Эссе на тему: «Роль педагогического опыта в инновационной деятельности учреждения


Эссе на тему: «Роль педагогического опыта в инновационной деятельности учреждения»
Баженова И.В. ГБПОУ «УМТ»
Администрацию нашего техникума всегда волновал вопрос повышения профессиональной компетентности преподавателей и мастеров п\о, но сегодня повышение уровня методической и педагогической подготовки, совершенствование психолого-педагогической и правовой культуры, готовности коллектива к инновациям стоит особенно остро. Перед техникумом стоит задача: выйти на такие горизонты инновационного развития, которые гарантируют необходимые условия для полноценного качественного образования, как по содержанию образовательных программ, так и по качеству предоставляемых услуг.
Главным ресурсом инновационной деятельности являются кадры. «Кадры решают всё». Несомненно, что инновационная деятельность конкретного человека - дело хорошее и нужное. Но неверно полагать, что, реализуя те или иные новшества на своем преподавательском уровне, можно добиться решения проблем всего образовательного учреждения. Поэтому необходимо разобраться какие факторы влияют на эффективность процесса инновационной деятельности, и что заставляет заниматься преподавателей инновационной деятельностью?
По-моему мнению, можно выделить следующие факторы:
- Интуиция творческого руководителя:
Инновационный процесс, осуществляемый в учреждении, требует четкого и эффективного управления, так как объектом любой педагогической деятельности являются обучающиеся.  Задачи руководства - свести отклонения от прогнозируемого результата к минимуму. В связи с этим, от руководства требуются знание, понимание общих тенденций инновационного менеджмента в управлении образовательным учреждением. Руководству необходимо повышать мотивацию преподавателей к инновационной деятельности, а именно: предоставлять им возможность реализации творческих способностей, показывать полезность их деятельности для ОУ, поощрять различные формы повышения квалификации, активное профессиональное общение и распространение инновационного опыта, участие преподавателей в профессиональных конкурсах. И, конечно, находить возможности морального и материального стимулирования участия педагогов в инновационных процессах. По этому пункту в нашем техникуме руководство выстроило благоприятный мотивационный климат для инновационной деятельности.
- Потребности педагогического коллектива работать по–новому:
Любому преподавателю приходится сложно, творческому – особенно. Потому что творческому преподавателю и мастеру п\о приходится не просто послушно следовать инструкциям, выданными сверху, а самостоятельно переворачивать груды научной, методической, публицистической литературы, чтобы, перемешав эту информацию с собственным опытом, найти точные приёмы и технологии, которые эффективно сработают при педагогическом общении именно с данной группой, с данным обучающимся.
По очевидной причине: современные обучающиеся так быстро меняются, что учить их по-старому просто не получится. Преподавателю стало просто не выжить без участия в инновациях. Творческая деятельность наших преподавателей и мастеров п\о раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, занимательных упражнениях, в создании интересных учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы обучающихся, разработке собственных УМК, программ и различных курсов, внедрении элементов дистанционных форм работы (участие в конференциях, семинарах, олимпиадах, курсах для преподавателей), применении различных образовательных технологий (информационно- коммуникационные технологии, проектно - исследовательская технология, кейс-метод и др.)  Кому-то инновации нашего молодого техникума могут показаться само собой разумеющимися мероприятиями, но для нас эти постепенные шаги очень важны, так как излишняя поспешность в погоне за инновациями в образовательном процессе может принести больше вреда, чем пользы.
- Мотивационно-творческая направленность личности преподавателя и потребность в самовыражении (личностном росте):
Если мы вспомним «пирамиду» человеческих потребностей, составленную американским психологом А. Маслоу, то увидим, что потребности «третьего уровня» (потребность в самовыражении и в личностном росте) играют не последнюю роль в жизни человека. Для многих педагогов важно не только стремление к творческим достижениям, но и стремление к лидерству, повышение статуса в коллективе, достижение большего признания, большая конкурентоспособность как специалиста, профессиональное самоутверждение и самореализация, повышение разряда и т.д. Высокие достижения педагога или мастера п\о в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет. Естественно, что и нашем довольно молодом коллективе «здоровые амбиции» присутствуют и подталкивают преподавателей к инновационной деятельности.
- Психологическая готовность педагога к инновационной деятельности:
Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой — инновация — деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития. Поэтому принуждать преподавателя к инновационной деятельности нет смысла. В нашем техникуме мы стараемся создать творческие группы преподавателей и мастеров п\о, заинтересованных в инновационной деятельности и психологически к ней готовых.
Лучшей мотивацией для «сомневающихся» служит показ успешной деятельности коллег, работающих в инновационном режиме.
Приходя на работу, педагоги и мастера п\о уже имеют собственные мотивы, потребности, ожидания, представления о своей работе, способны ставить перед собой цели. Чтобы инновационная деятельность каждого преподавателя и всех вместе была успешной, необходимо, чтобы: педагоги понимали, каких результатов от них ожидают, были заинтересованы в их получении, а главное, испытывали удовлетворение от своей работы.
Идет время. Педагоги работают, ищут, повышают свое мастерство, меняются и мечтают… Ведь эти люди не успокаиваются на достигнутом, а продолжают движение вперед, как вечный двигатель – учатся сами и учат учиться детей!