СТАТЬЯ: УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Гибадетдинова Наталья Вячеславовна
преподаватель специальных дисциплин ЛТК, г. Лисаковск
E –mail: natalyaevdosha@mail.ruВ работе рассматривается модель управления здоровьесберегающей деятельностью Лисаковского технического колледжа, в рамках деятельности по профилактике аддиктивного поведения. Отражена преемственность поколений в разработке научных трудов по вопросам формирования здоровой личности.
Выделены подходы, основные этапы, итоги реализации и эффективность внедрения управленческой модели здоровьесберегающей деятельности образовательной организации.
«Но самое главное, еще раз повторюсь, - это личное отношение самого человека к своему здоровью и образу жизни. Здесь заставить никого невозможно. Это должен быть осознанный личный выбор».
Н. Назарбаев

Главная задача реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих их здоровье.
Успех — хорошая оценка результатов деятельности. Успех — состояние человека, качественная характеристика деятельности обучающихся, чувство уверенности своих силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Такие ощущения возникают у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия.
Достичь успеха обучающийся может в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье обучающихся. Образовательная среда с такими параметрами является здоровьесберегающей средой образовательного процесса.
В Стратегии «Казахстан – 2050» Н.А. Назарбаев отмечает: «Ыбрай Алтынсарин заложил основы казахского светского образования, он автор первых учебников на казахском языке». Ыбрай Алтынсарин, считал образование одним из главных средств прогресса культуры казахского народа и прилагал все усилия для его развития. Передовые идеи К.Д.Ушинского, сыграли большую роль в формировании просветительских идей Ибрая Алтынсарина. В свою очередь вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали учёного К.Д.Ушинского всегда, что и отражено в его многочисленных трудах, которые очень подробно изучил и положил в основу своей деятельности Ы.Алтынсарин.
В ходе модернизации образовательных пространств, Президентами Казахстана и России определены чёткие приоритеты, направленные на укрепление и сохранение обучающихся независимо от уровня.
Своевременное информирование субъектов образовательного пространства о реализации профилактических программ, организации внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья.
Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная колледжная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.
В педагогической литературе активно ведется разработка теоретико-методологических основ формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Теоретико-методологические основы здоровья раскрываются в исследованиях Вишневского В.А., Зайцева Г.К., Ирхина В.Н., Калачёва Г.А., Лищук В.А., Мостковой Е.В., Татарниковой Л.Г., Янушканец О.А.
В работах Айзмана Р.И, Берсеневой Т.А., Бдиновой Н.Г., Ильюшенкова В.В., Кучма В.Р., Куинджи П.Н., Литвиновой Н.А, Чумакова Б.Н., Шорина Ю.П. нашли свое отражение современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей образовательной среды.
Здоровьесбережение, является частью образовательного процесса, условием, обеспечивающим реализацию образовательных программ на основе сохранения здоровья участников образовательного процесса и самореализации обучающихся, но не существует чётких стандартов здоровьесберегающей деятельности организации образования, каждое располагает своими, средствами для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Следует отметить, что, несмотря на изученность данной проблемы, ряд вопросов остаётся открытым, что подчёркивает необходимость её более основательного изучения.
 Начало нового столетия, когда уклад жизни общества стал резко отличаться большей динамичностью, напряжённостью, одной из центральных проблем общественного развития обозначило проблему сохранения здорового подрастающего поколения, подготовки его к полноценной самостоятельной жизни. Организм человека не может самостоятельно меняться быстро, подстраиваться под нужный ритм развития социально-экономических, общественных перемен в жизни.
Ограничение. Мы рассматриваем управление здоровьесберегающей деятельностью образовательной организации на примере деятельности по профилактике аддиктивного поведения.
Актуальность проблемы исследования обуславливают существующие противоречия в системе образования:
- потребностью в формировании здорового поколения и недостаточной разработанностью эффективных управленческих моделей, позволяющих реализовать здоровьесбережение в системе образовательных учреждений.
Данное противоречие позволило нам пойти на поиск интегрированных путей организации обучающихся в целях сохранения их здоровья, что и стало проблемой нашего исследования, и определило его тему «Управление здоровьесберегающей деятельностью образовательной организации».
Все вышесказанное определило цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность управленческой модели здоровьееберегающей деятельности образовательной организации.
Задачи исследования:
Выявить структуру здоровьесберегающей деятельности образовательной организации.
Проанализировать современные модели управления здоровьесберегающей деятельности.
Проверить эффективность модели управления здоровьесберегающей деятельностью образовательной организации.
Объект исследования: здоровьесберегающая деятельностью образовательной организации. Предмет исследования управление здоровьесберегающей деятельностью образовательной организации.
Для проведения эксперимента необходима база исследования - КГКП «Лисаковский технический колледж», город Лисаковск, Костанайской области, Казахстан.
Выборкой исследования стали, обучающиеся колледжа в возрасте от 15 до 20 лет, а также при проведении проекта по линии государственного социального заказа и старшеклассники школ города.
Гипотеза исследования: если в образовательной организации внедрить управленческую модель здоровьесберегающей деятельности, то уровень сформированности аддиктивного поведения будет снижен.
Методологическую основу исследования составляют системный и личностно-деятельный подходы к подготовке конкурентноспособных специалистов, положения о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, в частности, социально-экономических и природно-климатических факторов.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретические: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, социологической литературы; изучение и обобщение отечественного опыта по изучению аддиктивного поведения; эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, упражнения.
Научная новизна работы заключается в обобщении имеющегося наработанного материала, а также в предложении новых подходов к управлению здоровьесберегающей деятельностью образовательной организации.
Теоретическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при анализе механизмов предупреждения аддиктивного поведения студентов нашего колледжа.
Практическая значимость исследования, в применении рекомендаций и оказания помощи социальным педагогам, психологам и родителям студентов в направления профилактики аддиктивного поведения.
В соответствии с целью, задачами и логикой исследования, определены следующие его методы: теоретический – анализ социологической, педагогической, психологической, валеологической литературы по теме исследования; обобщение передового отечественного и зарубежного опыта; эмпирический – анализ соответствующей документации, педагогические наблюдения, анкетирование, тестирование, беседа, дискуссия, опытно-поисковая работа; методы математической статистики для обработки и определения статистических данных.Сегодня в век компьютерных технологий, всеобщей доступности к знаниям и при всём при этом минимуме запретов, сложно сказать о том, что кто - то из нас независим. Не имеет каких то привычек и странностей.
Мы потеряли умение общаться красивым русским или казахским языком, нам давно не читают стихи под луной, мы забыли о теплых лужах после дождя, о цветной радуге, о прекрасных дружеских объятьях, всё это нам заменили «посиделки» в социальных сетях.
Все хорошо в меру, но когда эта мера переходит за грань, а у несформировавшегося подростка грани имеют несколько размытые очертания, а в силу различных факторов не всегда успеют одёрнуть за руку родители, организации образования, общественность, то возникает проблема, проблема зависимости. Еще пару десятков лет назад, человечество определяло аддикцию, как зависимость к лекарственным препаратам, но сегодня этот классификатор разросся до невероятных размеров. Почему? Ответ на это вопрос лежит в социуме, произошло смещение авторитетов, смещение допустимого диапазона нравственности, что неизбежно ведёт к негативным последствиям.
Студенты нашего колледжа находятся на том этапе своего жизненного становления. Когда проще всего вступить в какую либо зависимость. Цели, которые могут быть преследованы, различны: понравится своей новой компании (если студент первокурсник), не выделяться на фоне окружающих, стремление быть взрослее, быть похожим на родителей.
Независимо от страны живём мы по закону. Все сферы жизнедеятельности человека регулируются нормативно правовыми актами государства. Благодаря тому, что многое страны в 1999 году, в том числе Россия в 2003 году и Казахстан - первое центральноазиатское государство, в 2010 году, вошли в Боллонский процесс, процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы. Уровни образования в странах Болоннского процесса должны быть идентичными, соответственно и компетенции, и профессиональные навыки логически выстроены и соответствовать принципу преемственности, отмеченному как одним из главных в Законе РК «Об образовании» и в ФЗ «Об образовании в РФ».
Современный молодой человек, это свободный, независимый как в выборе своей жизненной позиции, так и в выборе приоритетов полноценный субъект общества. Данные категории прописаны в ФГОС Российской федерации и в ГОС Республики Казахстан в разделах формирования компетентностях характеристик обучающихся на различных уровнях образования. Отличительной особенностью наших стандартов является то, что установленные требования при реализации ФГОС по результатам освоения основной образовательной программы являются: личностные, метапредметные и предметные, а в ГСО РК личностные, системно – деятельностные и предметные. Но в то же время в основу ФГОС заложен сам системно – деятельностный подход, который говорит нам о самом главном о формировании готовности к саморазвитию, т.е. об осознанности влияния всех негативных зависимостей на становление личности и социализацию.
Мы предположили, что реальное количество молодых людей, которое будет охвачено в результате проведения планируемых мероприятий составит 300 человек; произойдут положительные изменения в отношении своего здоровья и выбранных жизненных приоритетов среди обучающихся, также частично будут достигнуты цели, определённые Стратегией развития Казахстана до 2050 года и ежегодными Посланиями Президента Республики Казахстан народу Казахстана.Вторым этапом реализации проекта, стало изучение допроектной ситуации. Аддикция - это зависимость, вид отклонения от нормы, имеет много ответвлений.
Для проведения программы, направленной на профилактику аддикций у студентов и старшеклассников был разработан план.
таблица 2.1 Рабочий план реализации проекта
№ Проект Количество мероприятий Сроки проведения Место проведения
(название населенного пункта, наименование учреждения) Целевая группа
и ожидаемое количество участников
1 Социологический опрос 2 август - ноябрь административная территория города Лисаковска не менее 130
2 Круглый стол 2 август - ноябрь административная территория города Лисаковска не менее 100
3 Тренинг -семинар 2 август – ноябрь административная территория города Лисаковска не менее 100
4 Конкурс на лучшую антирекламу 1 Октябрь –ноябрь административная территория города Лисаковска Не менее 20
5 Флеш – моб «Мы выбираем жизнь!» 1 Ноябрь административная территория города Лисаковска
Не менее 100
Охват исследованием студентов в Лисаковском техническом колледже составило 82 человека, школы города – 64 человека.
Для изменяющегося поведения учеников школ города и обучающихся Лисаковского технического колледжа, была за основу взята методика Лозовой Г.В., которая наиболее полно раскрывает подвиды зависимости, и наиболее адаптирована для молодых людей от 15 до 20 лет. Данный тест позволяет проанализировать зависимости по 13 направлениям и выявить уровень общей склонности к зависимостям. Всего в эксперименте приняло участие 146 человек. Забегая вперёд, больше всего, нас обрадовало то, что крайне опасных видов зависимости среди старшеклассников города и обучающихся ЛТК, выявлено не было.
диаграмма 1. Сводная результатов выявления аддикций обучающихся ЛТК и старшеклассников школ города

Наблюдая сложившуюся картину, делаем вывод, что молодые люди, в большей мере подвержены любовной аддикции, зависимы от здорового образа жизни, от никотина, интернета. Выявилась высокая общая зависимость.
Третий этап реализации проекта стала разработка программы мероприятий, с целью профилактики выделившихся проблем. Основой этой программы стали круглые столы, с участием практикующих и медицинских психологов города, семинары тренинги, проводимые квалифицированными специалистами, создание проектов в рамках конкурса на лучшую антирекламу, проведение флеш – моба, на протяжении проекта осуществлялось распространение разработанных нами информационно – познавательных брошюр.
После проведения проекта был проведён контрольный срез с применением хорошо знакомого нам теста, который показал следующие результаты:
диаграмма 2. Сводная результатов выявления аддикций обучающихся ЛТК и старшеклассников школ города после проведения эксперимента.

Все результаты мы свели в одну таблицу, для того что бы подсчитать эффективность проведённых мероприятий.
таблица 1 Отклонения в результатах выявления аддикции обучающихся ЛТК и старшеклассников школ города
№ п.п. Вид зависимости Показатели уровня
Низкий Отклонение Средний Отклонение Высокий Отклонение
Алкогольная 114 120 +0,05 26 25 -0,04 6 1 -5
Интернет и компьютерная73 73 - 57 61 +0,07 16 12 -0,33
Любовная 37 37 - 55 59 +0,07 54 50 -0,8
Наркотическая 106 107 +0,01 34 33 -0,03 6 6 -
Игровая 96 96 - 40 42 +0,05 12 8 -0,5
Никотиновая 53 70 +0,24 59 55 -0,07 32 21 -0,52
Пищевая 124 124 - 18 18 - 4 4 -
Межполовых отношений 74 74 - 61 61 - 11 11 -
Трудоголизм116 116 - 22 22 - 8 8 -
Телевизионная 80 80 - 56 56 - 10 10 -
Религиозная 129 129 - 11 11 - 6 6 -
ЗОЖ 41 41 - 65 68 +0,04 40 37 -0,8
Лекарственная 122 122 - 20 20 - 4 4 -
Общая склонность 53 66 +0,2 72 63 -0,14 21 17 -0,24
Всего ответов 1218 1255 +0,03 596 594 -0,003 230 195 -0,18
Соотношение ответов, % 60 62 +2 29 28,5 -0,5 11 9,5 -1,5
Из таблицы 1 мы видим, что после внедрения программы были изменены результаты по строкам интернет, алкогольной, любовной, игровой, никотиновой, ЗОЖ и общей склонности к зависимостям, это именно те показатели на которые были направлены наши усилия в процессе проведения проекта. Можно сделать вывод, что наши гипотезы полностью подтвердились и проект можно считать эффективным.
Число людей, подверженных различного рода аддикциям растет изо дня в день, хотя нет человека, который бы не был осведомлен об их смертельной опасности. Наша страна – не исключение. К сожалению, ни постоянная война с табачными компаниями, ни запретительные законы, ни запугивание населения ужасными последствиями результатов не дают. Проблемой лечения наркомании, алкоголизма, токсикомании, интернет - зависимости занимаются ученые многих стран, но радикальных мер пока не предложено.
Здоровьесберегающий компонент это основа образовательного процесса в целом. Мы не раз можем убедиться в том, что здоровый человек – счастливый человек, и болезни, а аддикция -это болезнь, проще предотвратить ,чем лечить.
В программе исследовательского проекта приняло участие 146 обучающихся 11 классов школ и колледжа. Были выявлены основные направления зависимостей, для профилактики которых составлены программы двух круглых столов и двух семинаров – тренингов. Также в рамках реализации данного проекта был проведён конкурс «Лучшая антиреклама табачных, алкогольных и наркотических средств», разработаны и распространены более 380 брошюр профилактического содержания. В работе круглых столов приняло участие 130 человек. В работе тренингов – семинаров приняло участие более 100 человек. На заключительно флеш – мобе было более 100 ребят, которые отправили в небо шары красного цвета, как символ прощания с зависимостями.
Когда мы начинали заниматься этим проектом, не было полной уверенности в эффективности наших действий, но количество участников и результаты исследований, нас удивили. С полной уверенностью можно сделать вывод: эксперимент успешный и требуют дальнейшей реализации, гипотеза доказана: уровень сформированности аддиктивного поведения снижен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Абрамова, С.М. Возрастная психология. /С.М. Абрамова. - М., Высшая школа, 2001.- 319с.
Аскевис-Леерпе, Ф. Психология: краткий курс/Ф. Аскевич-Леерпе, К. Барух, А.Картрон; пер. с франц. М.Л. Какрачун. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 155 с.
Беличева, С.А. "Основы превентивной психологии”/С.А. Беличева. М.: Эксмо, 1993.- 245 с.
Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 2011/1.
Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник/В.Г. Крысько. – Мн.: Харвест, 2004. – 688 с.
Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие/Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. – Новосибирск: Наука, 2008. – 381 с.
Макаренко, А.С. "Методика организации воспитательного процесса” Т.5./А.С. Макаренко. М.: ВЛАДОС, 1997. – 643 с.
Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних/Н.Ю. Максимова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 592 с.
В. Д. Менделевич. Психология зависимой личности. — Казань, 2004. — 240 с.
Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 376 с.
Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения/ А.С. Прутченков. - М.: Эксмо, 1991- 45с.
Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А. Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога. - М.: ГУ по работе с л/с, 2002.
Психология и педагогика военного управления. Учебно-методическое пособие. - / Изд. ВВИА им.В.В.Жуковского, 2002.
А.Л.Свенцицкий. Краткий психологический словарь. — Проспект, 2011. 512 с. — ISBN 978-5-392-01704-1
Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2006. – 350 с.
Справочник психолога-консультанта организации/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии/ И.И. Чеснокова. - М.: Высшая школа, 2007. – 338 с.
Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников/В.В. Шабалина. – СПб.: Сова, 2001. – 599 с.
Энциклопедия практической психологии
www.new.psychol.ras/conf/savina.htm. Савина О.О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте»
www1.rider.edu/psycyber/psycyber.html Интернет зависимость: порождает ли Интернет - зависимость?