Использование воспитательных аспектов на уроках физической культуры в современной школе
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №29 города Сызрани
Итоговая работа
на тему: Использование воспитательных аспектов на уроках физической культуры в современной школе
Выполнил:
руководитель физического воспитания ГБОУ СОШ №29 г. Сызрани Тяпаев С.М.
Сызрань 2016г.
Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Проблема заключается в том, что подрастающее поколение находится в условиях ценностных переориентаций и порой не самых положительных, как для самого общества, так и индивида в частности. Поэтому проблема заключается не столько в формировании, а сохранении ценностного отношения к различным явлениям в социальном и личностном плане у подрастающего поколения с учётом изменивших условий реальности. Поскольку физическая культура выступает мощным воспитательным потенциалом, то процесс воспитания будет являться тем процессом, ведущим к формированию ценности физической культуры у школьников.
Составные части известной триады -«духовное богатство», «моральная чистота» и «физическое совершенство»-как атрибуты гармонично развитой, общественно активной личности находятся между собой в неразрывной взаимосвязи, которая проявляется, в частности, во влиянии физической культуры на культуру духовную. Известно, что центральная задача нравственного воспитания-формирование активной жизненной позиции,которая может проявляться и реализовываться в различных сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной и т. д.
С полным основанием можно утверждать, что активная жизненная позиция формируется и в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Занятия любым видом спорта требуют постоянного совершенствования и, таким образом, заставляют преодолевать трудности, вырабатывая трудолюбие, настойчивость. Они немыслимы без максимальных физических и психических напряжений, интенсивных волевых усилий, а значит, воспитывают целеустремленность, самообладание, волю.
«Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество»,-писал А. С. Макаренко. Занятия спортом в числе немногих других видов деятельности постоянно создают именно такие условия. Необходимой нравственной основой подготовки подростка к социализации в обществе выступают такие качества, как трудолюбие, честность, добросовестность, чувство ответственности, самодисциплины. Занятия физической культурой и спортом активно помогают воспитанию и этих качеств. Из опрошенных школьников-подростков подавляющее большинство считает, что учебно-тренировочные занятия способствуют воспитанию у них прежде всего трудолюбия (89,7%), честности(66,8%), добросовестности (54,7%), дисциплинированности (52,9%), воли (46,5%),целеустремленности (45,5%). Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности и продолжают развиваться и совершенствоваться по сегодняшний день. Вопросы сущности эстетического воспитания и его роли в формировании личности всегда интересовали учёных. Слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что люди через 30-40 лет будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Если не сформированы эстетические взгляды, то формирование любого мировоззрения не может считаться законченным.
Внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности, всегда будет пристальным, и с учётом этого количество подходов к анализу сущности такого явления как эстетическое воспитание будет расти. Учитывая разнообразие подходов к исследованию вопросов эстетического воспитания надо отметить стремление исследователей уловить и отразить в определениях и характеристиках саму суть процесса эстетического воспитания. Возможно, это разнообразие отражает многообразие проявлений процесса эстетического воспитания с учетом различных условий, где оно осуществляется.
Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как: 1) процесс формирования эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности; 2) рассматривает его в качестве одного из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающей ее духовный рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека под влиянием искусства и других объектов и явлений реальности.
Эстетическое воспитание-важнейшая сторона воспитания ребенка и как педагогический процесс она основана на психологических процессах, происходящих с личностью ребенка в момент эстетического воздействия. Поэтому если суммировать смысловые векторы проанализированных психологических аспектов, касающихся проблемы эстетического воспитания, то их спектр окажется достаточно широким -это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
В свете современной гуманистической парадигмы эстетическое воспитание представляется неотъемлемым элементом формирования личности, процессом, определяющим уровень ее эстетического развития. В основе эстетического воспитания лежит перевод ценностей материальной, духовной и художественной жизни общества в личный опыт, образующий специфические духовные силы, направленные на созидание (и созерцание) многообразных конкретно-чувственных ценностей и, прежде всего, красоты. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка.
Происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения .Подростковый возраст–период становления личности, активного освоения многогранного мира. Это возраст романтических переживаний, возвышенных чувств и устремлений. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения, эстетических, нравственных установок личности. Подростков в искусстве интересуют сильные, яркие личности, преодолевающие любые трудности и выходящие из них победителями; их привлекает борьба со злом, с силами природы, то есть красота человеческого духа.
Подросток активно осваивает мир, формируя нравственные, эстетические, социальные установки. Это возраст, в котором проявляется склонность к самоанализу, стремление к самоосознанию, самоутверждению и оценке всего происходящего вокруг.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. В старшем подростковом возрасте наблюдается резкая разница в эстетических предпочтениях, взглядах и вкусах у мальчиков и девочек. У мальчиков начинается ломка голоса, появляются первые признаки взросления, возмужания. Стремление выглядеть независимыми, взрослыми и боязнь быть осмеянными за чрезмерную чувствительность, эмоциональность выражаются подчас в намеренно развязной манере поведения, в пренебрежительном отношении к своему внешнему виду, в употреблении жаргонных словечек. У девочек проявляется большой интерес к своей внешности. Они начинают пользоваться косметикой, носят серьги, перстни, цепочки и другие украшения. Стремление «быть, как все», выглядеть не хуже других характерно для многих школьниц. Наибольший интерес у них вызывают лирические произведения и фильмы о любви. Появляются записные книжки, альбомы, дневники, в которых записываются песни, полюбившиеся стихи, высказывания, собственные мысли. Все чаще старших подростков волнуют вопросы, какое место я занимаю в коллективе, есть ли у меня друзья. Раздумывая о счастье, о смысле жизни, о красоте человека, учащиеся способны делать глубокие обобщения, давать правильную эмоционально-эстетическую оценку событиям, поступкам. Высоко ценится дружба в коллективе, красота взаимоотношений между мальчиками и девочками .Стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются также в так называемой реакции увлечения, или хобби-реакции. Одним из видов увлеченияподростков выступают телесно-мануальные связаны с намерением молодого человека развить силу, выносливость, ловкость и вообще моторную искусность в различных сферах.
Подростковый возраст сензитивен для развития активного, самостоятельного, творческого мышления.
Говоря о ценности физической культуры для подростка важно указать на личный смысл этой ценности для мальчика или девочки. Смысл-это значение, которое придается жизни человека вообще и личной жизни в частности. Понятие смысла по масштабу соотносимо не с конкретным желанием, не с эпизодом в жизни, а с жизнью в целом (рисунок 1).
Рисунок 1Масштаб понятия «смысл жизни»
Поиск смысла жизни–это особая работа не только души, но и ума. Об этом нужно уметь думать, то есть обладать особой умственной способностью. Она называется рефлексией. Рефлексия–это способность, позволяющая человеку делать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, самого себя предметом внутреннего анализа и оценки. Благодаря рефлексии мы можем анализировать себя, оценивать, решать, что нам нравится, а что нет. И при необходимости и желании – изменять себя .Если рассматривать эстетическое воспитание в этой системе, то оно позволяет определить подростку цели-подражания, которые способны обеспечит ценность деятельности. Направленной на достижение этой цели, и в дальнейшем трансформироваться в часть смысла жизни или необходимое средство для достижения смысла жизни.Таким образом, эстетическое воспитание имеет большое значение и способно оказывать широкое воздействие на личность подростка. Тесно переплетаясь с особенностями личностного развития ребенка, эстетическое воспитание способно расширить своей воспитательный потенциал и заложить те ценностные основы, которые проистекают далеко за пределы творчества и искусства.
Многочисленные исследования подтверждают, что физкультурно-спортивные занятия эффективно способствуют воспитанию и такой важнейшей нравственной черты формирующейся личности подростка, как умение работать в коллективе. Это происходит не только потому, что занятия сами по себе-ярко выраженная коллективная деятельность, но и потому, что в них реализуется потребность человека в общении с людьми, близкими по интересу к роду занятий, причём в обстановке эмоциональной приподнятости, раскованности и непринужденности. В таких условиях легко формируется чувство дружбы, взаимовыручки, взаимной ответственности. Это подтверждают примеры прочной, долголетней дружбы членов многочисленных спортивных команд -и функционирующих, и давно прекративших существование. Нельзя недооценивать роль физической культуры и в формировании дисциплины труда-этой высшей духовной ценности-через механизм воспитания собранности, коллективной ответственности, умения концентрировать внимание, приобретаемые в процессе соревнований, командных игр, занятий физическими упражнениями.
У физической культуры и спорта одна из важнейших целей-воспитывать у занимающихся активную жизненную позицию, характеризующуюся высокой нравственностью, гражданственностью и патриотизмом. Личностные качества юноши или девушки, приобретенные в школе, так или иначе проявятся в будущем. Поэтому в процессе формирования гармонично развитой личности большую роль играет взаимодействие физического совершенствования не только с нравственным, но и с эстетическим воспитанием. Существенная роль эстетической стороны в физических упражнениях и спорте подтверждается возрастающей популярностью прежде всего тех из них, где эстетические начала выражены сильнее: фигурного катания на коньках, художественной и спортивной гимнастики, акробатики, синхронного плавания и других. Не случайно, очевидно, в школах ряда стран, в том числе Японии, в программы физического воспитания для девочек и девушек включены танцы, причем отводится на них от 15 до 40% общего времени этих программ.
Воздействие физической культуры на культуру духовную наиболее эффективно происходит посредством такого феномена, как массовые спортивные соревнования, являющиеся, по существу, душой массового спорта, важнейшим стимулом физического совершенствования школьников. Цель этих соревнований заключается не в достижении какого-то спортивного результата в метрах, секундах, килограммах или занятых местах. Их главное предназначение-вызвать положительные эмоции, принести радость общения,
самосовершенствования, укрепить здоровье, почувствовать счастье преодоления самого себя. Их важнейшая духовно-нравственная роль и в том, чтобы воспитывать в человеке честность, справедливость, уважение к соперникам, а если это командные соревнования, то и чувство коллективизма,
взаимопомощи, товарищества. Спортивные соревнования достигают гуманной цели тогда, когда отвечают принципам доступности и максимального охвата контингента участников, когда предлагаемые физические нагрузки соответствуют уровню функциональных возможностей и состоянию здоровья их участников. Соревнования эффективны тогда, когда они праздничны по форме организации и несут идейно-нравственную нагрузку по содержанию, а также соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности. Массовые соревнования-это прежде всего игра. Они становятся по-настоящему притягательными, когда в них органически соединяются веселье, яркие краски, музыка. Занятия физической культурой способствуют формированию эстетических чувств, отношения и понимания прекрасного в занятиях физическими упражнениями. В тоже время эстетика физических упражнений способна положительно повлиять на интерес к двигательной активности, стремление достичь успехов в этой области и заложить основы потребности в систематических занятиях и в дальнейшем обеспечить ценностное отношение к физической культуре у подростка. Мир эстетических явлений физической культуры очень сложен и многообразен. Прежде всего, он включает в себя определенные эстетические ценности, стороны и аспекты физической культуры, которые в определенных условиях приобретают эстетическую значимость для человека, вызывают у него эстетические чувства, эстетическое удовольствие, оцениваются им с особой, эстетической, точки зрения. Человек с развитым эстетическим вкусом имеет эстетические потребности, стремиться создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность. Эстетическая ценность обладает объективностью в двух отношениях, во-первых, она представляет собой некоторые предметы, вещи, явления с определенными свойствами, во-вторых, она имеет определенное объективное значение для человека и общества. Формирование эстетической ценности осуществляется в процессе оценки, которую дает человек в момент эстетического переживания. Эстетическая ценность взаимосвязана с другими ценностями материальными и духовными. Эстетическое воспитание и развитие подростков на уроках физической культуры осуществляется с помощью разработанной системы эстетического воспитания на уроках физической культуры. Система эстетического воспитания школьников на уроках физической культуры реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках. Эстетическое воспитание на уроках физической культуры призвано формировать у подростков эстетические потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в её многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить её в реальных действиях и поступках. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Всё это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов, представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.
Объектом форм эстетической деятельности является человек. М.Я. Сараф и В.И. Столяров определяют ее смысл как преобразование человека по законам красоты. Аспектом является формирование красоты телосложения и движений человека. Красивое телосложение предполагает стройность, подтянутость, симметричность, пропорциональность, гармоничность тела человека. Еще в Древней Греции было доказано, что занятия спортом, использование различных физических упражнений позволяют придать телу человека выразительность и красоту. Яркое свидетельство тому - классическая фигура «Дискобола» Мирона, «Копьеносец» Поликлета, «Метатель» Алкаменеса и другие произведения древнегреческого искусства. Для достижения гармоничного физического развития необходимо применение самых разнообразных физических упражнений. Такой путь позволяет развивать не только мышечную силу, но также и ловкость, выносливость, быстроту и другие физические качества человека, а также красоту его движений. Речь идет о достижении точности, свободы, легкости, согласованности и ритмичности, которые характеризуют координационные способности человека и придают эстетическую осмысленность движениям тела. Красота телосложения и красота движений неразрывно связаны друг с другом. Формирование прекрасного в физическом отношении человека предполагает достижение им физического совершенства.
Физическая культура прививает ребенку любовь к «прекрасному», учит видеть и чувствовать красоту окружающей действительности, наполняет внутренний мир духовными ценностями, а также развивает эстетический вкус и повышает уровень его эстетической культуры.
Физическая культура включает представления подростка о самом себе как части природы, уникального и совершенного создания, своём здоровье как ценности жизни; способности сохранять его, выполняя определенные правила и действия.
Если рассматривать эстетическое воспитание подростков на уроках физической культуры, то это педагогический процесс, направленный на овладение подростками знаниями об эстетических сторонах занятий физической культуры и спортом, на развитие и совершенствование способностей правильно воспринимать и оценивать эстетическое в учебно-воспитательном процессе, на формирование потребностей и навыков выполнять свои обязанности «по законам красоты».
В процессе физического воспитания на уроках физической культуры решаются как общие, так и специальные задачи эстетического воспитания. Общие задачи:
–это воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий, имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности;
это воспитание правильного понимания внешней и внутренней красоты человека, исходя из единства эстетического и этического, нравственного;
понимания физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности;
понимания красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций и т.д.
Г.И. Королева и Г.А. Петрова отмечают, что для решения как общих, так и специальных задач эстетического воспитания в процессе уроков физической культурой учитель вооружается знаниями, которые позволяют глубоко разбираться в законах прекрасного, знать особенности эстетического воспитания и чувства, испытываемого человеком в процессе физкультурной деятельности .Методы и приёмы эстетического воспитания разнообразны.
Метод наглядного воздействия (натуральная демонстрация разучиваемых физических упражнений и т.д.). Причём в эстетическом отношении особенно ценна экспрессия, передающая одухотворённость двигательного действия, чувства его исполнителя. Примером может служить высокая культура движений спортсменов высокого класса. Направленная демонстрация таких примеров (во время посещения состязаний, по кино и фото материалам, видеозаписям и т.д.) с соответствующим педагогическим комментариемодин из эффективных методов формирования эстетических представлений в процессе физического воспитания.
Живое, яркое, эмоциональное выразительное объяснение физических упражнений, образный рассказ о двигательных действиях, эстетическая оценка движений, действий и поступков занимающихся. Монотонные, нудные разъяснения в эстетическом отношении противопоказаны. Нередко, даже дельное, но лишённое эмоций, длинное объяснение уступает по своему эстетическому эффекту краткому, но точному и эмоциональному выразительному суждению, образному сравнению, яркому афоризму. Надо, конечно, чтобы такие речевые средства применялись и к месту, и ко времени. Эстетичность речи не имеет ничего общего с деланной красивостью, лишённой живой мысли, трафаретным остроумием и тому подобными словесными украшениями.
Практическое приучение к творческим проявлениям в двигательной деятельности. Труд, направленный на самосовершенствование, в том числе физическое, несомненно, можно рассматривать как «творчество по законам красоты». Физкультурная деятельность, когда она приобретает черты такого творчества, даёт высшую форму эстетического удовлетворения. Путём повседневного приучения к проявлению творческой активности в двигательных действиях преподаватель развивает не только чувства, стремления, но и желаемую активность в действиях занимающихся, их умение самостоятельно искать и находить новое в решении поставленных задач. Плохо, когда тренеры и учителя физической культуры не прививают своим ученикам творческого отношения к тренировке, к занятиям физическими упражнениями, не приучают их к поискам нового, оригинального решения поставленных двигательных задач. Без творческого отношения к спортивной деятельности не могут развиваться ни мышление, ни воля, ни творческие способности занимающихся.
Они зависят от многих условий: объема и качества используемой художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов в своем учебнике по теории и методике физического воспитания указывают, что эстетическое воспитание в процессе физического воспитания может быть реализовано следующими методами:
эмоционально-выразительное объяснение физических упражнений;
технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения, который вызывает чувство восхищения;
вдохновляющий пример в действиях и поступках;
практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями.
При решении поставленных задач могут быть использованы репродукции картин для знакомства учащихся с художественным изображением атлетов, спортивных залов, соревнований и т.д. Это своего рода подготовка к восприятию эстетической составляющей физической культуры и результата занятий физическими упражнениями. На уроках использовали доклады учеников, музыка, демонстрацией кадров кино и картин с помощью мультимедийного проектора.
Легко вызывает положительное эстетическое восприятие красоты физического облика человека: правильное телосложение, гармонически развитая мускулатура, стройность и естественное изящество осанки, пластическая выразительность тела. И наоборот, неприятно воспринимаются рыхлое, физически не развитое тело, вялость мускулатуры, искажённость осанки, неуклюжая походка, плохо координированные движения и.т.п.
Ф.Бэкон утверждал: «В деле красоты отдают предпочтения красивым формам перед красивым цветом и красоте движений лица и всего тела - даже перед красотой форм».
Это самый поэтичный и в то же время, пожалуй, наименее ясный раздел проблемы оптимизации движений. Вместе с тем при анализе литературы об эстетике человеческого тела и движений прослеживается чёткая взаимосвязь между внешностью и состоянием здоровья, эстетичностью движений и их эффективностью. Нужно сказать, что точных научных данных здесь пока ещё мало. Зато много легенд, отражающих вечную мечту людей об идеале красоты. Вот одна из них.С помощью положительного примера, возможно, актуализировать лучшие образцы поведения и деятельности людей для развития у школьников потребности к активной работе над собой, совершенствованию личностных качеств, совершенствование физического тела. Метод приучения в структуре личностных качеств имеет важное значение. Его смысл заключается в многократном повторении действий и поступков учащихся, которые вызывали бы у них желание видеть красивое и соответственно вести себя в природных условиях. При этом методе можно реализовать такие приемы, как постановка воспитательной задачи, разъяснение способов деятельности, показ действия по решению поставленной задачи, организация воспроизведения образцов поведения, последующая тренировка в закреплении способов такого поведения.
Методы одобрения и осуждения являются также важными для эстетического воспитания. Человек стремится к развитию и совершенствованию личностных качеств. Реализуя целевые установки, он прислушивается к оценочным суждениям со стороны. Если его действия и поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению поведения, вызывая прилив энергии и укрепляя уверенность в себе. Такое же воздействие оказывает и метод осуждения, вызывая отрицательные внутренние переживания. Они, как известно, заставляют человека анализировать свои поступки и недостатки, обращать внимание на те внутренние противоречия между характером поведения и возникающими требованиями к нему. К примеру, воспринимая художественные репродукции произведения искусства, ярко отражающие действительность, ученики чувствуют радость или гнев, тревогу или надежду. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного.
Прежде всего, необходимо выбрать форму осуществления эстетического воспитания подростков. В методическом пособии О.Н. Апанасенко и А.В. Потемкина представлены рекомендуемые формы проведения занятий :1.Рассказы или беседы с подростками с применением различных форм активизации внимания учащихся, этапа «эпизодического интереса» (интересные факты, связанные с созданием какого-либо произведения искусства, жизнью и творчеством известных художников, музыкантов и др.), различных презентаций, фильмов, раздаточного материала, просмотра альбомов, репродукций, фотографий.
2.Викторина–форма проведения занятий в виде интеллектуальных соревнований, построенного на материале с использованием «фактора удивления» (способность увидеть в привычном, общеизвестном то, что обычно редко замечаемо, над чем никто не задумывается). Такие уроки повышают эстетическую и интеллектуальную информированность учащихся, интерес к изучаемому материалу.
3.Творческие задания по определению стиля, художественного направления, обоснованного личностного восприятия произведения искусства, включающие различную творческую деятельность и др., развивающие образное мышление, художественную активность.
Комплексное воздействие разных видов искусства на учащегося (синтезирование на уроках искусства произведений литературы, кино, музыки и изобразительного искусства). Сравнительный анализ, как отмечает Крупник Е.П., и сопоставление их специфических и общих, «инвариантных» свойств и особенностей позволяет формировать у школьников способность воспринимать художественный образ в его основных ведущих параметрах, а значит, формировать эстетическое сознание учащихся.
Особую значимость последнего пункта подтверждает мнение Неменского Б.М., который считает, что переживание должно осознаваться как основный метод эстетического воспитания. И, следовательно, принципиально верный путь синхронного рассмотрения эстетических материалов в их взаимодействии с физической культурой.
Таким образом, для высокого уровня методического обеспечения системы требуется включение эстетического аспекта во все методы физического воспитания и обучения подростков. Требуется применение специальных педагогических методов и форм, ориентированных на изучение и восприятие эстетических объектов в действительности и искусстве, активная эстетическая деятельность, контроль и учет результатов работы учителя в данном направлении.
II. Реализация средств эстетического воспитания подростков и анализ результатов формирования ценностного отношения к физической культуре
С целью формирования ценностного отношения к физической культуре у подростков нами была разработана программа уроков физической культуры, которые проводились в течении первой четверти с учащимися 7-го класса. Данная программа содержит описание целей, задач и содержание уроков с использованием методик эстетического воспитания подростков.
Ценностное отношение подростка формируются постепенно в процессе его эстетического воспитания и физкультурной деятельности на уроке путем проникновения данной информации в индивидуально-психологический мир учащегося. Формирование системы ценностного отношения к физической культуре представляет собой процесс становления личности в ходе эстетического воспитания, и эта система является средством реализации определенных общественных целей, в данном случае потребность к систематическим занятиям физической культурой.
Для оценки уровня развития ценностного отношения подростков к физической культуре, нами было проведено исследование. Данное исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап: констатирующий – сентябрь 2015г.
2 этап: формирующий – сентябрь 2015г. - май 2016г.
3 этап: контрольный – май–ноябрь 2016г.
В исследовании приняли участие дети 7-х классов, учащиеся ГБОУ СОШ № 29 г. Сызрани Самарской области . В исследовании участвовали 2 класса детей: экспериментальная – ЭГ: учащиеся 7 «А» - 28 человек и контрольная – КГ: учащиеся 7 «Б» - 24 человека.
Ценностное отношение человека возникает в ситуации свободного выбора и отражает его предпочтения относительно определенной системы ценностей. Э. Фромм указывает, что оно формируется в ситуации выбора между тем, чтобы быть или чтобы иметь. М.С. Каган, Г.П. Выжлецов характеристиками ценностного отношения выделяют бескорыстие, душевное стремление и добровольный свободный выбор, связанный с чувством удовольствия, радости, душевного подъема. Ценностное отношение определяется учеными С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.И. Сагатовский, В.П. Тугаринов, В.Т. Харчева, З.Н. Чавчавадзе, В.А. Ядов и др. через целый ряд признаков, свойственных, так или иначе, всем формам общественного сознания, а именно через: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность и т.д.. Структура ценностного отношения представлена в философии как многоуровневая.
Основываясь на этих мнениях, оценка ценностного отношения подростков к физической культуре проводилась с помощью методики «Ценностные ориентации». Данная методика позволяет нам определить значимость той или иной ценности и факт ее осуществления в практической жизни.
На констатирующем этапе были получены следующие результаты.
Для определения значимости, возможности осуществления и разницы между желаниями и возможностями я провёл тестирование подростков с целью выявления этих данных. Результаты ЭГ и КГ представлены в таблице 1.
Таблица 1 Результаты оценки ценностных ориентаций подростками ЭГ и КГ на констатирующем этапе
№ Характеристика Шкала «Значимость» Шкала «Осуществление» Конфликтность осуществления
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
1 Хорошее материальное благополучие 3,8 4,26 2,7 2,84 1,1
2 Саморазвитие личности 3,75 3,23 3,12 2,83 0,63
3 Известность, популярность 2,98 3,28 2,47 1,98 0,51
4 Теплые, заботливые отношения с людьми 4,16 4,15 4,08 3,52 0,08
5 Физическая привлекательность, внешность 3,73 3,3 3,22 2,8 0,51
6 Любовь к природе и бережное отношение к ней 3,85 3,5 3,44 3,1 0,41
7 Интересная профессия (работа) 3,9 3,4 3,16 2,9 0,74
8 Творчество 2,9 3,7 2,33 3,3 0,57
9 Роскошная жизнь 3,35 3,1 2,73 0,9 0,62
10 Здоровье 3,36 3,2 2,83 2,8 0,53
Как видно из таблицы 1 значимость внутренних и внешних ценностей находится в диапазоне средних и высоких значений. Для детей высокая значимость заключается в хорошем материальном благополучии, теплых взаимоотношениях с людьми, любви к природе, интересной профессии, роскошной жизни и здоровье. Эти предпочтения схожи у детей ЭГ и КГ. Отмечу, что ценностные ориентации детей учитывают и внутреннюю и внешнюю направленность личности современных подростков.
Результаты шкалы «Осуществление» наглядно показывают, как дети оценивают свои возможности в достижении значимых для них ценностей. Если дети выбирают высокую значимость материального благополучия, то вот возможность реализации оценивается детьми ниже среднего как в ЭГ, так и КГ. Это также относиться к известности, роскошной жизни, т.к. разница между этими показателями очень большая.
Такая ценность как «Саморазвитие личности» в КГ конфликтность осуществления показывает в среднем 0,4 едн., тогда как в КГ эта разница составляет 0,63 едн. Важно, что дети понимаю важность самосовершенствования, однако ряд факторов, по их мнению, может препятствовать этому. Рассчитанный диапазон позволяет определить уровень конфликтности осуществления ценностей (таблица 2).
Таблица 2 Диапазон уровней конфликтности осуществления ценностей
Уровень Диапазон (в баллах)
Высокий 1,50 ÷ 4,00
Средний 0,90 ÷ 1,49
Низкий 0,00 ÷ 0,89
Важным результатом для нашего исследования является физическая привлекательность и здоровье. И ту и другую ценность можно рассматривать под влиянием и внутреннего мира ребенка, так и внешней среды. Физическая привлекательность не только может быть врожденной, но и достигнутой за счет систематических занятий физическими упражнениями. Так же можно оценить и показатель здоровья (таблица 3).
Таблица 3 Конфликтность осуществления ценностных ориентаций в ЭГ и КГ
№ Характеристика ЭГ КГ Уровень
1 Хорошее материальное благополучие 1,1 1,42 высокий2 Саморазвитие личности 0,63 0,4 низкий3 Известность, популярность 0,51 1,3 низкий/средний
4 Теплые, заботливые отношения с людьми 0,08 0,63 Низкий
Продолжение таблицы
5 Физическая привлекательность, внешность 0,51 0,5 Низкий
6 Любовь к природе и бережное отношение к ней 0,41 0,4 Низкий
7 Интересная профессия (работа) 0,74 0,3 Низкий
8 Творчество 0,57 0,4 Низкий
9 Роскошная жизнь 0,62 2,2 низкий/высокий
10 Здоровье 0,53 0,4 низкийВысокой уровень конфликтности отмечен между значимостью и осуществлении ценности материального благополучия (в ЭГ и КГ) и роскошной жизни только в ЭГ. Возможность осуществления всех остальных ценностей дети ЭГ и КГ оценивают реально, поэтому и уровень конфликтности низкий.
Таким образом, подростки оценивает свои возможности и свои ценности достаточно реально. Однако для нашего исследования результаты саморазвития личности, физической привлекательности и здоровья достаточно низкие, хотя и выше среднего.
Подростки определяют свои ценностные ориентации достаточно прагматично, указывая на значимость внешних и внутренних причин на возможность их реализации. К сожалению выбранные ценностные ориентации в качестве критериев оценки формирования ценностного отношения к физической культуре, это саморазвитие, физическая привлекательность и здоровье оцениваются детьми не результатом духовного, личностного развития, а скореевсего данностью. Физическая культура является результатом личностного развития.
В результате полученных данных были разработаны планы уроков физической культуры для 6-х классов, где задачи эстетического воспитания решаются в тесном взаимодействии с формированием ценностного отношения к физической культуре.
Школьные программы по физической культуре не предусматривают никаких эстетических требований. В разделе ''Требования к учащимся" четко и определенно перечисляется все то, чем необходимо овладеть ученику в каждом конкретном классе по видам физических упражнений без ссылок на эстетические требования.
Исследования показывают, что, привлекая школьников физкультуре и спорту, учителя чаще всего обращаются к гигиеническим и утилитарным мотивам: будешь здоровым, сильным, спорт продлевает жизнь. Большинству учащихся заботы о здоровье и долголетии кажутся смешными, их еще это не тревожат. К тому же эффект физических упражнений виден не сразу, а молодость нетерпелива.
Все это говорит о важности формирования у школьников не только упомянутых мотивов, но и мотивов эстетических. Подлинное здоровье выражается в гармонии и совершенстве владения телом. Исследования. проведенные в школах, показывают, что уже второклассники обращают внимание на внешний облик товарищей и особенности своего тела. Им не нравится малый рост, слабосильность, сутулость. Особенно болезненно недостатки своего телосложения переживают старшеклассницы. Они хотят сбавить вес, не быть неуклюжими и т.п. Следовательно, надо заставить учащихся заниматься физкультурой ради своего здоровья и красоты тела.
Эстетическая агитация за здоровье и красоту, а значит, и за физкультуру, как показывает опыт, весьма эффективна.
Не случайно в школьной программе по физической культуре на первое место при обучении физическим упражнениям выдвигается педагогическая оценка качества и формы движений, а не качественные показатели. Необходимо преодолеть безоглядную погоню за рекордами, техническими достижениями, ведущими к негармоническому развитию личности.
Трудности осуществления эстетического воспитания многообразны но они преодолимы. Расширяющаяся и крепнущая год от года материально-техническая спортивная база, обеспеченность учащихся необходимым спортивным инвентарем и оборудованием,состав специалистов, преданных своему делу, постоянное повышение качества учебно-воспитательной работы, безграничные эстетические возможности занятий физическими упражнениями-это далеко не полный перечень предпосылок для успешного решения задач эстетического воспитания.
Ведущей формой данной работы выбран урок. Воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.Педагоги считают, что самой эффективной формой урока эстетического воспитания являются уроки, построенные по законам эстетики, опирающиеся на законы восприятия и воздействия эстетических средств. Данные уроки отличаются тем, что «развиваются как единая двигательная, учебная так и духовная деятельность учителя и ученика, где роль учеников не вторична, а равноправна. В данном уроке физической культуры каждый этап и элемент соотносится с замыслом реализации задач эстетического и физического воспитания в единстве. Большое значение приобретают стиль и манера общения педагога, который является и режиссером урока, и собеседником, но никогда–морализатором или информатором.
Можно выделить ряд требований к организации и содержанию данного урока физической культуры:
-целостность урока на основе сочетанию целей и задач эстетического и физического воспитания;
-оправданность логических связей, контрастов, сопоставлений эстетического и двигательного характера;- реализация элементов художественной формы структуры урока;
-обеспечение единства воспитательно-образовательного процесса, неразрывность этических, эстетических и учебных задач при акценте на культуру чувств;
- мастерство ведения урока с элементами эстетического воспитания;
-умение создать обстановку для созерцания, для диалога, способствующую обмену эстетическими впечатлениями;
-структурирование учебного материала урока физической культуры по принципу взаимной дополняемости, способствующей объемному видению проблемы, использование метода эстетического контекста для создания целостного урока;
-опора на методы художественной педагогики в освоении физкультурного материала;
-создание интонационной атмосферы урока как в области ведения урока при создании доверительных отношений, так и в характере взаимодействия со средствами эстетического воспитания;
-деятельностно-практический подход к каждой теме и в проработке элементов урока.
Основные требования к методам эстетического воспитания, используемые на уроке физической культуры:
-необходим показ, демонстрация произведения искусства во время рассказа;
-учащихся не следует перегружать обилием имен, названий, фактов, лучше сосредоточить их внимание на двух-трех объектах эстетического воспитания и тем самым избежать беглости и хаотичности восприятия;
-демонстрировать те репродукции, которые соответствуют оригиналу, передают основное содержание произведения;
-при демонстрации диа- или видеофильма, проигрывании музыкального произведения должны быть обеспечены полнота и целостность эстетического восприятия;
Рекомендуемые средства эстетического воспитания взаимосвязаны и дополняют друг друга, причем каждое из них имеет многообразную педагогическую направленность, способствует выработке различных физических навыков и умении, а также формированию ценностного отношения к физической культуре. Применение всех средств в совокупности обеспечивает при правильном физической развитии занимающихся воспитание у них широкого диапазона эстетических качеств, обеспечивает развитие активной жизненной позиции, предполагающей сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела как повседневную норму поведения.