Родительское собрание на тему: Особенности взаимодействия в семье
Тема №1: «Особенности взаимодействия в семье».
Цель: установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
Задачи: 1) формирование активной педагогической позиции родителей, повышение
воспитательного потенциала семьи;
2) предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании
детей;
3) побудить родителей к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми.
Форма проведения: групповая консультация с использованием проективной методики семейной социограммы Эйдемиллера Э.Г.
Оборудование и материалы: результаты диагностики детей, бланк с нарисованы кругом диаметром 110 мм, образцы-заготовки возможных вариантов, анкета и рекомендации для родителей.
Ход собрания:
Вступительная часть.
Сегодня многие родители заинтересованы в успешном развитии и обучении своего ребенка. Но не всегда у родителей есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии со школой.
Основная часть.
Сегодня вашему вниманию мы хотим предложить методику Э.Г. Эйдемиллера, Виктораса Юстицкис. Данная методика относится к рисуночным проективным методикам. Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.
Родителям предъявляется бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 110 мм.
Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.
Сейчас обратите, пожалуйста, внимание на критерии, по которым производится оценка результатов диагностики:
число членов семьи, попавших в площадь круга;
величина кружков;
расположение кружков относительно друг друга;
дистанция между ними.
Давайте наглядно посмотрим на возможные варианты, а потом каждый из Вас проанализирует свои.
23279101206500338518560579000316611060579000293751060579000258508554800500482600092138500447230512065005306060390525004742180390525004868545921385002367915184531000272034021215350031108652249805004253865184531000464439021926550051396902314575003962401845310007296152249805001196340224980500111633053657500387350120650071501076327000111633025209500124650592138500
9201151123950088201511239500
70104027559000283400560325004789805191135005634990628015003110865190500119634027559000
Оценивая результат по первому критерию, нужно сопоставить нарисованное число членов семьи, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.
Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах участника диагностики.
Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности.
Наиболее значимые члены семьи изображаются в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении.
Уважаемые родители, проанализируйте каждый свою работу в соответствии с данными критериями.
Сейчас переверните лист и проделайте ту же самую работу, только от лица Вашего ребенка, т.е. давайте представим, как бы Ваш ребенок расположил всех членов семьи.
Два дня назад данная методика была предложена Вашим детям, естественно без интерпретации результатов. Сейчас каждый получит работу своего ребенка, сопоставит со своей и сделает соответствующие выводы, т.к. возможно будет нужна коррекция взаимоотношений со своим ребенком.
Заключительная часть.
Спасибо за внимание и за проделанную работу!
Обратная связь:
Что нового Вы узнали сегодня на собрании?
Что интересного было именно для Вас?
Сделали ли Вы какие-нибудь выводы для себя?
Для того чтобы планировать дальнейшую работу на собрании, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Выберите наиболее значимые для Вас проблемы, возникающие при взаимодействии с Вашим ребенком.
О следующих собраниях Вы будете оповещены через своих детей. Будем рады сотрудничеству!
Индивидуальная работа с родителями.
Методика Эйдемиллера Э.Г.
Методика относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э.Г., Черемисин О. В., 1990; Эйдемиллер Э.Г., 1996; Системная семейная психотерапия, 2002). Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.
Родителям предъявляется бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 110 мм.
Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.
Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:
число членов семьи, попавших в площадь круга;
величина кружков;
расположение кружков относительно друг друга;
дистанция между ними.
Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.
Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.
Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности.
Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированном «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.
Использование теста "семейной социограммы" позволяет в считанные минуты в ситуации "здесь-и-теперь", наглядно представить себе взаимоотношения в семье, а затем, показав свои бланки, обсудить, что получилось.
Анкета для родителей
Цель анкеты: использовать представленную Вами информацию для планирования родительских собраний, консультаций (устных и письменных).
Уважаемые родители, выберите, пожалуйста, наиболее значимые для Вас проблемы, возникающие при взаимодействии с Вашим ребенком (укажите не более 3 вариантов):
Физиологические особенности младших школьников.
Психология младшего школьника.
Основы построения общения с младшим школьником.
Значение режима дня в жизни школьника. Быть или не быть режиму дня?
Как уменьшить вес портфеля?
Что делать, если ребенок говорит « Не хочу!»
Внимание и внимательность.
Средства массовой информации в жизни ребенка и его семьи.
Книга в жизни семьи и ребенка.
Праздники в доме. Какими им быть?
Компьютер - друг или враг моему ребенку?
Взаимоотношения родителей с младшими и старшими детьми в семье.
Утомляемость ребенка. Как с ней бороться?
Взаимоотношения детей с друзьями и приятелями.
Как воспитать в ребенке ответственность за свои слова и поступки?
Права и обязанности ребенка в семье.
Здоровье ребенка - основа успешности в учении.
Спорт в жизни ребенка.
Как научить ребенка выполнять домашнее задание самостоятельно?
Если ребенок успевает слабо…
Конфликты в семье и искусство их преодоления.
Страхи ребенка. Что за этим стоит?
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
Не торопите. Умение рассчитать время ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
Прощаясь, пожелайте ребенку удачи, подбодрите, скажите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его, ведь это займет немного времени.
Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
После школы не торопите ребенка садиться за уроки, необходимо 2-3 часа для восстановления сил, а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.
Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки».
Во время приготовления уроков не стойте над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся не выполнимыми, не зависимыми от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние дела, телевизионные передачи, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8-летнему ребенку) очень любят послушать сказку перед сном, песенку и ласку. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т. п. Завтра новый день. И мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. =)