Программа кружка краеведческой направленности

Муниципальное образовательное учреждение
«Кебезенская средняя общеобразовательная школа»

Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор школы Протокол ________ (Тадыжеков М.А.)
№ _________ от «_____» _______2016г. Приказ
№ _________ от «_____» _______2016г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «Тропою памяти»
Возраст обучающихся: 10 – 17 лет
Срок реализации: 1 год





Автор-составитель:
Суртаева Надежда Анатольевна,
руководитель комплексно-краеведческого музея «Память»




Кебезень
2016 г.
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Краеведение» разработана с учетом следующих нормативно правовых документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Направленность программы – краеведческая.
Актуальность программы. Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Концепцией развития дополнительного образования.
Отличительные особенности программы. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной алтайской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.
Адресат программы. Обучающиеся по программе дети 10 - 16 летнего возраста, основной группы здоровья, возможно посещение занятий детьми с ОВЗ.
Объем и срок освоения программы. Программа будет реализована в течение 2016-2017 учебного года.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 72. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса в объединении по интересам, сформированных в группы учащихся разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения краеведческий кружок «Пропою памяти».
Режим занятий – 1 занятие в неделю, периодичность занятий еженедельная, продолжительность 40 минут с переменой 10 минут, общее количество часов в год 72.

Цели и задачи программы:
Цель:

· формирование общественной активности личности, гражданской позиции;

· развитие мотивации к поисковой краеведческой деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.;

· развитие познавательного интереса к истории села, района, республики, страны, включение в познавательную деятельность приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.
Задачи:
Изучение прошлого и настоящего, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем регионе, формирование понятия красоты – родной природы, добра, бережного отношения к земле.
Воспитание патриотизма и духовности у учащихся через краеведческие знания, сформировать черты патриотизма и гражданственности.
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
Активизация поисковой и исследовательской деятельности учащихся, выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
Пополнение фондов школьного комплексного краеведческого музея «Память», школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.
Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Тропою памяти” предназначена для проведения внеурочных занятий в МОУ «Кебезенская СОШ».

Содержание программы
Учебный план

п/п
Название раздела, темы
Кол-во часов
Формы аттестации и контроля



всего
теория
практика


1
Краеведение – наука о родном крае.
4
2
2
Анкетирование

2
Экскурсия.
2

2


3
История села Кебезень.
10
2
8
Проекты

4
Достопримечательности села.
18
2
16
Презентация

5
Замечательные люди села.
22
2
20
Презентация

6
Электронный музей.
12
2
10
Оформление сайта.

7
Летопись истории школы.
4

4
Летопись.

Итого
72
10
62



Содержание учебного плана
Раздел1. Краеведение- наука о родном крае.
Теория: Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края.
Практика:Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.
Раздел 2. Экскурсия.
Теория:Экскурсия как форма проведения занятий внеурочной деятельности. Экскурсия в музей для дошкольников.
Практика: Экскурсия. Материальная культура жителей нашего села.
Раздел 3. История села.
Теория: История села Кебезень.
Практика: Сбор фотоматериалов «Кебезень в лицах», архивирование в электронном виде. Сбор материала в музее.
История села Подбор материалов в музее. Экскурсии. Создание презентаций.
Раздел 4. Достопримечательности села Кебезень.
Теория: Сакральные места. Ортош. Какаиха. Школа. Родник. Кызыгыш. Киверь. Экскурсии. Сбор фотоматериалов. Архивирование в электронном виде.
Практика: Создание презентаций.
Раздел 5. Замечательные люди нашего села.
Теория: Человек – легенда.
Практика: Анкетирование населения. Выявление интересных людей. Встречи с односельчанами.
Раздел 6. Электронный музей.
Теория: Архивирование материалов.
Практика: Систематизирование экспонатов музея, работа с инвентарной книгой. Фотосъемка экспонатов. Описание по инвентарной книге. Создание на сайте МОУ «Кебезенская СОШ» электронного музея.
Раздел 7. Летопись истории
Теория: Летопись истории школы.
Практика: Выпускники 11 класса и 9 класса 2016 года. Оформление страницы летописи.

Планируемы результаты
Личностные универсальные учебные действия
основные права и обязанности учащихся в области гражданской ответственности;
знания культурно-исторических и краеведческих особенностей развития села, республики;
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика и гражданина;:
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь.
Регулятивные универсальные учебные действия
смаостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем, родителями, представителями общественности и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Ученик получит возможность научиться:
учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, СМИ и сети Интернет;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
структурировать информацию, включая умение выделять главное и второстепенное.
Ученик получит возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

Календарный учебный график.

п/п
месяц
число
форма занятия
кол-во
часов
Тема занятия
место
проведения
форма
контроля

1
сентябрь

Экскурсия.
4
Краеведение- наука о родном крае.
Музей


2


Экскурсия
2
Экскурсия.
Музей.
2

3
октябрь

Экскурсия
2
История села.
Музей.






2
Легенда о селе Кебезень.

Презентация





4
Кебезень в лицах.

Фотоальбом





2
Кебезень в будущем.

Сочинение

4
ноябрь


2
Достопримечательности села Кебезень.

4





4
Место отдыха Ортош

Презентация





4
Место отдыха Какаиха

Презентация





2
Бом Турочакский, бом Кебезенский







2
Паром






Экскурсия
4
Электроподстанция.
С.Кебезень


5
Февраль – январь - декабрь

Конференция
2
Замечательные люди села.
Музей





Беседа
4
Ветераны ВОВ.
С. Кебезень
Оформление стены памяти.




Беседа
4
Труженики тыла.
С.Кебезень
Фотоальбом
Архив




Беседа
4
Дети – войны.
С.Кебезень
Фотоальбом
Архив




Беседа
4
Депутаты районного Совета депутатов, жители села Кебезень.
С.Кебезень
Фотоальбом
Архив




Беседа
4
Ветераны педагогического труда.
С. Кебезень
Фотоальбом
Архив

6
Апрель - март

Работа а архивом.
4
Электронный музей.
Музей
Выставление материалов на сайт




Работа а архивом.
4
Электронный музей.
Музей





Работа а архивом.
4
Электронный музей.
Музей


7
май

Беседа
2
Летопись истории
Музей
Летопись




Оформление летописи.
2
Летопись истории школы
Музей



Условия реализации программы.
- материально-техническое обеспечение: помещение для занятий по программе – комплексно-краеведческий музей «Память», кабинет истории, кабинет географии МОУ «Кебезенская СОШ»
- перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: ноутбук (компьютер), дисковый накопитель, клей-карандаш, клей ПВА столярный, бумага для копировальной техники 500 листов формат А4, фотобумага 100 листов формат А4, ватман 10 штук, пленка для ламинирования 50 листов А4, папки с файлами 20 – 5 штук, папки с файлами 40 – 5 штук, папки с зажимом – 5 штук, мультифора 100 – 1уп., карандаша простые 5 шт., карандаши цветные 12 цветов – 1 шт., гуашь 6 цветов – 1шт., краски акварельные 12 цветов – 1шт., маркер и текстовыделители разных цветов 10 шт., кисти для рисования – 1 набор, ластик 3 штуки, степлер № 24\6 – 1шт., скобки для степлера 1кор., скрепки.
- информационное обеспечение: архив музея «Память», предметы материальной и духовной культуры жителей села, видеоматериалы о Горном Алтае, презентации, работы детей, фотоматериалы музея и жителей села, интернет источники;
- кадровое обеспечение:
Суртаева Надежда Анатольевна – учитель географии и Истории Горного Алтая МОУ «Кебезенская СОШ»;
Романова Оксана Анатольевна – учитель истории, психолог МОУ «Кебезенская СОШ»;
Кучукова Нелли Михайловна – учитель алтайского языка МОУ «Кебезенская СОШ».

Формы аттестации
Промежуточными формами аттестации могут быть: - анкеты, тесты; - сочинения; - рефераты; - оформление стендов, альбомов; - выпуск стенгазет; - участие в конкурсах, литературных композициях;
- аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом;
-дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая
-разработка, портфолио, перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.

Оценочные материалы

 Методика диагностики патриотического воспитания.
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьника.
Основные отношения.
Показатели воспитанности.
Признаки и уровни формирующихся качеств (от3 до0)

Отношение к обществу
Патриотизм

1. Отношение к родной природе
3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других
2 – любит и бережет природу
1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя
0 – природу не ценит и не бережет

2. Гордость за свою страну
3 – интересуется историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим
2 - интересуется историческим прошлым
1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении взрослых
0 – не интересуется историческим прошлым

3 Служение своими силами
3- находит дела на пользу малому Отечеству и организует их
2 - находит дела на пользу малому Отечеству
1 – участвует в делах на пользу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей
0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе
3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса
1 – в делах класса участвует при побуждении
0- в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает

Отношение к физическому труду
                        Трудолюбие

1Инициативность и творчество в труде
3- находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд
2 – находит полезные дела в классе. Школе выполняет их с интересом
1 – участвует в полезных делах в классе, школе, организованных другими
0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творческий подход не проявляет

6. Самостоятельность в труде
3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей
2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен
1 – трудится при наличии контроля
0 – в трудовых делах участия не принимает

7. Бережное отношение к результатам труда
3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует к этому других
2 - бережет личное и общественное имущество
1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу
0 – не бережлив, допускает порчу личного и общественного имущества

8. Осознание значимости труда
3 – осознает значение труда, сам находится работу по своим силам и помогает товарищам
2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам
1 – не имеет четкого представления о значимости труда, при выполнении работ по силам нуждается в руководстве
0 – не осознает значимости труда,
не умеет и не любит трудиться

Отношение к людям
Доброта и отзывчивость

9. Уважительное отношение к старшим.
3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников
2 – уважает старших
1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве
0 – не уважает старших, допускает грубость

10. Дружелюбное отношение к сверстникам
3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость.
2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам.
1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших
0 – не отзывчив, иногда жесток.

11 Милосердие
3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других
2 – сочувствует и помогает слабым и больным
1 – помогает слабым, больным при наличии контроля
0 – не отзывчив, иногда жесток

12 Честность в отношениях с товарищами и взрослыми
3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - – честен в отношениях с товарищами и взрослыми,
1 – не всегда честен
0 – не честен

Отношение к себе
Самодисциплина

13. Развитая добрая воля
3 – проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй воли сверстниками
2 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее
1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других
0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать

14. Самоуважение, соблюдение правил поведения
3 – добровольно соблюдает правила поведения, требует этого от других
2 - добровольно соблюдает правила поведения, не заботится о других
1 – нормы и правила выполняет в случае контроля со стороны
0 - нормы и правила не выполняет

15. Оригинальность и пунктуальность
3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других
2 - своевременно и качественно выполняет любое дело
1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле
0 – начатые дела не выполняет

16. Требовательность к себе
3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках
2 - – требователен к себе и стремится проявить себя в хороших делах и поступках
1 – не всегда требователен к себе, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках
0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.


Анкета «Патриот»
Данная анкета может быть использована в работе с учащимися для определения уровня сформированности  личностных качеств гражданина – патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.
Данную анкету могут проводить педагог, воспитатель.
Обработка и интерпретация проводятся только социально – педагогической службой ОУ ( социальный педагог, педагог – психолог)
Обработка и интерпретация результатов проводятся по методу контент - анализа ( по частоте встречающихся ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Время проведения – 20 минут.
Цель анкетирования:
Определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему миру.
Определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентации школьников.
Определить градацию личностных качеств, входящих в понятие  « патриот».

Образец опросного листа.
Ф.И. _________Возраст _____________Пол___________________
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы и выполните задания.
Считаете ли вы себя патриотом?
1.Да
2. Нет
3. Частично
4. Не знаю
II.  Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
Школа
Родители
Окружающие люди, друзья
СМИ
Органы власти
Другое_______________________________
III. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
национальное самосознание, гордость за принадлежность к  своей нации, народу.
Непримиримость к представителям других наций и народов.
Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в –интересах своей Родины- России.
Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее благополучия или спасения.
Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство,  в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире.
Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи.
Патриотизм- это лишь романтический образ, литературная выдумка.
Другое ______________________________________________________
IV. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
Нет желания
Нет возможности
Считаю это не актуальным
4.  Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и  жизненных ценностей человека.
   Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).  Оцените по 10-бальной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас:
активная деятельная жизнь
жизненная мудрость
здоровье (физическое и психическое)
интересная работа
красота природы и искусства
любовь (духовная и физическая)
материальное обеспечение жизни
наличие хороших и верных друзей
общественное признание
познание (образование, кругозор)
продуктивная жизнь
развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование)
развлечения
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
счастливая семейная жизнь
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
творчество (возможность творческой деятельности)
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий)
аккуратность (чистоплотность)
воспитанность
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
жизнерадостность
исполнительность
независимость
непримиримость к недостаткам в себе и других
образованность
ответственность (чувство долга, умение держать слово)
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
смелость в отстаивании своих взглядов
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
честность (правдивость, искренность)
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
чуткость (заботливость)
V. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?
умение ценить настоящую дружбу
готовность помочь другу в трудную минуту
взаимопонимание
честность, порядочность, принципиальность
приятная внешность
хорошие манеры
умение модно одеваться
смелость
решительность
интерес, знание литературы, искусства, музыки
интерес к политике
наличие фирменных вещей, дисков и т.п.
наличие денег карманные расходы
способности
VI. из предложенных вариантов ответов выберите те, которые в наибольшей степени выражают Вашу точку зрения:
Я люблю, когда другие люди меня ценят.
Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
Я люблю приятно проводить время с друзьями.
VII. Закончите предложения:
1. Каждый из нас верит
2. Каждый из нас готов
3.Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках,
но и _________________________________________________________
Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то _____________________________________________________________
Быть достойным гражданином своей страны - значит быть_______________________________________________________

Методические материалы
Методические рекомендации учителям и родителям по формированию патриотических и гражданских качеств личности учащихся.
Одним из непременных условий патриотического и гражданского воспитания является налаженное взаимодействие всех участников образовательного процесса – педагогов, учащихся и родителей. Формы взаимодействия участников этого процесса могут быть самыми разнообразными.
В системе взаимодействия «учитель – ученик» самыми распространенными будут уроки, внеурочная деятельность, факультативные занятия, проектная деятельность.
В системе взаимодействия «родитель – учитель» привычными становятся собрания, конференции, консультации, участие родителей в организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.
В системе взаимодействия «ученик – родитель» это чаще всего совместные прогулки, экскурсии, беседы, просмотр видеофильмов и др.
Предлагаю некоторые рекомендации по формированию патриотических и гражданских качеств личности школьника в различных системах взаимодействия с ним учителей и родителей.
Рекомендации для учителей.
Постоянно стремитесь к сотрудничеству с учащимися и родителями.
Деятельность учителя должна быть направлена на диалог и отказ от логики диктата. Взгляд на ученика и родителей должен быть как на равноправных участников образовательного процесса.
Выступайте не в роли наставника, а в роли организатора образовательной деятельности учащихся.
Проявляйте в общении с учениками и родителями такие качества, как коммуникативность, толерантность, лидерские умения.
Овладевайте методикой использования активных и интерактивных методов обучения учащихся и организации работы с родителями.
Постоянно интересуйтесь событиями, происходящими в деревне, районе, области.
Первые шаги по организации новой системы взаимодействия учителей и учащихся в условиях патриотического и гражданского воспитания и образования могут быть осуществлены в системе специальных мероприятий обучающего типа, например,
Стартовый семинар «Что такое патриотическое и гражданское образование: актуальность или мода?», Педагогический совет «Осознание необходимости и актуальности гражданского образования в нашей школе», «Современные требования к личности учителя в новых культурных ценностях гражданского общества».
Заседания МО школы по темам: «Мой предмет и патриотическое воспитание», «Патриотическое и гражданское воспитание во внеклассной работе».
Особенность организации образовательного процесса очнная, в условиях сетевого взаимодействия МО «Кебезенская сельская администрация» и др. Применяя различные формы организации учебного занятия: акция, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, представление, презентация, рейд, семинар, , экскурсия, экспедиция, эксперимент и т.п. Используя педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного обучения и др.
Дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты.

Список литературы

Алтайцы (Материалы по этнической истории)/Сост., предисл., коммент Н.В. Екеева. – Горно-Алтайск, 2005.
Алтайский национальный костюм. Горно-Алтайск, 1990.
Белоусова И. Я. Программа «Музейное дело». Издательство ОмГПУ. 2007 г.
Боевая слава Горно Алтая. – Горно-Алтайск, 1998.
Гордиенко П. Ойротия. – Новосибирск, 1931. – 2-е изд. – Горно-Алтайск, 1994.
Модоров Н.С. История и культура Горного Алтая. – Горно-Алтайск, 1991.
Республика Алтай. Краткая энциклопедия. – Новосибирск: Изд-во «Арта», 2010.
Тубалары(черневые татары). Этническая история.Традиционная хозяйственная деятельность. Культура. Этноэкология.- Горно-Алтайск, 2008
Труевцева О.Н. Общественные и муниципальные музеи Сибири: исторический опыт и перспективы. Барнаул: издательство АГТУ. 1998.
Варсалова Е. Музейная педагогика // Воспитание школьников. 2000 г. № 5 С. 4-6
Великовская Г. В. Мы моделируем музей// Культурно-образовательная деятельность музеев/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С. 89-96
Попова И. В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3 Барнаул, 1999. С. 199-203
Интернет ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13PAGE 15


13PAGE 14215




15