Детский исследовательский проект по теме «Проращивание семян»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61»









Детский исследовательский проект

по теме «Проращивание семян»










Автор работы:
Шведова Елизавета
Ученик 2 «Б» класса
МОУ «СОШ №61»
Ленинского района
г.Саратова










2014 г


Исследовательская работа 2 класс
Исследовательская работа по теме: «Проращивание семян» Подготовила: ученица 2 «Б» класса Шведова Елизавета;
Руководитель: учитель начальных классов Чепрасова С.В.
Оглавление:
Цель и задача.
Что такое семена?
План исследования.
Исследование по теме работы.
Литература.
Цель: выяснить влияние температуры, влажности, наличия воздуха, питательных веществ на прорастание семян.
Задачи:
исследовать влияние температуры, влажности, воздуха, питательных веществ на прорастание семян;
провести наблюдение, эксперимент по теме: «Проращивание семян».
План исследования:
Изучение литературы по теме.
Использование компьютера для получения дополнительной информации.
Изучение понятия «семена».
Проведение экспериментов.
Наблюдение за ходом эксперимента и фиксирование результатов.
Формирование выводов по результатам наблюдения.
Анкетирование. Результаты исследования.





















Что такое семена?
Семена – это зародыш будущего растения с запасом питательных веществ и надежной защитной оболочкой – семенной кожурой. Когда тепла и влаги оказывается достаточно, семя прорастает и появляется новое растение.
Распространяются семена различными способами. Некоторые семена, например, репейника, могут переноситься человеком, прицепившись к одежде. У части семян имеются крылья, и они переносятся ветром (вяз, ясень, клен), из-за этого их называют «крылатки». Есть семена, которые выстреливаются родительским растением! Например, так происходит с семенами бешенного огурца, гороха, недотроги. Кокосовые орехи – плоды кокосовой пальмы – могут долго плавать по морю и прорасти на каком – то острове за тысячу километров от материнского растения.
Какие условия необходимы, чтобы семена начали прорастать? Возьмем три стакана и положим на дно каждого по 1015 семян гороха. Один стакан оставим сухим, второй заполним водой до краев, а в третий нальем воды столько, чтобы она смачивала семена, но не покрывала их полностью. Накроем стаканы. Через 45 дней проверим результаты. В первом стакане семена остались без изменений, во втором набухли, но не проросли, в третьем не только набухли, но и проросли. Результаты показывают, что семена легко впитывают воду и набухают, увеличиваясь в объеме. Однако, если воздух не имеет доступа к семенам, то они хотя и набухают, но не прорастают. Семена проросли только в третьем стакане, где к ним был доступ воды и воздуха. Следовательно, для прорастания семян необходимы влага и воздух.
Помимо влаги и кислорода на прорастание семян влияют температурные условия. В этом легко убедиться. Возьмем два стакана. На дно каждого положим по 1015 семян фасоли и нальем столько воды, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Накроем стаканы стеклом. Один стакан оставим в комнате при температуре 1819°С, а другой выставим в холодильник, где температура не выше 34°С. Через 45 дней, проверив результаты, мы увидим, что семена проросли только в том стакане, который стоял в комнате. Следовательно, для прорастания семян необходима определенная температура.
А на какую глубину надо заделывать семена в почву? Глубина заделки зависит от размеров семян. Чем семена крупнее, тем их сеют глубже. У крупных семян больше запасных веществ и их хватает для развития и роста проростков, пока они пробиваются с большой глубины. Проведем следующий эксперимент: посадим одно семя грецкого ореха на 5 см в почву, а другое на 9 см. Первое прорастет через 3 недели, второе через 5 недель.
Для роста, особенно на самых первых этапах, проростки используют вещества, запасенные в семенах. Если хотя бы частично удалить эти вещества, например, отрезать одну семядолю у фасоли, проростки растут плохо и могут погибнуть. Чем крупнее семена, тем больше в них запасных веществ и тем лучше растут проростки. Из крупных семян развиваются более мощные растения, которые дают больший урожай. В этом легко убедиться. В один стакан положим несколько целых семян фасоли, в другой половину, в третью – четверть. Нальем столько воды, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Накроем стаканы стеклом. Оставим при комнатной температуре на окне. Через 4 – 5 дней проверим результаты: проросток появился только в первом стакане.
ВЫВОДЫ: Наиболее важными для прорастания семян являются следующие условия: температура, влажность, наличия воздуха, питательных веществ. Причем соотношение этих факторов для каждого вида семян разное. Так семена пшеницы и ржи прорастают при температуре 12°С, и воды им для прорастания необходимо вдвое меньше, чем для фасоли и гороха.

Анкета «Подготовка семян к посеву?»
Если ли у Вас приусадебный участок?
Сажаете ли Вы на нём что-либо?
Где берутся семена для посева?
Собираете ли Вы семена после уборки урожая?
Ухаживаете ли вы за семенами? Как?
Проводите ли Вы сортировку семян?
Готовите ли вы семена к посеву?

Результаты анкеты, проведённой во 2 Б классе и во дворе дома:
Опрошено – 50 человек
32 человека ответили, что имеют участок, 18 человек не имеют.
Собирают семена после уборки урожая – 23 человека, остальные покупают семена.
Все те, кто купил и собрал со своего участка семена, за ними ухаживают, сортируют семена для посева.
Не у всех купленных семян хорошая всхожесть, семена могут не прорасти и не дать хорошего урожая.
Проращивают семена - 32 человека (так лучше всходят семена)
Стихи про семена
(автор С.Ранджелович)

- Это с носиком пушинки,
Это горсточка зерна.
Тут горошек, там крупинки.
Что же это?
- Семена.

- А зачем мы их набрали?
Не красивы, не вкусны
Только место занимают!
- Подождём-ка до весны

Вот из этой вот пушинки
Тёплой раннею весной
Вырастает одуванчик -
Мягкий шарик золотой.

Из смешных сухих крючочков -
Рыженькие ноготки.
Из крупинок круглых маки,
А из зёрен колоски.

Кто-то раньше, кто-то позже -
Каждый точно прорастёт.
В землю, вниз протянет корень,
Листья к солнцу, вверх, вперёд!
Литература:
Большая энциклопедия школьника, Москва, 2012 г.
Энциклопедия эрудита, Москва, 2012 г.





15