Календарно-тематическое планирование по окружающему миру система Л.В.Занкова 3 класс
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира
3 класс Система развивающего обучения Л.В. ЗанковаКол-во уроков в учебном году: 68 часов Кол-во уроков в неделю: 2
№ п/п уч.г. № п/п чет. Тема урока Количество часов Характеристика деятельности учащихся Дата Факт
I четверть - 18 ч
Природные условия Земли – 11 часов
1 1 Урок знаний.
Приглашение в путешествие.
С. 3-5
б) №2 1 Ориентироваться в учебнике:
- различать элементы книги ( форзац, титульный лист, оглавление);
- делать предположения по обложке и текстовой информации на ней о содержание о предстоящей в учебной году работы;
- понимать систему знаков, условных обозначений.
Обобщать полученные сведения о явлении , предмете, объекте.
Строить монологическое высказывание 01.09 2 2 Карты.
С 6-7
б) №1,6,8 2 Осуществлять запись (фиксация) указанной учителем информации об окружающем мире с помощью условных знаков.
Использовать знаки, символы, модели, приведённые в учебной литературе.
Знать основные и промежуточные географические направления. 03.09 3 3 Что такое погода.
С.8-11
Б) №13 Народные приметы огоды.
С.11-13
б) №12 3 Проводить наблюдения за погодой и природой родного края.
Выделять основные показатели погоды.
Осуществлять записи информации об окружающем мире.
Использовать знаки, символы, приведённые в учебной литературе.
Фиксировать с помощью знаков основные показатели погоды.
Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках информации.
Составлять устную характеристику погоды.
Воспринимать смысл текста.
Выделять информацию из сообщения. Выделять характерные признаки сезонов года на примере родного края. 08.09 4 4 Стартовая проверочная работа
4 10.09 5 5 Климат
С.13-14
Б) №15 5 Использовать знаки, символы , таблицы приведённые в учебной литературе.
Сравнивать явления и понятия (климат и погода).
Понимать структуру построения рассуждения об объектах.
Кодировать информацию из текстовой в знаковую и наоборот.
Устанавливать причинно – следственные связи между показателями климата и неравномерном распределения тепла и влаги в разных тепловых поясах 15.09 6 6 Представление о климатических поясах.
С.15-18 6 Воспринимать смысл текста.
Выделять информацию из текста.
Устанавливать причинно – следственные связи между климатом и количества и тепла и влаги.
Использовать различные источники информации ( текст, графика, модели) для построения суждения.
Высказывать свою точку зрения.
Коллективно обсуждать результаты наблюдения по рисунку.
Понимать причины разнообразия климатических поясов на Земле. 17.09 7 7 Почва. Состав почвы.
С.18-20 7 Осуществлять записи информации, полученной в ходе исследований.
Планировать, контролировать и оценивать учебно – познавательную деятельность, направленную на изучение состава и свойств почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 22.09 8 8 Образование почв. Плодородие.
С.20-24
Б) №19,22 8 Составлять небольшое сообщение в устной форме. Выделять главное в тексте.
Устанавливать взаимосвязи между живыми организмами, природными условиями и состоянием почвы.
Представлять последовательность круговорота веществ в природе.
Использовать естественно – научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создание собственных устных высказываний. 24.09 9 9 Защита почв.
С. 23
Б )№23,25 9 Оформлять результат исследовательской работы в виде кратких выводов.
Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях
Представлять свою работу одноклассникам.
Высказывать свою точку зрения. 29.09 10 10 Природные зоны суши Земли.
С. 25-27
Б) №28 10 Использовать схемы, таблицы и другие источники графической информации ( карты).
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Устанавливать связи между климатом, почвой и живой природой.
Проводить аналогии между особенностью природных зон и природными условиями родного края. 01.10 11 11 Природные зоны.
С.28
Б)№28
Д.Р. по теме: «Природные условия Земли» 11 Читать и понимать условные обозначения на карте природных зон. Сравнивать климатическую карту и карту природных зон.
Объяснять закономерности Земли в неравномерном распределении тепла и влаги и широтной сменой природных зон.
Иметь общее представление об особенностях природных зон Земли. 06.10 Человек в далёком прошлом-10 часов
12 12 Где зародилось человечество.
С.29-31 1 Получать информацию при чтении карты.
Определять географическое положение материка.
Анализировать различные источники информации ( текст, рисунок, графика) 08.10 13 13 Климат и природные зоны Африки.
С. 31-45 2 Иметь представление об особенностях климата природных зон Африки.
Строить сообщения по плану.
Воспринимать смысл познавательных текстов. 13.10 14 14 Климат и природные зоны Африки.
С. 31-45
Б) №33 3 Иметь представления о растительном и животном мире природных зон Африки.
Выделять главную информацию из текста в соответствии с учебной задачей.
Осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в учебники и дополнительных источниках информации. 15.10 15 15 Родина человечества. Как появился человек.
С.46-48
Б)№34 4 0Понимать взаимосвязь климата, рельефа и природных зон одной местности.
Обобщать имеющиеся знания.
Расширять представления об исторических источниках знания ( материальные, письменные, устные).
Иметь представление о теориях появления человека на Земле. 20.10 16 16 Жизнь древних людей.
С. 48-54
Б) №37-38 5 Понимать развитие социальной природы человека.
Выделять особенные события древнего человека: обретение огня, одомашнивание животных, начало земледелия.
Устанавливать причины и следствия появление новых изобретений, открытий в жизни древнего человека.
Проводить сравнение уклада жизни, в сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека. 22.10 17 17 Проверочная
Работа за l ч. 6 27.10 18 18
Самое древнее государство.
С.54-64
Лента времени. Материки и части света.
С.64-67
Б)№41,42
7
Иметь представление о государстве и его функциях. Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи.
Проводить аналогии между событиями, изобретениями Древнего мира и Нового времени.
Моделировать ситуации и оценивать их последствия.
Иметь представление о ленте времени, о делении истории человечества на крупные периоды.
Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на ленте времени.
Различать материки и части света.
29.10
ll четверть-14 часов
19 1 Расширение знаний о мире.
С.67-74
Б)№44 8 Извлекать и анализировать информацию из различных источников
( историческая и географическая карта, рисунок, схема маршрута, текст учебника) .Наблюдать проявление богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности в интересах страны ( на примере Питея ,А. Македонского) 12.11 20 2 Первые шаги в изучении природы.
С.74-78
Б)№46 9 Понимать значение наблюдения в природе для науки: как появляются открытия , изобретения.
Проводить аналогии между использованием изобретений в древнем мире и современном.
Пользоваться дополнительными источниками информации для построения своего сообщения.
Используя л источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. 17.11 21 3 Духовная жизнь древнего человека.
С.78-86
Б)№47
Д,Р.по теме : «Человек в далёком прошлом» 10 Расширять представление о значении язычества и искусства в жизни древнего человека.
Выделять информацию из сообщения одноклассников в соответствии с учебной задачей.
Строить сообщения в устной и письменной форме.
Договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности, намечать пути достижения её цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих 19.11 Земли восточных славян – 22 часа
22 4 Географическое положение Европы.
С. 87-89 1 Извлекать информацию из карты. Читать условные обозначения. Составлять характеристик географических объектов, природы, климата на основе логических рассуждений и чтения карты.
Находить и показывать на карте географические объекты Европы, описывать их географическое положение.
Называть и находить на карте материки и части света. 24.11 23 5 Первые люди на нашей Земле.
С.89-91 2 Понимать общечеловеческий характер перехода первобытных стадий жизни к цивилизации , происхождения многих народов на территории Восточно- Европейской равнины.
Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала дополнительных источниках 26.11 24 6 Восточно - Европейская равнина
С.91-92 3 Обобщать материал о природе Восточно – Европейской равнины, полученный из разных источников информации ( карты, текст)
Обозначать географические объекты на контурной карте. 01.12 25 7 Степи. Растительный мир
С.92-96
Б) №51 4 Понимать особенности природных условий степной зоны.
Выделять существенные признаки степной зоны и растительности степи.
Выделять особенности раннецветущих растений и приспособленность растений в засушливому климату степей 03.12 26 8 Степи. Животный мир.
С. 96-102
Б) №53 5 Воспринимать смысл познавательных текстов.
Извлекать информацию из текста, сообщений в соответствии с учебной задачей.
Устанавливать взаимосвязи в живой природе и между живой и неживой природой.
Приводить примеры животных к степной зоны.
Определять приспособленность животных к жизни в степи. 08.12 27 9 Люди в степи.
С.102-107
Б) №55-56 6 Устанавливать взаимосвязи в природе между деятельностью человека и природными условиями.
Обсуждать , к каким экологическим проблемам может привести нарушение равновесия в природе.
Осознавать и оценивать последствия, к которым приводят влияние человека на природные сообщества. 10.12 28 10 Лесостепь.
С.107-109 7 Различать природные условия основных и переходных природных зон ( климат, почвы, растительность)
Выделять существенные признаки в лесостепной зоне.
Сравнивать изучаемые природные зоны (степь, лесостепь). 15.12 29 11 Лесная зона.
С.109-124
Б) №59,61 8 Использовать таблицы , схемы, рисунки, приведённые в учебнике.
Находить в сотрудничестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи.
Классифицировать растения и животные по природным зонам, ярусам леса.
Проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом.
Опираться при ответе на собственное наблюдение в природе.
Выделять существенные признаки лесной зоны умеренного пояса и её подзон.
Узнавать наиболее распространённые и охраняемые в родном крае растения и животных, обитающих в зоне лесов 17.12 30 12 Сезонные изменения в лесу.
С.124-128
Б) №62-63 9 Иметь представление о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о распространение семян и плодов.
Составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике текст и рисунки.
Проводить аналогии между изучаемыми объектами ( сезонными изменениями в неживой и живой природе, растениями и животными) лесной зоны из своего края 22.12 31 13 Сезонные изменения в лесу (продолжение).
Б) № 64-65 10 Вести наблюдения в природе.
Фиксировать изменения, происходящие в разные времена года, в растительном и животном мире.
Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. 22.12 32 14 Проверочная работа за 1 полугодие 11 24.12 lll четверть-20 часов
33 1 Как жили наши предки.
С.129-140
Б) №69
12 . Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями Строить небольшие сообщения в устной форме.
Использовать для построения сообщений различные источники информации.
Устанавливать причинно-следственные связи (воздействие особенностей природных условий на жизнь и жилище славян).
12.01 34 2 Расселение славян «Путь из варяг в греки»
С.141-147
Б)71
13 Сравнивать хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах
Воспринимать смысл познавательного текста.
Составлять рассказ по тексту учебника.
Понимать особенности расселения славян по территории Восточно-Европейской равниныего жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах.
14.01 35 3 Обожествление природы.
С.148-150
Б)72 14 Устанавливать связь между деятельностью древних славян и условиями их жизни и быта.
Понимать понятие «язычество».
Проводить аналогии между языческими праздниками и праздниками нашего времени 19.01 36 4 Родной край в далёком прошлом 15 Иметь представление об истории родного края.
Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков.
На основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымысла 21.01 37 5 Первые русские князья.
С.3-8 16 Осознать понятие «государство».
Определять признаки и значение государства.
Иметь представление об образовании Древнерусского государства, о первых русских князьях
26.01 38 6 Принятие Русью христианства.
С.8-11 17 Понимать значение принятия христианства для Руси.
Иметь представление об образовании Древнерусского государства, о первых русских князьях 28.01 39 7 Расцвет Древнерусского государства.
С.11-14 18 Понимать значение сильного государства.
Выделять существенные характеристики Древнерусского государства.
Иметь представление о выдающихся российских государственных деятелях в изучаемый период (князьях Владимире, Ярославле Мудром), о связанных сними событиях и их влиянии на историю нашего Отечества.
Иметь представление об истории и выдающихся людях родного края 02.02 40 8 Древнерусская культура.
С.14-24
Б) №75,91 19 Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, культуре.
Анализировать иллюстрации и сопоставлять их со словесным описанием в тексте.
Приводить примеры культурных и общественных событий, оценивать их значимость в жизни людей, государства 04.02 41 9 Ослабление Древнерусского государства.
С.24-25 20 Устанавливать причинно-следственные связи раздробленности государства и их последствий.
Определять понятие «натуральное хозяйство» 09.02 42 10 Ордынское нашествие.
С.26-29 21 Соотносить исторические события с датами ,конкретную дату с веком.
Находить место изученных событий на ленте времени.
Определять последовательность исторических событий России.
Называть исторических деятелей (Чингисхан, Батый).
Проводить сравнения по рисункам учебника.
Пересказывать изученные события по плану 11.02 43 11 Угроза с запада.
С.29-33 22 Испытывать чувство гордости за национальные победы.
Соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком.
Определять последовательность событий в истории России.
Строить сообщения об исторических деятелях (А.Невский ), используя дополнительные источники информации.
Приводить примеры событий, фактов, характеризующих личность, оценивать их значимость для людей и государства 16.02 Объединение русских земель-12 часов
44 12 Залесскаяземля.
С. 34–36 1 Определять последовательность важных событий в истории России.
Обобщать изученный материал.
Определять периоды зарождения распада Древнерусского государства 18.02 45 13 Что такое природное сообщество.
С. 36-37 2 Определять понятие « природное сообщество».
Осваивать доступные способы изучения природы ( наблюдение, сравнение).
Осознавать элементарные правила поведения в природе и социальной среде 25.02 46 14 Законы
лесной
жизни.
С. 38–45.
б) № 79 3 Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснять взаимосвязи в лесу.
Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы.
Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе.
Выявлять положительное и отрицательное влияние человека наприроду.
Знать элементарные правила поведения человека на природе (лесу).
Определять значение леса для древнерусского и для современного человека 02.03 47 15 Природное
сообщество
луг.
С. 45–49 4 Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснения взаимосвязей растений и животных луга.
Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы.
Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе.
Выявлять положительное и отрицательное влияние человека наприродное сообщество луг. Приводить примеры растений и животных луга, ядовитых растений. 04.03 48 16 Природное
сообщество
озеро.
С. 49–56.
б) № 82, 83 5 Находить на карте и знать названия крупных озер России.
Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества озеро. Извлекать из текста учебника главную мысль. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы.
Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе.
Выявлять положительное и отрицательное влияние человека наприродное сообщество озеро. Приводить примеры растений и
животных озера, приспособления животных к разным средам обитания. 11.03 49 17 Природное
сообщество
поле.
С. 56–59 6 Находить в тексте и приводить доказательства своей точки зрения.
Исследовать связи между человеком и природой, между растениями и животными.
Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы.
Выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу.
Различать природные сообщества поле и луг.
Сравнивать изучаемые природные сообщества лес, луг, водоем как
единство неживой и живой природы (солнце, воздух, вода, почва, животные)
16.03 Проверочная работа за III ч.
18.03 IV четверть-16 часов
50 18 Возвышение
Москвы.
С. 60–63 7 Определять последовательность исторических событий.
Находить в тексте учебника необходимую информацию об условиях, которые способствовали возвышению Москвы.
Знакомиться с обликом столицы и его изменением в ходе исторического времени (к концу XIII века) 01.04 51 19 Куликовская битва.
С. 63–66
Стояние на реке
Угре.
С. 66–68
8 Составлять портрет исторического деятеля (Дмитрий Донской).
Приводить из текста примеры фактов и событий, характеризующих личность. Соотносить исторические события с датами.
Составлять план сражения и описывать его, используя текстовую и графическую информацию (рисунок, схема).
Знать дату и значение Куликовской битвы для России, народа Анализировать иллюстрации в учебнике, сопоставлять их со словесным описанием в тексте.
Реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин.
Соотносить исторические события с датами, дату с веком.
Определять последовательность важных исторических событий России.
Называть причины победы русских войск над захватчиками.
Знать дату освобождения Руси от ордынского ига – 1480 г.
06.04 53 1 Создание
Московского государства.
С. 68–69 10 Отражать важнейшие события истории на ленте времени (конец XV – начало XVI века, создание Московского государства).
Пользоваться историческими картами.
Ориентироваться в важнейших для страны событиях в изучаемый период времени.
Иметь представление об истории Московского государства.
Различать разные периоды прошлого (Древняя Русь и Московскоекняжество) 08.04 54 2 54 (11).
Грозный царь.
С. 69–71.
б) № 89 11 Составлять портрет исторического деятеля Ивана Грозного.
Оценивать факты и события с позиции их значимости для истории русского народа.
Уметь оценивать роль личности в истории с разных сторон 13.04 55 3 Развитие русской
культуры.
С. 72–80
Д.Р. по теме: «Объединение русских земель» 12 Понимать особую роль России в мировой истории.
Испытывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Анализировать развитие культуры, зодчества, искусства России.
Сопровождать сообщения демонстрацией фотографий, репродукций картин, открыток 15.04 Путь от Руси к России – 5 часов
56 4 Русские
первопроходцы.
С. 80–83.
б) № 93 1 Находить и показывать на карте пути великих путешественников,
открывателей новых земель (А. Никитин и Ермак).
Составлять небольшие рассказы о достопримечательностях новых
земель.
Находить на карте географические объекты (Белое, Азовское моря,Тихий океан, Балтийское море, острова Северного Ледовитого
океана).
Оценивать качества личности путешественников.
Оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность 20.04 57 5 Географическое
положение
Азии. Сибирь.
С. 83–87.
б) № 94 2 Определять географическое положение Азии.
Находить и называть географические объекты, заданные учителем.
Разделять материк на две части света: Европу и Азию.
Называть и показывать географические объекты, по которым проходит условная граница. Выделять природные особенности Сибири 22.04 58 6 Тайга.
С. 88–92.
б) № 96 3 Использовать карты природных зон для составления характеристики тайги.
Сравнивать изучаемые природные зоны России.
Классифицировать животных зоны лесов на группы по самостоятельно выделенным признакам.
Приводить примеры животных и растений зоны тайги.
Знать правила поведения в лесу.
Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе 27.04 59 7 Природное
сообщество
болото.
С. 93–97.
б) № 100, 101 4 Находить на карте болота.
Объяснять причины образования болот, описывать их особенности
как природного сообщества.
Приводить примеры представителей растительного и животного мира, характерных для этого природного сообщества.
Знать правила поведения на болоте.
Устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой
в болоте.
Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.)
как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва)29.04 60 8 «Хождение
за три моря».
С. 98–103.
б) № 102 5 Находить и демонстрировать на карте путь путешественника А. Никитина.
Использовать карты, дополнительные источники информации (энциклопедии, справочники), рисунки, картинки для подготовки и представления сообщений о природе Индии 04.05 Россия в XVII веке ( 8 часов)
61 9 Смутное
время.
Спасители
земли
Русской.
С. 104–109.
б) № 105 1 Воспринимать смысл текста.
Выделять необходимую информацию.
Устанавливать причинно-следственные связи недовольства народа, знати и т.д.
Определять роль Минина и Пожарского в истории России.
Оценивать характер русского народа.
Знать историю появления государственного праздника Дня народного единства 06.05 62 10 Расширение
пределов
страны.
С. 109–111.
б) № 107 2 Испытывать чувство гордости за открытия , сделанные русскими
путешественниками.
Использовать карты, схемы маршрутов, рисунки для объяснения природных явлений, нахождения географических объектов.
Находить на карте и показывать путь великого путешественника
С. Дежнева.
Определять значение экспедиции команды С. Дежнева для страны 11.05 63 11 Природа
тундры.
С. 112–118.
б) № 110 2 Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природной зоны.
Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы.
Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе 13.05 63 11 Природа
тундры
(продолжение).
С. 118–122
б) 109 3 Выявлять положительное и отрицательное влияние человека наприроду.
Приводить примеры растений и животных тундры, их приспособления к жизни в тундре.
Знать основные виды деятельности человека в тундре 13.05 64 12 Арктическая
пустыня.
С. 122–127.
б) № 112 4 Использовать рисунки, текст учебника, дополнительные источники
информации для изучения природной зоны.
Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы.
Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе.
Выявлять положительное и отрицательное влияние человека наприроду.
Приводить примеры растений и животных Арктики, их приспособления к жизни в арктической пустыне.
Сравнивать условия жизни в разных природных зонах 18.05 65 13 Народы
Сибири.
Рудознатцы. Послы.
С. 128–133 5 Устанавливать взаимосвязи междучеловеком и природой, зависимость деятельности человека отжизни в определенных природных условиях.
Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках, рекомендуемых учителем 20.05 66 14 Россия
накануне
реформ.
С. 134–136.
б) № 115 6 Оценивать устные высказывания одноклассников в соответствии с обсуждаемой темой.
Оформлять результаты исследовательской работы.
Использовать исторические понятия для решения учебно-познавательных задач.
Узнавать государственную символику.
Соотносить исторические понятия с датами, конкретную дату с веком.
Определять последовательность важнейших событий в истории России 25.05 67 15 Проверочная работа за год 7 27.05 Сведения об использовании учебно- методических материалов
Для учащихся:
1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса.- Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров » 2014.
2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику « Окружающий мир».- Самара: Издательство « Учебная литература» : Издательский дом « Фёдоров».2014
3.Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.
Для учителя:
1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса.- Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров » 2014.
2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику « Окружающий мир».- Самара: Издательство « Учебная литература» : Издательский дом « Фёдоров».2014
3.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу « Окружающий мир», 3 класс. – Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров».
4.Трофимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу « Окружающий мир» .-Самара: Корпорация «Фёдоров», 2009.
5.Интернет-ресурсы
Оставляю за собой право вносить коррективы в течении учебного года в календарно- тематическое планирование