Призентация по технологии обработки древесины Заготовка древесины (6 класс)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 323Заготовка древесины6 -7 класс Учитель технологии Селиверстов Ю.И. Заслуженный учитель РФ Москва 2014 Тема занятия. Заготовка древесины. Лесоматериалы. Цели занятия: обучающая – ознакомление обучающихся с понятием о заготовке древесины, лесоматериалами; развивающаяся – дальнейшее развитие умения применять знания полученные при изучении природоведения, биологии и географии при изучении технологии обработки древесины, развивать логическое мышление, формирование умения анализировать осуществлять умозаключение, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать способность выражать свою точку зрения, умения общаться, сравнивать, делать выводы. Умения получать дополнительные знания с использованием информационных технологий через интернет;воспитательная – прививать обучающимся интерес к труду и желания к познанию нового материала, формирование научного мировоззрения, воспитание бережного отношение к природе и экономии природных ресурсов, развитие умений различать лесоматериалы , воспитание сознательной дисциплины, умения работать в коллективе. Каждое растущее дерево создает вокруг себя микроклимат, где во взаимосвязи развивается растительный и животный мир.Деревья вырабатывают кислород, которым мы дышим, и поглощают углекислый газ. Если учесть, что древесины вырубается и губится пожарами больше, чем вырастает вновь, то проблема восстановления лесов становится первоочередной.Для строительства зданий и изготовления изделий заготавливают только спелую древесину, возраст которой составляет, в зависимости от породы, от 80 до 120 лет. Спелость древесины определяют специалисты лесного хозяйства — таксаторы. (Слово «таксация» переводится с немецкого как «оценивание».) Заготовка древесиныДревесину лучше всего заготавливать осенью или зимой. Наиболее благоприятным временем для заготовки древесины издавна считается период с октября по январь. В это время прекращается движение соков в стволе, уменьшается опасность заражения древесины грибками и различными вредителями, снижается вероятность растрескивания. На рисунке представлена схема разделки стволов на примере сосны: 1. Вершинная часть - дрова и промышленная древесина 2. Вершинный отруб - очень сучковатая часть ствола, используется для получения брусков 3. Серединный отруб - умеренно сучковатая часть ствола, используется для получения брусьев, пластин, досок 4.Нижний (комлевый) отруб - наиболее ценная часть ствола, практически без сучков, используется для получения высококачественных пластин и досок 5. Пень - иногда используется в корнепластике Спиливают деревья вальщики леса бензомоторными и электрическими цепными пилами. Для этих целей применяют также лесоповалочные машины. Они не только спиливают деревья, но и укладывают их в нужном направлении, не портя другие деревья, а также обрезают сучья. Таким образом получают хлысты.Трелевочными машинами или на лесовозах хлысты транспортируют на раскряжевку, где их распиливают на бревна, кряжи, чураки, дрова (Термин «трелевать» произошел от немецкого слова «тащить».) Все материалы из древесины, сохранившие ее природное состояние, называют лесоматериалами или лесными сортиментами Диаметр лесоматериала измеряют метром, мерной вилкой (а) или мерной скобой (б).При этом замеряют диаметры D1 и D2 в вершинной части бревна во взаимно перпендикулярном направлении, потому что сечение бревна часто имеет овальную (некруглую) форму. Затем вычисляют средний диаметр как половина суммы: D = (D1 + D2) / 2.Длину бревен измеряют рулеткой, мерной рейкой (в) или метром.Зная диаметр и длину бревна, можно ориентировочно рассчитать его объем V в мі:V = πD2 · L / 4, где π= 3,14; D - средний диаметр бревна в м; L - длина лесоматериала в м. На практике более точно объем лесоматериала определяют по специальным таблицам в зависимости от его диаметра D в вершинной части и длины L. Эти таблицы учитывают уменьшение диаметра в вершинной части бревна относительно диаметра в более толстой комлевой части. Хранят древесину в штабелях в уложенном виде. («Штабель» в переводе с немецкого — «склад».) Раскряжёвка хлыстаБревна – круглые деловые сортименты, предназначены для использования в круглом виде. Из бревен рубят стены деревянных зданий, изготавливают различные деревянные конструкции, получают пиломатериалы. Брёвна, идущие на распиливание называют пиловочником (длина их – 2…6,5м) Кряжи – круглые деловые сортименты длиной 2...4 м, предназначенные для изготовления строганого шпона, лыж, карандашей и др.Чураки – отрезки кряжа, длина которых соответствует размерам, необходимым для обработки на станках. Применяют для изготовления лущеного шпона. Склеивая листы шпона, получают фанеру. ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ ХЛЫСТ БРЕВНО КРЯЖ ЧУРАКИ Много различных специальностей принимают участие в заготовке древесины. Спелость её определяют таксаторы. Спиливают деревья вальщики леса, а к сучкорезным машинам их отвозят трелёвщики. Хлысты из спиленных деревьев получают операторы сучкорезных машин. Раскряжевкой хлыстов занимаются раскряжевщики. Лес - одно из ценнейших природных богатств. Это лёгкие нашей планеты, около 60% кислорода поставляет он в земную атмосферу, потребляет 24 кг. углекислоты, которую выдыхают пять тысяч человек. За год гектар леса "отфильтровывает" 50 - 70 т. пыли. Лес - земная кладовая, из которой черпают сырьё почти все отрасли народного хозяйства. Лес - наше богатство. Берегите лес! Ответь на вопросы 1. Что такое лесные сортименты и как их получают?2. Какую древесину и когда следует заготавливать? 3. Кто заготавливает древесину? 4. Чем спиливают и транспортируют древесину? 6. Как называют лесоматериалы, распиленные из хлыстов? 7. Как сохраняют природу при заготовке древесины? 8. Как измеряют диаметр, длину и вычисляют объём лесоматериала?9. Какие специалисты принимают участие в заготовке древесины? Основные термины Спелость древесины; лесоматериалы (лесные сортименты); раскряжёвка; бревно; кряж; чурак; штабель; таксатор; вальщик; трелёвщик; оператор; раскряжевщик; мерная вилка; мерная скоба; рулетка. Информационные источники и ЭОР Учебники: И.А. Карабанов. Технология обработки древесины. Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002.Технология. Технический труд. 7 класс. Под редакцией Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глозмана. М.: Издательство Мнемозина, 2011.Симоненко В.Д., Самородский П.С., Тищенко А.Т. Технология, 6 класс.И.А. Карабанов, Н.К. Щур, К.Г. Гулак и др. Пособие для 7 класса для образовательной школы. Мн.Нар.асвета, 1989. А.Т.Тищенко, В.Д. Симоненко. Технология. Индустриальные технологии6 6 класс. М.: Вентана-Граф, 2013.Справочник по трудовому обучению. Пособие для учащихся 5-7 классов. Под редакцией И.А. Карабанова. М. ; Просвещение, 1991.Википедия http://ru.wikipedia.orghttp://school.xvatit.comhttp://kon82.narod.ru/arxiv/texno6/drev/1.htmhttp://dic.academic.ru/