Классный час Дорожите именем своим
Методическая разработка классного часа
ТЕМА: Дорожите именем своим
КЛАСС: 1
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:
УЧИТЕЛЬ: Белякова А.Н.
ЦЕЛИ:
- познакомить с историей возникновения имен и их многообразием;
- развивать устную речь, мышление детей;
- воспитывать интерес к истории своего имени, именам своих близких, способствовать объединению детей и их родителей на основе общего интереса и общей деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: телевизор, компьютер, таблица, ромашка имен, папки-портфолио.
Ход классного часа.
1.Организационный момент.
У. – Здравствуйте уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем классном часе.
2.Активизация.
Игровая ситуация.
У.- Мальчик сядь прямо, посмотрите на меня. А ты мальчик закрой дверь. Девочка не разговаривай. Женщина, вам неудобно.
У.-А почему такое недоумение на ваших лицах? Вы не понимаете, к кому я обращаюсь. А почему вы не понимаете?
( ответы детей)
3. Основная часть.
Беседа – диалог.
У.-Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени?
Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но имя человека возникло неслучайно. Прошли века, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени. Имя дается человеку при рождении и сопровождает его всю жизнь.
Интересно, а вы знаете, как произошло ваше имя? Откуда оно появилось? Что может обозначать?
( ответы детей)
У.- А кто считает, что ваше имя русского происхождения. Поднимите руки.
У.- А знаете ли вы, что никто здесь из присутствующих не имеет имени древнерусского происхождения.
У.-Только один человек в нашем классе носит старинное славянское имя.
Я составила таблицу происхождения наших имен.
( обратить внимание детей на экран телевизора )
У.- Как вы видите, в основном, наши имена древнего греческого происхождения, и только имя Ярослав имеет старославянское происхождение. Его имя обозначает – яркая слава.
Историческая справка.
У.- История русских имен была тесно связана с историей народа и его языком. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода.
В одних случаях человеку давали имя по каким-то внешним признакам.
БЕЛМАЛКОСОЙРЯБОЙКУДРЯШЧЕРНЫШМИЛАВАНЕКРАСАЧЕРНУХАКРАСАВА
В других случаях имя давалось по черте характера человека.
ХРАБРДОБРБУЯНДОБРЫНЯМОЛЧАНУМНИКНЕСМЕЯНАДОСАДАДОБРАВА
Иногда имя давали по роду занятий.
КОЖЕМЯКАСЕЛЯНИНБРАЖНИК
Часто ребенка называли по положению в семьи.
ПЕРВЫЙВТОРЫЙДРУГАНТРЕТЬЯКЖДАННЕЧАЙМЕНЬШАКНЕЖДАНАНЕУПОКОЙ
У наших предков были имена:
ВОЛКГУСЬЗИМАЛЕБЕДЬБЫКСОЛОВЕЙБЕДАМАЛИНА
Интересно то, что имя человеку могли дать и в детстве, и в зрелом возрасте.
У.- Почти все имена мы с вами можем объяснить. Давайте попробуем.
Например: Мал, Кудряш, Храбр, Ждан. Ну а кто не знает героиню русской народной сказки царевну Несмеяну.
У.- Не кажется ли вам, что многие имена похожи на клички?
( ответы детей)
У.-В Древней Руси до 10 века никакой разницы между именем и прозвищем не было. Выбор имени в те далекие имена зависел от желания отца и матери.
Игровая ситуация.
У.- Вы поняли как называли своих детей древние русичи. Давайте попробуем придумать себе древнее русское имя и объяснить свой выбор.
Я начну первая. Мое имя будет Старшая. А знаете почему? У меня есть три сестры. Я самая старшая. Поэтому и Старшая. А теперь попробуйте вы.
( ответы детей )
4.Выступление родителей.
У.- Уважаемые родители пришел и ваш черед принять участие в нашей беседе. Мы хотели бы знать, а как вы выбирали имя своему ребенку? Почему выбрали именно это имя? Может быть вы расскажете нам, почему вас так назвали?
( рассказы родителей)
5.Практическая работа.
У.- У вас на партах лежат ромашки.
Задание: на лепестках ромашки напишите варианты своего имени. Вас ведь можно называть по-разному. Как вас называют мамы, папы, бабушки, дедушки, друзья. Кто напишет больше всех имен, тот и победитель.
6.Словарная работа.
У.- В нашем классе есть дети, которые носят одинаковые имена. Это Соня, Кирилл, Илья. Я прошу выйти их к доске.
У.- Вы не знаете, случайно, как вас еще называют? Вас называют тезками.
Тезки – это люди, которые носят одинаковые имена. При встрече они могут называть друг друга тезками. Попробуйте поздороваться, не называя имен.
У.- поблагодарим ребят. Садитесь на свои места.
7.Итог классного часа.
У.- Наше занятие подходит к концу. Что нового вы узнали сегодня?
8.Поисковое задание.
У.- Продолжите работу по оформлению портфолио. Я предлагаю узнать историю своего имени и собранный материал вложить в папки.
Изучение истории семьи
через изучение семейной родословной
В России традиция составлять родословные существует испокон веков. В русской истории трудно найти личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. А если это и случалось, то тут же наиболее совестливые взывали к почтению, стыдили, одергивали.
Сегодня Проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений; мало общаются не только дальние, но и близкие родственники.
Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки, дедушки, дяди, тети. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Работа по изучению истории семьи решает самые разные задачи:
*содействие объединению детей, их родителей, старшего поколения;
*формирование умений и навыков в изучении своей родословной, сохранение в семейном архиве наиболее ценных и значимых для следующих поколений материалов;
*способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает ее культурный уровень;
*формирует коммуникативные умения детей, записывать рассказы родственников, правильно беседовать, задавать вопросы, работать со словарями, документами, письмами, фотографиями.
Работа по изучению истории своей семьи рассчитана на 4 года обучения детей в начальной школе и может быть продолжена в среднем звене. Занятия можно проводить один-два раза в месяц в виде классных часов. Остальное время дети вместе с родителями заняты поисковой работой.
В процессе работы дети:
- знакомятся с понятиями: генеалогия, родословная, поколение, потомок, предок, ономастика;
- узнают историю возникновения имен, фамилий, степень родства в семье;
- составляют «ленту времени своей жизни», родословное древо;
- узнают о профессии своих предков, семейных увлечениях и традициях.
Как было сказано ранее изучение истории семьи можно начать с первого класса. В принцип работы с первоклассниками должн быть заложен девиз: ИЗУЧАЙ МЕДЛЕННО.
Что может учащийся первого класс? Конечно же немного. Огромную помощь детям должны оказать в таком случае родители и ближайшие родственники.
Примерная тематика классных часов в 1 классе.
1.Моя родословная.
2.Кто я? Где я живу?
3.Дорожите именем своим.
4.Моя фамилия.
5.Лента времени моей жизни.
6.Мой папа. Мое отчество.
7.Моя мамам.
8.Профессии моих родителей.
15