Изучение копинг — стратегий и эмоциональной регуляции у подростков с интеллектуальными нарушениями
ИЗУЧЕНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1. Организация, методы и методики исследования копинг-стратегий
и эмоциональной регуляции у подростков с интеллектуальными
нарушениями
Наше исследование проводилось на базе ОГСКОУ СКОШ VIII вида (для детей с ограниченными возможностями здоровья) и МОУ СОШ г. Иркутска. Было обследовано 70 подростков в возрасте от 13 до 15 лет. В целевую группу 1(ЦГ1) вошли подростки с легкой умственной отсталостью в количестве 25 человек (9 девочек и 16 мальчиков). Целевую группу 2(ЦГ2) составили подростки с задержкой психического развития, в количестве 23 человек (5 девочек и 18 мальчиков). В контрольную группу (КГ) включили подростков с нормальным развитием в количестве 22 человек (9 девочек и 13 мальчиков).
С целью исследования копинг-стратегий, нами была использована методика: «Опросник копинг-стратегий школьного возраста» (И. А. Сирота, адаптация И. М. Никольской, Р. М. Грановской.Подросткам предлагалось выбрать из предложенных вариантов поведения те, которые помогают справиться с беспокойством, напряжением в трудной ситуации и давалась следующая инструкция:
Подумай о том, что ты делаешь, когда чувствуешь напряжение или беспокоишься о чём-то. Обычно это бывает, когда случаются неприятные события.
Отметь крестиком в столбце те способы поведения, которые ты чаще всего используешь в трудных и неприятных для себя ситуациях.
Приводим для примера некоторые ситуации.
1 – остаюсь сам по себе, один;
2 – кусаю ногти или ломаю суставы пальцев;
3 – обнимаю или прижимаю к себе кого – то близкого, любимую вещь или глажу животное;
4 – плачу или грущу;
5 – мечтаю, представляю себе что-нибудь;
6 – делаю что-то подобное;
7 – гуляю вокруг дома или по улице;
8 – рисую, пишу или читаю что-нибудь;
9 – ем или пью;
10 – борюсь или дерусь с кем-нибудь.
С целью выявления эмоционального состояния и его влияния на копинг-поведение у подростков с разными когнитивными характеристиками мы использовали: а) Тест базальной эмоциональной организации (BEO TEST) (Т.Н. Павлий);
б) Учительские опросники для выявления детей с нарушениями поведения и в эмоциональной сфере.
Опишем представленные методики.
а) Тест базальной эмоциональной организации (BEO TEST) (Т.Н. Павлий). Подросткам предлагалась следующая инструкция: «Сейчас мы с тобой будем создавать мультфильм про человечка, который нарисован вот на этой картинке (предъявляется сюжетная картинка). Представь себе, что наш герой отправился путешествовать. В нашем мультфильме мы придумаем и расскажем, что произойдет с ним во время этого путешествия. На этих картинках, как ты видишь, есть три варианта того, как может наш герой поступить. Ты должен выбрать только одну картинку, на которой нарисовано то, как поведет себя человечек из твоего мультфильма. Это будет первый кадр мультфильма.
У человечка не нарисовано лицо, поэтому каждый раз ты будешь выбирать то лицо, которое, как тебе, кажется, должно быть у него в данной ситуации (показываются дополнительные карточки с выражениями лица)». Перед подростком выкладывались поочередно три варианта одного сюжета. При этом велся словесный комментарий рассматриваемой картинки. Подростку объясняли, что происходит с человечком в настоящий момент и предлагали решить, как его герой предпочтет поступить в данной ситуации.
После того, как экспериментатор убеждался, что подросток принял условие задачи, переходили к эксперименту. Испытуемому предлагали выбрать первый кадр мультфильма. Затем подобрать дополнительную картинку с выражением лица, соответствующим, по мнению подростка, данной ситуации. Выбранная карточка прикладывалась к составленному сюжету. Если наблюдалось несоответствие, например, подросток в ситуации 1 выбирал картинку, где человечек сидит один, но лицо у него грустное, его спрашивали «Почему?» и он отвечал, что ему скучно одному, то предлагали поменять выбор картинки. По этой схеме предъявлялись все 16 сюжетов. В бланке регистрации результатов отмечался выбор варианта (А, В, С), характер эмоциональной реакции (лицо человечка), а также фиксировались ответы на вопросы и дополнительные высказывания ребенка.
б) Учительский опросник для выявления детей с нарушениями поведения, который включал в себя перечень поведенческих признаков, например, «часто выходит из себя», «часто ссорится со взрослыми (учителями, родителями)» и др.
Учительский опросник для выявления детей с нарушениями в эмоциональной сфере включал такие поведенческие признаки, как: «чрезмерно беспокоится по поводу разнообразных событий или собственной успеваемости», «постоянно ждет поддержки и одобрения учителя» и др.
Учителям предлагалась следующая инструкция: «Оцените, пожалуйста, состояние ребенка в соответствии с баллами по следующим поведенческим признакам». Предлагалось поставить балл от 1 до 5 по 10 вопросам в опроснике для выявления детей с нарушениями в эмоциональной сфере и по 12 вопросам в опроснике для выявления детей с нарушениями поведения, где 5 баллов – признак наблюдается постоянно; 3 балла – от случая к случаю; 1 балл – был прецедент. По завершению выставлялась общая оценка. По результатам оценки условно выделялись три уровня выраженности эмоциональных нарушений и поведения.
2. Особенности копинг-стратегий у подростков с разными
когнитивными и эмоциональными характеристиками
Анализ результатов исследования позволил обнаружить некоторые различия в структуре совладающего поведения подростков с разными когнитивными и эмоциональными характеристиками. Сопоставительный анализ показал, что, прежде всего, различаются стратегии совладающего поведения у подростков с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, задержка психического развития) и нормальным развитием. Мы обнаружили, что репертуар предпочитаемых копинг-стратегий у рассматриваемых групп испытуемых имеет некоторые различия. Предпочитаемые копинг-стратегии контрольной и целевых групп представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Предпочитаемые копинг-стратегии подростков с
интеллектуальными нарушениями и нормальным развитием
С нормальным развитием Умственно отсталые С задержкой психического развития
Рисую, читаю
Прошу прощения или говорю правду
Гуляю вокруг дома или по улице
Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде
Говорю с кем-нибудь
Смотрю телевизор, слушаю музыку
Стараюсь забыть
Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным
Делаю подобное
Гуляю вокруг дома или по улице
Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде
Смотрю телевизор, слушаю музыку
Остаюсь сам по себе, один
Сплю
Мечтаю, представляю себе что-нибудь
Думаю об этом
Говорю с кем-нибудь
Обнимаю, прижимаю кого-нибудь
Смотрю телевизор, слушаю музыку
Как видно из таблицы общим для всех подростков является использование копинг-стратегии «смотрю телевизор». Ее выбирают подавляющее большинство подростков. Мы полагаем, что это связано с доступностью телевидения, которое помогает получить положительные эмоции, отвлечься от негативной реальности. Подростки с нормальным развитием и с ЗПР в трудной ситуации предпочитают обращаться к психологической защите «поиск социальной поддержки». У подростков с нормальным развитием – это выбор копингов «говорю с кем-нибудь», «прошу прощения или говорю правду», с ЗПР – «говорю с кем-нибудь», «обнимаю, прижимаю кого-нибудь». Следует отметить, что умственно отсталые редко отмечали эти способы защиты. Возможно, это связано с неблагополучными ситуациями в семье, которые часто встречаются среди умственно отсталых.
В соответствии с классификацией И.М. Никольской, Р.М. Грановской, мы распределили подростков по эффективным, малоэффективным и неэффективным копинг-стратегиям. Оказалось, что к эффективным копинг-стратегиям прибегают все подростки, однако наблюдались некоторые отличия в частоте их применения между подростками контрольной и целевых групп. Распределение по эффективным копинг-стратегиям подростков КГ и ЦГ 1 представлено на рис. 1.
Рис.1. Распределение подростков с нормальным развитием и умственной отсталостью по эффективным копинг-стратегиям, %
Рисунок наглядно демонстрирует, что подростки с нормальным развитием и умственной отсталостью примерно в равной степени прибегают к эффективным способам защиты. Однако подростки с умственной отсталостью чаще, чем подростки с нормальным развитием прибегают к таким «пассивным» эффективным способам преодоления стресса, как «смотрю телевизор», «сплю», «остаюсь один». Подростки с нормальным развитием чаще прибегают к поведенчески активным способам: «рисую», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде», «гуляю вокруг дома». Подростки КГ чаще прибегают к защите поиска социальной поддержки: «прошу прощения или говорю правду», умственно отсталые, напротив, чаще «остаются одни».
В отношении подростков с ЗПР подтвердились литературные данные о том, что репертуар защит подростков с ЗПР более широк, чем у нормально развивающихся подростков. Это иллюстрирует рисунок, на котором представлено распределение подростков с нормальным развитием и с ЗПР по эффективным копинг-стратегиям (рисунок 2).
Рис. 2. Распределение подростков с нормальным развитием и задержкой психического развития по эффективным копинг-стратегиям, %
Из рисунка видно, что подростки с задержкой психического развития чаще, чем подростки контрольной группы прибегают к эффективным копинг-стратегиям. Вероятно, это обусловлено большей эмоциональной нестабильностью, импульсивностью, склонностью к аффективным реакциям подростков. И, как следствие, необходимость к защитам.
Анализ результатов исследования показал, что к малоэффективным копинг-стратегиям чаще прибегают подростки с нарушениями интеллекта, чем с нормальным развитием. На следующем рисунке представлено распределение умственно отсталых подростков и с нормальным развитием по малоэффективным копинг-стратегиям (рисунок 3).
Рис. 3. Распределение подростков с нормальным развитием
и интеллектуальной недостаточностью по малоэффективным
копинг-стратегиям, %
Как видно из рисунка, подростки с умственной отсталостью и с ЗПР проявляют невротические реакции во фрустрирующей ситуации: «ем, пью», «схожу с ума», «кусаю ногти». По мнению Р.М. Грановской, И.М. Никольской, дети с преобладанием процесса возбуждения выбирают именно эти стратегии. Они больше, чем, подростки с нормальным развитием склонны к вытеснению неприятных переживаний: «стараюсь забыть». Общим является стремление поговорить с кем-нибудь, что, вероятно, закономерно в подростковом возрасте для всех подростков, так как ведущей деятельностью в этом возрасте является общение. Данный копинг чаще всего встречается и у подростков с ЗПР, что очередной раз доказывает стремление этих учащихся в трудной ситуации обращаться к окружающим. Показательными оказались результаты анализа неэффективных копинг-стратегий. К ним прибегали преимущественно подростки с умственной отсталостью и с задержкой психического развития и только один учащийся с нормальным развитием выбрал в опроснике неэффективный копинг «борюсь, дерусь». Распределение подростков с нормальным развитием и интеллектуальной недостаточностью по неэффективным копинг-стратегиям, представлено на рис. 4.
Рис. 4. Распределение подростков с нормальным развитием и интеллектуальной недостаточностью по неэффективным копинг-стратегиям, %
Как показало исследование практически треть испытуемых с умственной отсталостью и задержкой психического развития во фрустрирующей ситуации ведут себя агрессивно: «бью», «борюсь, дерусь», «воплю», «дразню кого-нибудь». По мнению И.М. Никольской, Р.Н. Грановской, неэффективные копинг-стратегии порождают новый виток негативных эмоций, связанных с реакцией других на подобное поведение и провоцируют новую фрустрирующую ситуацию, порицание со стороны окружающих. Это подтверждают результаты анализа экспертной оценки педагогов поведенческих нарушений у подростков с ЗПР и умственной отсталостью. Таким образом, неэффективные копинг-стратегии не только способствуют снятию напряжения, но и осложняют адаптацию подростков.
Мы обнаружили некоторые половые различия в использовании копинг-стратегий умственно отсталых подростков и задержкой психического развития. На рисунке 5 представлено распределение девочек и мальчиков с интеллектуальными нарушениями по копинг-стратегиям.
Рис. 5. Распределение девочек и мальчиков с интеллектуальными нарушениями по копинг-стратегиям, %
Рисунок наглядно иллюстрирует различия между мальчиками и девочками в использовании представленных копинг-стратегий. Все девочки с интеллектуальными нарушениями во фрустрирующей ситуации более склонны плакать, мечтать, а мальчики смотреть телевизор и проявлять агрессию (копинг «бью»). Эти результаты только частично согласуются с литературными данными (И.М. Никольская, Р.М. Грановская). Копинг «мечтаю, представляю что-нибудь» авторы наблюдали преимущественно у мальчиков. В нашем исследовании у подростков с нормальным развитием подобных различий также не обнаружено, они в равной степени (и мальчики и девочки) прибегают к данной защите (38,46 и 33,33 %). Отмечено также, что копинг «схожу с ума» чаще используется девочками с ЗПР и мальчикам с умственной отсталостью. Мы затрудняемся объяснить этот факт.
Обнаружены и другие гендерные различия. Так, девочки с ЗПР чаще, чем мальчики обнимают и прижимают (100 и 44,44 %, р<0,01), остаются одни (80 и 44,44 %) и думают (40 и 5,56 %). У подростков с умственной отсталостью обратная тенденция: мальчики чаще прибегают к некоторым копингам: «бегаю» (43,75 и 11,11 %), «сплю» (50 и 11,11 %), «гуляю» (68,75 и 33,33 %) и «говорю с кем-нибудь» (56,25 и 22,22 %). Таким образом, у мальчиков с умственной отсталостью более широкий репертуар защит, а у девочек с ЗПР – более узкий.
Мы предположили, что совладающее поведение зависит не только от интеллектуальных характеристик, но и от особенностей эмоциональной сферы подростков. Анализ результатов исследования эмоциональных нарушений показал, что их выраженность различается в контрольной и целевых группах. Распределение по уровням выраженности эмоциональных нарушений у подростков с интеллектуальными нарушениями и нормальным развитием, представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение по уровням выраженности эмоциональных нарушений у подростков с интеллектуальными нарушениями и нормальным развитием, %
Уровни УО ЗПР Норма Достоверность различий
1 2 3 Высокий 32,00 - 4,54 1,2;1,3<0,001;
2,3 НД
Средний 24,00 39,13 45,45 1,2;2,3 НД;
1,3<0,05;
Низкий 44,00 60,86 50,00 1,2<0,04;
1,3;2,3 НД;
Как видно из таблицы эмоциональное неблагополучие (тревожность, страхи) свойственно в большей степени умственно отсталым подросткам у которых устойчивые страхи, навязчивые действия, ожидание поддержки и одобрения, чрезмерное беспокойство по поводу разнообразных событий. Изучение эмоциональной регуляции подростков с интеллектуальными нарушениями показало, что у них преобладает либо гипофункционирование уровней, либо гиперфункционирование. Таким образом, подтверждается связь интеллекта и аффекта. Средние показатели функционирования системы эмоциональной регуляции (выполнение ВЕО-теста) у подростков с интеллектуальными нарушениями и нормальным развитием представлено в таблице 3.
Таблица 3.
Средние показатели функционирования системы эмоциональной регуляции (выполнение ВЕО-теста) у подростков с интеллектуальными нарушениями и нормальным развитием
Показатель
УО ЗПР Норма Достоверность различий
1 2 3 GPR 1,84±1,31 3,60±1,64 3,81±1,56 1,2;1,3<0,001;
2,3 НД
PR 3,60±1,63 3,30±1,32 3,18±1,50 НД
pr2,56±1,44 1,08±1,04 1,00±0,75 1, 2;1,3˂0,001;
2,3 НД
GST 1,08±0,95 2,78±1,12 1,40±0,95 1,2;2,3<0,001;
1,3 НД
ST 3,56±1,19 3,13±1,32 4,90±1,15 1,2 НД;
1,3;2,3<0,001
st3,36±1,15 2,08±0,99 1,68±0,99 1,2;1,3<0,001;
2,3 НД
GE 1,48±0,82 3,21±0,59 2,13±0,71 1,2;1,3;2,3˂0,001
E 3,60±1,29 3,52±0,79 4,50±1,10 1,2 НД;
1,3<0,1;
2,3<0,001
e2,92±1,15 1,26±0,61 1,36±0,90 1,2;1,3˂0,001;
2,3 НД
GK 2,24±1,20 3,43±1,19 2,90±1,26 1,2˂0,001;
1,3;2,3 НД
K 2,76±1,53 3,00±1,20 3,59±1,25 НД
k3,00±1,58 1,56±1,12 1,50±1,01 1,2;1,3˂0,001;
2,3 НД
Примечание:
GPR- гиперфункция уровня полевой реактивности (аффективной пластичности)
PR –нормофункция уровня полевой реактивности (аффективной пластичности)
pr – гипофункция уровня полевой реактивности (аффективной пластичности)
GST гиперфункция уровня аффективных стереотипов
ST - нормофункция уровня аффективных стереотипов
t - гипофункция уровня аффективных стереотипов
GE - гиперфункция уровня аффективной экспансии
E - нормофункция уровня аффективной экспансии
e - гипофункция уровня аффективной экспансии
GK - гиперфункция уровня аффективного контроля
K - нормофункция уровня аффективного контроля
k - гипофункция уровня аффективного контроля
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что у подростков с умственной отсталостью достоверно выше, чем у подростков с нормальным развитием и ЗПР, показатели гипофункционирования всех уровней. При гипотонусе первого уровня эмоциональной регуляции (далее ЭР) подростки часто испытывают негативные переживания в ситуациях общения, связанные с изменением интенсивности зрительного, тактильного контакта, с увеличением плотности общения окружающими. Это подтверждает экспертная оценка учителей. В ситуациях общения при эмоциональной нагрузке умственно отсталые подростки достоверно чаще, чем подростки с ЗПР и нормальным развитием испытывают дискомфорт (0,76±1,76; 0,30±0,87; 0,63±0,90, p<0,001).
Гипофункционирование уровня контроля обуславливает излишнюю зависимость подростков от эмоциональной оценки взрослых, потребность в постоянном положительном подкреплении их действий, поведения. Это подтверждается наблюдениями педагогов. Подростки с умственной отсталостью достоверно чаще, чем подростки с ЗПР и нормальным развитием постоянно ждут учительской поддержки одобрения (2,64±2,03; 0,73±1,25; 0,81±1,13, при р<0,001).
При гипофункционировании уровня контроля подростки реже прибегают к копингу «пытаюсь расслабиться, оставаться спокойным». При гипофункционировании данного уровня наблюдаются трудности саморегуляции, самоконтроля. Следовательно, можно предположить, что трудности использования копинга «пытаюсь расслабиться, оставаться спокойным» обусловлены недостатками саморегуляции подростков с умственной отсталостью. Трудности саморегуляции наблюдались и на уровне поведения у умственно отсталых подростков (по экспертной оценке учителей). У 40 % испытуемых констатирован высокий уровень выраженности нарушений поведения (достоверно чаще, чем у подростков с ЗПР: 17,39 %, при р<0,03). Они проявлялись злобностью, жестокостью, хулиганскими поступками. Умственно отсталые подростки достоверно чаще, чем учащиеся с нормальным развитием и с ЗПР, являлись инициатором драк, о чем свидетельствуют средние показатели (1, 92±2,30; 0,27±0,70; 0,52±1,16, p<0,01).
Наличие трудностей саморегуляции наблюдалось и у подростков с ЗПР, так как у них наблюдалось гиперфункционирование уровня эмоционального контроля. По нашим наблюдениям подростки с задержкой психического развития часто разговаривали на повышенных тонах, говорили друг другу грубости, не обращая внимание на присутствие посторонних, мало обращали внимание на замечания педагогов, либо реагировали неадекватно бурно, негативно. По экспертной оценке педагогов у них часто констатированы такие проявления нарушений эмоциональной сферы и поведения как: вспыльчивость (часто выходит из себя), драчливость, отрицание поведенческих правил. Тем не менее, они были менее выражены, чем у подростков с умственной отсталостью.
При гиперфункционировании уровня аффективной экспансии проявляется острая потребность во внимании и признании. Это подтверждается экспертной оценкой учителей. По мнению педагогов, часть подростков с ЗПР стремится постоянно привлекать к себе внимание одноклассников и взрослых (чаще, чем подростки с нормальным развитием), что отразилось на средних показателях оценки этой эмоциональной особенности (1,86±2,41; 0,86±1,12). Гиперфункционирование уровня аффективной экспансии проявлялось также повышенной конфликтностью (по наблюдению педагогов, подростки часто ссорятся с окружающими чаще, чем подростки с нормальным развитием: 1,60±1,72 и 0,72±1,16). Гиперфункционирование уровней эмоциональной регуляции проявлялась у подростков с ЗПР также отсутствием беспокойства (безразличием) по поводу разных событий или собственной успеваемости, что отразилось на средних показателях данной характеристики эмоциональной сферы.
Анализ результатов исследования показал, что у подростков с умственной отсталостью с разными качественными уровнями эмоциональной регуляции различается репертуар копинг-стратегий, а также его качественные характеристики (эффективность и адаптивность способов снятия напряжения). Распределение умственно отсталых подростков по копинг-стратегиям с разными качественными уровнями эмоциональной регуляции представлено в таблице 4.
Таблица 4.
Распределение умственно отсталых подростков по копинг-стратегиям с разными качественными уровнями эмоциональной
регуляции, %
Качественные уровни
эмоциональной регуляции Копинг-стратегиигиперфункция гипофункция дизрегуляциянормофункцияПлачу и грущу 100 50 33,33 16,67
Мечтаю, представляю себе что-нибудь - - 33,33 41,67
Говорю сам с собой - 16,67 - 8,33
Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде - 16,67 50 66,67
Воплю и кричу - - 33,33 33,33
Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным - 16,67 66,67 66,67
Гуляю вокруг дома или по улице - 16,66 50 66,67
Как видно из данных, представленных из таблицы при гиперфункционировании эмоциональной регуляции наблюдается резко ограниченно используют копинг-стратегии и прибегание к регрессивным копингам «Плачу и грущу». При гипофункционировании (что чаще встречается у умственно отсталых подростков) так же часто подростки прибегают к копингам «Плачу и грущу» и в единичных случаях к другим преимущественно поведенческим копингам «Гуляю вокруг дома», «Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде». При дизрегуляции и нормофункции расширяется репертуар копинг-стратегий, среди которых преобладают поведенческие: «гуляю вокруг дома», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде» и эмоциональные «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным». Однако, используются и неэффективные: «плачу», «воплю, кричу».
Таким образом, у умственно отсталых подростков при нарушениях эмоциональной регуляции резко ограничен репертуар копинг-стратегий, при этом самым частым способом снятия напряжения является регрессивный - «плачу, грущу».
Как уже указывалось выше у подростков с задержкой психического развития наблюдалось гиперфункционирование уровней эмоциональной регуляции. Анализ результатов исследования показал, что спектр защит и частота их применения различается у подростков с задержкой психического развития в зависимости от особенностей функционирования уровней эмоциональной регуляции. Распределение подростков с задержкой психического развития с разными качественными уровнями эмоциональной регуляции по копинг-стратегиям представлено в таблице 5.
Таблица 5.
Распределение подростков с задержкой психического развития по копинг-стратегиям с разными качественными уровнями эмоциональной регуляции, %
Качественные уровни эмоциональной
регуляции Копинг-стратегиигиперфункция гипофункция дизрегуляциянормофункцияГуляю вокруг дома 80 - 60 50
Рисую, пишу 70 - 40 37,5
Ем или пью 60 - 20 12,5
Борюсь или дерусь 30 - - 12,5
Схожу с ума - - 40 12,5
Прошу прощения 50 - 40 12,5
Говорю сам с собой - - 40 25
Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде 70 - 40 37
Смотрю телевизор 70 - 20 50
Данные в таблице показывают, что репертуар при гиперфункционировании уже, а некоторые копинги используются большинством подростков с ЗПР. При дизрегуляции и нормофункции репертуар стратегий шире, однако, подростки реже к ним прибегают, чем испытуемые с гиперфункционированием уровней эмоциональной регуляции.
3. Рекомендации по коррекции совладающего поведения у подростков с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, задержка психического развития)
По результатам, полученным в ходе эмпирического исследования, нами были разработаны рекомендации по формированию эффективных копинг-стратегий у подростков с интеллектуальными нарушениями. Мы предлагаем строить психокоррекционную работу для групп подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Необходимым условием, по нашему мнению, должно быть 1) взаимодействие специалистов и родителей в ходе осуществления профилактических и психокоррекционных мероприятий; 2) содержание этой работы должно быть практикоориентированным. Работа должна строиться с учетом эмоциональной регуляции подростков. Для учащихся с гиперфункционированием уровней эмоциональной регуляции необходимо включать упражнения на релаксацию, снятия напряжения, понимание эмоций и чувств других. Для подростков с гипофункционированием - на формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, самопринятие, самопонимание, на развитие коммуникативных навыков.
Предлагается реализация работы по следующим направлениям:
Информационное просвещение:
а) родителей и педагогов. Формами работы могут быть круглый стол, лектории, например, на темы:
- «Понятие конинг-стратегий и их значение в жизни человека».
- «Особенности копинг-стратегий у подростков».
- «Копинг-стратегии, способствующие социоадаптации».
б) домашние задания (например, беседа с детьми на тему: «Семья как главный помощник в трудной ситуации» или «Телефон доверия»);в) для подростков с ЗПР возможно расширение представлений о копинг-стратегии через факультативный курс «Познай себя». Возможные темы занятий: «Какой я?», «Я в глазах других», «Моя самооценка», «Стрессоустойчивость».
Информационное направление мы считаем возможным реализовать с подростками ЗПР, а с умственно отсталыми подростками необходимы практические методы работы.
Коррекционно-развивающее направление:
В рамках данного направления возможно знакомство родителей и педагогов с приемами снятия нервно-психического напряжения эффективными социально-приемлемыми способами: через кинотерапию, музыкотерапию. Например, возможно составить фонотеку и/или список музыкальных произведений, которые 1) способствовали бы снятию эмоционального напряжения, например, «Аве Мария» (Франц Петер Шуберт), «Лунная соната» (Людвиг Ван Бетховен), «Лебедь» (Камиль Сен-Санс), «Весенний вальс» (Дмитрий Шостакович).
2) список музыкальных произведений, которые способствовали поднятию настроения, например, «Танец с саблями» (Арам Ильич Хачатурян), «Болеро» (Морис Равель), «Утро» (Эдвард Григ)
При использовании музыкальных произведений следует учитывать их сложность и время работоспособности (утомляемости) подростков с нарушениями интеллекта.
Познакомить родителей с приемами арт-терапии, например, обучению аппликации крашеной манкой.
Для подростков с ЗПР мы предлагаем проводить тренинги на формирование эффективных копинг-стратегий.
Занятия должны включать:
1. Упражнения на развитие уверенности в себе, например, упражнение «Лучшее о себе». Каждого из участников просят вспомнить и записать:
1) три своих сильных качества, достоинства;
2) три хороших поступка, совершенных на протяжении последней недели.
Потом каждый из участников поочередно озвучивает перед всей группой свои сильные качества и хорошие поступки. Это делается громко, гордо, уверенно. Каждый участник после выступления награждается аплодисментами.
2. Упражнения на саморегуляцию, например, дыхательные и релаксирующие упражнения, например: 1) упражнение «Кулак»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
«Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами».
2) Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
«Руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьте и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя».
3) Упражнение «Чувства животных»
Цель: Развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений.
«Участники делятся на группы по три человека. В тройках договариваются, кто станет первым игроком, кто – вторым, кто – третьим. Первый игрок должен задумать любое животное, третий – любую эмоцию. После этого они «на ушко» сообщают второму игроку задуманное. А тот должен пройти по аудитории так, как движется животное, переживающее эту эмоцию. Соперникам нужно догадаться, что это за зверь и что он переживает» [16].
3. На снятие эмоционального напряжения полезны следующие методы: тестопластика, музыкотерапия, танцетерапия, рисование, что, в свою очередь, помогает «избавиться», «излечиться» от неприятных переживаний особенно при депрессии, тревоге, страхе. Более подробно рассмотрим приемы метода рисования:
- Рисование красками (акварель, гуашь), карандашами;
- Разбрызгивание по трафарету (на лист бумаги кладется какой-либо предмет, и его контур отпечатывается брызгами);
- Рисование от пятна (разлить тушь на листе, затем дуть в трубочку или веткой дерева, рисуя кусты, деревья, ветки и т.д.);
- Рисование набрызгом (нужно обмакнуть кисть в яркую краску и держать над бумагой, пальцем смахнуть с ворсинок кисти краску на бумагу, разбрызгивая ее по поверхности снова и снова);
- Рисование губкой (смочить часть губки и обмакнуть ее в краску, чуть отжать и осторожно легко прикладывать к бумаге;
- Рисование ладошками;
- Рисование мыльными пузырями
Возможно использование сказкотерапии, ролевых игр на решение конфликтных ситуаций, например, на тему: «Я поссорился с другом», «Я поссорился с мамой».