«Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению».

Содержание стр.
I. Аннотация 2
II. Пояснительная записка 3-4
III. «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению». 4-7
IV. Развитие навыков исследовательской деятельности
во внеурочное время через использование проектной технологии 7-8 по краеведению.
V. Заключение 9
VI. Рекомендации 9-10
VII. Список литературы 10









I. Аннотация
Природа окружает человека с момента рождения до последнего дня жизни и во многом определяет его поведение, устремления, взгляды, характер. И ныне, при высоком уровне развития цивилизации, жизнь людей по-прежнему подчинена биологическим законам, хотя на эти законы и оказывают сильное влияние социальные факторы.
Следует помнить, что довести до всех детей современную природоохранную информацию, требования и запреты, показать на лучших примерах, как надо заботиться о лесе, земле и воде, изучать и охранять ландшафт, научить их помогать родной природе это очень важный, но только первый шаг воспитательного процесса. За ним должно следовать обобщение опыта, накопление природоохранных навыков и умений, превращение полученных знаний в твердую убежденность в необходимости изучения природы родного края и заботливого обращения с природными богатствами Земли. «Создавать творцов и покровителей леса еще важнее, чем выращивать самый лес» - писал Л.Леонов.
Экологическое, краеведческое образование - это, прежде всего образование нравственное, направленное на формирование духовной культуры человека.
Конечная цель данного воспитания учащихся состоит в том, чтобы превратить моральные требования в области охраны окружающей среды в нравственные личные принципы каждого. Добиться того, чтобы каждый вступающий на туристскую тропу и соприкасающийся с природой человек, расценивал причиненный ущерб природе как личную боль, чтобы у всех учащихся сформировалась гражданская ответственность за все принимаемые ими решения и совершаемые действия по отношению к природе.
Под краеведческим образованием понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории, проводимое на научной основе.
Работа состоит из двух разделов: первый посвящён организации научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению, второй развитию навыков исследовательской деятельности по биологии через использование проектной технологии и краеведческого материала. Главным объектом изучения краеведения является родной край. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в экологическом краеведении – биогеоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни флоры и фауны, состояние природы и местных экологических проблем. Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания и воспитанию чувства любви и уважения к своей маленькой Родине, своему селу, краю. Используя краеведческие материалы в учебном процессе учащиеся более глубоко познают природу своей местности и ее экологические проблемы, формируют экологическую культуру, воспитывают бережное отношение к природе, развивают альтернативное экологическое мышление, вырабатывают умения принимать ответственные решения, вести корректно дискуссию, умеют аргументировано отвечать на вопросы и др. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.
II. Пояснительная записка
Школьное краеведение строится на общих принципах теории обучения и воспитания. Педагогические принципы связи обучения и воспитания с жизнью являются методологической основой школьного краеведения.
Общими принципами для организации краеведческой работы являются: принципы соответствия содержания и методов краеведческой работы уровню развития и подготовки учащихся, развитию творческих способностей учащихся и привития им навыков исследовательской деятельности .В современных условиях общеобразовательной школы, например, решение проблем охраны природы и профессиональной ориентации наряду с другими проблемами приобретает исключительно важное значение. Анализ методической литературы позволяет выделить основные принципы экологического краеведения, которые имеют важное значение в его организации. Такими принципами, непосредственно лежащими в основе определения содержания, организационных форм и методов проведения экологического краеведения, являются: подчинение экологического краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы и соответствие его уровню развития и подготовленности учащихся, комплексный подход в организации краеведческой работы по экологии, систематичность и непрерывность, поисково-исследовательский характер краеведения, общественно-полезная значимость, природоохранная направленность. Краеведческая работа, основанная на этих принципах, обогащает учебный процесс, уроки действительным педагогическим средством активизации учебно-воспитательной работы в школе. Положение о подчинении краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы в школе и соответствие его уровня развития и подготовки учащихся определяет педагогическую целенаправленность краеведческой работы. Наиболее ярко это может отражаться в учебной краеведческой работе, организуемой в соответствии с дидактическими требованиями учебной программы по экологии. Учебное и внеклассное краеведение тесно связаны между собой. Едины у них образовательные и воспитательные задачи. Внеклассная краеведческая работа диктуется дидактической необходимостью осуществления краеведческого подхода в учебном процессе. Кроме того, внеклассная краеведческая работа основана на требованиях примерных программ по воспитательной работе. Принцип комплексного подхода в организации краеведческой работы означает всестороннее изучение родного края – его истории, природы, хозяйства. Краеведческая работа дает эффективные результаты в том случае, если в ее организации соблюдаются систематичность и непрерывность. Принцип систематичности и непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление краеведческих знаний и умений школьников. Он предполагает организацию краеведческой работы в определенно плановой системе в течение всего учебного года, как на уроках, так и во внеклассной работе. Краеведческий материал, собранный учащимися в процессе внеклассной работы становятся интереснее и содержательнее. Поисково-исследовательский характер краеведения является основой формирования и развития познавательного интереса учащихся. Поисково-исследовательский принцип в организации краеведческой работы предполагает вооружение учащихся элементарными приемами научного исследования , привитие им умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, повышение познавательной активности и развития творческих способностей. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими (или обоснование выбора) источников информации (заранее адаптированных для урока, но не содержащих готовых ответов на задаваемые вопросы) - освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. III. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению.
1. Введение Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Задачи:
- создать условия для освоения знаний об основных биологических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.
- научить применять биологические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; - самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности
Актуальность. Важность школьного периода в жизни человека заключается в том, что в это время закладываются основы и намечаются общие направления в формировании моральных и социальных установок личности. Школьник ищет общения, свободы, активности, жаждет деятельности, хочет попробовать себя во всём. И нужно дать возможность ребёнку реализовать, проявить творческие способности, которые помогают становлению личности, осознанию собственной значимости, способствует повышению уровня самооценки. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Ожидаемый результат:
-суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований;
-проблемы села Грушевского и Ставропольского края;
- знать флору и фауну края и села;
- природные и антропогенные причины возникновения проблем; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений;
Формы и методы работы:
Работа основывается на принципах дидактики, гуманизации, краеведческого подхода, учитывает уровень экологических знаний детей, углубляет и конкретизирует их. Используется широкий спектр методов, приёмов, в том числе и нетрадиционных. Формы работы так же различны: лекция, беседа, экскурсия, исследовательская работа. Из опыта работы: В наше время быстрых перемен, постоянного внедрения новых технологий, новых знаний, современное общество как никогда нуждается в высокообразованных молодых специалистах, умеющих применять на практике полученные знания, имеющие опыт самостоятельной исследовательской работы. Современный темп жизни предъявляет свои требования. Таким образом, предъявляются новые требования к системе образования, потому что такие качества должны вырабатываться с детства.  Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.  Велико значение творческой исследовательской работы школьников в плане изменения содержания образования и связанной с этим модернизации образовательной среды. Процесс будет развиваться успешно в условиях деятельностного подхода, когда учитель и ученик становятся партнерами.  Для педагога-практика весьма важным является организация детского исследования, его постановка и логика прохождения. Для комплексного анализа этой проблемы представляется необходимым рассмотреть сам феномен исследования в методологическом плане. Под исследованием следует понимать разновидность творческой деятельности, направленной на получение качественно нового знания. При этом характер полученного знания может быть различным, а краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Краеведение включает следующие основные моменты: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия; самостоятельное добывание знаний («переоткрытие » известных фактов и явлений окружающей жизни); изучение родного края в процессе исследования. Все эти виды краеведения реализуются в процессе урочной, внеклассной работы. Например, краеведческие объекты предлагаются в качестве источников для изучения морфологии, анатомии и физиологии растений и животных. ( В качестве летнего задания учащиеся собирают растения для гербария, который впоследствии используется для изучения морфологии растений, делают коллекции семян). В программе выделены часы на изучение многообразия растений и животных Ставропольского края. В разделе «Человек» предполагается знакомство учащихся со статистикой заболеваний тех или иных органов по Ставропольскому краю и селу Грушевскому. При изучении общей биологии краеведческий акцент делается на изучение экологических проблем края, села. В старших классах средней школы изучение местных экологических проблем возможно с помощью организации ролевых игр. Для проведения таких игр возможно использование в первую очередь краеведческих материалов. Для того, чтобы игра прошла интересно и принесла результаты, учителю совместно с учащимися необходимо провести серьезную предварительную работу: определить состав участников, разработать сценарий будущей игры, дать ученикам определенные задания. Ученики должны при помощи учителя самостоятельно сконструировать свои выступления сообщения. Сообщение не следует превращать в простой пересказ прочитанного или выученного. Целесообразно в процессе подготовки к игре использовать компьютер, периодическую печать. В газетных статьях, как правило, приводятся новейшие данные, сведения о выносимых на обсуждение проблемах. Важнейшими источниками являются официальные документы, материалы природоохранных ведомств. В процессе игры обсуждаются основные проблемы. Поиск решений осуществляется путем обсуждения, дискуссии. В заключительный период проводится анализ результатов игры ее делового эффекта (подведение педагогических и воспитательных итогов). Использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интенсивным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности обучающихся (в ходе исследовательской деятельности), их логического мышления и творческой самостоятельности. Выполняя творческие задания, учащиеся 7,8 классов готовят презентации. Создание ученических презентаций, значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, формирует положительное отношение учащихся к изучаемому материалу. Очень важно знать, что растет и живет вокруг, как называется, где и когда можно увидеть, и как грамотно и правильно использовать. Информационные технологии помогают детям стать более активными и независимыми учениками. Прививают навыки коммуникативного общения, благодаря возможностям совместно работать над проектами цикла «Край, в котором мы живем». IV. Развитие навыков исследовательской деятельности во внеурочное время через использование проектной технологии по краеведению.
В течение многих лет я работаю по организации проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время, используя в своей работе проект как интерактивный метод обучения биологии и экологии. Мои учащиеся выступают с проектами, разработанными на основе краеведческого материала, который способствует реальной адаптации школьников к социально-природным условиям района и воспитанию у них экологической культуры.
Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Остановлюсь подробнее на организации исследовательской работы по изучению своей местности. Проводя исследовательскую работу, дети развивают интеллект, приобретают умения и навыки под руководством педагога. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ученику в развитии творческой деятельности при этом учитывая его индивидуальные способности и склонности. Необходимо учитывать, что такая деятельность не должна отнимать у ребят слишком много времени. А, чтобы увлечь их проектной технологией, нужно продумать посильные интересные формы работы. Одна из проблем – выбор тематики: в одном случае она направлена на развитие способности учащихся, независимо от его интереса к биологии, в другом, тема – предмет активного интереса ученика, который выступает как объект изучения, так и собственно исследования. Если в первом случае объект работ невелик, то во втором – трудно предусмотреть какие шаги придётся совершить исследователю для достижения поставленной цели. Постановка проблемы исследования, выдвижение гипотезы, проведение новых экспериментов – следующий шаг в проектной деятельности. Считаю, что учитель должен выполнять роль консультанта и научного руководителя, основная доля ответственности за работу ложится на юного исследователя. К завершению проекта ученик должен показать результаты своей работы, защитить проект, убедить экспертов в практической значимости, показать свою компетентность специальных вопроса касающихся проекта. Таким образом, у учащихся формируется целостное представление о проекте, происходит осознание его законченности, и конечно, значимости своей исследовательской деятельности. Над проектом работаю в течении года: в первом полугодии ученики овладевают правилами оформления, во втором – готовят проект, естественно, обучение идёт индивидуально. Метод проектов даёт возможность организовать работу в интересной форме и тогда практические занятия становятся увлекательными, целенаправленными, освоение новой информации – осмысленным, работа учащихся – познавательно мотивированной.
В качестве примеров предлагаю две завершённые презентации работ учащихся:
«Экология, флора и фауна разных мест обитания Пашкова пруда », цель работы: изучить состояние воды, природу и историю водоема, осознать значимость сохранения пруда как источника жизни окружающего мира.
«Антропогенное загрязнение среды и растения», цель работы: изучить способы антропогенного загрязнения атмосферы, определить значение зелёных растений в создании здоровой обстановки для жителей села Грушёвского. Задания выполняются в спокойной обстановке, в отсутствии жестких «рамок» урока, применяя при этом фотоаппараты, привлекая родителей, удивляя их своей увлечённостью и творчеством.

V. Заключение
У каждого учителя свой творческий путь, основой которого является труд. Ему необходимы глубокие разносторонние знания предметов, неиссякаемая трудоспособность, высокая ответственность, требовательность к себе, творческий подход к педагогической деятельности, любовь к детям. Изучением новых технологий, опыта передовых учителей, постоянный поиск крупиц нового, интересного детям, развивающие их способности – всё это залог успеха в работе. Бесталантных детей нет, а есть занятые не своим делом, счастлив тот ребёнок, которому встретился учитель, понимающий, что ученик должен пройти по собственному пути, а не повторять чей-то чужой. Многого достигает тот, кто осознал необходимость самовыражения и самореализации. Школа – это место, где человек проживает одиннадцать долгих лет личностного становления. Создание ученических презентаций в Pomer Point, значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, формирует положительное отношение учащихся к изучаемому материалу. Очень важно знать, что растет и живет вокруг, как называется, где и когда можно увидеть, и как грамотно и правильно использовать. Информационные технологии помогают детям стать более активными и независимыми учениками. Прививают навыки коммуникативного общения, благодаря возможностям совместно работать над проектами цикла «Край, в котором мы живем».


VI. Рекомендации

Учебно-исследовательская деятельность требует определённой подготовки, как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из её участников. Нужно помнить:
1. Правильное определение сферы научно-исследовательской деятельности, темы и её актуальность;
2. Не давать руководителю готовый перечень литературы по выбранной теме, лишая исследователя навыка приобретения самостоятельности в обращении с дополнительной литературой;
3. Гипотеза должна быть проверяемой, соответствовать фактам, содержать предположения, быть логически непротиворечивым;
4. Формулировать задачи тщательно, так как описание их решения составит содержание, глав;
5. При проведении научного исследования составить план, что позволит надёжно, шаг за шагом познать новые факты и закономерности;
6. Изучить правила оформления основных структурных элементов научно-исследовательской работы;
7. Спокойное и последовательное, аргументированное изложение материала импонирует слушателям;
8 Изучение края должно вестись комплексно, краеведческие объекты нужно изучать всесторонне. 9. Краеведческий материал должен быть достоверным. Рассказы, предания, легенды, вещественный и документальный материал всегда нуждается в предварительном уточнении, прежде чем использовать его в педагогическом процессе; 10.Важно, чтобы краеведение носило систематический характер и не было представлено набором разрозненных сведений, сообщаемых учащимся; 11.Помнить, что обучение на краеведческой основе оказывает положительное влияние на общее развитие школьников, обеспечивает более эффективное усвоение материала, способствует обогащению словаря и развитию связной речи учащихся; в процессе выполнения творческих работ развивается мышление, воображение.
VII. Список литературы
Вешнякова В.Ф. Экология Ставропольского края: учебник для 9 – 11 классов общеобразовательных школ Ставропольского края. – Ставрополь: Сервис школа, 2000.
Статья из журнала: Арцев М.Н. – Научно-исследовательская работа //Завуч для администрации школ. – 2005, № 6. – С.4 – 29.
3.Ивановский В. А., Занимательное краеведение. – Ставрополь, 2003.
4.Дронов А. В. Родные просторы / Савельева В. В., Румынина Н. С. – Ставрополь, 2001.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




15