Рекомендации по организации и проведению тематических классных часов в СПО
Введение
Воспитание – дело совести,
обучение – дело науки. Позднее,
уже в сложившемся человеке, оба
эти вида познания дополняют друг друга.
Виктор Гюго
Воспитание молодых людей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и профессиональным образовательным учреждением в отдельности.
Определение ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, обретение духовности, общепризнанных и традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи является важным для человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям, осмыслить свое место в жизни. Глобальные проблемы, такие как экономические, духовно - нравственные, стремительно нарастают и подчеркивают возрастающую ответственность в стратегии образования. Формирующаяся личность обучающегося колледжа постоянно оказывается перед выбором, какие ценности, какие идеалы принять, и долг преподавателей и кураторов групп помочь им сделать правильный и осознанный выбор.
Актуальность «Рекомендаций по подготовке и проведению классных часов в профессиональных образовательных организациях» определяются
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования в части формирования общих компетенций, «Стратегией развития образования Ханты - Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года», системой менеджмента качества «Стандартом учреждения «Воспитательный процесс», в соответствии с которыми должны быть сформированы следующие общие компетенции выпускника колледжа:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Воспитательная работа обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
- Гражданско – патриотическое;
- Духовно – нравственное и творческое;
- Формирование профессионала, профориентация;
- Спортивно – оздоровительное.
Целью воспитательного процесса обучающихся является разностороннее гармоничное развитие личности обучающегося, поэтому проведению классных часов в группах должно уделяться особое внимание. Однако в последнее время, классные часы стали становиться формальной формой общения, перестали вызывать интерес у обучающихся.
Повысить интерес обучающихся к классным часам возможно, если они будут основаны на позитивном взаимодействии друг с другом, приглашенными специалистами и с куратором группы. Такое взаимодействие будет эффективным только в том случае, если основано на сотворчестве, сопереживании, соучастии, т.е. совместной деятельности.
Задачами рекомендаций является предоставление кураторам групп:
- повышение эффективности воспитательного процесса, направленного на реализацию требований ФГОС;
- оказание методической помощи в подготовке и проведении классных часов.
В связи с тем, что часть вновь принятых на работу кураторов групп не имеют специального педагогического образования и мало фактического опыта организации воспитательной работы в колледже, в рекомендациях представлено примерное содержание различных видов деятельности и подробные рекомендации для кураторов групп по организации и проведению различных форм и методов классных часов по воспитательной работе, которые могут быть использованы в их практической деятельности.
Основная часть
Понятие, цели и функции классного часа
Одной из основных форм воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Обратимся к высказываниям известных педагогов:
- Н.И.Болдырев «Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы»;
- Е.В. Титова «Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия»;
- В.П.Созонов «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками»;
- М.Л.Маленкова «Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя».
- Л.В. Байбородова «Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру».
Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты, это:
- гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
- форма общения куратора и его воспитанников, где ведущую роль играет преподаватель.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:
классный час выполняет три воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.
Классный час может проводиться в различных формах:
Основные компоненты классного часа
При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы: лекция, беседа, рассказ, чтение материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий, лекции специалистов, анкетирование и анализ его результатов, беседы за круглым столом, обсуждение конкретных событий или ситуаций, диспут, дискуссия, дебаты, "мозговая атака", работа по творческим группам.
Практика показывает, что наиболее эффективными и интересными для студентов являются приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого подростка.
Подготовка к проведению классного часа
В начале учебного года при составлении Плана воспитательной работы с группой на текущий учебный год необходимо определить потребности, проблемы, возникающие при работе с обучающимися. Для этого:
1. желательно провести опрос (письменный, анонимный) всех обучающихся группы или использовать другие методики (примерная форма Приложение 1).
2. выяснить тематические даты, события для данного учебного года (при помощи интернета или библиотеки);
3. выбрать примерные темы классных часов;
4. определить совместно с обучающимися окончательные темы на классном часу.
5. в конце учебного года желательно провести повторный опрос всех обучающихся группы, с целью анализа.
Существует большое разнообразие форм, которые классный руководитель может использовать для организации общения на тематических классных часах. Выбор формы зависит от:
1) цели, которую куратор поставил для классного часа;
2) возраста обучающихся;
3) существующих условий и доступных средств;
4) опытности куратора.
Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:
1) беседа на определенную тем, час общения (обучающиеся рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);2) дискуссия, диспут, дебаты, (группа делится на подгруппы, микрогруппы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь обучающихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);
3) тематическая лекция (лучше, если ее проводит приглашенный специалист - представитель (медицинские работники, правоохранительные органы, социальные службы, общественные, религиозные организации);4) встреча с интересными людьми (готовится заранее, с приглашением известных людей, спортсменов, специалистов, руководителей профильных предприятий, при этом должны быть заранее подготовлены интересующие вопросы со стороны обучающихся).
Этапы подготовки классных часов
1. Определение темы классного часа, постановка целей и задач.
Формальный подход к выбору темы ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на участников.
2. Определение формы проведения классного часа.
3. Определение модератора (ведущего).
Это может быть куратор учебной группы, преподаватель или один из наиболее подготовленных обучающихся, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме.4. Распределение подтем, направлений классного часа между его участниками.
5. Разработка плана подготовки и проведения классного часа.
6. Разработка вопросов, конкретизирующих тему. Вопросы должны быть направлены на всестороннее раскрытие выбранной темы.
7. Определение персональных и коллективных заданий для участников классного часа с учетом уровня их подготовки и индивидуальных особенностей развития.
8. Комплексное методическое обеспечение, в том числе подбор актуальных материалов по теме.
Очень важно научить обучающихся самостоятельно отбирать нужный материал для классного часа. При подборе материалов необходимо учитывать основные критерии отбора информации: актуальность; объективность; значимость; достоверность; оперативность; убедительность.
Обучающимся необходимо научить взвешенно относиться к материалам сомнительного происхождения, тенденциозности, односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности. Куратор группы осуществляет контроль, при необходимости, участвует в подборе актуального материала.
9. Подготовка наглядных материалов – пособий, аудио- и видеосюжетов, при необходимости (и по возможности), работа в Интернете.
Современный куратор группы, являясь активным пользователем компьютера и Интернета, готовит мероприятия с мультимедийным сопровождением в виде презентаций Power Рoint, видеороликов, слайд-шоу.
Значительно повышает интерес к освещаемой проблеме использование собственных материалов участников (мультимедийных презентаций, тематических фотоколлажей, видеосюжетов и т.д.). Это привлекает внимание обучающихся к обсуждаемой теме, способствует всестороннему исследованию поставленной проблемы в дальнейшем, побуждает к ее обдумыванию, аргументированию собственного мнения.
10. Определение инструментария оценки эффективности проведения классного часа, проводят в соответствии с принятым в колледже «Оценочным листом кураторского часа» Приложение 2.
.
4719322007 При проведении информационного часа необходимо учитывать, что:
- классный час должен быть мобильным;
- тема занятия должна быть актуальной, а информация для обсуждения – своевременной, интересной, ненавязчивой и убедительной;
- при подготовке к выступлению большое внимание следует уделять статистическим данным,
- при представлении материалов необходимо активно использовать наглядность, современные технологии (мультимедийные презентации, фото- видео- аудиоматериалы и т.д.);
- информация, которую предлагают модератор и выступающие, должна быть оперативной и, в большинстве своем, неизвестной для аудитории;- предлагаемая информация должна быть беспристрастной. Модератор и выступающие не должны высказывать своих пристрастий;
- классный час должен развивать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Структура классного часа
106045233045
Куратор группы должен предложить обучающимся выработать общие правила общения:
1. С уважением относиться друг к другу.
2. Любое мнение заслушивать внимательно.
3. Пока один говорит, все его слушают.
4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Организация и проведение тематического классного часа
Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор, способствовать духовному развитию обучающихся колледжа.
Тематические классные часы требуют более тщательной и длительной подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение учебного года или всего курса обучения. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в группе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы и должна осуществляется по основным направлениям воспитательной работы колледжа:
- Гражданско – патриотическое;
- Духовно – нравственное и творческое;
- Формирование профессионала, профориентация;
- Спортивно – оздоровительное.
Итак, классные часы – это форма воспитательной работы куратора, при которой обучающиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей у них формированию общих компетенций выпускника колледжа, а также разностороннему гармоничному развитию личности обучающегося.
-55245175895Рекомендуемые сайты для кураторов групп с разработанными классными часами:
http://www.uroki.net/docklruk.htm
http://nsportal.ru/vuz/meditsinskie-nauki/library/2011/12/22/primernaya-tematika-provedeniya-klassnykh-chasov-i
http://www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-dlya-studentov
http://900igr.net/
http://ped-kopilka.ru/
http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/ (проф-обр.рф)
Заключение
Подготовленные «Рекомендации по подготовке и проведению классных часов в профессиональных образовательных организациях» составлены с целью улучшения качества подготовки и проведения классных часов в профессиональном образовательном учреждении, так как позволяют гораздо быстрее и более качественно осуществлять такое направление воспитательной работы, как проведение классных часов в группе.
Содержащиеся в рекомендациях материалы для проведения классных часов с подробным описанием подготовительного этапа, распределения ролей и обязанностей, сценария мероприятия, информационных ресурсов, используемых в ходе проведения внеаудиторного мероприятия, позволят любому, даже начинающему педагогическому работнику организовать и провести классный час на высоком методическом уровне.
Итак, классный час – это форма воспитательной работы куратора, при которой обучающиеся группы принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Приложение 1
Уважаемый обучающийся!
Опрос анонимный
С целью разработки Плана воспитательной работы группы на учебный год, просим максимально честно и правдиво ответить на следующие вопросы:
№ Вопрос Да Нет Иногда Другой
вариант
1. Считаете ли Вы необходимым проведение
классных часов в группе? 2. Считаете ли Вы достаточным проведение
классного часа 1 раз в неделю? 3. Считаете ли Вы достаточным проведение
тематического классного часа 1 раз в месяц? 4. Считаете ли Вы, что классные часы оказывают влияние на Ваше поведение и поступки? 5. Перечислите, пожалуйста, проблемы волнующие Вас в первую очередь?
(здоровье, вредные привычки, взаимоотношения с родителями, друзьями, противоположным полом) 6. Какие из этих проблем по вашему мнению можно обсудить на классных часах?
(поведение на уроках, на уроках, конфликты, поиск работы) 7. Предложите формы (диспут, беседа, час общения, тематический час) проведения классных часов в группе? 8. Специалистов каких направлений (ведомств – медицинские работники, правоохранительные органы, социальные службы, общественные, религиозные организации) по вашему мнению, необходимо пригласить в группу для проведения тематического классного часа 9. Перечислите, пожалуйста, свои пожелания, советы куратору группы на учебный год Спасибо за ответы!
Другие формы опроса обучающихсяМетодика «Незаконченное предложение…» или «Недописанный тезис… Обучающимся группы предлагается за небольшой промежуток времени завершить такие фразы, как:
- Самая главная проблема в нашей группе – это…
- Больше всего меня волнует проблема…
- Я считаю, что в нашей группе необходимо обсудить такую проблему, как…
Метод «Строим новый классный дом!» Обучающимся группы предлагается положить в «строящееся» на классной доске здание, вложить свой «кирпичик» с темой классного часа на новый учебный год.
Метод «Брейнсторминга (мозговой штурм)» Обучающимся группы предлагается в течение 5 -7 минут определить наиболее злободневные проблемы и назвать соответствующие им классные часы.
Приложение 2
Оценочный лист кураторского часа
Дата: ____________
Куратор: _________
Группа: __________
Тема:__________________________________________
Показатель Наличие (соблюдение) Пояснения
Проблема, цель, тема
Форма проведения
Предъявление и анализ ситуации Содержательный компонент
Вступительная часть
Основная часть
Заключительная часть Раздаточный материал, ТСО Мотивация студентов Умение задавать вопросы Педагогическая этика Кол-во присутствующих обучающихся ______________
Выводы и предложения:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись куратора ______________________________________
Подпись зам. директора по УВР_____________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ
В ПОМОЩЬ КУРАТОРУ ГРУППЫ
Рекомендуемые темы классных часов по направлениям воспитательной работы колледжа
1-курс
Направления
воспитательной работы Формируемые ОК Рекомендуемые темы классных часов по направлениям
1 - курс 2 - курс 3, 4 - курсы
Гражданско – патриотическоеОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. "Твои права, подросток"
"Братковский язык"
«Закон обязателен для всех»
«…И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова!»
«Ветеран Великой Отечественной войны в моей семье»
«Вечной памятью живы!»
«Край родной, навек любимый»
«Как молоды мы били» (вечер встречи с ветеранами)
Толерантность – это гармония в многообразии
«Закон и правопорядок»
«Они ушли из жизни молодыми» (духовно-нравственное воспитание)
«Я гражданин России!» (классный час ко Дню России 12 июня)
«В жизни всегда есть место подвигу»
«Ваш подвиг будет жить в веках» (внеклассное мероприятие ко Дню Защитника отечества)
«Защитник Отечества, слава тебе!»
«Край ты мой, родимый край!»
«Овеянные славой: флаг, герб, гимн» (классный час ко Дню Защитника Отечества) «Святое право - Отчизну защищать»
«Горжусь тобой, моя Россия!»
«По долгу службы, по велению сердца»
«Дом, в котором я живу…»
“Я - гражданин России”
«Государственные символы России»
Традиции толерантности в культуре народов Севера
Духовно – нравственное и творческое ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями «Первое впечатление. Какой Я..?»
«И помнит мир спасенный»
"Эти вредные конфликты"
"Веселый день 8-е Марта"
«Мы низко кланяемся тебя, мама!» (внеклассное мероприятие, посвященное Дню Матери)
«Поговорим о вежливости» (правила хорошего тона в общественных местах)
Человек и его манеры (о культуре поведения).
Мир моих увлечений (о культуре досуга).
Поговорим о чувстве такта.
"О культуре внешнего вида"
"Твори добро ради добра"
«Как проявить себя и свои способности» "Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога"
«Счастливая семья – крепкая страна!» (внеклассное мероприятие, посвященное Дню семьи)
«Загадочные образы любви» (классный час, посвященный Дню Святого Валентина)
«Этикет и мы»
«Национальная принадлежность» (особенности национальных культур)
Я среди людей, люди вокруг меня
"О красоте внутренней и внешней"
"Любовь, секс и современная молодежь" «Нам нужен мир!» (внеклассное мероприятие, посвященное Дню Мира)
«Зажги свечу души своей» (вечер встречи выпускников)
«Влияние цивилизации на человека»
«Я и другие. Общение и конфликт»
Учитесь властвовать собой (о необходимости самовоспитания).
Моя миссия в мире …
"Как найти свое место в жизни?"
Семейное счастье
Формирование профессионала, профориентация ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. «День рождения группы»
«Моя профессия (специальность) – сознательный ли выбор?»
«Колледж – наша маленькая страна…»
«Колледж - наша малая родина»
Как подготовиться к экзаменам.
«Правила поведения в НТК»
Хорошо учиться – значит трудиться…
"Что такое самообразование"
«Знай и люби свою профессию» «Влияние творческой деятельности на развитие личности студента»
«В мире профессий»
Талант и труд (встреча с выпускниками колледжа, работодателями).
Моя профессия. Какой я её вижу в будущем?
Как найти работу…
Основные правила трудоустройства…
Как стать профессионалом
Встречи со специалистами, руководителями профильных организаций «Культура делового общения»
Почему я выбрал эту профессию...
Мы – будущие специалисты, мы – будущее России!
Мой колледж – моя судьба
Как устроиться на работу…
Основные правила составления резюме
Основные требования работодателей к работникам
С чего начать поиск работы
Спортивно – оздоровительное ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Пресс – конференция: «Курение - За и против…»
«Семья в моей жизни»
"Пирамида здорового питания"
10 правил, помогающих бросить курить.
«Будущее в наших руках!»
"СПИД - МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"
«Формирование здорового образа жизни. Здоровым быть – счастливым слыть!»
«Мы хотим жить!» (внеклассное мероприятие по профилактике здорового образа жизни)
«Молодежь против наркотиков» (по профилактике наркотической зависимости)
«Береги здоровье смолоду» «Болезнь легче предупредить…» (Профилактика ВИЧ/СПИД)
Урок здоровья по теме: "Правда об алкоголизме"
"Всего одна рюмка…"
«Курить в XXI веке – не модно»
«Влияние вредных привычек на здоровье нации»
«Сумей сказать – «НЕТ»
«Дышите свободно»
«Здоровое питание» (формирование знаний о правильном питании)
Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?
Игра в белую смерть…
"Безопасный секс"
"Алкоголизм".
Десять советов отцам и матерям.
«Нет табачному дыму!»
«Мы против курения!»
«Семья и спорт против наркотиков»
«Здоровье – богатство во все времена»
«Протяни руку помощи» (мероприятие, посвященное профилактике вредных привычек)