Выступление на районной научно-практической конференция учителей Гиперактивный ребёнок
Разработку составила психолог МОУ Листвянской СОШДолгушина Л.А.2011 год Районная научная конференция педагогов и психологов Гиперактивные дети- «очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей»М.Роттер «Помощь трудным детям» “Активный” – от латинского “aktivus” (деятельный, действенный). “Гипер”- от греческого “Hyper”- над, сверху - указывает на превышение нормы. “Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.” (Психологический словарь, 1997, с. 72) “Трудных”, неуправляемых детей год от года становится все больше. Одним из самых распространенных поведенческих расстройств за последнее время стал синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). За рубежом это поведенческое расстройство регистрируется у многих детей школьного возраста – до 20%. В России этот показатель составляет от 21% до 25%. Мальчики подвержены этому заболеванию, по меньшей мере, в 4 раза чаще, чем девочки. Портрет гиперактивного ребенка Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. А ноги? У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно перечесть, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из предыдущего опыта. У такого малыша инстинкта самосохранения как будто совсем нет. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы, так, где баловство, проказы. Такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная. Малыш не знает, что такое расслабление, успокаивается, только когда спит. Но днем его не уложишь, спит лишь ночью, но очень беспокойно. В общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается родителей. Родителям гиперактивных детей приходится несладко с самого рождения малыша. С самого начала он плохо, мало и очень беспокойно спит, рано отказывается от дневного сна. С таким малышом постоянно приходится быть рядом, следить за каждым его движением. В семье эти дети обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример. Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка них нередко отмечается деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения (М.Раттер, 1987).При неблагоприятном взаимодействии с гиперактивным ребенком, нарушения становятся долговременными и могут проявляться вплоть до позднего подросткового периода. У таких подростков повышается степень риска развития антисоциального и агрессивного поведения, более серьезного употребления алкоголя и наркотиков, беспокойства, более частой смены мест работы, супружеских проблем, а также повышенной опасности суицида. Поэтому очень важно как можно раньше диагностировать гиперактивность ребенка и проводить необходимый ряд мероприятий. Причины гиперактивности Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:-- генетические (наследственная предрасположенность);-- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);-- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания). Диагностические критерии сдвг для дошкольников 1. При невнимании:– имеет незаконченные проекты;– отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);– слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);– часто теряет вещи;– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;– часто бывает забывчив.2. Сверхактивность:– ерзает, не может усидеть на месте;– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);– мало спит, даже в младенчестве;– находится в постоянном движении (с «мотором»);– очень говорлив.3. Импульсивность: – отвечает до того, как его спросят;– не способен дождаться своей очереди;– часто вмешивается, прерывает;– резкие смены настроения;– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);– не подчиняется правилам (поведения, игры);– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста Диагностические критерии сдвг Измерение Признак 1. Нарушения внимания. 1.ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из – за невнимательности.2. ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.3. легко отвлекается на посторонние стимулы.4. не может до конца закончить поставленную задачу.5. слушает, но, кажется, не слышит.6. избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.7. плохо организован.8. часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки). 9. забывчив. Диагностические критерии сдвг Измерение Признак 2. Гиперактивность/импульсивность гиперактивность: 1. ребенок суетлив.2. не способен усидеть на одном месте.3. много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте).4. не может тихо, спокойно играть или заниматься чем – либо на досуге.5. всегда нацелен на движение, ведет себя как “perpetuum mobile”.6. болтлив.импульсивность: 7. часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.8. с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.9. в разговоре часто прерывает, мешает (пристает) окружающим. для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (присутствия 6 и более признаков из 1 измерения) и при частичном соответствии критериям гиперактивности и импульсивности используется диагностическая формулировка “синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания”.При наличии повышенной реактивности и импульсивности (т.е. 6 и более признаков из 2 измерения) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания используется диагностическая формулировка “синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности”.В случае полного соответствия одновременно всем перечисленным в таблице критериям -форма сдвг”. Симптомы расстройства При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны: 1) появиться до 8 лет; 2) наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребенка (в школе и дома);3) не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и др. каких – либо нервно – психических расстройствах; 4) должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию. Алгоритм комплексной диагностики гиперактивности: наблюдение за ребенком. данные анамнеза. анкетирование родителей. анкетирование педагогов. анализ успеваемости. беседа с психоневрологом (с психиатром), наблюдающим данного ребенка. опросник для учителя (в 1 классе) по психологической адаптации ребенка в школе. беседа с логопедом, работающим с данным ребенком. диагностика познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, работоспособности). диагностика подвижности нервной системы. углубленная диагностика внимания. Диагностика познавательных процессов Для диагностики познавательных процессов используются стандартные широко распространенные методики. Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы (Психогигиена детей и подростков, 1985). Углубленное исследование внимания при углубленном исследовании внимания возможно использование следующих тестов:“корректурная проба” (концентрация, работоспособность, объем внимания). “тест переплетенных линий” (устойчивость внимания) “запомни и расставь точки” (объем внимания) “определение эффективности внимания” (А.А.Осипова “Диагностика и коррекция внимания”). “оценка уровня развития произвольного внимания” (см. там же) “графический диктант” (выяснение наиболее типичных причин, приводящих к трудностям в начальном обучении, проверка умения слушать и выполнять указания взрослого, способности работать в коллективе). “треугольники” (определение переключаемости произвольного внимания. см. А.А. Осипова “Диагностика и коррекция внимания”). Организация работы с гиперактивными детьми Диагноз «гиперактивность» ставит детский психоневролог, у некоторых детей он отмечен в медицинской карте. Психолог и педагог в самом начале своей работы с таким ребенком дают рекомендации его родителям. Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности, то педагог и другие сотрудники образовательного учреждения (психолог, медицинские работники, музыкальный руководитель) ведут за ним целенаправленное наблюдение.Затем педагог (или психолог) может в тактичной форме порекомендовать родителям ребенка обратиться к детскому психоневрологу. СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА 01. Каковы особенности протекания беременности и родов у матери?02. Каковы особенности раннего развития ребенка?03. Является ли ребенок правшой или левшой?04. Есть ли в семье родственники, склонные к депрессиям, к алкоголизму, к употреблению наркотиков?05. Какова амплитуда настроений ребенка?06. Трудно ли ребенку приступить к занятиям?07. Характерны ли для него нервные движения (раскачивание ногой и др.)?08. Нет ли склонности принижать свои успехи?09. Трудно ли доводить до конца начатое?10. Трудно ли справляться с гневом?11. Легко ли отвлечь от выполнения задания?12. Нет ли привычки «перепрыгивать» с одной программы TV на другую?13. Умеет ли следовать указаниям взрослых?14. Легко ли приходит в состояние гнева?15. Когда слушает, заняты ли его руки (играет в машинки, чертит линии)?16. Часто ли проявляется агрессия? Какая чаще: вербальная, невербальная?17. Имеет ли привычку лгать?18. Учится ниже своих способностей?19. Является ли чрезмерно экспрессивным?20. Характерна ли низкая переносимость огорчений?21. Умеет ли планировать последствия своего поведения?22. Каков уровень самооценки?23. Каков уровень развития мелкой моторики?24. Насколько хорошо развита координация движений?25. Страдает ли нарушением сна?26. Не является ли аллергиком?27. Страдал ли кто-либо из членов семьи дефицитом внимания? СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА 28. Трудно ли ему выслушать до конца сказку (рассказ, историю), которую читает взрослый?29. Часто ли нарушает правила?30. Часто ли проявляет беспокойство?31. Характерна ли роль «клоуна» в группе?32. Является ли полной семья?33. Не было ли в семье усыновлений?34. Есть ли в семье другие дети? Старшие? Младшие?35. Какова очередность рождения данного ребенка в семье?36. Трудно ли ему хранить секреты?37. Нравится ли, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?38. Часто ли приходит в ярость?39. Склонен ли к депрессиям?40. Часто ли отказывается выполнять требования, просьбы?41. Подчиняется ли правилам, инструкциям?42. Трудно ли ему дожидаться своей очереди в игре, на занятиях?43. Способен ли длительное время ждать вознаграждения?44. Часто ли является инициатором конфликтных ситуаций?45. Случается ли, что ребенок задевает, роняет вещи?46. Есть ли в семье другие гиперактивные члены?47. Как реагирует на замечания взрослых?48. Часто ли ребенку делают замечания дома, на прогулке?49. Теряет ли ребенок свои вещи? Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку. а) проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании. б) следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом.в) старайтесь, по возможности держать свои эмоции в охлажденном состоянии, укрепляя нервы для того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы. г) в своих отношениях с ребенком старайтесь придерживаться “позитивной модели”. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.д) не давайте ребенку категорических указаний. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Чаще говорите “да”, избегайте слов “нет”, “нельзя”, “прекрати”. е) стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии. ж) избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям. з) реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.). и) не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинение за проступок. к) помните! ваше спокойствие – лучший пример для ребенка. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. 2. изменение психологического микроклимата в семье. а) уделяйте ребенку достаточно внимания. б) проводите досуг всей семьей.в) не допускайте ссор в присутствии ребенка. . Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. 3. организация режима дня и места для занятий. а) установите очень четкое расписание повседневных дел. Составьте распорядок дня, в котором определите время утреннего подъема, часы для еды, игры и т.д. Следуя этому расписанию, проявляйте гибкость и упорство, т.к. ребенок все равно будет его нарушать. б) постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть, которая будет собственной, особой территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в оформлении этой комнаты. Поставьте рабочий стол так, чтобы ребенок видел перед собой гладкую пустую стену, на которой ничто его не отвлекает. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок. в) учите ребенка выполнять новые или сложные задания, используя для этого сочетание практических действий с коротким, ясным объяснением в спокойном тоне. Повторяйте эти уроки. Проявляйте терпение, т.к. для закрепления различных навыков и умений ребенку с повышенной активностью требуется больше времени, чем для здоровых детей.г) предлагайте ребенку не больше одного дела одновременно. д) избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие. е) оберегайте ребенка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора или у компьютера. ж) старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. 4. специальная поведенческая программа. а) придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему вознаграждения. заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе.б) не прибегайте к физическому наказанию. ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. в) определите для ребенка круг обязанностей, которые имеют существенное значение для его развития. Задания должны быть в пределах его возможностей, а исполнение обязанностей следует держать под постоянным наблюдением и контролем. г) воспитывайте в ребенке навыки самоуправления гневом и агрессией. развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что – то сделать, пусть посчитает от 1 до 10. д) старайтесь расшифровать сигналы, предупреждающие возможности взрыва в поведении ребенка. спокойно вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей. Постарайтесь отвлечь его и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию. е) ограничивайте число товарищей по играм одним, самое большое двумя детьми одновременно. Лучше всего приглашать детей к себе в дом, т.к. здесь вы можете обеспечить контроль за ситуацией. ж) не нужно принуждать таких детей читать, писать, заниматься раскрасками. Имеется в виду – прямо заставлять. А вот создавать косвенные условия для такой деятельности важно. з) если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2 – 3 основным. и) давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег и т.д. но не переутомляйте его. к) воспитывайте у ребенка интерес к какому – нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умным и компетентным в какой – либо области. л) помните, вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными. Для гиперактивных детей наиболее действенными будут средства убеждения “через тело”: лишение удовольствия, лакомства, привилегий; запрет на приятную деятельность (телефонные разговоры…); прием “выключенного времени” (досрочное отправление в постель…); внеочередное дежурство по кухне и т.д. м) Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо эмоциональное подкрепление, знаки “принятия”. н) помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивности и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни. Шпаргалка для родителей · Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребенка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция).· Если врач- невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.· Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.· Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т.д.).· Вокруг ребенка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.· Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.· С таким ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.· Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывает, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребенка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т.к. переутомление ведет к ухудшению поведения, к капризам.· Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, прием пищи в одно и тоже время и т.д. Друзей не должно быть слишком много.· Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.· Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.· Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» – неправильно, ребенок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребенку в глаза.· Не заставляйте ребенка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал.· Приобщайте ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от вьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту.· Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.· Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребенка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.· Повремените с оформлением такого ребенка в детский сад.· Гасите конфликт, в котором замешан Ваш ребенок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.· Гиперактивный ребенок - особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причем в любви безусловной, когда ребенка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть!· Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Влияние нарушений поведения гиперактивных детей Основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых прежде всего относятся: слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми. . 1 Низкая успеваемость- типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых Влияние нарушений поведения гиперактивных детей 2. Нарушения поведения гиперактивных детей не только влияют на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми.В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка. 1. изменение окружения.а) изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. б) работу с гиперактивными детьми стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски. Оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду. в) измените режим урока с включением физкультминуток и релаксации. г) направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздаст тетради и т.д. д) желательно работать с ребенком в начале дня, а не вечером. е) необходимо делить работу на более короткие, но более частые периоды. ж) используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). з) в классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). и) оставайтесь спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества! Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка. 2. создание положительной мотивации на успех. а) введите знаковую систему оценивания. хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием. б) расписание уроков должно быть постоянным, т.к. дети с синдромом часто забывают его. в) избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с сдвг. г) вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте развивающих, творческих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. д) на определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы е) создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.ж) стройте процесс обучения на положительных эмоциях. з) помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его! Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка. 3. коррекция негативных форм поведения. а) обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения. б) регулируйте его взаимоотношения содноклассниками.4. регулирование ожиданий. а) объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят, не так быстро, как хотелось бы. б) объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения. Как играть с гиперактивными детьми Учитывая особенности детей, включать их в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания. Игры Игра «Давайте поздороваемся» Ведущий обучает участников этой игре, для того чтобы они могли ее применять в работе со своими воспитанниками.Эта игра дает возможность подвижному ребенку почувствовать свое тело и снять мышечное напряжение. Смена партнеров помогает преодолевать отчужденность.Содержание игры Дети по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:один хлопок — здороваемся за руку,два хлопка — здороваемся плечиками,три хлопка — здороваемся спинками.Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры. Игры “Разговор с руками” (Шевцова И.В.)Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина “Расставь посты” (Чистякова М.И., 1990)Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно. Сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка. В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Кроме того, взрослый может следовать за интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в данный момент, что притягивает его интерес. Например, если ребенок подходит к окну, взрослый делает это вместе с ним и пытается определить, на каком предмете остановился взгляд ребенка, и старается удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали предмета. Заключение Работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей.Последовательное и спокойное приучение ребенка к внимательной работе, к сдерживанию своих импульсивных желаний и реакций является основной лечебно-воспитательной задачей, которая в конечном итоге приведет к успеху. Литература И.В.Дубровина «Психокоррекционная работа с детьми» М.»Академия»,2001Р.В. Овчарова «Практическая психология в начальной школе» ООО «ТЦ Сфера».1996В.А.Родионов «Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе»Ярославль «Академия развития». 2001А.А. Осипова «Диагностика и коррекция внимания»М. «Творческий центр. 2001Н.В.Клюева «Психолог и семья» Ярославль «Академия развития». 2001В.Самоукина «Игры в школе и дома» М. 1995С.А. Шмаков «Игры-шутки, игры-минутки». М.1996С.А.Шмаков «От игры к сомовоспитанию» М.1971В. Оклендер «Окна в мир ребенка» (М., 1997); Ю.С. Шевченко «Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом» (М., 1997).А.О.Дробинская «Школьные трудности «нестандартных» детей.М.2001А.С.Чернышёв «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций». М.2001Серия «Популярное пособие для родителей и педагогов:-Развитие памяти детей-Развитие внимания детей-Учим детей общению. Спасибо за внимание !