Родительский лекторий «Как помочь детям учиться»


Мамырбекова Умут Кулетаевна,воспитатель
КГУ «Средняя школа имени Базылбека Ахметова»,мини-центр
Родительский лекторий «Как помочь детям учиться»
В жизни достаточно распространена такая педагогическая позиция, когда взрослые, родители, а иногда и воспитатели смотрят на ребенка как на объект воспитания. Конечно, мы с вами участвуем в сотворении его личности, но, кроме того, ребенок творит себя сам. Чаще, чем нам, взрослым, ему удается создать ситуацию для творчества там, где мы ощущали бы себя как простые исполнители.
Конечно, ребенок подражает окружающим, но при этом остается собой и в самом его подражании все равно огромен элемент творчества, собственного видения, и более всего это касается учения. Учение, которое заполняет жизнь, составляет главный смысл всего бытия маленького школьника. То младенческое «Я сам», которое громко заявило о себе, едва ребенок научился говорить, наконец – то в школе приобретает законное право. Он учится сам. Помогая ему в нелегком труде учения, мы должны не сковывать его, а освобождать, не сдерживать, а поддерживать, не сгибать в угоду своим представлениям, а распрямлять.
Теперь очень многое будет зависеть от вас, родителей: вся система отношений, в которую вступает ваш ребенок, приходя в школу – отношение к учителю и к одноклассникам, к оценкам и к знаниям, которые за ними стоят.
Надо ли готовить с дошколятами уроки? Как здесь соблюсти меру, как предотвратить появление у ребенка привычки к тому, чтобы кто – то заботился обо всех его делах?
Эти первые его школьные шаги необычайно важны. Вам удастся приучить его к ритму в работе, к тому, чтобы он научился выполнять быстро, четко, не отвлекаясь.
Вы заметили, что сын встал из – за стола, а тетрадки так и остались раскрытыми, вода, в которой он смывал кисточку, не вылита, бутылочка с клеем не закрыта.
Ни в коем случае не разрешайте ему заняться чем бы то ни было другим, пока он не убрал за собой самым аккуратнейшим образом. Конечно, можно помочь ему разложить все по местам, вымыть кисточки и выбросить обрезки бумаги. Это только заставит его лишний раз почувствовать в вас товарища. Мало того, вы можете сказать ему «Ладно, сынок, сегодня я сделаю твои дела вместо тебя, а завтра ты мне в чем – нибудь поможешь». Но в систему это не превращайте. Мальчик легко привыкнет к этому «вместе», а наша цель – развить в нем автоматизм аккуратности.
Итак, ваш ребенок садится за уроки. Надо, чтобы это происходило всегда в один и тот же час. Проследите, чтобы на столе не было ничего лишнего – только то, что необходимо для выполнения домашнего задания.
Ручка в порядке, свет падает слева.Теперь пусть ваш ребенок четко объяснит, что именно ему заданно. Нет смысла заставлять его делать это сначала на черновике – хочется приучить его делать все хорошо сразу. И главное, чтобы он старался, не торопился.
Иногда ребенок хорошо читает, очень любит книги, прекрасно рассказывает, а вот пишет неаккуратно. В наш век каллиграфическое письмо, безусловно, не самое главное, и если ребенок владеет речью, то в конце концов пусть пишет не так уж красиво, не надо его за это ругать. А вот приучить его писать крупно, чисто, соблюдая поля и красные строчки, очень важно.
Помогите же ему в этом добрым словом и самим своим присутствием.
В делах воспитания мало что происходит случайно, само собой. Если вы хотите чего – то от своего ребенка добиться, надо ему это привить с его первых шагов, с раннего возраста.
Литература:
1.Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников.Москва.
2.Алексеева Л.В. В союзе с родителями.// «Начальная школа»,2001,11,с.29-30