Игра Что? Где? Когда? среди 6-х классов



"Математическая игра
« Что? Где? Когда?»

Внеклассное мероприятие по математике










Старковская Светлана Николаевна- учитель математики
Санкт-Петербург
2016 год

В празднике участвуют команды 6 классов по 5 человек от каждого класса. Жюри состоит из старшеклассников. Команды сидят за отдельными столиками.
Цели:
Привитие интереса учащихся к математике как элементу общечеловеческой культуры; повышение познавательного интереса, активности учащихся, интеллекта.
Развитие навыков здорового образа жизни через творчество, любознательность, культуру мышления учащихся.
Расширение кругозора учащихся, развитие навыков хорошего поведения в обществе, навыков общения и совместной деятельности.
Средства информационных технологий:
мультимедийный проектор;
интерактивная доска с принтером;
музыкально-спортивная минутка;
Оборудование:
Часы с секундной стрелкой;
Задания командам;
Музыкальное сопровождение, в которых встречаются числа;
Магнитные доски, магниты;
Табло для подсчета баллов;
Столы и стулья для участников команд, для жюри.

Вступление
Ведущий:
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас всех на математической игре « Что? Где? Когда?».
Математики тропинки приглашают всех нас в путь.
И смекалку, и смешинки взять с собою не забудь.
Математика – царица среди множества наук!
Ей не просто научиться, очень сложен этот путь.
Если с нею ты подружишь, знай, что это навсегда.
Математика – наука всем и каждому нужна!
Этапы нашей игры:
Представление команд
Клятва жюри
Разминка
Конкурс на выбывание
Блиц-турнир
Конкурс капитанов
Конкурс болельщиков
Картинки – загадки
Вопросы от жюри
Математический словарь
Юмор и математика
Гонка за лидером
Подведение итогов
Ведущая:
-Сегодня здесь будут звучать самые необычные, самые нелогичные, самые запутанные, словом самые весёлые вопросы.
И пусть на нашем празднике царят
Эрудиция, остроумие и юмор!
Сегодня на нашем конкурсе присутствуют команды 6 А , 6 Б, 6 В и 6 Г классов, жюри, и конечно же болельщики.
Представление команд
Название команды, девиз.
Клятва жюри: Мы члены жюри торжественно клянемся:
- Жюрить честно и беспристрастно, а именно:
- Не заводить любимчиков,
- Не реагировать на мелкий подхалимаж со стороны команды
- Вручить победителям шикарные призы.
Ведущая:

- Итак у нас первый конкурс на выбывание, побеждает та команда, чьи игроки в большем составе смогут ответить на все вопросы ( если игрок отвечает неправильно он выбывает из участия в конкурсе)

Вызываются по 1 человеку от команды. Побеждает тот, кто ответит на большее количество вопросов за 1 минуту. За каждый вопрос – 1 балл.

1 команда
1. Равенство, содержащее неизвестное (уравнение)
2. Отрезок, соединяющий две точки окружности (хорда)
3. Числа, употребляемые при счете (натуральные)
4. Числа, имеющие только два делителя: само себя и 1 (простые)
5. Прибор для построения окружности (циркуль)
6. Равенство двух отношений (пропорция)
7. Число, которое делим (делимое)
8.Фамилия, имя и отчество классного руководителя
9. Периметр квадрата со стороной а (4а)
10. Четыре в квадрате (16)
11. Наименьшее натуральное число (1)
12. Треугольник в Атлантическом океане (Бермудский)
13. Сотая часть числа (процент)
14. Количество вершин у куба (8)
15. Прибор для измерения углов (транспортир)

2 команда
1. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя (правильная)
2. Число, которое вычитаем (вычитаемое)
3. Дробь от числа находится действием (умножения)
4. Площадь квадрата со стороной 4 (16)
5. Числа со знаком «минус» (отрицательные)
6. Числа, отличающиеся только знаком (противоположные)
7. Хорда, проходящая через центр (диаметр)
8. Число 13 EMBED Equation.3 1415 с точностью до сотых (3,14)
9. Формула площади круга (13 EMBED Equation.3 1415)
10. На что похожа половина яблока? (на другую половину)
11. Фамилия, имя и отчество директора школы.
12. Результат умножения (произведение)
13. Число, имеющее более двух делителей (составное)
14. Объем куба с ребром а (13 EMBED Equation.3 1415)
15. Угол, больше прямого, но меньше развернутого (тупой)
3 команда:
результат умножения (произведение)
четырёхугольник, у которого все углы прямые (прямоугольник)
угол, меньше 900 (острый)
произведение 3-х измерений прямоугольного параллелепипеда (объём)
точка пересечения диаметров окружности (центр)
автор слов «Математика - царица наук, а арифметика - царица математики (Гаусс)
числа, не делящиеся на 2 (нечётные)
выражение, содержащее знаки < , > (неравенство)
дробь большая 1 (неправильная)
число, имеющее больше двух делителей (составное)
многоугольник с равными сторонами и углами (правильный)
каким действием находится дробь от числа? (умножением)
основная единица масс (кг)
старинная мера длины (аршин)
имя Ломоносова (Михаил Васильевич)
столетие (век)
в каком месяце бывает 28 дней (в каждом)
отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности (масштаб)
правило, записанное с помощью букв (формула)
что измеряется в каратах (драгоценности).
4 команда:
результат сложения (сумма)
равенство, содержащее неизвестную величину (уравнение)
прямая, ограниченная с одного конца (луч)
мера измерения углов (градус)
Луч, исходящий из вершины угла и делящий его пополам (биссектриса)
инструмент для построения окружности (циркуль)
половина диаметра (радиус)
угол 900 (прямой)
др. греческий учёный (Пифагор, Архимед, Евклид)
частное пути и времени (скорость)
число, при подстановке которого в уравнение получается верное числовое равенство (корень)
система записи чисел, которую мы используем (десятичная)
дробь, меньшая 1 (правильная)
сумма длин сторон (периметр)
60 секунд (минута)
русский математик, первая женщина-академик (Ковалевская)
фигуры, совпадающие при наложении (равные)
период обращения Земли вокруг солнца (год)
чьей нумерацией мы пользуемся (арабской)
автор слов «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (Ломоносов)
Ведущая:
Продолжает нашу игру
Конкурс « блиц-турнир». Каждой команде достается конверт с тремя вопросами. На ответ командам дается 3 минуты. Жюри оценивает скорость и правильность ответов по 5 бальной системе

Пожарных учат одевать штаны за 3 секунды. Вопрос: сколько штанов успеет одеть хорошо обученный пожарный за одну минуту( 60, но это ни к чему т.к. на пожар нужны только одни штаны)
На прямой угол смотрят в лупу, которая увеличивает угол в 2 раза. Сколько градусов содержит угол ( 90 )
Если тихонечко подкрасться к дедушке и папе сзади и внезапно крикнуть « Ура «, то папа подскочит на 18 см. Дедушка. В трудные годы переживший и не такое, подскочит только на 5 см. На сколько сантиметров выше дедушки подскочит папа. (13 )
Два числа 5 и 3 пришли однажды в такое место, где валялось много всяких разностей, они стали искать свою. Найдите разность чисел (2)
Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, а в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву(( 6)
У учеников 3 А класса 56 ушей, а у их учительницы Елены Федоровны на 54 уха меньше. Сколько всего ушей насчитывалось в классе во время урока ( 58)
Если два петуха закричат изо всей силы, человек проснется. Сколько нужно петухов, чтобы проснулось 4 человека (2)
Мряка и Бряка пришли на полянку и стали прыгать. Мряка прыгнула на 7 лыгов, а Бряка на 8 лыгов. Сколько лыгов осталось нераздавленными, если всего на полянке сидели и тихо пели задумчивую песню 39 лыгов( 24)
Длина удава составляет- два слоненка, пять мартышек и 38 попугаев и одно попугайское крылышко. А каким инструментом было бы разумнее измерять длину удава ( линейкой, метром)
Назовите самое крепкое звено легендарного триллера « РЕПКА» (мышь)
Жил – был мальчик Бяка. Его часто ставили в угол. Однажды он задумался, чему равна величина этого угла. Назовите прибор, которым измеряют углы по плоскости ( транспортир)
Несмотря на то, что Баба-Яга, как любая женщина, скрывает свой возраст, стало известно. Что ее возраст выражается наименьшим трехзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько ей лет (102)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА 6 А КЛАССА

«Конкурс капитанов»
Ведущая:
-Кто в школе смог быть капитаном,
Тому открыты все пути:
Владеть он будет океаном,
Воздушным, водным и земным!
Как вы уже догадались, следующий тур – капитанов.
Прошу капитанов на "капитанский мостик".
Кто быстрее ответит на весёлый вопрос.
Капитаны команд отвечают на вопросы:

За задание – 5 баллов
Гуси с юга к нам летели,
На лугу зеленом сели.
Их увидел Елисей:
– Добрый день, вам, сто гусей!
-Нас не сто,- сказал вожак,
Уважаемый гусак
-Сколько ж вас?- он вопрошает.
-Кто сметливый,- отгадает.
Если к нам добавить столько ж
И полстолько, четверть столько,
Да гуся, что сел на стог,
Вот тогда нас будет сто.
Вот скажите-ка, друзья,
Какова была семья?
Ответ: 36 гусей

Ведущая:
- А теперь попросим наших болельщиков каждой из команд помочь вырваться в перед. Я буду задавать вопросы по очереди каждым болельщикам той или иной команды, ваша задача ответить верно и быстро, каждый ответ приносит вашей команде по 1 баллу.

«Конкурс болельщиков»
Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6? (запятую)
Какое число делится на все числа без остатка? (0)
Прямоугольник с равными сторонами. (квадрат)
Дробь, у которой числитель равен знаменателю. (неправильная)
Сколько месяцев в году? (12)
Какой день был 30 февраля? (в феврале не может быть 30 дней)
Формула длины окружности?
У многодетного папы 10 детей. 13 EMBED Equation.3 1415 этих детей – девочки, а 13 EMBED Equation.3 1415- мальчики. Сколько у многодетного папы мальчиков и сколько девочек?
Книга стоит 10 рублей и еще полкниги. Сколько стоит книга? (20 руб)
На березе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько яблок всего?
Ведущая:
- Ну а теперь нам необходимо немного отдохнуть и увидеть музыкальную разминку от 6 Б класса.

Ведущая:
- переходим к следующему конкурсу Картинки- загадки, речь идет о ребусах.

Конкурс на скорость , чем быстрее команда выдвинет свою гипотезу, тем быстрее заработает балл. За каждый правильный ответ – 5 баллов от жюри

1. В первом ребусе зашифрован агрегат способный заставить двигаться и машину и ступу Бабы – Яги ( двигатель)
2. если мы разгадаем второй ребус мы узнаем о некотором отношении величин ( масштаб)
3. В третьем ребусе говориться о том что происходит между некоторыми величинами и частенько бывает между мальчиками и девочками. ( отношения)

Ведущая:
- Дорогие друзья, наше уважаемое жюри тоже приготовило несколько вопросов для команд. Команды будут отвечать по очереди , за каждый правильный ответ добавляем к копилку команды еще 1 балл.

Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (Лучи)
Каковы диагонали квадрата? (Равные)
Ставят в журнале? (Оценки)
Что используют при счёте? (Цифры)
Плюсик без палочки? (Минус)
Неприятная школьная оценка? (Двойка)
Числа, употребляемые при счёте предметов? (Натуральные)
Как называется результат сложения? (Сумма)
Сколько минут в одном часе? (60)
Третий месяц летних каникул? (Август)
Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)
Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км.)
Какую математическую фигуру украшают брильянтами? (Кольцо)
Сумма всех сторон прямоугольника – это? (Периметр)
Высший балл в школе России? (5)
Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка)
Знак сложения? (Плюс)
Школьная оценка между приятной и неприятной? (Три)
Самое маленькое натуральное число? (1)
Как называется результат умножения? (Произведение)
Сколько грамм в 1 килограмме? (1000)
Первый месяц зимы? (Декабрь)
Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
Форма футбольного мяча? (Шар)
Царица математики? (Арифметика)
Ведущая:
- Ну что ж по-моему вопросы у жюри были и логические и математические, и познавательные, и занимательные, но не пора ли нам отдохнуть. Свою музыкальную паузу представляет 6 В класс.
Ведущая:
-Объявляется конкурс « Математический словарь». Все математические слова вспомнить и записать в алфавитном порядке.
Каждая команда получает лист, на котором должна будет записать математические слова, в алфавитном порядке. Желательно, не пропускать слова, записывая их поочерёдно.
За каждое математическое слово – очко. Учитывается и грамотность письма. Команда, выполнившая правильно задание и справившаяся быстрее других, получает дополнительный балл.
Ведущая:
- следующий конкурс понравиться, и командам. и жюри и болельщикам – это конкурс « Юмор и математика» . Я буду задавать вопросы нашим командам, но ответить может любая команда, главное чтобы она быстрее соперников подняла свой жезл. Каждый правильный ответ- это 5 баллов.

Три толстых курицы съедают 3-х мясистых гусениц за 3 минуты. Сколько минут нужно, чтобы 30 куриц склевали 30 гусениц ( если три курицы могут за 3 минуты съесть 3 гусениц, то каждой курице в отдельности на одну гусеницу понадобиться 3 минуты, значит 30 куриц управятся с 30 гусеницами за те же 3 минуты.
Носатики живут в другой галактике. Их деньги отличаются от наших. У них такая система:
1 пого – 2 рубля
1 напут – 4 рубля
1 дуглик – 5 рублей. Носатики побывали и на нашей планете и купили себе сувенир. Сколько рублей они заплатили, если сувенир стоил 2 дуглика. 3 пого и 1 напут. ( 20 рублей)
С борта катера была спущена стальная лестница. Нижние 4 ступеньки погружены в воду. Каждая ступенька имеет толщину 5 см., расстояние между ступеньками 30 см.. Начался прилив, при и котором уровень воды поднялся со скоростью 40 см в час. Сколько ступенек останется под водой через 2 часа ( через 2 часа под водой будут те же 4 ступеньки, потому что во время прилива лестница поднимается вместе с катером)
Защел мужчина в магазин, вышел а на улице дождь. Человек был без зонта. Почему же когда он пришел домой его волосы не промокли ( мужчина был лысый)

Ведущая:
- и последний конкурс нашей игры называется « Гонка за лидером» - это последний шанс для кого-то догнать и перегнать соперников. Каждая команда получила в конверте задание, которое необходимо выполнить, быстрее чем соперники. Правильный ответ добавляет к успехам команды еще 5 баллов
ВЫБЕРИТЕ ВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ:

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Чтобы умножить дробь на дробь, нужно умножить числитель первой дроби на знаменатель второй дроби и их произведение записать в числитель новой дроби, затем знаменатель первой дроби умножить на числитель второй дроби и их произведение записать в знаменатель новой дроби.
2) Чтобы перемножить смешанные дроби, нужно сначала перемножить их целые части, а затем дробные части и записать произведение этих частей.
3) Чтобы умножить дробь на натуральное число, нужно на это число умножить числитель, оставив неизменным знаменатель.
4) Чтобы умножить дробь на дробь, нужно отдельно перемножить их числители и их знаменатели и первый результат записать числителем, а второй знаменателем.
5) Чтобы перемножить смешанные дроби, нужно сначала преобразовать их в неправильные дроби, а затем выполнить умножение дробей. (4 и 5 )

Вопрос:
Выберите верные утверждения.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) При делении смешанных чисел надо представить числа в виде неправильных дробей, а потом разделить их друг на друга по правилу деления дробей.
2) Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое (первую дробь) умножить на обратную дробь делителю.
3) Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на делитель.
4) При делении смешанных чисел надо отдельно разделить целые части и отдельно дробные части и записать результат смешанным числом.
5) Чтобы разделить дробь на натуральное число, можно: натуральное число представить в виде неправильной дроби с числителем, равным самому числу и знаменателем равным единице. Затем произвести деление по правилу деления дроби на дробь.( 2 и 5 )
Вопрос:
Выберите верные утверждения.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) При делении смешанных чисел надо представить числа в виде неправильных дробей, а потом разделить их друг на друга по правилу деления дробей.
2) Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое (первую дробь) умножить на обратную дробь делителю.
3) Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на делитель.
4) При делении смешанных чисел надо отдельно разделить целые части и отдельно дробные части и записать результат смешанным числом.
5) Чтобы разделить дробь на натуральное число, можно: натуральное число представить в виде неправильной дроби с числителем, равным самому числу и знаменателем равным единице. Затем произвести деление по правилу деления дроби на дробь. ( 1 и 2 и 5 )
Вопрос:
Являются ли обратно пропорциональными:

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ возраст дерева и его высота
__ цена товара и количество купленного товара
__ количество рабочих и время, за которое они выполняют заказ
__ скорость автомобиля и время, за которое он проходит определенный путь
__ возраст человека и длина его кисти ( 3 и 4 )

Ведущая:
- И пока наше уважаемое жюри занимается подведением итогов, давайте посмотрим музыкальную паузу представленную 6 Г классом.

Жюри объявляет результаты, называет лучших участников.
Награждение, вручение грамот,
Ведущая:
-Благодарим всех участников команд, классных руководителей, болельщиков, жюри. Победителями оказались все участники праздника, потому что каждый узнал что-то новое.
-Вот и кончилась игра,
Всем домой спешить пора!
Пришло время расставание,
Говорим мы: "До свидания".










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515





.



15