Урок по окружающему миру 3 класс «Семейный бюджет»


Конспект урока по окружающему миру(3 класс)
Тема: Семейный бюджет.
Цель: создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Задачи:
– образовательные:
ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом;
формировать представление о структуре семейного бюджета;
повторить изученные экономические понятия;
– развивающие:
развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать оптимальный выбор;
– воспитательные:
формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции;
формировать умение работать в группе;
воспитывать организованность, бережливость.
Планируемый результат: учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, обобщать, делать выводы.
Ход урока.
1.Оргмомент.
-Рада вас видеть на своём уроке. Надеюсь, что наш сегодняшний разговор будет вам интересен, и вы возьмёте в свою копилочку знаний много полезного.
2.СТАДИЯ «ВЫЗОВ».
-Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам вспомнить предыдущий материал и определить главные (ключевые) слова нашего разговора.
ПРИЁМ «Кластер».
1)Это слов в экономике сравнивают с кошельком, в который кладут деньги, а потом тратят. (БЮДЖЕТ) - на доске табличка.
2)Деньги, которые поступают в бюджет. (ДОХОДЫ)-на доске табличка.
3)Деньги, которые тратятся из бюджета. (РАСХОДЫ) - на доске табличка.
-А о каком бюджете мы будем говорить, вам подскажет ребус(7Я).
-Кто же назовёт тему нашего урока? (СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ) - на доске табличка.
-Как вы видите семейный бюджет состоит из доходов и расходов, как и любой бюджет.
-Кто из взрослых в вашей семье работает и получает деньги? Есть ли в вашей семье те кто получает пенсию, стипендию?
Значит в доходы мы относим: зарплата папы, зарплата мамы, пенсия бабушки, пенсия дедушки и стипендию сына или дочери. Таблички - на доске.
-На что ваша семья тратит деньги? Расходы вашей семьи.
На питание, на одежду и обувь, на оплату жилья, на обучение и лечение, на книги и игрушки ,на отдых.(Таблички на доске).
-А как нужно поступать с доходами и расходами, чтобы правильно вести семейное хозяйство? Ответить на вопрос вам поможет учебник поможет учебник. Страница 75.Читаем второй абзац и ищем ответ на вопрос.
(Нужен план доходов и расходов).
-Иначе могут возникнуть неприятности. Например, Иван Петрович купил лодку надувную, чтобы летом ездить на рыбалку. А дома (дело было зимой) он вспомнил, что сыну нужны лыжи. А денег на это уже не осталось.
3.СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЯ».
-Перед вами бюджет семьи Ивановых. (Слайд)
ДОХОДЫ РАСХОДЫ Зарплата папы 10 денежек Оплата жилья и коммунальных услуг 3 денежки
Зарплата мамы 6 денежек Обучение 1 денежка
Пенсия дедушки 3 денежки Продукты питания 6 денежек
Пенсия бабушки 3 денежки Предметы личной гигиены 1 денежка
Одежда 3 денежки
Книги, игрушки 1 денежка
Посещение театра 1 денежка
Отдых 30 денежек
-Давайте посмотрим на сколько правильно семья Ивановых планирует доходы и расходы своей семьи.
-Считаем доходы. Складываем денежки. Доход составил-22 денежки.
-Считаем расходы. Расход составил -43 денежки.
-Что мы видим? Что больше?
-Какой вывод?- Нет плана доходов и расходов.
-Ваш совет. Что делать? Обдумывать расходы и экономить доходы.
-От каких крупных расходов вы бы посоветовали отказаться этой семье?(Отдых-30 денежек)
-Сколько денежек уйдёт на расходы?(16)
-Сколько денежек останется в семье после всех расходов?(22-16=6)
-Семья сэкономила 6 денежек.
ФИЗМИНУТКА.
ПРИЁМ «Игра».
-Я предлагаю вам самим спланировать расходы своей семьи. 1 ряд- одна семья, прошу подойти к первой парте,2-вторая,3- третья.
-Перед вами список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой семейный бюджет.(слайд)
ТОВАР ЦЕНА ВЫБОР
Лекарства 5 рПродукты 50 рОдежда 10 рОбувь 10 рБытовая химия 4 рВелосипед 15 рМузыкальная школа 10 рКниги 5 рКомпьютер 40 рИгрушка 5 рПлатежи и налоги 30 рДиски с музыкой 6 рМороженое, конфеты 5 рФрукты 8 р-Выберите главу семьи и расскажите о своём выборе.
-Налоги и платежи ставятся всегда на первое место.
Посчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
-Я забыла сказать, что доходов у вас всего 100 рублей. Смогли вы уложиться?
-Ваше мнение, какая формула семейного бюджета лучше?(слайд)
-Доходы = расходам
Доходы больше расходов
Доходы меньше расходов?
-Если доходы меньше чем расходы, на чём можно сэкономить?
-Давайте соберём СОВЕТЫ ЭКОНОМИИ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА.(слайд)
Выберите из предложенных советов то, что вы считаете правильным:
1.Планируте семейный бюджет исходя из доходов и расходов.
2.Уходя из дома, выключайте свет.
3.Требуя игрушку, подумай о семейном бюджете.
4.Бережно относись к вещам.
5.Часто разговаривай по сотовому телефону с друзьями.
6.Проси новую игрушку к каждому празднику.
7.Сходил в магазин, оставь сдачу себе.
-Надеюсь, что вам эти советы пригодятся.
4.РЕФЛЕКСИЯ.
Приём «РЮКЗАК».
-Тема нашего урока….
Чему вы научились, что возьмёте в свою копилочку знаний?
Что вы запомнили?
Что было интересным? Трудным?
-Спасибо всем за хорошую работу. Оценкой за урок будет оценка, полученная за домашнее задание.(слайд)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.