Статья: «Через пропаганду здорового образа жизни – к олимпийским вершинам»


Через пропаганду здорового образа жизни – к олимпийским вершинам
2013
Азаренок Виктор Владимирович – директор школы
Государственное учреждение образования «Боровская средняя школа Лепельского района»
Телефон: 8 02132 28165
+375297125652 (МТС)

-6038852461895
Автор: Азаренок Виктор Владимирович
Место работы: Государственное учреждение образования «Боровская средняя школа Лепельского района»Должность: директор государственного учреждения образования «Боровская средняя школа Лепельского района»
Электронный адрес: dianna379@tut.byКонтактный номер телефона: раб. 8 02132 2 81 65, моб. +375297125652 (МТС)
ЧЕРЕЗ ПРОПАГАНДУ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ – К ОЛИМПИЙСКИМ ВЕРШИНАМ
О том, что молодость - самая прекрасная пора в жизни, сказано немало. Так было и так будет, несмотря ни на что! Молодежь - это самый подвижный отряд человечества. Именно ей предстоит жить в новом обществе, не только жить, но и строить наше светлое, здоровое будущее.
Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Важную роль в сохранении здоровья играет спорт. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т. к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Даже великие философы – Сократ, Платон, Аристотель и другие в своих трудах отмечали уникальные возможности спортивных занятий в воспитании всесторонне развитой личности.
В государственном учреждении образования «Боровская средняя школа Лепельского района» большое внимание уделяется профилактике вредных привычек, вопросам сохранения здоровья учащихся, правилам питания, закаливания, безопасного образа жизни, повышению спортивной активности учащихся средствами олимпийского образования.
В школе созданы все условия для развития способностей учащихся, творческой деятельности, сохранения физического и психического здоровья.
Работа по формированию здорового образа жизни и олимпийского воспитания в учреждении образования находится на достаточно высоком уровне. Проводится много мероприятий по спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе. Это спортивные праздники, проведение спортландий, соревнований, малых олимпийских игр, дней здоровья, товарищеских встреч по различным видам спорта и т.д.).
Занятость спортивного зала и разнообразие спортивных кружков и факультативов говорит о насыщенной внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе.
Основными формами работы являются:
Соревнования в рамках круглогодичной спартакиады
Товарищеские встречи по игровым видам спорта между учащимися разных школ, между учащимися и учениками школы, спортландии.
Совместные спортивные праздники с привлечением родителей "Мы - спортивная семья", "Веселые старты"
Мероприятия по олимпийскому воспитанию.
В школе проводятся следующие кружки и факультативы:
Волейбол «Летающий мяч» (Тухто Г.Н.)
«В мире спортивных игр» (Тухто Г.Н.)
Атлетическая гимнастика (Новиков С.В.)
«Силач» (Новиков С.В.)
«Играем в футбол» (Матюшенко В.Л.)
Работают кружки по волейболу, футболу.
Посещаемость учащимися спортивных секций и кружков высокая.
В течение года проходят классные и информационные часы по формированию здорового образа жизни, пропаганде олимпийского движения, ознакомлению учащихся со спортивными  достижениями страны, высокими  личными  достижениями  людей, ставших славой Беларуси, встречи с участниками Олимпийских игр. Вот некоторые из них:
Информационные часы: «Олимпийское движение в Беларуси», «Знаменитые олимпийцы Беларуси»
Устные журналы «Олимпийцы Витебщины», «Олимпийские надежды Беларуси», «История олимпийского движения в Беларуси», «История создания национального олимпийского комитета Республики Беларусь»
Спортивно-музыкальный фестиваль "О, спорт!"
Конкурс стенгазет «Олимпиада - 2012»
Конкурс рисунков «Спорт и мы»
День рекордов
Праздник «Олимпийцы - среди нас»
Малые олимпийские игры
Олимпийский день бегуна
Посажена аллея в честь белорусских олимпийцев в Лондоне - 2012
Большая олимпийская викторина и т.д.
Также учащиеся учреждения образования принимали активное участие в районных, областных, республиканских конкурсах на лучший олимпийский вымпел, эмблему олимпийских игр, конкурсах рисунков и плакатов «Лондон - 2012», «От Витебска до Лондона», конкурсах видеороликов и презентаций «Беларусы в Лондоне», на лучшую олимпийскую смену, «Лето – пора спортивная», «Олимпийское сердце» и т.д.
Создан и функционирует олимпийский уголок «Беларусь Олимпийская», где размещена информация об олимпийском движении в Беларуси, знаменитых спортсменах Беларуси. Также создан уголок «Спортивная гордость школы», где размещена информация о спортсменах, спортивных достижениях школы.
С целью повышения уровня знаний учащихся об олимпийских идеалах, олимпийских традициях и развитии Олимпийского движения в мире, республике, а также повышения ответственности учащихся за свое здоровье, воспитания в них моральных и физических качеств для достойного вхождения в современный мир создан Клуб «Юный Олимпиец», который посещают учащиеся учреждения образования. У Клуба есть свой Устав, Программа, разработаны права и обязанности членов Клуба, выбран актив.
Программа Клуба разработана на основе концептуальных подходов к становлению и развития олимпийского образования в Беларуси и рассчитана на школьный возраст с 10 лет. В программу включены мероприятия содействующие внедрению олимпийского образования в государственном учреждении образования «Боровская средняя школа Лепельского района» Витебской области:
- открытие олимпийских уголков;
- проведение спортивных мероприятий с олимпийской тематикой;
- проведение уроков и информационных часов на олимпийскую тематику;
- проведение викторин и конкурсов на олимпийскую тематику;
-общешкольной олимпийской спартакиады;
 -малых олимпийских игр в летних оздоровительных лагерях;
- участие в районных, областных и республиканских конкурсах и мероприятиях.
Основными задачами программы являются:
-привитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, стремление к физическому совершенствованию, путем сравнения с олимпийскими чемпионами;
-взаимодействие с Белорусской олимпийской академией и региональными Представительствами для участия в совместных проектах и обмене опытом;
-предупреждение появления вредных привычек через заполнение свободного времени полезными занятиями;
-расширение возможности молодежи по участию в общественной жизни;
-воспитание лидеров не только в спорте, но и в жизни;
-обеспечение планомерной образовательной подготовки молодежи, проведение лекционных занятий по олимпийскому образованию;
-информационное обеспечение пропаганды олимпийского движения;
-пропаганда олимпийского движения через проведение конкурсов, викторин на олимпийскую тематику;
-разработка и издание специальной литературы, печатной продукции;
-изготовление сувенирной, наградной и иной продукции с символикой НОК Беларуси.
Представительством НОК Республики Беларусь в Витебской области нашему учреждению образования в 2012-2013 учебном году выдан Сертификат Клуба «Юный Олимпиец». Это был настоящий праздник для детей, их родителей, администрации и педагогического коллектива. Представители НОК Республики Беларусь в Витебской области поздравили учащихся школы с таким знаменательным событием, рассказали об олимпийском движении в Беларуси, в Витебской области, а также вручили лучшим спортсменам школы подарки, сувениры.
     Участие в олимпийской образовательной программе организует молодежь, создает мотив к занятиям различными видами спорта, условия для усвоения принципов самосовершенствования и оздоровления.
Одной из важнейших составляющих физического и олимпийского образования является физкультурно-оздоровительная работа в летний период. Каждый год на базе нашего учреждения образования работает летний оздоровительный лагерь «Боровка», в котором отдыхают дети не только нашего района, но всей республики, а также дети из Ульяновской области (Россия). Ежегодно в лагере «Боровка» оздоравливается в среднем около 300 - 320 детей.
Физическое воспитание в оздоровительном лагере «Боровка» имеет специфические особенности, обусловленные сравнительно коротким периодом пребыванием в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Большое значение имеет то, что лагерь расположен в живописнейшем уголке Беларуси, крае голубых озер и величественных сосен. Эти особенности учитываются при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
Физическое воспитание в лагере представляет один из важнейших объектов работы с детьми и направлено на решение следующих задач:
-укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию детей;
-совершенствование у детей умений и навыков в естественных видах движений;
-привитие интереса и привычки к занятиям физической культуры и спорта;
-пропаганда олимпийского движения через проведение конкурсов, викторин на олимпийскую тематику, малых олимпийских игр;
-знакомство с летними видами олимпийских игр.
Работа по физическому воспитанию в оздоровительном лагере «Боровка» способствует формированию у детей морально-волевых качеств, чувства патриотизма, также осознание необходимости здорового образа жизни, оздоровления.
Мероприятия по физическому воспитанию, удовлетворяют следующим требованиям:
-соответствие возрасту детей;
-соответствие здоровью ребят (основная, подготовительная, специальная медицинская группа) их уровню физической подготовленности;
-неотъемлемая часть режима лагеря;
-отражение общепринятого принципа работы детских организаций -содействие всестороннему развитию инициативы и самодеятельности детей;
-обеспечение разнообразия занятий физическими упражнениями, в первую очередь таких, которые затруднительно или невозможно проводить в течение учебного года, особенно в условиях города (плавание, туризм, упражнения и игры на местности, подвижные игры, спортивные игры, малые летние олимпийские игры).
Физкультурно-оздоровительная работа в лагере согласуется с врачом и предусматривает следующие мероприятия:
-закаливание (воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание);
-занятия в отрядах, кружках, командах, секциях.
-экскурсии, походы с играми на местности;
- спортивные соревнования, олимпийские праздники.
В лагере проводятся регулярные как общелагерные так и отрядные занятия утренней гимнастики. Регулярные занятия утренней гимнастики имеют исключительно большое значение для укрепление здоровья детей. Улучшается работа всех внутренних органов и систем, развитие физических качеств, воспитание воли и характера, что проявляется в повышении общего жизненного тонуса ребенка, его работоспособности. Зарядка проводится под музыкальное сопровождение. С большим удовольствием ребята участвуют в зарядке, которая проводится в виде ритмической гимнастики, танцевальных движений. Упражнения утренней гимнастики подбираются так, чтобы последовательно воздействовать на все основные мышечные группы и внутренние органы.
Разновидности утренней гимнастики: в парах, в кругу, в колоннах, в шеренгах, с песнями, с помощью подвижных игр.

В лагере организованы спортивные секции «Волейбол», «Футбол», «Пионербол», «ОФП». Кроме педагога по физической культуре и спорту и инструктора по плаванию занятия проводят вожатые, ребята, имеющие спортивные разряды. Основное содержание занятий в секциях - разносторонняя физическая подготовка с учетом специфики избранного вида спорта.

Спортивные соревнования - неотъемлемая часть работы по физическому воспитанию в оздоровительном лагере «Боровка».
В процессе их проведения решаются следующие задачи:
1) дать каждому ребенку возможность в соперничестве с одногодками проверить и оценить свои знания, умения, физическую подготовленность;
2) помочь ребятам улучшить свою физическую подготовленность, спортивную форму;
3) выявить сильнейших юных спортсменов для комплектования сборных команд лагеря;
4) повысить спортивную активность детей путем пропаганды олимпийских видов спорта.

Также традиционно в лагере проводятся физкультурные праздники, которые посвящаются выдающимся событиям в жизни страны, в спорте, знаменательным датам (традициям лагеря). Это военно-спортивная игра «Зарница», «Тропа испытаний» с элементами туризма, Малые олимпийские игры, спортландии с родителями и т.д. Эти праздники начинаются с торжественного открытия, построения всего лагеря, приветственного слова начальника лагеря и выступления гостей, массовые физкультурные выступления; выступления лучших спортсменов лагеря и гостей; награждение победителей соревнований; торжественное закрытие праздника.
В лагере проводится агитационно-пропагандистская работа, которая включает:
беседы о значении физического воспитания для детей, о достижениях сильнейших спортсменов Беларуси, мира;
показ спортивных документальных фильмов, где демонстрируются выступления олимпийских чемпионов, призеров олимпиад
выпуск спортивных газет,
спортивные викторины,
рекорды лагеря,
выставка фотографий лучших активистов-спортсменов.
Об эффективности работы педагогического коллектива по оздоровлению детей, приобщению к здоровому образу жизни, олимпийскому воспитанию можно судить по результатам участия в различных спортивных мероприятиях районного, областного, республиканского уровня. Учащиеся нашего учреждения образования являются неоднократными чемпионами, призерами районных, областных, республиканских соревнований. В школе создана достаточно хорошая материально-техническая база для занятий спортом, разработаны сценарии спортивных мероприятий по формированию здорового образа жизни, олимпийскому образованию.
Физическое воспитание тесно связано с нравственным, умственным, эстетическим воспитанием, учит дисциплинировать себя, вырабатывает твердый характер, учит четко выполнять нормы и правила спортивной этики, уважать соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта, формируют стремление к физическому совершенствованию, путем сравнения с олимпийскими чемпионами, воспитывают потребность в ведении здорового образа жизни.
Приложение