Открытый урок по письму Звонкие и глухие парные согласные на конце слова
Технологическая карта урока письма для 4 класса
по теме «Звонкие и глухие парные согласные
на конце слова»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цель: создание условий для применения знаний умений и навыков при написании слов со звонкими и глухими парными согласными.
Задачи:
совершенствовать навык грамотного письма слов со звонкими и глухими парными согласными на конце слова ;развивать устную речь на основе проговаривания алгоритма проверки и орфографическую зоркость на основе выполнения практических упражнений;
воспитывать положительную мотивацию к уроку письма через применение инновационных приемов;
воспитывать коммуникативную культуру учащихся на уроке: правильное, вежливое обращение друг к другу, учителю, адекватная самооценка;
Оборудование: карточки, компьютер, поисковые карты, кроссворд.
Технологии: здоровьесберегающая, развития критического мышления, ИКТ.
Методы и приемы: метод педагогической поддержки, приемы развития критического мышления (« Верите ли вы?».
Основные этапы урока
Цели этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Умения, формируемые у учащихся
1.Организационный
момент
- создание атмосферы доверия, положительного психологического климата, сплочения детей, настроя на работу;
Приветствие.
Вот и прозвенел звонок
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
Упражнение приветствие «Радостная встреча».
Приветствуют учителя.
Тихо звучит музыка, дети стоят в кругу. Приветствуют друг друга передавая свечу по кругу. Каждый ученик улыбается своему соседу, называет его по имени и говорит «Я очень рад видеть тебя сегодня!» Регулятивные: умение включаться в урок;
ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности.
2.Проверка домашнего задания.
- развитие навыков самоконтроля при выполнении домашнего задания. Над каким заданием вы работали дома? (Упр.34 стр 67)
(Запишите названия предметов. Проверь звонкие и глухие согласные в этих словах.)
Прочитайте по одной паре слов по цепочке.
Дети отвечают на вопрос учителя и проговаривают задание к упражнению.
Дети по цепочке читают записанные названия предметов и подобранные к ним проверочные слова и выделяют парные согласные при написании слов. Учебно-коммуникативные: умение анализировать и оценивать.
3. Введение в тему
- актуализация знаний учащихся;
- развитие мыслительной деятельности (критического мышления)
Предложить учащимся тест «Верны ли утверждения»
утверждение да нет
Верно ли что эти буквы парные согласные: д-т, ж-ш, з-с,б-п, в-ф, г-к. Верно ли, что для проверки парного согласного на конце слова надо подобрать проверочное слово? Верно ли, что данные буквы: т, ф, к, ш, с, п - являются звонкими согласными? Считаете ли вы, что данные слова: снек, зуп, грат, грип, тетрать написаны верно? Анализ работ. Организация обсуждения. Выполнение теста.
Взаимопроверка ответов. Учебно-коммуникативные: умение анализировать и оценивать.
4. Обобщение и закрепление знаний учащихся.
Развитие фонематического слуха на основе упражнений на слуховое восприятие.
Сегодня на уроке мы будем продолжать развивать ваши умения и навыки в написании слов со звонкими и глухими согласными на конце слов.
I Я подготовила для вас задания:
«Доскажи словечко».
-Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется..( глаз).
-Все перетрут, терпение и ..(труд).
-На носу зверь носит рог
А зовется…(носорог).
-Как прекрасно все вокруг, если рядом лучший… (друг)
- А теперь повторим правило о написании звонких и глухих согласных. Я начинаю, а вы заканчиваете:
-Парные согласные-
Самые опасные.
Парный в слове проверяй…
Рядом (гласный подставляй).
II Пальчиковая гимнастика:
Упражнение «Ножницы»
«Коготки»
«Замок»
III Минутка чистописания:
Выпиши парные согласные из предложенного ряда букв: й ц у к е н г ш щ з х ъ э ж д л т в ы я ф и ь с б ю п
IV Выполни задание: спиши, проверь парные согласные, используя при проверке отрицание нет.
Например – сугроб – нет сугроба.
Сне (г, к) стол (б, п) овра (г, к) ястре (б, п) Яко (в, ф) гри (б, п) Оста (п, б) пиро (г, к) клю (в, ф) шка (в, ф) утю (г, к) бере (г,к).
V. Работа по учебнику.
Упр.28.стр.64.
Прочитай предложения. Замени картинки словами.
Объясни, как ты напишешь названия картинок.
Запиши предложения по образцу. В скобках напиши проверочное слово.
Дети заканчивают начатую фразу подходящим словом и выделяют на слух какой звук они слышат и дают объяснение проверки этого звука.
Повторяют правило вслух.
Разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обоих рук вместе.
Сильное полусгибание и разгибание пальцев.
Пальцы переплетены, ладони сжаты: сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя «замка».
Дети выделяют и записывают звонкие и глухие согласные парами.
Дети выполняют задания по образцу.
Дети работают по учебнику. Учебно - организационные: умение организовывать собственную учебную деятельность (определять цель, осуществлять действия и оценивать результат).
Познавательные: устанавливать причинно - следственные связи;
Ритмическая физминутка (с использованием компьютерных технологий и офтольмологического тренажера)
снятие физического и зрительного напряжения Под музыку и звуковую инструкцию дети выполняют упражнения.
По световому сигналу тренажера дети реагируют глазами вверх, вниз, влево, вправо. Личностные:
установка на здоровый образ жизни
5. Закрепление.
1.Работа по поисковым картам. Самостоятельная работа.
По поисковой карте дети находят названные учителем координаты (например А1) и выписывают из предложенных слов, только те слова, в которых на конце слова есть парные звонкие и глухие согласные.
Дети отгадывают слова, подбирают проверочное слово и записывают.
Общеучебные умения и навыки:
- умение ориентироваться в задании и находить правильный ответ.
Общеучебные умения и навыки:
- умение ориентироваться в задании,
1 2 3 4 А Урок
Дуб
соль Мороз
Волк
порог Глаз
Барабан
Тень Хлеб
Стол
язык Б Ребята
Снег
тетрадь Утюг
Пенал
заяц Флаг
Глеб
тулуп Кулак
Уж
диван В Автобус
Ястреб
сахар Парус
Гараж
обувь Пиро
Жир
Борисг Круг
Багаж
стул Г Берег
Горох
стакан Носорог
Яков
шип Чайник
Отец
жираф Суп
Молоко
дверь 2.Кроссворд (устно)
Перед вами кроссворд. Чтобы его заполнить, надо отгадать загадки. Каждая отгадка должна заканчиваться на парный согласный звук, поэтому, прежде чем записать слово, его надо проверить.
1
2 3 4 5 6
Под берёзой иль под ёлкой
Бродит кто-то весь в иголках.
Берегитесь ночью, мыши!
Он всё видит, он всё слышит. (Ёж - ежи).
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук - жуки).
Ход подземный строит ловко,
Роет спальню и кладовку. (Крот - кроты).
Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный,
Только этот кран живой
С настоящей головой. (Жираф - жирафы).
Когда он в клетке, он приятен,
На шкуре много черных пятен,
Он хищный зверь, хотя немножко
Как тигр и лев похож на кошку. (Гепард - гепарды).
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь - медведи).
7.Домашнее задание. Упр. 32 стр. 66. Прочитай слова. Скажи, в каких словах есть звонкие или глухие согласные, которые надо проверять. Запиши слова. Подбери проверочные и запиши по образцу. Дети находят задание по учебнику, слушают объяснения учителя. Общеучебные умения и навыки:
- умение ориентироваться в задании,
8.Итог урока
Рефлексия Представление плана-помощника для проведения рефлексии (раздаю учащимся)
Готовность к уроку
Выполнение теста.
Практическая работа.
Отметка Оценивают свою работу, опираясь на предложенный план.
Выставляют оценки Личностные: адекватная самооценка, взаимооценивание