Развивающее обучение в условиях производственного обучения и производственной практики на производстве
Государственное образовательное учреждение “Профессиональное училище № 31” Методическая разработка на тему:“Развивающее обучение в условиях производственного обучения и производственной практики на производстве” Выполнила: Береславцева Ирина Николаевна мастер производственного обучения высшей квалификационной категории г. Волгоград2012 год Актуальность темы Развивающее производственное обучение, осуществляемое в цехах предприятий, является переходным от условий ПУ к условиям предприятия. Специфика перехода заключается во включении учащихся в активную производственную деятельность. Обучение учащихся должно быть высокоорганизованным, с тем, чтобы они могли не только закрепить ранее приобретенные умения и навыки, но и стремиться к эффективному использованию техники, повышению качества выпускаемой продукции.Особенно важное в развивающем обучении значение имеет показ учащимся достижений науки и техники, примеров научно-технического прогресса, использование открытий и изобретений, изучение опыта рационализаторов и изобретателей. Основные требования, предъявляемые к педагогическим технологиям С позиций современных требований центр тяжести в развивающем обучении переносится на развитие личности, ее обучение умению самостоятельно пополнять знания и совершенствовать квалификацию. Подходы к обучению должны быть адекватными.Отсюда необходимость проектирования педагогического процесса, что становится возможным в случае применения педагогических технологий. Педагогические технологии должны актуализировать и раскрыть в человеке его индивидуальные особенности и способности, заложенные в нем творческие начала, а также приобретенные знания и умения. Отражает процессуальный динамичный характер обучения Дает вполне определенные конкретные рекомендации Отражение динамичности обучения На универсализацию подходов к изучению учебного материала На конкретный предмет или на реализацию определенных целей Направленность На обучающихся На обучающих преподавателя, мастера производственного обучения Ориентация Цели, ориентация на результат. Индивидуальные особенности и уровень знания обучающихся. Обоснование и процесс построения в технологии Фактические предпосылки создания Последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, инструментарий достижения целей посредством ориентации на обучающихся и управления обучением. Система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения Определение Рекомендует процесс выбора системы методов, организационных форм и средств обучения с учетом целей и управления обучением Рекомендует применение конкретных методов, организационных средств обучения Назначение Технология обучения Методика обучения Признаки сравнения Цели обучения Дидактические задачи Процесс обучения Технологии Обучающиеся Преподаватель СодержаниеМетодыОрганизационные формыМетодические приемыДидактические средства Реализация педагогической технологии в дидактическом процессе Этапы развивающего обучения 1-й этап. Создание эффективной образовательной среды2-й этап. Формирования малой творческой группы 3-й этап. Четкая формулировка и определение цели урока мастером п/о.4-й этап. Уточнение типа и вида урока Этапы развивающего обучения 5-й этап. Выбор метода проведения урока 6-й этап. Составить модель урока 7-й этап. Проигрывание необходимых проблемных ситуаций с привлечением малой творческой группы учащихся.8-й этап. Систематизация и окончательная подготовка материала к уроку.9-й этап. Контроль за соблюдением последовательности проведения этапов урока, их взаимосвязи и взаимообусловленности. Этапы развивающего обучения 10-й этап. Подготовка рабочего места и необходимых инструментов и материалов. 11-й этап. Интерпретация результатов урока 12-й этап. Определение эффективности нетрадиционной формы обучения. Критерии эффективности урока. Воспитывающий характерУчебно-воспитательная результативность Познавательная активность учащихся Высокая степень развития познавательных способностей и творчества учащихся Самостоятельность учащихся в учебно-познавательной деятельностиВысокая культура труда учащихся Индивидуализация процесса обучения Высокий организационно-методический уровень Заключение Развитие и внедрение новой техники, новых технологий производства ведут к изменениям в содержании труда, необходимости адаптации к новым условиям деятельности. Вот тут-то и проявляется роль полученного ранее образования. Заключение Целью труда в условиях современного производства являются не операции, а технологический цикл, технологическая цепочка как единое целое, требующее от работника понимания общего конечного результата, и, что принципиально, заданное в виде программы (образа). Образ цели, и только он, делает человека труда субъектом осмысленных, творчески выполняемых действий, субъектом контроля и наладки (переналадки) технологии материального и духовного производства. Литература 1. Беляева А. П. “Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах”, М.,“Высшая школа”, 1991 г.2. Скакун В. А. “Преподавание курса “Организация и методика производственного обучения”, М., “Высшая школа”, 1990 г.3. Щукин М. Р. “Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения”, М., “Высшая школа”, 1990 г.4. “Профессиональное образование”, М., 2000г., №6.