Доклад на тему: «Проектирование образовательной среды дошкольной организации, как один из аспектов подготовки детей к школе».
Доклад на тему: «Проектирование образовательной среды дошкольной организации, как один из аспектов подготовки детей к школе».
Подготовила Шамрюкова Гульнара Хайдяровна, воспитатель.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям”.
Сухомлинский В.А
Взгляд на образование, в контексте создания условий для развития личности, ее воспитания и обучения, предполагает более глубокое изучение и определения возможностей образовательной среды в этом процессе.
Выявление влияния окружающей среды на развивающую личность актуализировалось в России в начале двадцатого столетия в связи с реформированием системы образования, распространением идей свободного воспитания, экспериментальной педагогики. Поиск путей создания новой школы обратил взгляды педагогов на более глубокое использование воспитательных возможностей окружающей среды. Успешность воспитательного воздействия на развивающуюся личность, отмечал С.Т. Шацкий, зависит от совокупности макро- и микровлияний, и условий, поскольку источник развития ребенка лежит в социальной и экономической среде, в которой происходит формирование и воспитание ребенка.
Образовательная среда в общем виде в современных исследованиях (С.Д. Дерябо, Л.И. Новикова, В.А. Ясвин и др.) рассматривается как психолого – педагогическая действительность, как пространство развития, содержащее специально организованные условия для формирования личности, включенные в социальное и предметное окружение. Авторы выделяют такие компоненты образовательной среды, как социальный, предметно – пространственный, психолого – дидактический, содержательное наполнение которых определяется спецификой исследовательской деятельности. Поскольку образовательная среда – это комплексное воздействие на личность, это определенное содержание, реализуемое в процессе формализованного и неформального взаимодействия субъектов образовательного процесса, то ее сущностными характеристиками являются: системность, событийность, культуросообразность, взаимодействие.
Проектируя образовательную среду дошкольного учреждения важно учитывать ряд положений, определяющих ее специфику в решении образовательных задач. Образовательная среда, прежде всего, должна быть развивающей. Создание развивающей образовательной среды определяется личностно – ориентированным подходом, связанным с содействием развитию индивидуальности, субъектных качеств ребенка.
Принципы создания развивающей среды дошкольного учреждения определены в федеральном государственном образовательном стандарте к условиям реализации основной образовательной программы. Это принципы информативности, обеспечивающего разнообразие взаимодействия ребенка с окружающим миром; вариативности, связанного с культурными и художественными традициями; педагогической целесообразности, предусматривающего возможность самовыражения, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
При проектировании образовательной среды в своей подготовительной группе №2 «Незабудка», я, ссылалась на Федеральный государственный образовательный стандарт и так же учитывала проблему непрерывности и преемственности дошкольного и начального образования. Ведь, как говорил В. А. Сухомлинский: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
Предметное пространство группы я обогатила дидактическими материалами, которые включают в себя книжки – раскраски на школьную тематику, дидактические игры, творческие тетради по программе «От рождения до школы» по математике, грамоте, развитию речи, прописи. В этих тетрадях дети занимаются в свободное время, а также некоторые задания решаем вместе на непосредственной образовательной деятельности. В группе я повесила плакаты с алфавитом, цифрами, прописными буквами, таблицей умножения, которые находятся в легкой досягаемости детей, которыми они пользуются. Так же были приобретены принадлежности для сюжетно – ролевой игры «Школа», в которую дети с интересом играют. Это портфели, ручки, тетради, пенал, мелки, доска, на которой дети рисуют, пишут, «учат» друг друга. В группе у нас находится колокольчик, в который я звоню, и дети понимают, что надо убирать игрушки, и обратить свое внимание на меня, ведь скоро начнется непосредственная образовательная деятельность.
В свободное время проводятся как дидактические игры, так и подвижные, такие как «Как собраться в школу?», «Выбери нужные принадлежности», «Что сначала, что потом». Так же мы с детьми организовываем театрализованные представления, игры – драматизации на школьную тему: «Первый день в школе», «Как не получить «2»?», «Утро перед школой». Проводим развлечения КВН, разгадываем кроссворды про школьные принадлежности, названия уроков и многое другое.
Образовательная среда, это не только то, что окружает ребенка, но и то с чем ребенок может познакомиться непосредственно, поэтому с этой целю мы организовали экскурсию в школу №14, где их провели по разным кабинетам, и что не мало важно и интересно, для самих детей – это, то, что им дали все попробовать; в кабинете музыки они пели и пробовали танцевать, в спортивном зале – приняли участие в соревнованиях с учениками первых классов. Просмотрели столовую, другие разные кабинеты, в которых им рассказывали про школьную жизнь, и то, как проходят будни учеников. После таких экскурсий дети с восторгом рассказывали родителям, как замечательно и интересно в школе.
Невозможно проектировании образовательной среды в контексте подготовки к школе без помощи родителей, поэтому с ними ведется параллельная работа. В раздевалке стоят папки – передвижки на тему: «Ваш ребенок – будущий первоклассник», «Как помочь адаптироваться в школе». Лежат буклеты с полезной информацией. Для них проводились собрания на тему «Скоро в школу», «Ваш ребенок – будущий первоклассник», где мы рассказывали про виды школьной готовности, про то, как помочь адаптироваться в первые месяцы школьной жизни, с какими трудностями они могут столкнуться. Так же в марте состоялось родительское собрание с приглашением учителей из МОУСОШ №14, на котором учителя ответили на все интересующие вопросы родителей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проектирование эффективно функционирующей образовательной среды является не маловажным аспектов подготовки детей к дальнейшему школьному обучению. Ведь именно в группе дети проводят большую часть времени, познают окружающее и впитывают все то, что мы им преподносим.