямое и переносное значение слов. Предложно-падежные формы. Склонение, определение падежа.
Определение падежей. Склонение имен существительных. Соотнесение падежа и предлога.


Урок 109.
Контрольный диктант
Проверка усвоения изученного материала.


Урок 110.
Работа над ошибками. Знакомство с особенностями текста афиши. Создание своего текста.
Определение падежей.
Определение падежей Составление и анализ таблицы «Склонение имен существительных». Предлог как указатель падежа Анализ текста рекламы и афиши; составление сжатого текста


Урок 111.
Знакомство с особенностями текста рекламы. Создание своего текста рекламы.
Склонение существительных. Правописание безударных падежных окончаний.


Урок 112.
Определение падежей. Склонение существительных во множественном числе.
Упражнение в установлении словосочетаний, определении падежа, решение орфографической задачи.


Урок 113.
Работа с пословицами. Решение орфографических задач. Определение падежа.
Оформление словосочетаний, определение падежей, выделение орфограмм в окончаниях.


Второстепенный член предложения – дополнение

Урок 114.
Второстепенные члены предложения. Дополнение. Словосочетание.
Разбор предложения. Дополнение как второстепенный член предложения. Различение существительных в форме именительного и винительного падежа.


Урок 115.
Определение дополнений. Грамматическая основа.
Дополнение. Определение падежей. Грамматические признаки существительного.


Урок 116.
Определение дополнений. Склонение существительных, сравнение окончаний.
Окончания существительных в дательном падеже. Стиль и типы текста. Предлог как указатель падежа. Разбор глагола по составу


Урок 117.
Дополнение. Склонение.
Орфографическая работа. Решение лингвистических задач.
Развитие речи: работа с текстом. Орфографическая работа


Склонение имен существительных в форме единственного числа

Урок 118.
Изменение существительных по падежам. Окончания существительных разных склонений.
Понятие «склонение». Основание для деления существительных на три склонения.


Урок 119.
Типы склонения существительных. Твердое и мягкое различие. Ударные и безударные окончания.
Групповая работа с таблицей, анализ принципов распределения существительных по типам склонения. Сравнение окончаний слов твердого и мягкого различий.


Урок 120.
Склонение существительных. Орфографическая работа.
Составление алгоритма для определения склонения. Развитие орфографической зоркости путем решения орфографических задач.



Урок 121.
Орфограммы в разных частях слова. Определение. Склонения и падежа.
Окончания имен существительных различных типов склонения. Орфографическая работа. Соотнесение звучания слова с его написанием


Урок 122.
1-е склонение существительных. Употребление предлогов о_/об_. Таблица «Падежные окончания существительных в единственном числе».
Наблюдение использования предлога о /об, определение слов 1-го склонения, синонимов, звукобуквенный
разбор. Составление таблицы «Падежные окончания имен существительных в форме единственного числа» на материале выполненных упражнений.


Урок 123.
Контрольный диктант
Письмо под диктовку с соблюдение орфографических норм.


Урок 124.
2-е и 3-е склонение существительных. Антонимы. Падежные окончания существительных.
Работа над структурой, лексикой и частеречным составом текста, определение стиля и типа текста. Установление словосочетаний со словами с пропущенными буквами, выбор способа проверки окончаний, определение склонения и падежа.


Урок 125.
Текст, его стиль, тип, структура. Словосочетание. Проверка безударных окончаний существительных.
Правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения


Правописание падежных окончаний имен существительных
в форме единственного числа

Урок 125 .
Падежные окончания существительных. Типы склонения.
Орфограммы в окончаниях.
Омонимы. Фразеологизмы.
Определение склонения и падежа, различение омонимов. Работа с таблицей падежных окончаний существительных в единственном числе. Изменение по падежам слов разных склонений, сравнение оконча-ний, сверка по таблице. Анализ опорной схемы проблемных падежных окончаний.


Урок 126 .
Склонение существительных.
Нахождение и проверка безударных окончаний.
Лексическая работа.
Анализ написания букв Е, И в безударных окончаниях имен существительных 1, 3-го склонения в Р.п., Д.п.


Урок 127 .
Склонение и падеж существительных. Имена собственные.
Работа с текстом по его признакам. Анализ падежных форм, поиск проверочного слова, выделение основы
предложения.


Урок 128 .
Склонение существительных.
Формулировка задания, составление карточки.
Определение частей речи, склонения и падежа, проверочного слова.


Урок 129 .
Работа с текстом. Омонимы.
Склонение существительных, падеж.
Составление словосочетаний глаг.+сущ. Определение склонения имен собственных, образование полных имен, нахождение слова по его звукобуквенной характеристике


Урок 130 .
Определение склонения, изменение по падежам. Орфограммы в окончаниях.
Определение падежей имени существительного.


Урок 131 .
Склонение существительных, изменение по падежам. Орфограммы в окончаниях.
Правописание безударных окончаний имен существительных в Р.п., Д.п., П.п. Развитие орфографической зоркости: решение орфографических задач.


Урок 132 .
Словообразовательный анализ. Орфографическая работа
Определение грамматической основы предложения, установление связи между главными и второстепенными членами предложения.


О, Е в окончаниях существительных после букв шипящих согласных и Ц

Урок 133 .
Исследование лингвистического материала. Орфографическая работа со словами с основой на шипящий и ц.
Знакомство с орфограммой «О, Е в окончаниях имен существительных после букв шипящих согласных и Ц».


Урок 134 .
Знакомство с правилом
Написания окончаний после шипящих и ц. Алгоритм проверки орфограммы.
Орфографическая работа. Словосочетание. Изменение слов по падежам.


Урок 135 .
Орфографическая работа. Словосочетание. Изменение слов по падежам.
Развитие орфографической зоркости: решение орфографических задач.


Правописание суффиксов имен существительных –ИК-, -ЕК-

Урок 136 .
Значение суффиксов. Учебное исследование. Знакомство с правописанием суффиксов -ек-, -ик-.
Знакомство с орфограммой «выбор буквы гласного в суффиксах ек, ик»


Урок 137 .
Работа с текстом. Составление правила. Решение орфографических задач.
Составление своего правила написания суффиксов на основе прочитанного текста. Оформление правила в виде схемы. Обсуждение готовых вариантов.


Урок 138 .
Суффиксы существительных, их значение.
Анализ предложенных словосочетаний, поиск ошибок в представленном материале.
Выделение суффиксов, определение их значений.
Нахождение орфограммы в суффиксах –ек-, -ик-.


Урок 139 .
Контрольный диктант
Проверка усвоения изученного материала.


Падежные окончания существительных в форме множественного числа

Урок 140 .
Склонение существительных в форме множественного числа. Орфограммы в окончаниях. Одушевленные и неодушевленные существительные.
Варианты окончаний имен существительных в И.п. множественного числа.


Урок 141 .
Склонение существительных во множественном числе. Одушевленные и неодушевленные существительные. Определение склонения и падежа.
Употребление им. сущ. мн. числа в Р.п. (литературная норма, разговорная речь). Категория одушевленности и неодушевленности как грамматическая категория.


Урок 142 .
Решение орфографических
задач. Лексическая работа. Разбор слов по составу.
Окончания -а, -я, -ы, -и как грамматические показатели различных форм имен существительных. Развитие речи: текст, типы текста, тема текста. Согласование имени прилагательного с именем существительным


Урок 143 .
Восстановление текста. Загадывание слов для кроссворда. Варианты форм Р.п. мн.ч.
Написание сочинения о родном крае, определение падежа существительных во множественном числе, маркировка орфограмм


Урок 144 .
Однокоренные слова. Склонение Существительных во множественном числе. Словосочетание.
Анализ и обсуждение получившихся работ: соответствие теме, содержание, стилистические особенности, грамматика. Редактирование текста.


Урок 145 .
Склонение существительных во множественном числе. Падеж существительных в словосочетаниях с числительными.
Подбор однокоренных существительных, образование формы множественного числа.
Упражнение в склонении.
Моделирование речевой ситуации.


Урок 146 .
Обобщение изученного в теме «Склонение имен существительных».



Урок 147 .
Контрольный диктант
Письмо под диктовку с соблюдение орфографических норм.


Грамматические формы имени прилагательного.
Второстепенный член предложения – определение

Урок 148 .
Работа над ошибками. Словосочетание. Согласование прилагательного с существительным. Словообразовательный разбор Антонимы.
Варианты окончаний имен существительных в И.п. множественного числа.


Урок 149 .
Роль прилагательного в предложении. Грамматические
Особенности прилагательного.
Употребление им. сущ. мн. числа в Р.п. (литературная норма, разговорная речь). Категория одушевленности и неодушевленности как грамматическая категория.


Урок 150 .
Склонение прилагательных.
Проверка окончаний прилагательных.
Окончания -а, -я, -ы, -и как грамматические показатели различных форм имен существительных. Развитие речи: текст, типы текста, тема текста. Согласование имени прилагательного с именем существительным


Урок 151 .
Словосочетание. Орфограмма в окончании прилагательных.
Знакомство с определением.
Выделение членов предложения.
Написание сочинения о родном крае, определение падежа существительных во множественном числе, маркировка орфограмм


Урок 152 .
Схема предложения. Словарная работа. Составление предложения.
Анализ и обсуждение получившихся работ: соответствие теме, содержание, стилистические особенности, грамматика. Редактирование текста.


Урок 153 .
Члены предложения. Подбор определений. Работа со словарной статьей.
Подбор однокоренных существительных, образование формы множественного числа.
Упражнение в склонении.
Моделирование речевой ситуации.


Урок 154 .
Склонение прилагательных
во множественном числе. Разбор предложения по членам.
Орфографическая работа. Словосочетание.
Изменение слов по падежам.


Урок 155 .
Контрольный диктант за год
Письмо под диктовку с соблюдение орфографических норм.


Однородные члены предложения

Урок 156 .
Учебное исследование. Знакомство с однородными членами и их признаками. Обособление однородных членов.
Наблюдениие в тексте слов с одинаковой падежной формой и ролью в предложении, произнесение их с перечислительной интонацией, маркировка запятых и союзов. Знакомство с однородными членами предложения.


Урок 157 .
Однородные члены, их роль в предложении. Фразеологизмы.
Редактирование текста: устранение повторов слов.
Редактирование предложений с повторами слов, определение роли однородных членов в предложении. Грамматическая работа с однородными членами.


Урок 158 .
Однородные члены предложения. Обращения. Морфологический разбор.
Маркировка однородных членов, нахождение предложения по схеме однородных членов. Определение способов выражения однородных членов.


Урок 159 .
Однородные члены предложения. Обращения. Морфологический разбор.
Грамматическая работа с однородными членами предложения, определение главного слова.


Урок 160 .
Знаки препинания при однородных членах. Схема предложения.
Наблюдение использования средств письменной речи, используемых для выделения однородных членов. Упражнение в чтении схемы предложения.


Урок 161 .
Однородные члены предложения. Постановка знаков препинания. Различные виды разбора.
Постановка и объяснение знаков препинания, самопроверка с помощью данной в учебнике схемы. Решение орфографических задач.


Урок 162 .
Знаки препинания при однородных членах
Анализ языковых средств художественной выразительности, выделение грамматической основы, определение способов выражения однородных членов. Расстановка знаков препинания, определение склонения и падежа.


Урок 163 .
Обобщение изученного в теме «Как из слов образуются предложения».



Как из предложений образуется текст

Урок 164 .
Признаки текста. Способы связи предложений по смыслу и грамматически
Работа с научно-популярным текстом на лингвистическую тему, выделение признаков текста, подтверждение их материалами самого текста упражнения, определение темы, типа, рассмотрение структуры, подбор заголовка.


Урок 165 .
Стиль текста. Сравнение текстов по стилю.
Сравнение текстов разных стилей, анализ различий. Нахождение суффиксов, создающих стилистические особенности текста, разбор слов по составу, орфографическая работа, разбор по членам. Выделение микротем в тексте, составление краткого изложения


Урок 166 .
Текст-рассуждение. Признаки текста. Моделирование речевой ситуации.
Работа по содержанию текста, анализ текста-рассуждения, признаков текста. Определение частей слова, в которых пропущены орфограммы, маркировка запятых, союзов, определение падежей. Моделирование речевой ситуации, формулирование своего мнения


Урок 167 .
Лексическая работа. Решение орфографических задач.
Редактирование предложений. Составление предложений с синонимами, многозначными словами, омонимами. Морфологический, фонетический разбор слов. Решение лингвистических задач


Урок 168 .
Работа с тестом. Краткое
Изложение по данной схеме.
Определение значения слова, частей слова с пропущенными буквами, склонений существительных. Грамматическая работа со словосочетаниями. Нахождение фразеологизмов, объяснение значения высказываний.


Урок 169 .
Паронимы, синонимы, омонимы, многозначные слова.
Написание письма. Составление текста-описания.
Написание письма будущему третьекласснику по заданному плану, использование формул вежливости. Группировка слов с пропущенными буквами. Описание происходящего за окном. Обсуждение высказывания о языке, подбор иллюстраций к нему – текстов разных стиле.


Урок 170 .
Обобщение изученного в 3 классе


















13PAGE \* MERGEFORMAT142915




14 8:PRTёєю
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Пђ Заголовок 115