рабочая программа по математике 3 класс (система Л. В. Занкова)
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37 г. Орска»
Рассмотрено Согласовано. Утверждено.
на заседании ШМО. Зам. директора по УВР: Директор школы:
_______/И. В. Балабанова / _______/Т. А. Коряко/ ______/Г. П. Небосклонова/
«__» сентября 2014г. «__» сентября 2014г. «__» сентября 2014г.
Рабочая образовательная программа
3 «А» класса
по математике
Разработала программу:
Логутева Светлана Николаевна,
учитель I категории
2014-2015 уч. г.
Рабочая программа «Математика»/ составитель С. Н. Логутева. – Орск: МОАУ «СОШ №37 г. Орска», 2014. – с. 60Предназначена для преподавания предмета федерального компонента учащимся 3А класса.
Составитель ___________ С. Н. Логутева подпись
28.08.2014 г.
Программа:
- обсуждена на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов ___.___.2014г., Протокол № __
- согласована на заседании научно-методического совета школы ___.___.20___ г., Протокол № __
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273 – ФЗ.
Приказ Минобрнауки от 06.10.2009 г. №373 (ред. От 22.09.2011г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Программа ООП НОО МОАУ «СОШ №37 г. Орска» (02.06.2011 г.)
Программа «Физическая культура» В. И. Лях;
Учебный план МОАУ «СОШ №37 г. Орска» на 2014/15 учебный год;
Локальный акт МОАУ «СОШ №37 г. Орска» «О рабочей программе учебного предмета»
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования, соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования.
Обоснование выбора УМК
Основная образовательная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373) Приказ зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. №17785.
ООП определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
ООП соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального, культурного и образовательного развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
В соответствии с этой концепцией универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. УУД обеспечивают формирование психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь определяют условия успешной учебной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Математика» разработана на основе авторской программы И. И. Аргинской, С. Н. Кормишиной , утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/ сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011).•Цель программы обучения:
•осознание принципа построения позиционной десятичной системы счисления, с овладением устной и письменной нумерацией на множестве натуральных чисел в пределах 1000 и класса тысяч.
•Задачи программы обучения:
•- осознание двух позиций при изучении внетабличного выполнения умножения и деления многозначных чисел на однозначное число: поразрядности выполнения этих действий и использование таблицы умножения в каждом разряде;
•- системное наблюдение за изменением результата изученных операций при изменении одного или двух компонентов;
•- формирование пространственных и геометрических представлений.
Рабочая программа учитывает следующие особенности класса: обучающиеся активны в условиях специально организованной деятельности на уроках математики — могут работать в парах, в группах, используя способ действия; умеют контролировать и оценивать друг друга, обладают элементарными навыками самостоятельного поиска.
Формы организации учебного процесса:
•индивидуальные;
•индивидуально-групповые;
•фронтальные
Данный курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики. На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Пересчитывая количество предметов и обозначая это количество цифрами, дети овладевают одним из метапредметных умений - счетом. Числа участвуют в действиях (сложение, вычитание, умножение, деление); демонстрируют результаты измерений (длины, массы, площади, объема, вместимости, времени); выражают зависимости между величинами в задачах и т.д. Содержание заданий, а также результаты счета и измерений представляются в виде таблиц, диаграмм, схем. Числа используются для характеристики и построения геометрических фигур, в задачах на вычисление геометрических величин. Числа помогают установить свойства арифметических действий, знакомят с алгебраическими понятиями: выражение, уравнение, неравенство. Знакомство с историей возникновения чисел, возможность записывать числа, используя современную и исторические системы нумерации, создают представление о математике как науке, расширяющей общий и математический кругозор ученика, формируют интерес к ней, позволяют строить преподавание математики как непрерывный процесс активного познания мира.
Таким образом, цели, поставленные перед преподаванием математики, достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения. Сочетание обязательного содержания и сверхсодержания, а также многоаспектная структура заданий и дифференцированная система помощи создают условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.
Описание места учебного предмета в учебном плане
План предусматривает обучение в 3 классе МОАУ СОШ № 37 в объеме 136 часа, по 4 часа в неделю. Срок реализации программы 1 год.
Курс математики, являясь частью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, отражает характерные ее черты, сохраняя при этом свою специфику. Содержание курса направлено на решение следующих задач, редусмотренных ФГОС 2009 г. и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах:
_ научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
_ создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи,
приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки,
наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
_ приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
_ научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы,
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные. Решению названных задач способствует особое структурирование определенного в программе материала.
Содержание программы направлено на формирование у школьников широкой картины мира, а также отражает дидактические принципы системы Л.В. Занкова и типические свойства, что выражается, в первую очередь, в самостоятельном коллективном и индивидуальном добываний знаний самими учениками на основе использовании их опыта, результатов их практической деятельности, проведенных наблюдений, высказанных предположений, их сравнения и доказательного отбора. Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий, осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника: формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; развитие умений строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний: понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Цель системы Л.Занкова: это развитие личности (мышления, воли, эмоционально-нравственной сферы).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценностные ориентиры:
понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе;
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения),
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:
•Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
•В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
•Учиться самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
•Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
•Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
•Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
•В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
•Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
•Учиться отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.
•Учиться добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
•Учиться перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
•Учиться перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
•Учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
•Учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
•Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций речи (на уровне двух-трёх предложений или небольшого текста)..•Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
•Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
•Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
•Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
•Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
•использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
•объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
•использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (вместимость) (литр), массы (кг, центнер, тонна), площади (см², дм², м²), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;•использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
•пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
•читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
•представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
•выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
•выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
•осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
•использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число).
•читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
•решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
•находить значения выражений в 2–4 действия;
•использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
•использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а •∙ х = b; а : х = b;
•строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
•сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
•определять время по часам с точностью до минуты;
•сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
•устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли–продажи (количество товара, его цена и стоимость).Основное содержание учебного предмета
•Числа и операции над ними.
•Числа от 1 до 1000.
•Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел.
Последовательность чисел. Сравнение чисел.
•Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат
заданных точек.
•Дробные числа.
•Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
•Сложение и вычитание чисел.
•Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в
пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
•Умножение и деление чисел в пределах 100.
•Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «в столбик».
•Умножение и деление чисел на 10, 100, 1 000.
•Величины и их измерение.
•Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени.
Календарь.
•Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
•Масса. Единица измерения массы: центнер, тонна. Соотношения между единицами измерения площади.
•Сравнение именованных чисел. Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
•Представление о площади фигуры и её измерение. Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Площадь прямоугольника
и квадрата. Единицы площади: см2, дм2. Соотношения между единицами измерения массы.
•Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
•Решение простых и составных текстовых задач, при решении которых используется:
•а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
•б) понятия «увеличить в (на)...»; «уменьшить в (на)...»;
•в) разностное и кратное сравнение;
•г) прямая и обратная пропорциональность.
•Решение простых задач на движение. Моделирование задач.
•Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
•Круг. Окружность. Центр окружности. Радиус окружности.
•Центральные угол. Градус – единица измерения углов. Градусная мера углов. Измерение и построение углов при помощи транспортира.
•Объёмные предметы на плоскости. Знакомство с перспективой.
•Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
•Элементы алгебры.
•Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х < b; а ± х > b.
•Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а=с±b; а ∙ х = с±b;а : х = с ∙ b и т.д.
•Занимательные и нестандартные задачи.
•Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.
•Множество, пересечение множеств, объединение множеств.
•Итоговое повторение.
Методическое обеспечение учебного предмета
Учебник:
Математика. 3 класс. Учебник, 2013 г.
Аргинская И.И., Ивановская Е.И.
Настоящий учебник математики предназначен для изучения математики в классах, занимающихся по системе, направленной на достижение высокого уровня общего развития (система Л.В.Занкова) «Издательство «Учебная литература».
Пособия для учащихся:
Рабочая тетрадь. «Волшебные точки», 3 класс, 2014 г., Итина Л.С., Кормишина С. Н., Издательский дом «Фёдоров»
Дидактическая литература:
КИМ Математика, 3 класс, 2014г., Издательство «ВАКО»
Типовые тестовые задания, 3 класс, 2014г., Издательство «Экзамен»
Методическая литература:
Аргинская И.И. Методические рекомендации к учебнику Математики 3 класс
Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе
Зубова С. П. . Поурочно – тематическое планирование к учебнику «Математика», 3 класс
Аргинская И.И. и др. Математика. Методические пособия к учебникам 1, 2, 3, 4 классов
Зверева М. В. «Изучение результативности обучения в начальных классах» ЗАО «Центр общего развития».
Интернет-ресурсы:
Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
Педсовет. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org
Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru
http://moikompas.ru/tags/plastilin
http://www.vasnecov.ru/Технические средства обучения.
Телевизор.
Компьютер.
Учебно-практическое оборудование.
Таблицы, карточки, справочники.