Статья Организация самостоятельной работы учащихся в соответствии требованиями ФГОС


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта при формировании основных профессиональных образовательных программ образовательное учреждение обязано обеспечивать самостоятельную работу учащихся.
ФГОС СПО регламентируют максимальный и обязательный объём учебной нагрузки учащихся по каждой дисциплине. Объем самостоятельной работы по учебной дисциплине «Литература» составляет 1/3 часть максимального объема учебной нагрузки, т.е. 50% от обязательной, аудиторной нагрузки.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется во время учебных занятий под непосредственным руководством преподавателя.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа выполняется учащимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Я остановлюсь именно на внеаудиторной самостоятельной работе.
Целей организации самостоятельной работы – множество. Для нас актуальна работа с целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся по литературе.
Для того, чтобы самостоятельная работа была результативной, разработано учебно-методическое обеспечение, которое включает в себя средства обучения и средства контроля.
Средства обучения условно можно разделить на три группы:
Учебно-методические средства, использующиеся для руководства
самостоятельной деятельностью обучающихся – методические рекомендации по отдельным темам, или к выполнению отдельных видов работ; включающие в себя:
-инструкции по работе с методические рекомендациями, в т.ч. алгоритмы и образцы выполнения заданий;
задания для самостоятельной работы;
критерии самооценки выполненной работы;
Дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (тексты художественных произведений, научно-популярная литература, аудиокниги, учебные фильмы, видеофильмы и т.п.);
Технические средства, при помощи которых предъявляется и обрабатывается учебная информация (компьютеры, аудио- и видеотехника).
Средства контроля зависят от применяемых форм и методов контроля самостоятельной работы обучающихся. В качестве форм и методов используются: пересказ, тестирование, устный опрос, изложение, сочинение и др.
В качестве учебно-методических средств используются, например, технологические карты, методическая тетрадь учащегося.
Технологическая карта учащегося является подробным путеводителем по конкретной теме, позволяет компактно записать ход изучения материала. В карте широко используются схемы и опорные конспекты как темы в целом, так и отдельных ее фрагментов.
Структура и содержание технологической карты логически вытекает из того, какие требования предъявляются к знаниям и умениям учащихся стандартом образования.
Традиционная методика изучения литературных тем задает определенную последовательность знакомства с материалом. При составлении и работе по карте эта последовательность сохраняется. Алгоритм технологической карты учащегося по теме:
Эпиграфы к теме (психологическая подготовка к восприятию новой темы);
Жизненная и творческая биография писателя (хронологическая таблица – минимум знаний по данному вопросу);
Аналитические задания по биографии;
Темы уроков;
История создания произведения, предлагаемого программой для текстуального изучения;
Вопросы и задания по краткой характеристике произведения (разноуровневые);
Работа с текстом произведения:
а) характеристика персонажей;
б) сравнительная характеристика персонажей.
Темы сочинений.
Имея на руках технологическую карту, учащиеся, по каким-либо причинам пропустившие занятия, могут самостоятельно подготовиться к изучения темы.
Методическая тетрадь учащегося содержит в себе инструкции и памятки по выполнению различных письменных работ:
схема анализа лирического произведения;
схема анализа эпического произведения;
план характеристики героя литературного произведения;
анализ эпизода литературного произведения;
как писать сочинение;
как работать над рефератом;
как учить стихи и др.
Задания, подобранные для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы в качестве домашнего задания для студентов, обучающихся по индивидуальному плану.
Предлагаемые задания соотнесены с образовательным стандартом среднего профессионального образования по литературе. Задания обеспечены справочным материалом и списком литературы.
Использование разработанных методических рекомендаций позволит повысить эффективность самостоятельной работы обучающихся в ПОО, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний, освоению общих и профессиональных компетенций.