Урок по русскому языку для начальных классов по теме «Знакомство с главными членами предложения»
Школа: КГУ СШК №19 г.Усть_Каменогорск
Класс: 3 «Р»
Урок: Русский язык
Учитель: Гвианидзе Н.А.
Тема: «Знакомство с главными членами предложения»
Цели и задачи:
Формировать представление о подлежащем и сказуемом; умение находить главные члены в предложении. Актуализировать знания учащихся о предложении.
Развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма; словарный запас, память; развитие умения анализировать предложение, выявлять его существенные признаки, распознавать в предложении главные члены.
Воспитывать положительное отношение к учебе, чувство взаимовыручки, сопереживания и дружбы. Воспитывать интерес к русскому языку как учебному материалу на основе изученных правил через игровую форму изучения.
Ход урока:
Организационный момент:
- Сегодня у нас необыкновенный урок. У нас в гостях учителя нашей школы.
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
- Учителя пришли к нам на церемонию награждения учеников нашего класса.
На уроке разрешается :
1 ученик: грамотно отвечать устно, писать в тетради красиво и аккуратно.
2 ученик: приветствуются активность, грамотность, четкое изложение мыслей.
Чтобы все у нас получилось, какое нам нужно настроение?
( творческое, праздничное)
- И мы возьмем его с собой.
Минутка чистописания:
На доске: номинация « Красавицы буквы»
- Итак мы представляем номинацию « Красавицы буквы»
Открываем тетради, записываем число. А вот какую букву вы будете прописывать вы узнаете из загадок:
Пять ступенек – лесенка
На ступеньках – песенка.. ( ноты)
Это что за потолок?
То он низок, то высок
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый
Кружевной и синий-синий. ( небо)
- С какого звука начинаются слова- отгадки? ( «н»- тверд., «н» - мягк.)
Какой буквой обозначается этот звук на письме? ( эН)
Сегодня будете прописывать букву «эН», следите за формой и высотой строчной и заглавной буквой «эН».
( проверка, раздача жетонов)
- Что нам помогло добиться удачи? ( аккуратность, внимание).
Словарная работа:
На доске: транскрипция словарных слов: хорошо, собака, картофель, лопух, иней.
Номинация « Слова из словаря»
- Работаем со словарными словами.
( 1 ученик за закрытой доской)
Взаимопроверка ( оценки)
- Молодцы! Что помогло вам добиться удачи в этой наминации?
( знания, умения)
Актуализация знаний:
На доске: номинация «Звезда удачи»
- Переходим к следующей номинации. Продолжаем работу со словами.
«Звезды от нас далеко- далеко! Они кажутся холодными. Так иногда и удача. Когда что-то не удается, то кажется, что не получится никогда. Но стоит посоветоваться с друзьями, с родителями, и начинать добиваться цели заново! Все получится. Важно, чтобы рядом были друзья и близкие.»
- И вот как раз в этой номинации мы и будем работать в группах.
Сыграем в игру « Лишнее слово».
Работа в группах:
Задание: 1. Прочитать слова.
2. Что объединяет эти слова.
3. Найдите « лишнее» слово. Докажите.
1 группа: стол, Сережа, карандаш, портфель
2 группа: бегала, читает, играла, танцевала
3 группа: интересный, белая, синяя, красная
4 группа: петь, рисовать, учить, книга
- Проверка.
На доске: « лишние слова» Сережа, читает, интересный, книга.
- Ребята, можно ли назвать эти 4 слова, предложением? Почему?
- Что выражает предложение?
Каким бывает предложение по цели высказывания?
- Давайте составим и запишем из этих слов повествовательное предложение.
Что вы знаете о повествовательном предложении?
( 1 ученик комментирует запись предложения)
Сережа читает интересную книгу.
- Молодцы! Хорошо справились с заданием. Какие качества характера помогли вам выполнить задание в этой номинации? ( взаимопомощь, дружба)
Физминутка:
А теперь , ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В сторону, вперед, назад, вниз,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Объявление темы урока:
- Ребята, что вы знаете о предложении?
- Сегодня вы узнаете, что в предложении есть главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Будем учиться находить их в предложении.
Новая тема:
На доске: номинация « Заветная шкатулка»
3 предложения с подчеркнутыми главными членами: в 1, 2 допущены ошибки, в 3-ем- правильно.
- Посмотрите, нам дано задание, наша задача определить в каком из предложений правильно указаны и подчеркнуты главные члены предложения.
- Но в начале давайте познакомимся как же определить в предложении эти главные члены.
Работа по учебнику: стр. 116 - чтение правила.
- Назовите главные члены предложения?
- Что такое подлежащее?
- Что такое сказуемое?
Упражнение 349.
Чтение задания.
1-ое, 2-ое предложение у доски с комментированием.
Следующие самостоятельно.
- Итак, подчеркните главные члены предложения в составленном нами предложении.
- Так в каком предложении в 1, 2, или 3 предложении правильно найдены и подчеркнуты главные члены? ( в 3-ем)
- Молодцы! Что помогло вам добиться удачи в этой номинации? ( наши умения)
Итог урока:
На доске: номинация « Лучшие из лучших»
- Следующая номинация « лучшие из лучших».
- С какими членами предложения вы познакомились на уроке?
- Подведем итог, выполните тест.
- Проверка, выставление оценок.
- Молодцы!
- Сегодня вы показали свои знания, умения, грамотное письмо, правильно отвечали на вопросы. Вы сегодня – лучшие из лучших!
- Каждый из вас за каждую номинацию получал жетон и вот в конце урока вы получите их и посчитаете за все ли номинации вы получили жетон.
Домашнее задание:
Стр. 116 правила выучить, упр. 346
( разбор задания к упражнению)
Рефлексия:
- Возьмите карточку « Выбери 2 утверждения» , сделайте свой выбор .
( 2-3 ученика зачитывают выбранные 2 утверждения)
15